Проверено временем

Номер 1. Зов истории

Интервью с генеральным директором Московского машиностроительного предприятия имени Чернышева Александром Сергеевичем Новиковым.

Александр НОВИКОВ
Проверено временем

"Экономические стратегии", №01-2007, стр. 76-77

В 1962 г. 32-й гвардейский истребительный полк, базировавшийся в подмосковной Кубинке, посетили представители Индии. Эта часть первой в ВВС СССР перешла на истребители МиГ-21. После краткого ознакомления с кабиной и органами управления индийские летчики совершили самостоятельные полеты на новых машинах и по достоинству оценили советский истребитель, отметив, что он проще в управлении и маневреннее, чем F-104 Starfighter или Mirage III. 44 года назад, в конце января 1963 г. первая партия МиГ-21Ф-13 прибыла в Бомбей. Эти машины получила 28-я эскадрилья ВВС Индии.
В 1966 г. на заводе корпорации HAL в г. Насик началось лицензионное производство МиГ-21ФЛ, а завод в г. Орисса начал сборку двигателей Р11Ф2-300, которые выпускало Московское машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева (ММП им. В.В. Чернышева). До 1973 г. завод построил 12 000 двигателей семейства Р11. Затем последовали ТРДФ Р27Ф2М-300, Р29-300, Р35, которыми оснащались самолеты МиГ-23 и МиГ-27, также прекрасно известные ВВС Индии.
Сегодня индийские летчики летают на истребителях МиГ-29, "сердца" которых также производит ММП им. В.В. Чернышева. Это двигатели РД-33, которые являются одними из лучших в мире в своем классе. Вскоре и авиация ВМС Индии получит новые корабельные истребители МиГ-29К, которые оснащены более совершенным двигателем этого семейства – РД-33МК. Такие же двигатели будут устанавливаться и на многофункциональных истребителях МиГ-35, которые, как и 44 года назад, соперничают с американскими и французскими самолетами. Работы над новыми моделями РД-33 показали, что потенциал двигателя далеко не исчерпан, на его базе можно создать еще более совершенный ТРДДФ для боевых машин следующего поколения.
Несмотря на напряженный график работы, на наши вопросы любезно согласился ответить генеральный директор ММП им. В.В. Чернышева Александр Сергеевич Новиков.

Индийские ВВС имеют на вооружении достаточно большое количество самолетов российского производства, в частности МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29. Осуществляет ли ММП им. В.В. Чернышева послепродажное обслуживание и ремонт поставленных ранее двигателей?

Деятельность ММП им. В.В. Чернышева на внешнем рынке складывается из трех основных составляющих. Во-первых, это поставки новых двигателей, во-вторых – сопровождение эксплуатации этих двигателей и, в-третьих, – ремонт двигателей. Предприятие очень давно работает с индийскими ВВС, на вооружении которых находятся истребители МиГ-21, МиГ-23, истребители-бомбардировщики МиГ-27.

В свое время мы серийно выпускали двигатели для всех этих самолетов. Первые партии поставлялись с двигателями производства ММП им. В.В. Чернышева. Затем, когда наше предприятие осваивало двигатель нового поколения, производство предшествующей модели передавалось на Уфимское производственное объединение. Так было с двигателями Р11Ф-300, Р29, Р27, Р35. Сегодня мы проводим ремонт этих двигателей, поставляем запасные части, направляем, если надо, своих специалистов для оказания технической помощи. Проблем с запчастями у нас не существует – мы сохранили всю оснастку и все оборудование. Основная наша продукция сегодня – ТРДДФ РД-33 различных серий дл я истребителей семейства МиГ-29. Сегодня это главным образом двигатели 3-й серии. С началом поставок МиГ-29 в Индию, в г. Карапут, был организован ремонт РД-33. Наши специалисты буквально строили этот завод, и сегодня мы осуществляем авторский контроль, передаем туда все бюллетени на доработки, посылаем своих специалистов. Так что индийские РД-33 ремонтируют и у нас, и в Индии.

В 2005 г. началась реализация новой пятилетней программы по ремонту двигателей РД-33 1-й и 2-й серий для парка индийских истребителей МиГ-29, которую предприятие проводит через "Рособоронэкспорт". Первая партия отправлена заказчику. Особенностью программы ремонта индийских двигателей является то, что в процессе ремонта двигателям продлевается назначенный ресурс.

ВМС Индии готовятся получать первую партию истребителей МиГ-29К, на которых установлены двигатели РД-33МК. В чем особенности этого двигателя, его отличие от пред
ыдущих моделей? Началось ли серийное производство двигателей РД-33МК?

РД-33МК имеет большую, на 700 кг, тягу, больший ресурс, улучшенную модульность конструкции, блок автоматического управления и контроля. Все это позволяет вывести двигатель на эксплуатацию по техническому состоянию. Изготавливать первые экземпляры двигателя нам приходилось практически "с листа", с той документации, которую передавал нам разработчик – ОАО "Климов". Сегодня изготовлена опытная партия из девяти двигателей, которые проходят стендовые испытания. Кроме того, мы поставили четыре двигателя на два первых летных экземпляра самолета МиГ-29К. Теперь приступили к серийному производству двигателей РД-33МК. Первый серийный двигатель мы изготовим в марте 2007 г. Все делается в полном соответствии с контрактом.

Каковы перспективы развития семейства двигателей РД-33?

Учитывая то, что РД-33МК имеет те же габариты и "точки привязки", что и "обычный" РД-33, новый двигатель может найти применение не только на МиГ-29К, но и на других вариантах этого истребителя, в частности на самолете МиГ-35.

Можете ли Вы назвать показатели, с которыми ММП им. В.В. Чернышева закончил 2006 г.?

Сложные в техническом отношении контракты сегодня могут выполнять только предприятия с устойчивым экономическим положением, способные поставлять на рынок востребованную продукцию. ММП им. В.В. Чернышева полностью соответствует предъявляемым в этой области требованиям. Общий объем производства на предприятии в последние годы стабильно растет.
В интересах сохранения дальнейшего наращивания производственного потенциала с 2002 г. последовательно реализуется программа широкомасштабного технического перевооружения. Выполнение этой программы позволит перейти к использованию самых современных принципов организации и управления производством, нарастить объемы выпускаемой продукции. Все это благоприятно сказывается на выполнении имеющихся планов.

Валовой объем продукции предприятия в 2006 г. составил 5,8 млрд руб. Объем товарной продукции – 5,626 млрд руб. Прибыль от реализации – 800 млн руб., чистая прибыль – 182 млн руб. Мы заметно "подросли" в прошедшем году, на 640 человек. Выработка на одного работающего составила 1,18 млн руб. Показатели очень неплохие.

В конце прошлого года было создано ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", РСК "МиГ" также войдет в эту организацию. Что будет с ММП им. В.В. Чернышева и другими двигателестроителями, которые сегодня входят в состав РСК "МиГ"?

РСК "МиГ" в свое время была лидером интеграции, создав первую в отечественном авиастроении вертикально интегрированную структуру, в которую вошли несколько двигателестроительных фирм. Интеграционные процессы идут и в российском авиационном моторостроении, это нормально. Вполне возможно, что будет создано несколько холдингов, в один из которых войдет наше предприятие. ММП им. В.В. Чернышева сегодня реализует маркетинговую стратегию, позволяющую не только обеспечивать бесперебойную работу, но и занимать устойчивую позицию на рынке авиационных двигателей. Тщательно продуманная стратегия развития позволила нам выйти на качественно новый уровень. Портфель заказов у нас сформирован, мы абсолютно уверены в полной загрузке предприятия в ближайшие пять лет и с уверенностью смотрим в будущее.

Что ММП им. В.В. Чернышева будет демонстрировать на выставке в Бангалоре?

Мы покажем все, что делает сегодня наше предприятие: двигатели РД-33, РД-33МК, ТВ7-117, РД-1700. С Индией мы и дальше намерены очень активно работать. Наша задача – выполнять все свои контрактные обязательства, это у нас получается, и мы надеемся, что сотрудничество с Индией будет плодотворно продолжаться. При этом наиболее перспективно формирование долгосрочных программ сотрудничества. Долгосрочное сотрудничество выгодно обеим сторонам. Оно позволяет работать на плановой основе, устранять всякие издержки и оптимально выстраивать отношения. Конечно, одним из главных принципов является максимальное удовлетворение требований заказчика, все вопросы специалисты ММП им. В.В. Чернышева стараются решать оперативно и на вз
аимовыгодной основе.

Следить за новостями ИНЭС: