Заметить то, что раньше не испытано

Номер 3. Ума_много@денег.net

Экспертный совет проекта «Действующие лица» впервые публикует проранжированные списки стратегических лидеров – рейтинги «Управленец», «Компания», а также стартовый состав в категории «Экономист».

Рейтинговый центр ИНЭС
Заметить то, что раньше не испытано

"Экономические стратегии", 2001, №3, стр. 22-33.

Энниаграмма стратегического управления — графическая модель неустанного стремления организации привести свои цели в соответствие с перспективами, открывающимися в бизнес-среде, и собственными возможностями. Стратегическое управление основывается на творчестве, умении адаптироваться и постоянно учиться с целью достижения конкурентных преимуществ.

В начале ХХ-го века группа британских ученых во время экспедиции в Малайзию нашла в изолированной горами долине маленькое племя, которое все еще жило в условиях каменного века и даже не изобрело колеса. Ученые установили связь с вождем племени, человеком достаточно разумным и глубоко понимавшим свое племя. Ученые привезли вождя на один день в Сингапур и показали ему тысячи потенциальных улучшений, которые вождь может привнести в свой мир. Затем ученые отвезли его обратно к племени. Однако они с изумлением пришли к выводу, что единственное, что было замечено этим разумным человеком – уличный продавец, везущий на тележке бананы, а именно – возможность увеличить количество бананов, транспортируемых одним человеком. Все остальные сигналы он пропустил. То есть то, чего разум не познал раньше, вождь не заметил.

За последние 10 лет российский бизнес-ландшафт кардинально менялся несколько раз, предъявляя все новые и новые требования к корпоративным стратегиям. С приходом к власти Владимира Путина политическая составляющая бизнес-среды стабилизировалась, но ее динамика благодаря другим факторам будет только возрастать, а российским компаниям придется строить свою работу так, чтобы быть готовыми к встрече с новыми, доныне незнакомыми требованиями рынка. Компании смогут увидеть будущее, всматриваясь в прошлое и настоящее. Но все ли станут это делать? Наверное, нет. Компании-аборигены были, есть и будут.
Чтобы заметить то, что не испытано раньше, и предпринять соответствующие действия, компаниям понадобятся две компетенции. Первое, это наблюдательность, гибкость в планировании, анализ всевозможных вариантов развития рынков и открытость различным мнениям. Второе, это гибкость в действиях, скорость организационной адаптации к новым условиям. Эти компетенции – важнейшие характеристики качественного стратегического управления, основного критерия составления рейтингов "Управленец" и "Компания" программы "Действующие лица".

В прошлом номере опубликован проранжированный состав участников по группам "Управленец" и "Компания", а также приведены наблюдения, сделанные в январе-феврале 2001 года. В этом номере Экспертный совет предлагает мониторинг практики стратегического управления в марте-мае 2001 года, а также составленные на его основе рейтинги по категориям "Управленец" и "Компания".

За рассматриваемое время в рейтингах произошли изменения. Ряд "действующих лиц", например, Юрий Коптев, Владимир Потанин, Михаил Смирнов, "АвтоВАЗ", "Ростелеком", совершили стратегические ходы, которые положительно повлияли на их долгосрочную конкурентоспособность, и таким образом, поднялись в рейтингах; а другие, как например, Рем Вяхирев, Михаил Ходорковский, Владимир Богданов, Анатолий Чубайс, "ГАЗ", "МГТС", АВПК "Сухой", снизили свои относительные позиции. В течение указанного периода "действующие лица" делают достаточно большое количество стратегических шагов; некоторые из них положительно влияют на конкурентный потенциал, некоторые – отрицательно. Положение же в рейтингах отражает все действия в совокупности.
Экспертный совет работает в естественных условиях ограниченной и трудносопоставимой информации. Часто великие дела задумываются и вершатся в тишине, а их последствия проявляются спустя некоторое время, однако, все стратегически ценное вряд ли не найдет своего отражения в рейтингах в течение года.

Целеполагание

Определение четких целей развития организации является этапом управления, который оказывает колоссальное влияние на все другие узлы энниаграммы. Ошибки в определении целей развития могут обернуться банкротством для организации. С другой стороны, постановка четких и правильных целей, помогающих перейти от общей формулировки миссии к конкретным планам работы, является основой успеха любой организации.

Интересными с точки зрения целеполагания стали действия группы "Каскол", которая презентовала свое детище – авиастроительную фирму "Новые региональные самолеты". Это предприятие будет выпускать легкие восьмиместные винтовые самолеты "Гжель", а также станет первым в России авиастроительным предприятием замкнутого цикла – от маркетинга, разработки, производства до послепродажного обслуживания авиатехники. По словам президента "Каскола" Сергея Недорослева, для реализации проекта необходимо привлечь примерно 50-70 млн долларов в течение пяти лет, а затем продать около 300 самолетов, 200 из них – на экспорт. Интересным проект является по двум причинам: во-первых, все риски берут на себя частные инвесторы; во-вторых, "Каскол" четко определяет для себя, чего Группа делать не хочет, а именно – производить большие самолеты. "Каскол" заключил соглашение с ведущим российским инвестиционным банком "НИКойл" о привлечении инвестиций для этого проекта. Четкое определение целей, основанное на платежеспособном спросе и возможностях Группы, дают повод прогнозировать успех этой программы.

Еще одним примером эффективного и достаточно агрессивного целеполагания стало решение холдинга "Новые программы и концепции" ("НПК") создать новое пароходство, которое будет обслуживать транзитные контейнерные перевозки из Ирана и Индии в Европу, а также обеспечивать перевозки российских экспортных грузов в Каспийском регионе. В "НПК" уже входят "Северо-Западное пароходство" и "Северная верфь", что позволяет этому холдингу выстроить полный цикл строительства и эксплуатации торговых судов.

Любопытно, что "Каскол" и "НПК" представляют собой интегрирующие компании нового поколения, происходящие из ВПК и активно диверсифицирующиеся в гражданский сектор.

Можно ожидать, что все больше и больше российских предприятий будет формулировать для себя цели, определяя то, чего они хотят делать как на корпоративном уровне (концентрация на ключевых видах бизнеса), так и на организационном (концентрация на ключевых компетенциях и интенсивное использование субподрядчиков).

Ресурсы

Категория "Ресурсы" обозначает человеческие, физические и финансовые ресурсы, которыми располагает организация.

"Кадры решают все" – в комментарии к предыдущему выпуску рейтингов мы отмечали приход в "МДМ-Банк" Александра Мамута, что значительно усилило лоббистские возможности этой структуры. Интересно, что на таком фоне один из самых "дорогих" менеджеров из нанятых российскими компаниями в 2000 году – Григорий Гуревич – собирается покинуть Тюменскую нефтяную компанию, не проработав в ней и года. За последнее время это уже второй топ-менеджер, скоропостижно меняющий место работы, найденное для него хедхантерами. В начале марта крупный импортер алкоголя, компания "Руст", рассталась со своим президентом и гендиректором Яном Анкерсеном, проработавшим в компании всего полгода. Оба – хорошо известные в своих секторах менеджеры. Гуревич зарабатывал более 1 млн долларов в год, Анкерсен, по неофициальным данным, около 400 000 долларов. Нередко перемена мест связана с тем, что "старожилы" компаний неохотно делятся властью с наемными управленцами. В России же эти "старожилы" в большинстве успешных фирм являются также акционерами. Руководители компаний уже понимают необходимость нанимать опытных топ-менеджеров за большие деньги, но, нанимая их, они еще не готовы отдать человеку свои полномочия, допустить до реального управления компанией, ее финансами. С другой стороны, жесткие условия российской бизнес-среды делают западное бизнес-образование и опыт работы в иностранных фирмах недостаточным для успешного управления российской компанией. Похоже, что российские компании также должны больше внимания уделять выращиванию управленческого потенциала внутри своих организаций, как это уже эффективно делают такие компании, как "Северсталь", "ЮКОС", "МТС" и ряд других.

Сети

В современной глобальной экономике все больше и больше компаний выбирают перед слияниями и поглощениями механизмы стратегических альянсов, а транснациональные альянсы представляют одну из возможностей выйти на международные рынки.

Интересным стало создание "Российского альянса", в который вошли четыре розничные сети: московские "Перекресток", "Копейка", "Дикси" и петербургская "Мегамарт". Участников альянса сильнее всего беспокоят две проблемы: угроза отечественной торговле со стороны западных операторов и отношения с крупными поставщиками. Они считают, что московские власти создают неравные конкурентные условия для российских и западных компаний, о чем свидетельствует хотя бы распределение земельных участков в Москве. Осложняют ситуацию отношения с крупными поставщиками. Большие производственные компании стремятся диктовать магазинам, какую часть торговых площадей отдавать под их продукцию. Или требуют, чтобы на полках был представлен полный ассортимент выпускаемых ими товаров. В то же время для розницы взаимодействие с крупными поставщиками необходимо, поскольку пока только они в нашей стране предсказуемы с точки зрения качества и дисциплины поставок. Обратная связь также позволит производителям оптимизировать структуру выпуска в пользу наиболее ходовых групп товаров. Важным является экономический аргумент – если в 1999 году доля супермаркетов на розничном московском рынке составляла 4%, то в 2000 году – уже 8%. А в 2001 году, судя по объявленным планам всех игроков розничного сетевого рынка, число их торговых точек вырастет еще в полтора раза.

Другим важным решением для конкурентоспособности некоторых "действующих лиц" станет, возможно, то, что "Объединенные машиностроительные заводы" и холдинговая компания "Интеррос" создадут консорциум, куда могут войти компании "Атомстройэкспорт" и "Подольский машиностроительный завод", ГУП "Атомэнергопроект", концерн "Силовые машины" и ОАО "ОМЗ/Группа "Уралмаш-Ижора". При этом речь не идет об изменении отношений собственности среди возможных участников этого консорциума.

Однако все же соединение ресурсов не ограничивается только межфирменными альянсами, оно также включает прямые слияния и поглощения. Так, один из ведущих в России производителей авиадвигателей – "Рыбинские моторы" и их разработчик "Люлька-Сатурн" готовят объединение. Слияние происходит в рамках подготовки к развертыванию на "Рыбинских моторах" производства двигателя с изменяющимся вектором тяги для истребителя пятого поколения. Намерение "Рыбинских моторов" объединиться с КБ объясняется стремлением завода более активно участвовать в программе производства нового двигателя. Что касается "Люльки-Сатурн", то оно в дополнение к опытному производству получит и собственный серийный завод.

Как видно, сети могут принимать различные формы и призваны решать различные задачи. Однако, как показывает западный опыт, практически во всех формах объединения ресурсов самым важным, пожалуй, становятся навыки лидерства, убеждения и определенного социального опыта, а не умение отдавать приказы в армейской манере.

Финансы

Узел энниаграммы "Финансы" определяет способность организации обеспечивать инвестиционные ресурсы, а также минимальную стоимость этого капитала и соблюдение прав акционеров.

Для обеспечения защиты прав акционеров и повышения корпоративной прозрачности менеджеры "ТНК" обнародовали свои планы по консолидации активов. Похоже, в ближайший год тюменцам придется потрудиться: им предстоит заниматься обменом акций не только самой "ТНК", но и "ОНАКО", и "Славнефти". Первым из российских НК перевод основных "дочек" на единую акцию осуществил в 1997 году "ЛУКОЙЛ". В 2000 году этот процесс был возобновлен в связи с поглощением "КомиТЭКа" и ее "дочек". Все обмены компания проводила за счет допэмиссий. В 1999 году обмен подавляющего числа акций "дочек" на свои собственные успешно провела "Сибнефть". Она оставила "дочек" в статусе АО и увеличила номинал их акций, став их 100% владельцем. В 2000 году тем же путем пошел "ЮКОС". Сейчас он ждет одобрения своего плана от ФКЦБ. В 2000 году на единую акцию перешел "Сургутнефтегаз", но не на акцию холдинга, а его добывающей "дочки".

Привлечение финансов не ограничивается только проектным финансированием. Так, "Альфа-Банк" ожидает стратегического инвестора. Главный управляющий директор банка Александр Кнастер сообщил, что следующим этапом развития "Альфа-Банка" станет альянс с западным инвестором, который даст доступ к финансовым ресурсам. Предложения от потенциальных инвесторов уже поступали, но переговоры с ними начнутся не раньше, чем через год. За это время банк намерен подготовиться к продаже своих акций. По словам Кнастера, речь может идти о продаже иностранному инвестору блокирующего пакета.
Пример "Альфы" показывает, что рано или поздно в каждой отрасли будут сформированы несколько крупных конгломератов, а многие российские компании станут частью транснациональных финансово-промышленных сетей.

Бизнес-среда

Узел "Бизнес-среда" включает взаимодействие компании с ее непосредственным окружением: властью, клиентами, поставщиками, социальной сферой, акционерами и так далее. Работая над достижением собственных целей, любая компания также должна учитывать цели и задачи агентов бизнес-среды, которые зачастую определяют успех той или иной компании.

Несомненным успехом по работе с бизнес-средой стало получение АО "Татнефть" разрешения Комитета по санкциям ООН осуществить контракт на бурение 33 нефтяных скважин в Ираке. Это уже второй контракт "Татнефти" на бурение в Ираке. Кроме того, в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие" "Татнефть" поставляет в Ирак специальную технику, нефтяное оборудование, участвует в работе российско-иракской комиссии по торговле и научно-техническому сотрудничеству. Другая нефтяная компания "Славнефть" планирует участвовать в проекте по разработке нефтяных месторождений иракским "Сабба". По вопросу реализации проекта с Ираком российская сторона обратится в Комитет по санкциям ООН. "Славнефть" также подписала соглашение по освоению нефтяных месторождений с министерством энергетики Судана. На этом фоне выглядит не совсем эффективной работа других российских компаний, когда замминистра нефти Ирака Фаиз Шахин в очередной раз пообещал расторгнуть контракты с компаниями "ЛУКОЙЛ", "Зарубежнефть", "Машиноимпорт", участвующими в проекте по разработке нефтяного месторождения Западная Курка. По мнению Шахина, перечисленные компании не укладываются в сроки по разработке месторождения, зафиксированные в соглашении с правительством Ирака от 1997 года.

Тем не менее все эти несомненно эффектные шаги ограничиваются работой с властью. Непосредственные действия по формированию благоприятной бизнес-среды начала компания "ВымпелКом", которая совместно с несколькими московскими бизнес-школами с апреля приступила к реализации проекта по обучению студентов российских вузов по программе "Университет Би Лайн". В рамках проекта для студентов экономических вузов предусмотрен курс лекций по истории развития российского рынка, по теме взаимоотношений бизнеса и власти и другим актуальным проблемам в области экономики. Слушатели университета защищают дипломы, которые становятся основой для проектов компании. Кроме того, в рамках этой программы для менеджмента "ВымпелКома" организуются встречи с ведущими российскими политиками, экономистами, бизнесменами в целях получения наиболее полного представления о текущих тенденциях и перспективах развития российской экономики и различных секторов рынка. Развивающимся российским компаниям приходится сталкиваться с нехваткой высокообразованных кадров, поэтому идея выращивать их для самих себя представляется вполне логичной.

Альтернативные варианты стратегии

Узел "Альтернативные варианты стратегии" подразумевает способность рассматривать максимально широкий спектр вариантов решений тех или иных задач и, при необходимости, переходить к абсолютно новым методам работы.

В условиях неизбежного поиска альтернативных вариантов стратегии попал "МДМ-Банк". Слияние "МДМ-Банка" и "Конверсбанка" оказалось под вопросом после смены руководства Минатома. Вместо ожидавшегося объединения "МДМ-Банк" и "Конверсбанк" подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Соглашение является рамочным и направлено на координацию деятельности двух банков по различным направлениям. В частности, банки не будут конкурировать в обслуживании предприятий Минатома, так как на этом специализируется именно "Конверсбанк". Председатель правления "МДМ-Банка" Андрей Мельниченко продолжает возглавлять и "Конверсбанк", туда же на работу перешли и некоторые сотрудники "МДМ". В подтверждение своих слов почти сразу же после назначения Мельниченко в "Конверсбанк", он перевел туда из "МДМ-Банка" паспорт сделки по контракту ВОУ-НОУ между Россией и США на 12 млрд долларов, подписанному в 1993 году на 20 лет. "МДМ-Банк" также создал банковско-страховой альянс, в который будут входить "МДМ-Банк", Петровский народный банк и страховые компании "РЕСО-Гарантия" и Петровская страховая группа. Если "МДМ-Банку" удастся применить технологии Петровского народного банка по работе с населением через почтовые отделения, то новая группа сможет даже составить серьезную конкуренцию Сбербанку.

Адаптация

Адаптация характеризует способность организации корректировать методы работы для дальнейшего движения вперед. Несмотря на кажущуюся простоту этой компетенции, не все необходимые шаги и не всегда удается сделать.

Российские производители предпринимают активные действия с целью повысить качество отечественных автомобилей, без чего будущее российской автопромышленности выглядело бы непривлекательным. Так, первая партия внедорожников Ульяновского автомобильного завода с оцинкованным кузовом сошла с главного конвейера в мае. На начальном этапе оцинкованными будут лишь детали, наиболее подверженные коррозии, в дальнейшем же планируется полностью перейти на выпуск автомобилей с оцинкованными кузовами. Использование коррозионно-стойкого материала позволит повысить надежность конструкции, долговечность кузова автомобиля – срок его службы возрастает в два раза. "АвтоВАЗ" также начал закупку у Новолипецкого металлургического комбината горяче-оцинкованного проката для боковины кузова ВАЗ-2110. Использование отечественного горяче-оцинкованного проката в "десятке", у которой 52% деталей от веса кузова защищены цинкованием, сократит себестоимость автомобиля. На автозаводе "ГАЗ" ужесточен входной контроль за всеми поступающими на завод материалами и комплектующими. При заключении договоров с поставщиками на 2001 год ОАО "ГАЗ" в обязательном порядке включает в них пункт о соответствии международным стандартам системы качества ISO-9000. ОАО "КамАЗ" намерено в текущем году на всех предприятиях, входящих в ОАО, сертифицировать систему качества по стандарту ISO-9001. В частности, на совещании региональных дилеров предприятия было отмечено, что сертификация системы качества создаст дополнительные возможности для увеличения продаж автомобилей "КамАЗ".

Проблемы качества встают не только на производстве, но и в сфере услуг, в том числе, в обслуживании сотовых сетей. Недавний сбой в программном обеспечении, случившийся в сети "Би Лайн GSM" (уже не первый в нынешнем году), оставил абонентов компании на несколько часов без связи. Но на следующий день после первого в 2001 году сбоя "ВымпелКом" объявил о новой маркетинговой стратегии тотального качества. Таким образом, компания позиционировалась как более надежный оператор по сравнению с основным конкурентом – "МТС", чья сеть во второй половине прошлого года "лежала" четыре раза. Как показывает практика, сбои в сотовых сетях становятся общей проблемой для московских сотовых компаний. Бурный рост абонентской базы привел к тому, что некоторые элементы сети просто не успевают модернизировать с адекватной скоростью.

Адаптация, несомненно, является важным инструментом для российских компаний. Ведь именно поступательные улучшения технологических и организационных процессов (кайзен) способствовали процветанию многих японских компаний.

Выбор стратегии

Выбор стратегии – важный шаг в достижении обозначенных целей. Он является итогом соотнесения перспектив, открывающихся в бизнес-среде, и собственных возможностей организации.

Для достижения целей корпоративного роста компания "ЮКОС" в ближайшее время станет нефтегазовой. По мнению председателя правления "ЮКОСа" Михаила Ходорковского, это может явиться основой следующей волны роста компании. Ей потребуется три года для подготовки всех газовых запасов и полноценного выхода на газовый рынок. К этому периоду, очевидно, в России уже произойдет переход на принцип равнодоступности к газовой трубе. В частности, считает Ходорковский, газовые компании должны не менее 1/3 своей продукции отправлять на экспорт, чтобы компенсировать дельту цены при экспортных поставках и поставках на внутренний рынок, на который направляется большая часть газа. Сейчас, например, экспортные и внутренние цены разнятся более чем в 5 раз.

В последнее время удачными по определению стратегии развития отрасли и, что самое главное, по шагам, направленным на реализацию этой стратегии стали действия "Российского авиационно-космического агентства" ("Росавиакосмос"). Так, "Росавиакосмос" и Европейская авиакосмическая корпорация EADC подписали соглашение на срок до 2010 года. Речь в нем идет, в частности, о сотрудничестве в разработке и производстве гражданских пассажирских и транспортных самолетов. Обсуждается возможность поставки российских заготовок из алюминия, титана и легких сплавов для участия в проектах двухпалубного аэробуса А380 и военно-транспортного самолета А400М. "Росавиакосмос" также подписал соглашение с американской компанией Boeing о стратегическом партнерстве. Как отметил генеральный директор "Росавиакосмоса" Юрий Коптев, Россия и компания Boeing сегодня работают по десяткам совместных проектов: поставки для компании Boeing титана, а также штамповок из этого металла; ряд масштабных программ в области космоса и по разработке и производству новых самолетов. "Росавиакосмос" и Boeing в настоящее время рассматривают возможность коммерциализации российского сегмента Международной космической станции. "Росавиакосмос" достиг также договоренности с Boeing по проекту "Наземный старт", в рамках которого планируется осуществлять запуски космических аппаратов ракетами-носителями "Зенит" с космодрома Байконур на низкие околоземные орбиты. Самая выдающаяся заслуга "Росавиакосмоса", пожалуй, – подготовка решения Правительства РФ о применении лизинговых схем в отечественной авиапромышленности при поддержке государства. В протоколе заседания Правительства нашли отражение все виды государственной поддержки в сфере лизинга, схема взаимодействия министерств и ведомств, а также сроки, в которые планируется проведение первого тендера по государственной поддержке лизинга авиатехники. В бюджет 2001 года могут быть внесены изменения в связи с необходимостью субсидирования процентной ставки коммерческих банков по кредитам, выделяемым на приобретение авиатехники перевозчиками. Срок кредита, предоставляемого по лизингу отечественной авиатехники, должен составлять от 10 до 12 лет. Кредиты предполагается предоставлять по ставкам 13-14% в год в долларовом эквиваленте. В первую очередь лизинговые операции затронут самолеты ТУ-204/214 и Ил-96, а в перспективе – самолеты Ту-234 и Ту-334. По итогам заседания Правительства Министерству транспорта РФ дано указание начать работу по приближению российских авиатехнических стандартов к международным, которая должна быть выполнена в кратчайшие сроки. Юрий Коптев, в свою очередь, сообщил, что через 3-4 года выпуск гражданских самолетов достигнет 60-80 единиц в год, а Россия сможет по выпуску авиатехники конкурировать с ведущими мировыми производителями. В унисон правительственному решению Минпромнауки предложил взыскать теперь с "Аэрофлота" сотни миллионов долларов. Компания не выполнила обещания закупать отечественные самолеты, а таможенные льготы на ввоз лайнеров Boeing и Airbus исправно получала. Минпромнауки предлагает отобрать у "Аэрофлота" сэкономленные деньги, и Правительство, скорее всего, поддержит эту инициативу. Авиакомпания должна была приобрести или взять в лизинг отечественные машины на сумму, втрое превышающую сумму льгот. По инвестиционному соглашению между "Аэрофлотом" и Минэкономики, авиаперевозчик в обмен на льготы обязался приобрести у отечественных производителей в 1998-2005 годах 12 самолетов Ил-96М, 3 самолета Ил-96Т, 6 самолетов Ил-96-300. Сумма претензий к авиакомпании, по приблизительным оценкам, составляет около 600 млн долларов, но она вряд ли будет изъята у компании, потому что это равноценно банкротству. Скорее, сам "Аэрофлот" примет более активное участие в поддержке российского авиапрома. События, происходившие в мае внутри компании ("итальянская" забастовка бортпроводников, часовая предупредительная забастовка технического состава, главными требованиями которой стали повышение заработной платы и увеличение финансирования наземных работ по обеспечению полетов), также негативно сказались на репутации компании и ее руководства, что привело к исключению "Аэрофлота" из лидеров рейтинга ведущих российский компаний, а ее генерального директора, Валерия Окулова, – из лидеров рейтинга "Управленец".

Реализация стратегии

Реализация стратегии – самое важное и самое сложное в стратегическом управлении. Во-первых, без "дела", "слово" так и останется "словом". И второе, работа по реализации стратегии позволяет управленцам получить обратную связь и, соответственно, скорректировать свои действия, иначе управленцы станут "стратегами вдали от поля боя".

Компания "МТС" приобрела петербургскую компанию "Телеком XXI". Тем самым "МТС" существенно увеличивает территорию своей деятельности и становится единственным сотовым оператором, который будет предоставлять услуги в обеих российских столицах. Согласно оптимистичным оценкам, к 2002 году "МТС" сможет обслуживать до 30 тысяч абонентов в Петербурге. "МТС" намерена занять не менее 35% рынка сотовой связи Санкт-Петербурга. Уже сегодня "МТС" владеет лицензиями на предоставление услуг сотовой связи в 34 регионах России. Генеральная цель компании – стать федеральным оператором сотовой связи на всей территории страны, а там можно выйти и за пределы РФ. Экспансия московского оператора на Северо-Запад будет подкреплена инвестициями: в этом году компания планирует потратить 250 млн долларов на покупку других операторов и развертывание сетей связи.

"Альфа-Групп" продолжила реализацию своей стратегии венчурного финансиста. Корпорация Global TeleSystems, владеющая контрольным пакетом акций Golden Telecom, пришла к соглашению с российским консорциумом "Альфа-Групп" о продаже 50% акций холдинга Golden Telecom за 125 млн долларов. Ключевыми факторами, повлиявшими на решение об инвестировании в Golden Telecom, стали наличие высококачественных телекоммуникационных сетей по всей России, полный набор услуг и проверенный компетентный менеджмент. Ее бывший владелец – британская Global TeleSystems (GTS) – продал контрольный пакет "Альфе". "Альфа-Групп" согласилась с тем, что в течение двух лет ее доля в Golden Telecom не превысит 50%. На этом настаивали менеджеры Golden Telecom. Рынок уже давно понимает, что "Альфа" может стать неким третьим полюсом в телекоммуникациях. Два уже есть – "Система-Телеком" и "Телекоминвест". У "Альфы" есть деньги, политическая поддержка и влияние в регионах. Именно все эти составляющие (а не только финансовые средства) нужны Golden Telecom для развития ее бизнеса. В инвестициях Golden Telecom не нуждается, так как после размещения в 1999 году на NASDAQ у компании осталось достаточно средств. Вместе с тем курс акций Golden Telecom за последний год упал в 4,5 раза – с 45 до 10 долларов за акцию. Иначе говоря, компания была куплена по очень выгодной цене. Что касается "Альфы", то, скорее всего, она купила Golden Telecom, чтобы потом его выгодно продать. Как это было в случае с заводом стиральных порошков "Пемос": "Альфа" владела им с 1996 года, а в конце 2000 года продала немецкому нефтехимическому концерну Henkel. То же планируется сделать с подмосковным фармацевтическим комбинатом "Акрихин". Правление "Альфа-Банка" заявило, что не планирует вкладывать средства в Golden Telecom, делать крупные приобретения для увеличения его мощностей и вмешиваться в оперативное руководство компанией. Тем не менее в ближайшие два года "Альфа" хочет поднять цену акций компании до отметки 40 долларов за штуку – столько стоили акции примерно год назад, сегодня же они стоят 9-10 долларов. Руководители "Альфа-Банка" подчеркнули, что пока их участие в телекоммуникационных проектах заканчивается покупкой Golden Telecom. В то же время российский сотовый оператор "ВымпелКом" в феврале заявлял о переговорах с "Альфа-Групп" по продаже ей акций дочерней компании "ВымпелКом-Р", обладающей лицензией в регионах. Самое интересное, что факт переговоров "ВымпелКом" подтвердил еще раз – уже после объявления сделки с Golden Telecom. Так что амбиции "Альфы" одной телекоммуникационной компанией, видимо, не исчерпываются.

ОАО "Пивоваренная компания "Балтика" продолжила свою экспансию. Президент Белоруссии Александр Лукашенко в ходе личной встречи в Минске с гендиректором "Балтики" Таймуразом Боллоевым предложил ему вложить 50 млн долларов в крупнейший местный пивзавод "Криница". Решение "Балтики" расширять экспансию выглядит вполне закономерным. Сам Таймураз Боллоев неоднократно заявлял, что собирается приобретать все новые и новые пивзаводы, – такова стратегия его компании. Сейчас "Балтика" продает в Белоруссии всего 1,5 млн декалитров в год, при этом питерское пиво, несмотря на отсутствие таможенных пошлин между Россией и Белоруссией, стоит в рознице на 20% дороже местного. Емкость же пивного рынка Белоруссии -24 млн декалитров, и эту потребность удовлетворяют 18 заводов. Если "Балтика" наладит производство своего пива на "Кринице", она быстро сможет захватить практически весь местный рынок и выдавить остальных производителей.

Узел "Реализация стратегии" замыкает энниаграмму, но не заканчивает процесс стратегического управления. Что лучше для организации: когда компетентная команда реализует плохую стратегию или когда слабая команда воплощает в жизнь великолепную стратегию. В первом случае отличные управленцы быстро достигнут неверных целей, поставив, возможно, компанию на грань банкротства, во втором – организация из-за некомпетентности управленцев практически не сдвинется с места. Поэтому все узлы стратегического управления взаимосвязаны, а сам процесс требует умения адаптироваться и постоянно овладевать новыми знаниями.

Человек XXI века, многое познавший, повидавший и испытавший, тем не менее, постоянно рискует столкнуться с чем-либо новым, доселе неведомым ему. От того, как воспримет он эту встречу, как отреагирует на открытие, что ценного сумеет почерпнуть и насколько быстро применить в своей деятельности зависит в конечном счете и его личный успех, и успех компании.


Действующие лица: рейтинг «Управленец»

Действующие лица: рейтинг «Компания»


Действующие лица: рейтинг экономистов

Когда заслуженный, но пожилой экономист говорит, что что-то возможно, он, скорее всего, прав. Но когда он говорит, что что-то невозможно, он, скорее всего, ошибается. Народная мудрость

В номинациях и рейтингах ИНЭС/ЭС категория "Экономист" занимает особое положение. Во-первых, экономическая наука сегодня как ничто другое в долгу перед Отечеством. Во-вторых, есть насущная необходимость для России добиваться повышения качества разработок в области экономики, расширения обмена управленческими know-how и распространения экономических знаний. В этом плане программа "Действующие лица" и рейтинг "Экономист" призваны поощрить выдающиеся заслуги отечественных экономистов, внесших значительный вклад в развитие теоретической и прикладной экономической науки. В этом рейтинге мы будем оценивать вклад как специалистов-теоретиков, так и тех, кто занимается разработкой и реализацией прикладных экономических механизмов, а также экономистов, работающих с государственными лидерами в области макроэкономики, и тех, кто занимается микроэкономикой, консультируя ведущие российские корпорации.

В этом номере мы публикуем в алфавитном порядке 30 лидеров рейтинга "Экономист", отобранных Экспертным советом программы "Действующие лица". Это стартовый состав рейтингов, а проранжированный состав будет опубликован в последнем номере журнала "Экономические стратегии" за 2001 год, что также станет основой для определения победителей в ежегодной номинации "Экономист года".

Позиции в рейтинге "Экономист" определяются на основе трех главных критериев:

Научный успех

Научный успех определяется как качеством теоретических разработок, так и наличием научной школы. Главным при оценке здесь является проявленный наддисциплинарный подход в экономических исследованиях, ведение теоретических и практических семинаров, наличие учеников и аспирантов. Сегодня активны научные школы, действующие под руководством Л.И. Абалкина, Е.Т. Гайдара, В.В. Ивантера, И.С. Королева, Д.С. Львова, В.Л. Макарова, В.М. Полтеровича, Е.Г. Ясина. Среди работ заметный научный и общественный резонанс вызвали книги: "Конкурентоспособность России в глобальном экономическом пространстве" под редакцией А.А. Дынкина; "Наука и высокие технологии России на рубеже III тысячелетия. Социально-экономические аспекты развития" под редакцией В.Л. Макарова и А.Е. Варшавского; "Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ" под редакцией И.С. Королева.

Популяризация экономических знаний

Развитие экономической мысли необходимо, но в нынешних условиях особое значение приобретает и доведение ее достижений до широкой общественности. Не случайно заметный резонанс получают сейчас выступления экономистов – ученых и практиков – перед научным сообществом и в СМИ. Материалы российских экономистов, таких как С.Ю. Глазьев, Г.О. Греф, М.Г. Делягин, М.М. Задорнов, А.Н. Илларионов, А.Я. Лифшиц, регулярно появляются на страницах известных журналов и в России, и за рубежом. Внимание привлекла книга В. Мау и И. Стародубровской "Великие революции – От Кромвеля до Путина". Ведущие ученые-экономисты, как правило, читают курсы лекций и ведут семинары в экономических вузах, выступают в публичных аудиториях, что заметно повышает общий уровень учебно-просветительской работы. Эксперты отметили Г.Б. Клейнера за организацию II Всероссийского симпозиума "Стратегическое планирование и развитие предприятий".

Влияние на выработку практических решений

Этот критерий определяет степень влияния экономистов на концептуальное решение тех или иных вопросов. В основном оценивается консультационная и экспертная работа. Здесь несомненно вызовет интерес деятельность специалистов из таких консалтинговых компаний, как "Юникон/МC", "Бизнес Консалтинг Груп", KPMG, по формированию корпоративных стратегий российских корпораций. Также будет оценена работа тех, кто принимал активное участие в дискуссии по "Стратегии социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу". Альтернативные варианты Стратегии были представлены Министерством экономического развития и торговли РФ ("Программа Грефа") и Госсоветом ("Концепция Ишаева"). Активное участие в подготовке документов приняли А.Г. Аганбегян, А.Р. Белоусов, Е.Т. Гайдар, В.В. Геращенко, С.Ю. Глазьев, Г.О. Греф, В.В. Ивантер, В.А. Мау, А.Д. Некипелов и ряд других. В качестве экспертов-экономистов наиболее ярко проявили себя С.В. Алексашенко, А.Р. Белоусов, М.И. Гельвановский, А.В. Дворкович, М.Г. Делягин, А.Д. Жуков, М.М. Задорнов, А.Н. Илларионов, А.Я. Лифшиц, Д.С. Львов, А.А. Нещадин, Н.Я. Петраков, С.М. Рогов.


Действующие лица: рейтинг «Экономист»

Следить за новостями ИНЭС: