Спортивные успехи России с точки зрения экономики | Институт экономических стратегий

Спортивные успехи России с точки зрения экономики

Номер 4. Сокровища Санта-Фе

Анализируя воздействие экономических факторов на спортивные успехи различных стран, автор, в частности, делает ряд выводов, содержащих рекомендации по улучшению  продуктивности продвижения наших спортсменов на престижных международных соревнованиях.

Сергей Сурков, Елена Трофимова
Спортивные успехи России с точки зрения экономики

"Экономические стратегии", №04-2008, стр. 54-61

Сурков Сергей Александрович — ведущий тьютор Международного института менджмента ЛИНК, к.т.н.
Трофимова Елена Григорьевна — ассистент кафедры медицинского права, общественного здоровья и управления здравоохранения Российской медицинской академии последипломного образования, к.т.н.

Планирование экономической деятельности для стратегического управления должно базироваться на использовании экономических индикаторов. Эти индикаторы не всегда бывают привычными, например в тех случаях, когда стандартные показатели не могут дать каких-либо улучшений сверх ожидаемых. В связи с этим предлагается рассматривать спортивные достижения в качестве одного из таких индикаторов. Спорт и спортивные соревнования являются не просто существенной составляющей жизни человечества. По важности и силе влияния их можно считать социальным институтом.

Сопоставление экономических и спортивных успехов различных стран достаточно давно привлекает внимание специалистов. Часто такой анализ выполняют по отношению к отдельным видам спорта, например по отношению к футболу. Сводный результат подобных рассуждений представлен в статье "Алгебра футбола", два года назад опубликованной в "Коммерсанте" (1), где, с одной стороны, указывается, что, за редким исключением, в футболе преуспевают богатые страны и эти успехи находятся в прямой зависимости от характера правовой системы и в обратной – от численности профессиональных футболистов на душу населения (последнее утверждение, скорее всего, есть следствие неточности перевода или неверной оценки данных). С другой стороны, четкий статистический анализ показывает, что рост благосостояния помогает развитию этого вида спорта лишь до определенного уровня (когда ВВП на душу населения немного ниже уровня большинства западноевропейских стран), далее даже намечается ухудшение, а при спадах и подъемах в национальной экономике спортивные успехи снижаются.

Характерным примером может служить положение в "футбольном хозяйстве" России. Как показали наблюдения авторов, футбол является достаточно ответственным индикатором экономического состояния страны, вероятно по причине большей по отношению к другим видам спорта составляющей эмоционального настроя и командного духа, а также, как принято говорить у футбольных специалистов, "морально-волевых качеств". На все эти факторы существенное влияние оказывает состояние экономики. График влияния экономического фактора на рейтинг, рассчитанный по данным ассоциации истории и статистики футбола, показан на рис. 1.


Коэффициент корреляции для зависимости, изображенной на рис. 1, равен 0,728 и является существенным для уровня значимости 0,01, что свидетельствует о наличии взаимосвязи между указанными показателями.

Обратившись к результатам прошлогоднего, 2007 г., чемпионата России, представленным на рис. 2, можно увидеть, что распределение мест с коэффициентом корреляции -0,959, существенным для уровня значимости 0,01, определяется набранными очками, что соответствует принятой системе распределения мест по очкам.

На рис. 3 видно, что это соответствие начинает нарушаться в случае сопоставления заработной платы тренеров в сезон 2008 г. с местом в чемпионате и с количеством набранных очков.

Для первой зависимости коэффициент корреляции равен -0,669, а для второй – -0,725. Оба коэффициента корреляции существенны для уровня значимости 0,01. Различие заметно, но это, вероятно, определяется формальными особенностями распределения мест по регламенту чемпионата. Однако обе зависимости носят существенно нелинейный характер, что может быть объяснено различной значимостью мест в чемпионате для финансовых попечителей футбольных команд.

В случае более масштабных соревнований, в которых участвуют спортсмены различных спортивных специализаций, а также имеют место разные командные и личные сочетания, картина может быть более сложной, но результирующая нелинейность может проявляться. Сопоставление успехов и возможностей применительно к итогам, достигнутым российскими спортсменами на зимних Олимпиадах, дает вполне понятный результат, который представлен на рис. 4. Для зависимости, отображенной на рис. 4, коэффициент корреляции 0,826 является существенным для всех уровней значимости, превосходящих 0,01. В указанный график внесены некоторые уточнения, связанные с исключением нескольких точек, которые связаны с традиционными школами в некоторых видах, где "преуспевание" достигается в результате инерции, а не в результате действия объективных экономических факторов. Уравнение регрессии имеет вид 0,187x -0,230 и дает пересечение оси абсцисс 1,230. Это означает, что при одной возможной разыгрываемой медали российские спортсмены могли не завоевать ни одной, но уже при большем количестве разыгрываемых медалей вероятность завоевания медалей быстро возрастает. Отсюда можно сделать вывод о том, что никаких внешних, не связанных с обычным пониманием ситуации факторов в данном случае нет и зависимости проявляют действие ожидаемых факторов.

Если перейти к анализу результатов такого значимого события, как, например, Олимпиада в Турине, то, во-первых, сравнивая ее с предыдущей Олимпиадой в Солт-Лейк-Сити, можно отметить, что перемещение российской команды на одно место вверх (с пятого на четвертое) сопровождалось почти полуторакратным (с учетом золотых) ростом общего количества медалей. Далее использованы данные, полученные из Интернета, которые подвергались предварительному анализу. Наиболее значимым фактором, способным исказить общую картину, был переход некоторых спортсменов в другие команды, сопровождавшийся сменой гражданства. В основном, за исключением нескольких браков, это было связано с желанием получить "путевку на Олимпиаду" в условиях пониженной конкуренции, поскольку в принимающих странах позиции автохтонных участников не так сильны. Очень часто такие спортсмены в прошлом представляли команду России и некоторых сопредельных стран, но из конъюнктурных соображений переехали в другие страны и натурализовались. После удаления связанных с такими событиями точек для двух последних Олимпиад получена диаграмма, показанная на рис. 5.

Исходный график характеризовался коэффициентом корреляции 0,512, который, при числе точек более полусотни, был существенным для очень высоких уровней значимости. После удаления нехарактерных точек коэффициент корреляции увеличился до 0,728, и более явной стала нелинейность зависимости, которая была видна и на исходном графике. Эта зависимость описывается уравнением 0,055 e3 ВНП.

Можно было бы предположить, что здесь имеет место какая-нибудь иная зависимость, например квадратичная, но для такого сравнительно небольшого количества точек сделать полностью обоснованный вывод в пользу какой-то одной зависимости довольно затруднительно. В пользу же экспоненты свидетельствует как высокий коэффициент ее корреляции с экспериментальными данными, равный 0,921, так и возможность приемлемого объяснения такого вида зависимости.

Экспоненты в социальных науках обычно описывают процессы затухания или возникновения какого-либо воздействия. В данном случае под таким воздействием можно понимать изменение морально-психологического климата в обществе, которое не только не занято "добыванием хлеба насущного", но и давно миновало "стадию первоначального накопления капитала". Один из авторов данной статьи недавно предположил, что обстановка в обществе, характеризуемая, среди прочего, состоянием экономики, создает социально-психологический "фон", средний уровень социального давления, которое сказывается прежде всего на представителях командных видов спорта, разлаживая внутренние связи (2). Возможно, этим и объясняются трудности российских хоккеистов на Олимпиаде в Турине. Но вместе с тем олимпийская сборная в целом и сборные команды по отдельным видам спорта в частности также являются командами, и такое воздействие на них тоже оказывается. Поэтому можно считать, что команда России выступила на ХХ Играх не хуже своих реальных возможностей, определяемых экономическим развитием представляемого спортсменами сообщества.

По итогам отдельных видов состязаний появилось немало эмоциональных откликов. Очень многих болельщиков в России и в Украине особенно задели два последних поражения хоккейной сборной России на Олимпиаде в Турине.

В этом смысле весьма показательны высказывания участников событий, опубликованные в Интернете (3, 4). Александр Овечкин утверждает: "Последние две игры мы провалили, но до этого команда играла просто здорово", – и далее: "Не знаю, чего нам не хватило, чтобы победить финнов и чехов". Там же приводится мнение, что "россияне в олимпийском турнире проиграли все матчи, в которых соперники вели в счете… и ни разу россиянам не удалось одержать волевую победу". Овечкин отмечает: "…мы никогда не сдавались, бились до последнего. Не хватило, может быть, везения. Но команда в самом деле была замечательная, и коллектив просто отличный. Партнеры все – классные игроки, и играть с ними – одно удовольствие". Имеются и другие мнения. На одном из сайтов отмечается, что "проведенный на программе "Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым" опрос показал, что большинство зрителей считает выступление российской сборной в целом удачным". Тем не менее одна из болельщиц заявила, что она "в корне не согласна с большинством". По ее мнению, для "такой страны, как Россия, четвертое место в общем зачете – это провал. Еще говорят, что, мол, неоправданные надежды с лихвой компенсировались приятными сюрпризами (золото Светланы Журовой и т.п.)".

С этим автор сообщения также не согласна: "Успех характеризуется не числом случайных побед, а количеством оправданных ожиданий. А сюрпризы – это так, бонус к общему успеху". Но один из болельщиков на том же сайте замечает, что, по его мнению, "индивидуальность игроков НХЛ – это одно, а командная игра – это совсем другое. К турниру надо готовиться. Если у России нет сборной, значит, ее нет, и, кроме [отдельных] моментов в игре со шведами, командной игры не было". Автор другого сообщения написал, что ему "до жути жалко" только Слуцкую. "Все-таки она сильнее их всех, как бы там ни было. А падение – это действительно от перенапряга, от всех надежд, на нее возложенных. Может быть, здесь имело бы смысл создать вокруг нее информационный вакуум с начала Олимпиады и до ее выступления".

Все это указывает на наличие явно выраженного социально-психологического компонента в достижении или недостижении соответствующего спортивного результата. В последние годы появились многочисленные работы, в которых подчеркивается необходимость учета такого компонента в экономическом состоянии и развитии общества. Разрабатываются новые комплексные воззрения, которые принято именовать нейроэкономика (5), антропоэкономика (6), нейромаркетинг (7), психодинамика (8-11), социомеханика (12, 13). Они непосредственно рассматривают социально-психологическую составляющую человеческого фактора в виде обратной связи или регулятора экономических процессов.

Так, например, кроме линейной зависимости от уровня экономического развития существенное влияние на спортивные успехи страны оказывает также и уровень экономической свободы в социуме, по которому Россию нельзя назвать рекордсменом. Два этих фактора и определяют, при прочих равных условиях, место России в олимпийской "табели о рангах".

Расширение экономических, а значит, и других возможностей, не связанных с разрешительной государственной системой, с воздействием негативных рыночных и нерыночных сил, которым государство пока не в состоянии по невозможности или по отсутствию желания, противодействовать, будет создавать в обществе иную атмосферу. Сейчас же вновь проявляется двоемыслие, характерное для предыдущей эпохи. Общая позитивная оценка экономического развития в умах людей никак не вяжется с повседневными и ежечасными случаями проявления коррупции, недобросовестной конкуренции и обмана потребителей. Это можно отнести на счет достаточно низкой экономической культуры населения, и тем не менее нельзя отрицать общей социальной напряженности в обществе, обусловленной двоемыслием и наличествующей на подсознательном уровне. Здесь можно провести аналогию с "невидимой" рукой рынка по Адаму Смиту, которую никто никогда не видел, но ее "тяжелое" пожатие ощущал и ощущает на себе каждый. Экономическая несвобода не возникает за счет наличия или отсутствия соответствующих декретов, она порождается текущей социальной практикой, формируется каждым участником экономического процесса, от потребителя до производителя. Для ее изменения необходимо преобразовать экономическую среду, отказавшись от кланово-корпоративного капитализма, формирующегося в России в настоящее время. Эта форма общественного сознания, к сожалению, в еще большей степени не предполагает экономической свободы, чем плановая экономика. В последней успешные действия, если они не препятствовали планам кланов, перешедших и в современную формацию, давали личности возможность продвинуться. Особенно характерно это было для спорта, что и обусловило фантастические успехи советских спортсменов.

Если рассмотреть изменение количества медалей по годам проведения зимних Олимпиад для наиболее популярных среди болельщиков видов спорта, то можно получить усредненные графики, представленные на рис. 6.

На рис. 6 видно, что в хоккее идет спад, после длительного стабильного участка начался прирост в лыжных дисциплинах, коньки и биатлон прошли точку минимума, а вот фигурное катание демонстрирует спад по общему количеству медалей, несмотря на три "золота" наших фигуристов в Турине. Если же сопоставить количество медалей по отдельным видам спорта с изменением ВНП на душу населения, то можно получить данные, показанные на рис. 7.

Таким образом, сопоставление данных показывает, что спад во времени или в зависимости от роста ВНП переживают две дисциплины – фигурное катание и конькобежный спорт, и это позволяет предположить, что улучшение их показателей возможно за счет дополнительного вложения средств, в особенности, с учетом происходящей смены поколений. Не стоит забывать, что помочь этому процессу может сам спорт, поскольку чисто экономическая составляющая влияния спорта на жизнь общества достаточно велика. Так, например, прошедшая в Турине зимняя Олимпиада принесла прибыль в размере 267,4 млн евро (доход в 974,4 млн евро минус расходы на организацию и проведение соревнований в 707 млн евро). Большая часть средств "поступила от спонсоров, продажи рекламы и прав на телевизионные трансляции" (14). В общей сложности был выпущен миллион билетов, из которых своих владельцев нашли 900 тыс. За 16 дней Олимпиаду посетило более миллиона туристов. В источнике указывается, что, по подсчетам экономистов Римского университета "Ла Сапьенц", экономический эффект Туринской Олимпиады составил 17,4 млрд евро. Ожидается, что ее следствием будет дополнительный рост ВВП Италии на 0,2% в год в течение четырех лет. По прогнозам Правительства, рост ВВП составит 1,2% и это будет способствовать созданию 57 тыс. рабочих мест в год (15).

Неудачные результаты последнего чемпионата по фигурному катанию, "осечка" футбольной сборной в товарищеском матче в Бухаресте, прочие спортивные "потери", которые трудно объяснить по-другому, еще раз подтверждают тезис о том, что спорт во многом зависит от экономики, и ее развитие не может не сказываться на общих и конкретных результатах. Однако отсутствие прямых, однозначных зависимостей указывает на высокую долю влияния социально-психологических факторов на спортивные достижения.

Предыдущая Нобелевская премия по экономике вручена двум исследователям, Финну Кюдланду и Эдварду Прескотту, частью вклада которых являются представления о том, что основные проблемы связаны с изменениями в так называемой оценке ожиданий. Авторы выяснили, чего экономические агенты ждут и как они реагируют на заявления и действия государства, поскольку существует значительная разница между заявлениями официальных лиц и теми шагами, которые они на самом деле предпримут, и инвесторы каждый раз гадают, что стоит за их заявлениями. Из-за этого накапливаются взаимные ошибки, которые не учитывали старые теории, вследствие чего экономические теории не "срабатывали" (16).

Вместе с тем многие показатели жизни социума в существенной степени зависят от экономических показателей, от уровня жизни в анализируемых странах, который, в свою очередь, принято связывать с таким показателем, как величина ВНП на душу населения. В качестве примера можно привести зависимость доли пользователей Интернета в различных странах от вышеуказанного показателя (см. рис. 8). Для сопоставимости все величины приведены к шкале от 0 до 1 путем деления на максимальный показатель в ряду значений каждой величины.

Для зависимости, представленной на рис. 8, коэффициент корреляции 0,928 существенен для всех уровней значимости, превосходящих уровень 0,01. Уравнение регрессии имеет вид: 0,762 ВНП + 0,266. Пересечение оси ординат происходит при величине в 0,266, т.е. при "нулевом" ВНП определенная доля пользователей все равно будет присутствовать. Эта зависимость аналогична зависимости количества автомобилей на 1000 человек от ВНП на душу населения, представленной в работе одного из авторов данной статьи (17). Там же высказывалось предположение о том, что кроме материального фактора действует и психологическая особенность потребителей, заключающаяся в том, что для обладания искомым объектом, является ли он инструментом престижа, или облегчает передвижение, как автомобиль, или дает возможности доступа к необозримым океанам информации, как компьютер, они способны отказаться от других важных приобретений, недоедать и плохо одеваться, работать дополнительно, но добиться получения вожделенного продукта. Соответственно, и в случае спортивных состязаний проявляется психологический фактор, обусловливающий отклонение от простой линейной зависимости спортивных результатов от материальных затрат или по крайней мере отсутствие прохождения через начало координат.

Этот фактор, вероятно, имеет отношение и к понятию психологической свободы деятельности в обществе. Легко себе представить, что общий психологический климат в обществе влияет и на спортсменов, они не живут в "вакууме", а подвержены тем же психологическим тенденциям, что и остальные члены социума. Отсюда и попытки применения допинга, и недостаточная психологическая устойчивость, и неблагоприятный психологический климат во взаимоотношениях спортсменов, тренеров и спортивных функционеров. Индикатором отношения общества к таким показателям экономической несвободы, как коррупция, является соотнесение индекса восприятия коррупции к месту в мире по уровню ВВП, представленное на рис. 9.

График, представленный на рис. 9, показывает, что в странах с высоким ВВП фиксируются более низкие уровни экономической несвободы, чем в странах с низким ВВП (находящихся на графике ближе к началу координат), однако при перемещении к более высоким показателям график выполаживается и зависимость почти исчезает, выходя на плато. Принято также сопоставлять место в мире по определенным показателям с уровнем этого показателя, чтобы составить определенное мнение о том, что означает распределение по местам. Пример подобного сопоставления приведен для такого показателя, как ВВП, на рис. 10.

Нелинейность зависимости, изображенной на рис. 10, объясняется, вероятно, тем, что в относительном измерении "богатых" стран меньше, чем "бедных", и значение показателя "место" быстро уменьшается до уровня примерно 15 тыс. долл. на душу населения. После этого расположены уже достаточно "богатые" страны, которых немного, соответственно, мало и "мест", и они распределены на сравнительном удалении друг от друга по шкале ВВП.

Если сравнивать место в мире по уровню экономической несвободы с уровнем ВВП, выясняется, что зависимость имеет явно линейный характер, как видно на рис. 11.

Коэффициент корреляции равен -0,843 и является существенным для всех уровней значимости, превышающих 0,01. Уравнение регрессии -0,741 ВВП + 148,78 дает пересечение оси абсцисс на уровне 200,78. Это означает, что максимальный уровень экономической несвободы будет для 201-го места, но в мире нет такого количества государств, а следовательно, даже для государств, находящихся в конце списка коррупции, не все потеряно, и здоровый психологический климат в экономической области еще может быть восстановлен.

Таким образом, воздействие экономических факторов на спортивные результаты можно представить в виде схемы, показанной на рис. 12.

Предпринимаемые в настоящее время меры по пересмотру законодательства с целью снижения коррупционной опасности, поощрение и защита прав малого бизнеса могут помочь в решении проблем российской экономики, усилить экономическую свободу, но все это происходит достаточно медленно. Вероятно, если желать продуктивного продвижения наших спортсменов, например на чемпионате Европы – 2008, эту работу можно ускорить.

Из полученных данных можно сделать следующие выводы.
1. В ближайшие два олимпийских периода ожидать существенного улучшения положения в российском спорте не приходится, учитывая состояние экономики и социально-психологическую ситуацию в обществе.
2. Несмотря на это, государственная политика должна быть направлена на повышение численности спортсменов, среди которых проводится целевой отбор, поскольку, как показали результаты анализа данных в процессе "отсеивания", некоторым не очень богатым и стабильным странам такой подход позволяет держаться по крайней мере среди "середняков". Эта работа должна базироваться на поддержке детско-юношеского и массового спорта – об этом сейчас постоянно пишут и говорят. Быстрой отдачи здесь ожидать не приходится, поэтому такая деятельности должна быть планомерной и долгосрочной.
3. Добиться же отдельных улучшений в отдельных видах спорта можно, как показывает пример тенниса. В реальности это означает, что фирмы, желающие провести сравнительно недорогую, но очень эффективную рекламную кампанию, в качестве инвестиционного проекта могут выбрать спонсирование спортсменов. Учитывая полученные выше закономерности, можно сделать вывод, что для этого более всего подходит фигурное катание. Вторым по привлекательности можно назвать конькобежный спорт, поскольку рост в нем пока неустойчивый, нынешние призеры явно уйдут на покой и завоевание олимпийских пьедесталов придется начинать, по сути дела, сначала.

ПЭС 8074/01.04.2008

Примечания
1. Алгебра футбола // Коммерсантъ. 2006. № 103 (09.06.), с. 8.
2. Сурков С.А. Оценка экономической деятельности с помощью социально-психологического подхода // Вопросы экономики. 2008. № 6.
3. http://www.olymp2006.ru/hockey/20060226/50166910.html
4. http://www.u-piter.info/forum/viewtopic.php?pid=1877
5. http://www.sibnet.tm/article.php?sid=8148&mode=thread&order=0
6. http://www.orenburg.ru/culture/credo/01/18.html
7. http://www.socismr.com/themes/default/material.asp?folder=1986&matID=2134
8. Сурков С.А. Применение различных социально-экономических подходов для анализа проблем интернет-маркетинга // Интернет-маркетинг. 2007. № 1 (37), с. 26-32.
9. Сурков С.А. Выбор подходов к управлению организацией с позиций психодинамики (часть 1). Построение уравнений и прогнозирование эффективности деятельности компании // Менеджмент сегодня. 2007. № 2, с. 110-118.
10. Сурков С.А. Выбор подходов к управлению организацией с позиций психодинамики (часть 2). Создание групп и прогнозирование показателей их деятельности // Менеджмент сегодня. 2007. № 3, с. 162-171.
11. Сурков С.А. Выбор подходов к управлению организацией с позиций психодинамики (часть 3). Модель кооперативного сотрудничества // Менеджмент сегодня. 2007. № 4, с. 206-215.
12. Сурков С.А. Применение социомеханики для выработки экономических стратегий (часть 1) // Экономические стратегии. 2006. № 4 (46), с. 111-117.
13. Сурков С.А. Применение социомеханики для выработки экономических стратегий. (часть 2) // Экономические стратегии. 2006. № 5-6 (47-48), с. 145-151.
14. Туринская Олимпиада стала прибыльной // Коммерсантъ. 2006. № 35 (01.03), с. 24.
15. http://www.itartass.ur.ru/news/?id=18006
16. http://www.gazeta.ru/2004/10/11/oa_136151.shtml
17. Сурков С.А. Исследование покупательной способности как инструмент управления продажами: косвенные методы // Управление продажами. 2002. № 4, с. 38-44.

Следить за новостями ИНЭС: