С. Луценко прокомментировал

Институт

С. Луценко. Концепция международного терроризма: случай с США

Луценко С.И., аналитик ИНЭС, член экспертного совета Комитета Госдумы по обороне

Автор рассматривает возможные правовые последствия в рамках международного права для должностных лиц США в связи с террористическим актом газопровода «Северный поток». Отдельно рассматривается концепция международного терроризма с учетом правоприменительной практики.

«Истинный реалист, если он не верующий, всегда найдет в себе силу и способность не поверить и чуду, а если чудо станет пред ним неотразимым фактом, то он скорее не поверит своим чувствам, чем допустит факт».

Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»

Введение: роль Совета Безопасности ООН в борьбе с международным терроризмом

В своей статье «How America Took Out The Nord Stream Pipeline» известный американский журналист Сеймур Херш  раскрывает технические детали террористического акта газопровода «Северный поток». В частности, он отмечает, что водолазы ВМС США июне 2022 установили под газопроводы «Северный поток» взрывчатку, которую спустя три месяца активировали норвежцы. Кроме того, самолет ВМС Норвегии 26 сентября 2022 сбросил гидроакустический буй, который привел в действие взрывные устройства. В результате, три месяца спустя были уничтожены три из четырех трубопроводов Nord Stream.

За данной террористической кампанией, отмечает журналист, стоят: Президент США Байден и его команда по внешней политике: советник по национальной безопасности Д. Салливан, госсекретарь Т. Блинкен и В. Нуланд, заместитель госсекретаря по вопросам политики.

С первых дней своего существования «Северный поток-1» рассматривался Вашингтоном и его антироссийски настроенными партнерами по НАТО как угроза доминированию Запада.

По словам источника, непосредственно знакомого с процессом, участникам стало ясно, что Салливан намеревался, чтобы группа разработала план уничтожения двух трубопроводов Nord Stream, и что он выполнял желания президента.

Отвечая на вопрос на пресс-конференции в сентябре прошлого года о последствиях усугубляющегося энергетического кризиса в Западной Европе, Блинкен назвал момент потенциально благоприятным: «Это потрясающая возможность раз и навсегда избавиться от зависимости от российских энергоносителей и, таким образом, лишить Владимира Путина возможности использовать энергетическое оружие как средство продвижения его имперских замыслов. Это очень важно и открывает огромные стратегические возможности на ближайшие годы, но пока мы полны решимости сделать все возможное, чтобы убедиться, что от последствий всего этого не пострадают граждане наших стран или, если уж на то пошло, во всем мире».

Сразу необходимо отметить, что подобные высказывания высокопоставленных должностных лиц (в частности, Т. Блинкена) которые играют центральную роль в политике, имеют особое доказательное значение, когда они признают факты или поведение, ставящие власти в неблагоприятное положение. Они могут быть истолкованы как форма признания (Решение Международного суда по делу «Действия военных и полувоенных формирований на территории Никарагуа и вблизи ее границ» (дело «Никарагуа против Соединенных Штатов Америки») (существо дела), Решение, ICJ Reports 1986, p. 14, § 64)).

Основатели ООН возложили на такую институцию как Совет Безопасности ООН главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет Безопасности был задуман как орган, принимающий решительные меры для предотвращения и устранения угроз.

Совет Безопасности ООН призван играть ключевую роль в заполнении пробелов в стратегии борьбы с терроризмом. С начала 90-х гг. Совет Безопасности ООН неоднократно предпринимал усилия по ослаблению государственной поддержки терроризма и укреплению сопротивления терроризму.

В соответствии со статьей Устава ООН (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) Совет Безопасности ООН определяет международный терроризм как угрозу международному миру и безопасности и что для противодействия этой угрозе необходимо принимать эффективный режим санкций согласно статье 41 Устава ООН.

На самом деле, укрепление политической легитимности, юридической точности и практической эффективности системы санкций ООН имеет решающее значение для будущего человечества. Данный посыл является окончательным смыслом призыва Генеральной Ассамблеи ООН к государствам при обеспечении полного соблюдения ими своих международных обязательств обеспечивать соблюдение законности и предусматривать надлежащие гарантии уважения прав человека в их национальных процедурах включения в перечень физических и юридических лиц в целях борьбы с терроризмом (Резолюция Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций A/RES/68/178 от 28.01.2014).

Как отмечается в Резолюции № 1377 (2001) Совета Безопасности акты международного терроризма представляют собой одну из самых серьезных угроз международному миру и безопасности в XXI веке, а также являются вызовом для всех государств и для всего человечества.

Акты международного терроризма противоречат целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и что финансирование, планирование и подготовка, равно как и все другие формы поддержки актов международного терроризма, также противоречат целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций,

Резолюция 1373 (2001) Совета Безопасности установила для всех государств единые императивные обязательства по борьбе с терроризмом и учредила Контртеррористический комитет для контроля за соблюдением и для содействия оказанию государствам технической помощи.

В Резолюции 1269 (1999), принятой по инициативе России после серии террористических актов, совершенных в 1999 г. в ряде городов Российской Федерации и других стран СНГ, подчеркивается опасность международного терроризма для жизни и благосостояния людей во всем мире, а также для мира и безопасности всех государств. В данной Резолюции Совет Безопасности прямо заявляет о безоговорочном осуждении всех актов, методов и практики терроризма как преступных и не имеющих оправдания, независимо от их мотивов, во всех их формах и проявлениях, где бы и кем бы они ни совершались.

Тем самым, международный терроризм, по мнению Совета Безопасности ООН связан не только с безопасностью отдельных государств, но и включает международный мир и его безопасность.

В международной правоприменительной практике выведена следующая формула.

Государства считаются «потерпевшими государствами» в случае преступлений против международного права, например, терроризма, виновники которых считаются врагом человеческого рода. Международное сообщество, в лице Совета Безопасности ООН, имеет не только право, но и юридическое обязательство реагировать, правда, реагировать в соответствии с законом.

На самом деле, правовые гарантии должны быть подкреплены справедливой процедурой режима санкций со стороны ООН против так называемых государств-врагов человеческого рода. Если это не будет сделано в ближайшем будущем, это будет способствовать обостренной, неблагоприятной коллективной реакции и нанесет ущерб активной борьбе со множеством угроз, с которыми сталкивается мир.

Концепция международного терроризма в правоприменительной практике

Международный терроризм преследует цель нанести ущерб какому-либо иностранному государству или международной организации лицо, похищающее кого-либо или совершающее некоторые другие акты насилия или взрыв или поджог или создающее угрозу жизни человека или имуществу значительной стоимости в результате актов или средств, которые могут обусловить возникновение опасности для общественности.

Как отмечает Конституционный суд Испании, одной из характеристик террористической деятельности является цель создать (или само создание) обстановки тревоги и социальной нестабильности в результате систематического, повторяемого и часто неразборчивого характера этого преступления.

Концепция терроризма может рассматриваться в качестве социального или политического насилия, предназначенного для разрушения конституционного демократического строя или для серьезного нарушения спокойствия. Такое понятие включает другие элементы, такие, как применяемые средства (физическое насилие, а именно разрушение и взрывчатые вещества), получаемый результат (атмосфера коллективного террора) и конечная политическая или социальная цель преступников (отражаемая в характере выбираемых жертв, безразличном отношении преступников к их судьбе или в международных последствиях их актов).

Необходимо, четкая дефиниция преступления терроризма, которое конкретно включало бы виновные действия (actus rea) и виновную волю (mens rea) в качестве составных элементов террористического акта, с тем чтобы избежать выборочного и политически мотивированного толкования вопроса о совершении того или иного террористического акта. Определение терроризма должно также включать альтернативный, а не обобщенный подход к признакам состава преступления, а также отражать ту идею, что установление факта совершения деяния не должно зависеть, в основном, от оценки причиненного в связи с его совершением материального ущерба, его рамок или масштабов.

Терроризм должен включать телеологический элемент, подразумевающий цель создания атмосферы тревоги или социальной нестабильности в результате повторяемого, систематического и очень часто неразборчивого характера преступной деятельности (Доклад Генерального секретаря Организации Объединенных Наций. Меры по ликвидации международного терроризма (Принят в г. Нью-Йорке 02.07.2002 на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН)).

В нашем случае террористический акт связан со взрывом и повреждением газопроводов, с совершением действий, причиняющих значительный имущественный ущерб, создающих опасность гибели людей, причинения вреда их здоровью. Кроме того, теракт совершен в целях осложнения международных отношений и провокации войны.

В Резолюции 51/210 Генеральной Ассамблеи ООН «Меры по ликвидации международного терроризма» отмечается обеспокоенность непрекращающимися во всем мире актами международного терроризма во всех его формах и проявлениях, – включая те, в которых прямо или косвенно участвуют государства, – которые угрожают жизни ни в чем не повинных людей или приводят к их гибели, имеют пагубные последствия для международных отношений и могут поставить под угрозу безопасность государств.

ООН категорично заключает о необходимости  продолжать прилагать усилия к принятию в случае необходимости и в зависимости от обстоятельств и в соответствии с обязательствами по международному праву таких мер, которые требуются для запрещения по закону подстрекательства к совершению террористического акта или актов и недопущения такого поведения.

Речь идет о создании международного центра по борьбе с терроризмом, действия которого буду направлены на активизацию борьбы с терроризмом. Речь идет и об активизации усилий по укреплению безопасности и защиты особо уязвимых объектов, таких, как объекты инфраструктуры и места общественного пользования, а также повышении эффективности реагирования на террористические нападения.

Более того, ООН поддерживает действенные национальные системы уголовного правосудия, основанные на верховенстве права, которые могли бы обеспечить в соответствии с обязательствами по международному праву, чтобы любое лицо, участвующее в финансировании, планировании, подготовке или совершении террористических актов или в оказании поддержки террористическим актам, привлекалось к судебной ответственности на основании принципа «выдать или предать суду» при должном уважении прав человека и основных свобод и чтобы в национальных законодательствах такие террористические акты квалифицировались как серьезные уголовные преступления (Резолюция № 60/288 Генеральной Ассамблеи ООН «Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций»).

Как отмечается в Докладе Рабочей группы по разработке политики по вопросу о роли Организации Объединенных Наций в связи с терроризмом (принят в г. Нью-Йорке 31.07.2002 на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН) борьба с международным терроризмом получит новый импульс, если совершенные террористами самые серьезные преступления будут рассматриваться Международным уголовным судом и подвергаться преследованию на основании его Римского статута (при условии, что соответствующий национальный суд не может или не хочет осуществлять такое преследование), поскольку этот статут включает категорию преступлений против человечности.

Вместо заключения

К сожалению, необходимо констатировать, что зачастую террористические акты организуются, финансируются и осуществляются с территории Соединенных Штатов в условиях абсолютной безнаказанности и терпимости со стороны международных организаций (в частности, Совет Безопасности ООН, который скорее не поверит своим чувствам, чем допустит факт признания вины США).

Более того, американские власти вместо того, чтобы предотвращать террористические акты, направленные против других государства, препятствовать их совершению и пресекать их, допускают на своей территории существование, подготовку и деятельность известных террористических организаций, заведомые террористы получают надежное убежище и свободно действуют в этой стране, имеются банковские счета, через американские банки проходят крупные финансовые потоки для целей финансирования терроризма, направленного против человечности.

_________________________

* Исследование, по материалам которого, был написан материал, было отмечено благодарностью Аппарата Комитета Совета Федерации по международным делам.

Следить за новостями ИНЭС:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: