Цифровые технологии в социальной поддержке населения: возможности и ограничения

DOI: 10.33917/mic-2.121.2025.118-126

Представлены основные возможности, которые создают цифровые технологии в социальной сфере. Автор подробно рассматривает какие возможности создает цифровая трансформация в данной сфере: многие процессы могут быть автоматизированы, граждане могут получать социальные услуги онлайн, не посещая государственные учреждения, повышается прозрачность и контроль за предоставлением социальных услуг, организации оказывающие социальные услуги могут сократить расходы за счет внедрения новых технологий. В то же время существует ряд барьеров для внедрения цифровых технологий в данной сфере. В статье анализируются основные из них: цифровое неравенство, отсутствие необходимой инфраструктуры, финансовые ограничения, цифровые навыки сотрудников, не создана необходимая нормативно-правовая база.  Использование цифровых технологий в социальной поддержке населения создает множество возможностей, однако для успешной цифровой трансформации данной сферы необходимо учесть все ограничения характерные для социальной сферы.

Источники: 

1. Shah N. et al. The role of digital technology and digital innovation towards firm performance in a digital economy. Kybernetes. 2024. Т. 53. №. 2. С. 620-644.

2. Попов Е.В., Семячков К.А. Инструментарий развития цифровых технологий в государственном секторе. Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. №. 7 (454). С. 1320-1337.

3. Смотрицкая И.И. Государственное управление в условиях развития цифровой экономики: стратегические вызовы и риски. ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. 2018. №. 4. С. 60-72.

4. Milakovich M.E. Digital governance: New technologies for improving public service and participation. Routledge, 2012.

5. West D.M. Digital government: Technology and public sector performance. Princeton University Press, 2005.

6. Savaget P., Chiarini T., & Evans S. Empowering political participation through artificial intelligence. Science and Public Policy, 2018.

7. Афанасьева А.С. Возможности электронного правительства в Сингапуре. Теория и практика общественного развития. 2015. №. 20. С. 174-176.

8. Шахабов И.В., Мельников Ю.Ю., Смышляев А.В. Особенности развития цифровых технологий в здравоохранении в условиях пандемии COVID-19. Научное обозрение. Медицинские науки. 2020. №. 6. С. 66-71.

9. Senbekov M. et al. The recent progress and applications of digital technologies in healthcare: a review. International journal of telemedicine and applications. 2020. № 1.

10. Mitchell M., Kan L. Digital technology and the future of health systems. Health Systems & Reform. 2019. Т. 5. №. 2. С. 113-120.

11. Haleem A. et al. Understanding the role of digital technologies in education: a review. Sustainable operations and computers. 2022. Т. 3. С. 275-285.

12. Timotheou S. et al. Impacts of digital technologies on education and factors influencing schools’ digital capacity and transformation: A literature review. Education and information technologies. 2023. Т. 28. №. 6. С. 6695-6726.

13. Di Pietro, G., Biagi F., Costa P., Karpiński Z., & Mazza J. The likely impact of COVID-19 on education: Reflections based on the existing literature and recent international datasets. 2020. Vol.30275.

14. Ranerup A., Henriksen H.Z. Digital Discretion: Unpacking Human and Technological Agency in Automated Decision Making in Sweden’s Social Services. 2022. Vol. 40 № 2. С. 445-461.

15. Pink S., Ferguson H., Kelly L. Digital social work: Conceptualizing a hybrid anticipatory practice.  URL: https://www.researchgate.net/publication/350182772

16. Архипова Е.Б., Бородкина О.И. Проблемы и противоречия цифровой трансформации социальных служб в России. Социология науки и технологий. 2021. Т. 12. №. 4. С. 116-134.

17. Kuhn P., Buchinger M., Balta D. How to redesign government processes for proactive public services? Electronic Government: 20th IFIP WG 8.5 International Conference, EGOV 2021, Granada, Spain, September 7–9, 2021, Proceedings 20. Springer International Publishing, 2021. С. 29-40.

18. Талапина Э.В. и др. Критерии оценки качества и перспективы внедрения проактивных государственных услуг. Вопросы государственного и муниципального управления. 2024. №. 2. С. 64-84.

19. Nikita B. Evaluating E-Government Maturity and IT Infrastructure in CIS Countries: Insights from the EDGI Ranking Analysis. Computer Science On-line Conference. Cham: Springer Nature Switzerland, 2024. С. 472-481.

20. Knox C., Janenova S. The e-government paradox in post-Soviet countries. International Journal of Public Sector Management. 2019. С. 600-615.

21. Scheerder A., Van Deursen A., Van Dijk J. Determinants of Internet skills, uses and outcomes. A systematic review of the second-and third-level digital divide. Telematics and informatics. 2017. Т. 34. №. 8. С. 1607-1624.

22. Росстат информационное общество. URL:  https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity

23. Фирсов М.В., Вдовина М.В., Савинов Л.И. Цифровизация российской социальной работы: современная практика и пути развития. Теория и практика общественного развития. 2020. №. 9 (151). С. 13-21.

24. Иванова М.М. Проблемы и перспективы развития цифровых технологий в социальной работе с молодежью. Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Т. 13. №. 4. С. 429-442.


Доступ к этой части архива журнала платный.

Вам нужно оформить и оплатить подписку на журнал и зарегистрироваться на сайте.

После получения нами сообщения об оплате Ваш аккаунт будет активирован, и Вы получите доступ ко всему архиву.

Спасибо за интерес к нашим публикациям.


[ Вход для подписчиков ] [ Регистрация для подписчиков ]
Следить за новостями ИНЭС: