Концессионные механизмы планирования деятельности крупных хозяйственных структур

Номер 7. Мир вразнос

Автор выделяет важнейшие составляющие концессионной программы и делает вывод о необходимости и неизбежности постоянных организационно-структурных и экономических преобразований на крупных хозяйствующих субъектах, требующих работников высокой квалификации.

Виталий Падалкин
Концессионные механизмы планирования деятельности крупных хозяйственных структур

"Экономические стратегии", №07-2008, стр. 94-95

Падалкин Виталий Юрьевич — главный бухгалтер ОАО «Концерн “Созвездие”», д.э.н.

Переход к рыночной экономике и существенные преобразования в российской политической и экономической системах в конце прошлого столетия оказали решающее влияние на ситуацию в оборонно-промышленном комплексе (ОПК). Теория и опыт показывают, что по мере усиления интенсивности функциональной деятельности системы ее элементы стремятся к усилению связей, теряя степень свободы, а структура связей стремится к пирамидальной иерархической форме. Основами политики Российской Федерации в области развития оборонно-промышленного комплекса на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу предусмотрен постепенный уход государства от организационно-технологического способа управления оборонной промышленностью. Эти функции передаются ограниченному количеству интегрированных структур. Унитарные предприятия оборонного комплекса преобразуются в открытые акционерные общества. Находящиеся в федеральной собственности акции открытых акционерных обществ в качестве вклада государства передаются в уставные капиталы головных организаций интегрированных структур, чем осуществляется процесс объединения научных наработок, финансовых возможностей, научно-технического потенциала. Предполагается также уменьшение государственной доли в капитале акционерных обществ и головных (управляющих) организаций интегрированных структур ОПК путем размещения их дополнительных акций среди частных инвесторов в целях привлечения внебюджетных источников финансирования.

Для обеспечения баланса экономических интересов государства и участников корпоративных отношений (в том числе предприятий оборонного комплекса, рассмотренных в данной статье на примере ОАО "Концерн "Созвездие"") необходимо решить проблему планирования внутрикорпоративных резервов в сочетании с государственным контролем.

Используемый в статье термин "концессия" определяется как разрешение (процесс и договор) передачи государственных экономических полномочий крупным корпоративным образованиям с целью достижения эффективности в их управлении без нанесения ущерба региону и стране. В статье определены основные положительные факторы возникновения концессионных отношений и выявлены отрицательные стороны развития рыночных отношений в переходный период (рис. 1). Концепция взаимоотношений государства и частного бизнеса, определяемая природой безопасности государства, детально изучена в трудах зарубежных ученых. С одной стороны, государство рассматривается как инструмент осуществления руководящей роли в этом союзе, с другой – провозглашается нейтралитет государства и равенство отношений двух сторон. Однако вопросы концессионных отношений в Российской Федерации с точки зрения механизмов планирования в целях эффективного управления предприятиями в условиях развитого рынка нуждаются в системной разработке.

К концессионным механизмам планирования относим процессы исследования потребностей рынка, использование новейших технологий в целях оптимизации финансирования предприятий, а также учет промежуточных состояний двойного подчинения менеджмента предприятий. Целенаправленное управление концерном возможно на основе производственной программы, положения которой могут быть адаптивными и гибкими и являются во временном масштабе более длительными. Комплексная производственная программа вытекает из государственной и общеорганизационной стратегии и ориентирована на потребителя. Основными составляющими обеспеченности программы развития концессий являются получение государственных заказов и инвестиций в срок, ожидаемое поведение потребителей, акционеров, вклад работников с точки зрения структуры их занятости.

Выделены важные составляющие программы концессии: производственная политика с учетом внедрения сертификации продукции, процессов и персонала; кадровая, маркетинговая, финансовая, информационная политика, а также расширение базы НИОКР. Однако учтено, что в каждом дочернем обществе ОАО "Концерн "Созвездие"" существует свой план, поэтому реализация программы требует гибких подходов. Комплекс целей на предприятиях, придерживающихся стратегии предпринимательства (ОАО "Завод "Ревтруд"", г. Тамбов), учитывает усиление политики персонал-новаторства, развитие интеллектуально-индивидуальных качеств работников для участия их в управлении проектами; производственная программа, базирующаяся на стратегии динамического роста (ОАО "Рязанский радиозавод", г. Рязань) основана на быстрой реализации продукции; в организациях, придерживающихся стратегии ликвидности (ОАО "Алмаз", г. Ростов-на-Дону), используются наиболее оптимальные способы сокращения затрат и т.д.

Выявлено, что за счет диверсификации, узкой специализации, корпоративных соглашений с другими организациями и с крупными многопрофильными структурами, производства высококонкурентной продукции, оперативных решений производственно-технологических проблем будут происходить постоянные организационно-структурные и экономические преобразования на крупных хозяйствующих субъектах, требующих высококвалифицированных работников.

ПЭС 8263/22.10.2008

Литература
1. Белоусов Р.А. Внешнеэкономические связи Советской России в двадцатые годы // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. 1992. № 4, с. 134-141.
2. Ведель Ж. Административное право Франции. М.: Прогресс, 1973.
3. Варнавский В.Г. Концессия смешанной экономики в контексте партнерства государства и частного сектора // Год планеты. Политика. Экономика. Бизнес. Банки. Образование. Вып. 2002 г. М.: Республика, 2002, с. 147-152.
4. Дьяконова И. Иностранные концессии в СССР в 20-е годы // Бизнес и банки. 1994. № 14, с. 8.
5. Ершов В.А. Каким быть закону о концессиях? // Экономическая газета. 1992. № 3, с. 8.
6. Иншакова Е.И. Концессия в СНГ: исторические и теоретические основы развития. Волгоград: Изд-во Волгоград. ун-та, 2001.
7. Кондратьев В.Б. Концессия как форма взаимодействия государства и частного капитала в инвестиционной сфере // Государство и отрасли инфраструктуры в современной рыночной экономике. М.: Наука, 2001, с. 273-290.
8. Коноков Д.Г. Макроэкономическая оценка использования государственных концессий как формы привлечения инвестиций в отечественную экономику: Диссертация. М., 2001.
9. Конопляник А.А., Субботин М.А. Государство и инвестор: об искусстве договариваться (концессионное законодательство в России). М.: ЭПИЦентр – Харьков: Фолио, 1996.
10. Юмашев Ю.М. Иностранные концессии в России и СССР (20-30-е годы) // Государство и право. 1993. № 10, с. 100-111.
11. Борисов В.И. Появление концерна – бесспорный шаг вперед и для предприятий, вошедших в его состав, и для страны в целом // Экономика и жизнь – Черноземье, 2008. №14 (185), с. 4.

Следить за новостями ИНЭС: