Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «международная торговля»


Изменение бизнес-моделей в условиях цифровой трансформации мировой экономики

DOI: 10.33917/es-1.175.2021.64-69

Технологические достижения привели к быстрому снижению удельной стоимости обработки данных, что явилось стимулом значительного увеличения использования цифровой информации, которой можно манипулировать с высокой скоростью и низкими предельными издержками. Это изменение облегчило использование и интеграцию цифровых продуктов и транcакций, что обусловило постоянную структурную трансформацию экономики. Цифровые технологии все больше стирают границы между жизнью людей и информационными технологиями, что требует разработки системного подхода к инновационным бизнес-моделям, а пока общая концепция и единая методика системной разработки цифровых бизнес-моделей отсутствует. В настоящей статье обобщены основные подходы к анализу изменений бизнес-моделей под воздействием цифровой трансформации. Последняя привела как к модификации глобальных цепочек создания стоимости, так и к развитию нового типа глобальных цифровых платформ, функционирующих на базе новой системы конкурентных преимуществ

Источники:

1. Tax Challenges Arising from Digitalisation — Interim Report 2018: Inclusive Framework on BEPS, OECD/G20 Base Erosion and Profit Shifting Project. Paris: ОECD Publishing, 2018. P. 12.

2. Кириллов В.Н. Роль инновационных факторов в повышении конкурентоспособности российских предприятий // Российский внешнеэкономический вестник. 2009. № 6. С. 67–68.

3. Brousseau E., Pénard T. The Economics of Digital Business Models: A Framework for Analyzing the Economics of Platforms // Review of Network Economics. Vol. 6. Issue 2. P. 82.

4. Casalini F., González J.L., Moïsé E. Approaches to market openness in the digital age // OECD Trade Policy Papers. No. 219. Paris: OECD Publishing, 2019. P. 2.

5. OECD market openness principles [Электронный ресурс] // OECD Innovation Policy Platform. 2010. URL: http://www.oecd.org/innovation/policyplatform/48137680.pdf.

6. Romalis J. Market access, Openness and Growth // NBER Working Paper. 2007. No. w13048.

7. Osterwalder A., Pigneur Y. Business model generation: a handbook for visionaries, game changers, and challengers. Wiley, Hoboken, NJ, 2010. 282 p.

Развитие интеграционных процессов в АСЕАН

DOI: 10.33917/es-7.173.2020.14-23

В условиях неустойчивой мировой конъюнктуры перенос центра экономической тяжести в Азию отражает динамично растущую роль Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где особое место занимает Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Настоящее исследование посвящено процессам регионального интеграционного развития в странах АСЕАН. В работе приводится динамика целого ряда социально-экономических показателей, а также объемов прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и внутрирегиональной торговли. Делаются выводы о том, что процессы регионального развития в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии разворачиваются опережающими темпами: конкурентоспособность АСЕАН находится на высоком уровне, ассоциация является привлекательной площадкой с позиции иностранного инвестирования. Анализ динамики социально-экономических показателей выявил асимметричность стран — участниц АСЕАН. Разрыв в макроэкономических показателях по сравнению с другими участниками Ассоциации наблюдается у стран CMLV (Камбоджа, Мьянма, Лаос, Вьетнам). Однако диспропорция стран, с одной стороны, может препятствовать формированию эффективных производственных сетей, а с другой — гарантировать отстающим странам относительную экономическую стабильность

Источники:

1. Ноздрев С.В. Азия: процессы региональной экономической интеграции // Восточная Азия: факты и аналитика. 2020. № 1. С. 34–46.

2. Костюнина Г.М. Внешняя торговля России со странами АСЕАН: основные тенденции развития // Российский внешне-

экономический вестник. 2019. № 3. С. 43–59.

3. Костюнина Г.М. Интеграционная модель АСЕАН+1: основные положения соглашений и влияние на внешнеэкономические связи // Вестник РУДН. 2017. № 3. С. 441–457.

Трансазийский торговый путь

Номер 6. Правда и сила

Отсутствие меридиональных коммуникаций и транспортных коридоров  в России, странах Центральной и Южной Азии (Срединная Евразия) сдерживает расширение востребованного ими торгово-экономического соразвития. Реализация транспортных проектов (в первую очередь строительство автобана «Арктика-Персидский залив») Трансазийского Коридора развития (ТРАЗКОР) сблизит мировые рынки и расширит международную торговлю, окажет содействие совершенствованию хозяйственного освоения территорий и акваторий, улучшению качества жизни населения. Трансазийский  автобан своим явлением станет предтечей соединения транспортных систем Америки (Панамерикана)  и Срединной Евразии (ТРАЗКОР)