Проблемы человека и обеспечение равенства социально-трудовых прав в государствах — членах Евразийского экономического сообщества

Номер 1 - ЦА. Архитектор глобализма

Население во всех странах Центральной Азии, исключая Казахстан, продолжает расти. Проблемами стали незаконный ввоз мигрантов, трудовая, этническая миграция, торговля людьми и нарушение прав человека

Роза Жалимбетова
Проблемы человека и обеспечение равенства социально-трудовых прав в государствах – членах Евразийского экономического сообщества

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №01-2007, стр. 72-81

Жалимбетова Роза Балтабаевна – к.э.н., доцент, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин Каспийского общественного университета.

Сегодня процессы мирового развития можно охарактеризовать таким ключевым понятием, как "глобализация". Ее позитивные стороны – углубление экономического взаимодействия между государствами, создание условий для беспрепятственного доступа стран к передовым достижениям человечества в экономической и научно-технической сферах, содействие выравниванию уровней развития различных регионов. А негативные – предрасположенность к несправедливому перераспределению богатств между богатыми и бедными странами, создание условий для консервации неравенства в обеспечении прав человека, вывоз и сокрытие капитала за рубежом.
Возрастание экономической открытости меняет соотношение внутренних и внешних факторов развития страны. По мере вовлечения национально-хозяйственного комплекса в мировую экономику внешнее воздействие становится решающим в выборе экономической стратегии. Поэтому альтернативой глобализации мировой экономики является формирование региональных блоков (интеграционных объединений), которые способствуют успешному переходу к постиндустриальному обществу. Таким региональным блоком является созданное в 2000 г. Евразийское экономическое сообщество, в которое входят Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. В январе 2006 г. к Сообществу присоединился и Узбекистан.

Вступление Узбекистана в ЕврАзЭС должно вывести организацию на более высокий уровень интеграции, так как это значительно расширяет возможности решения многих проблем, в частности задачи рационального использования водных ресурсов и транспортного транзитного потенциала Центрально-Азиатского региона, проблем Ферганской долины и целого ряда иных (1).

Главы государств – членов ОЦАС, учитывая совпадение стратегических целей и задач ОЦАС и ЕврАзЭС и принимая во внимание, что задачи по созданию интегрированного рынка, стоящие перед ОЦАС, успешно решаются в рамках Сообщества, считают целесообразным объединение ОЦАС и ЕврАзЭС. Советом глав государств – членов ОЦАС 6 октября 2005 г. принято Решение о дальнейшем развитии интеграционных процессов на евразийском пространстве (2).

Проблемы человека охватывают все стороны развития: экономический рост или международную торговлю, дефицит бюджета или финансовую политику, накопление или инвестирование, технологии, основные социальные службы или системы социального обеспечения для бедных. Человеческое развитие держится на четырех основных опорах: равенстве, устойчивости, продуктивности и расширении возможностей. Четыре направления развития человечества определены как "базовые": возможность выживания; получение образования; доступ к ресурсам, необходимым для достойной жизни, и участие в жизни общества.

В процессе анализа человеческого развития используются данные, отражающие состояние таких сфер, как демография, окружающая среда, урбанизация и жилье, здравоохранение и питание, образование, экономическая деятельность, социальные группы и мобильность населения, социальное обеспечение, досуг и культура, использование времени, общественный порядок и безопасность, социальные отношения, политическая деятельность (3. – C. 91-92).

Трансформация общества и реформирование всех сфер жизнедеятельности человека стимулировали дальнейшую имущественную поляризацию населения. Если в 1993 г. разница между доходами 20% наиболее обеспеченных граждан и доходами их наименее обеспеченных соотечест­венников составляла 5,8 раза, то в 2000 г. этот показатель стал более чем в 10 раз выше (4). С уменьшением доходов населения возрастает бедность и как следствие происходит сокращение реальных денежных доходов граждан государств – членов ЕврАзЭС. Так, уровень заработной платы во многих государствах ниже 2 долл. в день, минимальная заработная плата не соответствует прожиточному минимуму, при этом упраздняются многие социальные льготы. От 20 до 40% граждан проживает за чертой бедности, число безработных в семи странах (пять стран ЕврАзЭС и две страны-наблюдателя) превысило 10 млн человек (5). Аналогичная ситуация наблюдается и в Узбекистане. Как видим, произошло социальное расслоение населения. В каждой стране ЕврАзЭС социально-трудовая сфера регулируется своим национальным законодательством.

Государства, принявшие решение осуществить интеграцию в политической, экономической, социальной и иных сферах, помимо определения в межгосударственных договорах и соглашениях целей и задач поэтапного решения этой проблемы должны создать механизм взаимных договоренностей (6).

Единое экономическое пространство, образуемое государствами ЕврАзЭС, создает реальные предпосылки для эффективного сотрудничества в сфере политики, экономики, культуры, а также повседневного человеческого общения. С этой точки зрения ЕврАзЭС можно рассматривать как переход на более высокий уровень интеграции наших стран, что позволит сообща отстаивать интересы Сообщества в целом и его отдельных членов на международной арене.

Сегодня особую актуальность приобретает обеспечение согласованных действий при вступлении государств – членов ЕврАзЭС в ВТО, в процессе которого необходимо учитывать интересы каждой страны-кандидата и одновременно обеспечить соблюдение интересов Сообщества.

В связи с этим представляет интерес опыт Республики Кыргызстан, являющейся членом ВТО с 1998 г. Государственное регулирование сектора услуг в Кыргызстане нацелено на охрану жизни, здоровья, экономических интересов потребителей, окружающей среды и пресечение недобросовестной конкуренции. Система регулирования (кроме нескольких незначительных исключений) распространяется как на внутренних, так на иностранных поставщиков. Иностранные поставщики пользуются национальным режимом. Хотя о дискриминации иностранных предпринимателей в республике говорить не приходится, пока участие иностранного капитала в воздушно-транспортных предприятиях ограничено 49%. До 2008 г. в Кыргызстане сохраняется монополия на предоставление междугородних и международных коммуникационных услуг. Определенные ограничения имеются в области юридических, стоматологических, ветеринарных, медицинских услуг, а также услуг, оказываемых в области промышленной собственности и недвижимости, связанных с рыболовством, распределением электроэнергии, почтовых, банковских и транспортных услуг, услуг в сфере образования (7).

Процесс глобализации экономических отношений сказывается не только на политике, но и на социальной, трудовой, образовательной и других сферах. Преобразования в области социально-трудовых отношений затрагивают реструктуризацию занятости, возникновение новых сфер приложения труда в соответствии с требованиями национальных рынков труда, высвобождение избыточного персонала из действующих производств, привлечение рабочей силы в рыночный сектор услуг и т. п.
Интеграционный потенциал государств ЕврАзЭС – взаимосвязанная экономическая база, наличие богатых природных ресурсов, транзитные возможности, транспортно-энергетический потенциал, единое культурное пространство, общность исторических судеб, материально-технический и трудовой потенциал – можно использовать для объединения усилий не только в политической и экономической, но и в социально-трудовой сфере.

Интеграционное взаимодействие стран ЕврАзЭС в социально-трудовой сфере заключается в реформировании трудовых отношений для достижения продуктивной занятости населения, а также в совместном выравнивании условий труда и оплаты за одинаковую работу, обеспечении социальных и пенсионных гарантий, регулировании миграционных процессов на международной основе с тем, чтобы переселение, проживание, трудоустройство граждан одного государства Сообщества в другом государстве осуществлялось с соблюдением всех прав человека и в максимально благоприятных условиях.

Конечно, развитие экономической интеграции в рамках ЕврАзЭС и выполнение программы создания единого экономического пространства вызывают множество вопросов. Это в первую очередь относится к социальной области: как интеграция и рынок влияют на уровень жизни и условия труда наших граждан? Неопределенность, в значительной степени спровоцированная кризисом в области занятости, увеличила важность поиска оптимального соотношения между поощрением экономического роста и конкурентоспособности, с одной стороны, и гарантиями социальной защиты – с другой.

В настоящее время для решения таких проблем, как низкий уровень занятости и высокий уровень безработицы, ограничение доступа к труду и снижение уровня доходов населения необходимо осуществление динамичных структурных изменений в реальном секторе экономики в сочетании с ускорением темпов экономического роста и усилением гибкости механизмов, управляющих общим рынком труда государств – членов ЕврАзЭС. Реализация этой стратегии и формирование общего рынка труда стран Сообщества потребует более тесных партнерских отношений на государственном, региональном и местном уровнях.

Реализация межгосударственных программ в социально-трудовой сфере позволит государствам – членам ЕврАзЭС решить множе­ство проблем – от использования трудового потенциала одного государства, входящего в Сообщество, до использования объединенного трудового потенциала государств – членов ЕврАзЭС, и в частности:

  • создать единую нормативно-правовую базу общего рынка труда на основе имеющегося собственного и зарубежного опыта;
  • принять согласованные меры, направленные на регулирование общих проблем национальных рынков труда;
  • повысить квалификацию работников в соответствии с современными требованиями национального рынка труда;
  • определить межгосударственную политику в отношении привлечения иностранной рабочей силы и социальной защиты трудящихся-мигрантов;
  • разработать и осуществить комплексные программы занятости молодежи, женщин, вынужденных переселенцев и других социально уязвимых групп населения.

Необходимо разработать и поэтапно внедрить единые нормы в области образования и подготовки специалистов, социального страхования, труда и отдыха на предприятиях и в учреждениях всех форм собственности, создать единую компьютерную базу данных, решить проблемы трудовой миграции, социальной защиты трудящихся-мигрантов и пр. В связи с этим подготовлен ряд межправительственных документов. Для того чтобы обеспечить равенство социально-трудовых прав граждан государств – членов ЕврАзЭС, требуется выполнить большой объем работы и сформировать общий рынок труда.

Для того чтобы человек имел возможность работать по специальности в любом из государств ЕврАзЭС, требуется взаимное признание документов об образовании и квалификационных документов о профессии, ученых степенях и званиях, применение согласованных тарифно-квалификационных перечней работ и профессий рабочих и служащих, признание трудового стажа, а также эквивалентность размера получаемой заработной платы в странах Сообщества при оформлении пенсий. Общие стандарты образования, действовавшие на постсоветском пространстве, могут стать базой для создания единого образовательного пространства государств – членов ЕврАзЭС. Благодаря принятым и вступившим в силу соглашениям граждане одного из государств Сообщества, проживая на территории другого (в отличие от граждан государств, не являющихся членами ЕврАзЭС), при поступлении в учебные заведения, устройстве на работу имеют право на признание документов об образовании. Это пока не относится к документам об ученых степенях и званиях. Наиболее глубокие расхождения между государствами Сообщества существуют по вопросам высшего и послевузовского образования, поскольку имеют место и отказ от аспирантуры, и упразднение ученой степени кандидата наук, и включение в систему высшего образования ряда государств Сообщества средних специальных образовательных учреждений, а также выдача дипломов о неполном высшем образовании. Сегодня человек, защитившийся, скажем, в Москве, у себя на родине должен нострифицировать документы об ученой степени. Эта процедура занимает от 6 до 9 месяцев.

С 2003 г. разрабатывается проект Межгосударственной целевой программы "Единые образовательные технологии получения высшего образования лицами с ограниченными возможностями в государствах – членах ЕврАзЭС". Предусматривается обеспечение доступа молодежи к образованию в любом из государств – членов ЕврАзЭС с правом выбора учебного заведения; повышение качества образования на всех уровнях и во всех типах учебных заведений за счет углубления научной подготовки, установления обоснованного соотношения между объемом общеобразовательной, среднеспециальной и профессиональной подготовки, применения инновационных технологий и методов обучения, повышения квалификации педагогических кадров, разработки единых методов оценки качества образования и развития дистанционного образования.

Отметим, что человеческие ресурсы сегодня стали решающим фактором в достижении конкурентных преимуществ. Именно знания, информация и опыт образуют тот основной материал, который закладывается в фундамент экономического процветания ведущих стран мира. Образование признается одним из фундаментальных прав человека всеми международными документами об экономических и социальных правах. Высокий уровень образования всегда считался самым престижным социальным стандартом развитого государства.

Для таких стран, как Кыргызстан и Таджикистан, обладающих незначительными природными ресурсами, человеческие ресурсы являются одним из важнейших активов. Однако снижение финансирования образования и стандартов обучения постоянно уменьшает это преимущество. Кроме того, в период с 1990 по 1997 г. некоторые страны ЕврАзЭС столкнулись с непрекращающейся эмиграцией ученых, инженеров, врачей и других специалистов в Россию, Турцию, США и Европу.

Возьмем Узбекистан. Сегодня республика обладает мощными трудовыми ресурсами – они составляют почти 50% всего населения и ежегодно прирастают на 210-220 тыс. человек. Средний возраст населения равен 24 годам. С учетом реализации национальной программы подготовки кадров в структуре трудовых ресурсов будут преобладать лица, отличающиеся высокой трудовой активностью и профессиональной подготовкой.

Из-за неразвитости производственной и социальной инфраструктуры и сферы приложения труда вне аграрного сектора сельское хозяйство перенасыщено рабочей силой и ежегодно пополняется работниками за счет выпускников сельских школ. По расчетам, этот резерв составляет 500-530 тыс. человек, из них 29% приходится на Ферганскую долину и 21% – на Самаркандскую область. Сейчас в сельском хозяйстве занято свыше одной трети всех работников общественного производства. В сложившихся условиях ощущается острая потребность в рабочих местах, не связанных с сельским хозяйством, в создании мощностей по промышленной переработке сельскохозяйственного сырья с последующим предложением готовой продукции на внутреннем и внешнем рынках. При огромном спросе на готовую продукцию значительная часть сырьевых ресурсов вывозится без углубленной переработки (85% производимого хлопка-волокна, это порядка 1,2 млн тонн, в том числе 100% тонковолокнистых сортов, около 200 тыс. тонн, а также сотни тысяч тонн фруктов и овощей, винограда и т. п.). И это притом что производственная инфраструктура села характеризуется относительно стабильным состоянием дорожно-транспортного и энергетического хозяй­ства, газоснабжения и наличием резервных мощностей строительных организаций (8).

Приоритетами при формировании рынка образовательных услуг являются развитие эффективных связей между национальными рынками образовательных услуг; обеспечение равных стартовых возможностей для получения образования путем по­следовательного расширения сферы реализации дошкольных и школьных образовательных программ; повышение конкурентоспособности учреждений среднего и высшего профессионального образования; создание системы межгосударственных диссертационных советов для присвоения или подтверждения ученых степеней и званий; обеспечение условий для привлечения в сферу образования дополнительных инвестиций (9).

На одном из этапов формирования общего рынка труда целесообразно разработать и принять следующие международные документы – о создании и применении единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и квалификационного справочника работ и профессий служащих, о взаимном признании трудового стажа.

В каждом государстве – члене ЕврАзЭС необходимо осуществлять унифицированный мониторинг социально-трудовой сферы с тем, чтобы можно было не только знать ситуацию, но и видеть, в каких специалистах нуждается то или иное государство. Это позволит прогнозировать социально-экономическую ситуацию как на ближайшее время, так и на более отдаленную перспективу. Переобучение безработных, на наш взгляд, можно осуществлять не только на своей территории, так же, как и последующее их трудоустройство.

Приняты документы, регламентирующие облегчение почтовых отправлений и обеспечение свободной подписки и доставки периодических изданий в рамках ЕврАзЭС, упрощена процедура денежных переводов физическими лицами. Это, безусловно, будет способствовать оживлению как деловых, так и родственных контактов между гражданами ЕврАзЭС, придаст людям уверенности в том, что в случае переезда на жительство в другое государство Сообщества у них останутся надежные каналы связи с родственниками и возможность пользования привычными источниками информации. Этому будет также способствовать Соглашение о создании благоприятных условий для распространения программ телевидения и радио на территории государств – членов ЕврАзЭС.

В соответствии с Соглашением о взаимном предоставлении гражданам равных прав в получении скорой и неотложной медицинской помощи граждане стран, входящих в ЕврАзЭС, могут пользоваться первичной медицинской помощью. Во исполнение этого соглашения министерства здравоохранения Республики Беларусь и Республики Таджикистан издали соответствующие приказы.

Ожидается, что новый импульс деловой активности граждан стран – членов ЕврАзЭС придаст Соглашение о создании благоприятных условий для занятий малым предпринимательством. Документ предусматривает гармонизацию национальных нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, упрощение их налогообложения, подготовку и переподготовку кадров и т. д.

В настоящее время в рамках ЕврАзЭС согласованы общие подходы и разработаны принципы торговли и движения капитала с целью создания условий для свободного перемещения капиталов и технологий, формирования благоприятного делового климата, в том числе и для частного бизнеса. Безусловно, необходимым условием реализации этих планов является создание единого правового пространства.

В феврале 2006 г. в Москве состоялось совещание экспертов государств – членов ЕврАзЭС, на котором обсуждался проект Соглашения о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах – членах ЕврАзЭС. Принятие такого соглашения будет способствовать развитию интеграционных процессов, взаимовыгодного торгово-экономического и научно-технического сотрудничества государств – членов ЕврАзЭС.

Большое значение для обеспечения прав граждан одного государства, проживающих на территории другого государства ЕврАзЭС, будет иметь вступление в силу договора о правовом статусе граждан одного государства, постоянно проживающих на территории другого государства.

Создание единого экономического пространства в рамках ЕврАзЭС должно привести к изменениям в жизни граждан Содружества. Речь идет о гарантировании свободы передвижения, повышении уровня жизни, улучшении условий труда, сохранении здоровья и обеспечении безопасности на рабочих местах, расширении гарантий социальной защиты, получения образования и профессиональной подготовки. Лицам, оказавшимся не в состоянии войти или вернуться на общий рынок труда и не имеющим средств к существованию, должна оказываться социальная помощь.

В особо значимой сфере – доходы населения, уровень жизни, социальная защита наиболее нуждающихся граждан – главной целью является выработка единых подходов к формированию системы социальных гарантий. В связи с этим разработан проект договора о согласованной социальной политике и сближении государственных социальных стандартов в Евразийском экономическом сообществе. Договор нацелен на унификацию систем минимальных государственных социальных стандартов, принципов оплаты труда и пенсионного обеспечения, получения образования, предоставления услуг в сфере здравоохранения и культуры, социального и коммунального обслуживания в странах Сообщества.

Система социального партнерства в настоящее время становится важным рычагом регулирования общественных и трудовых отношений. Для Казахстана характерна слабость профсоюзного движения. Это во многом связано с тем обстоятельством, что коллективные договоры заключаются далеко не в каждой организации. Более того, национальным законодательством допускается незаключение договоров в случае, если: а) ни одна из сторон не инициирует их заключения и б) на предприятии нет профсоюзной организации или иного представительного органа работников (10).

В рамках разрабатываемой целевой межгосударственной программы "Согласованная социальная политика государств – членов ЕврАзЭС" предпринимается попытка интеграции в социально-трудовой сфере. В программе будут определены подходы к выстраиванию взаимоотношений стран – членов ЕврАзЭС со странами СНГ по социально-трудовым вопросам, сопоставлены минимальные социальные гарантии в области доходов и уровня жизни населения стран Сообщества.
Высокий уровень бедности в странах ЕврАзЭС может быть снижен путем формирования общего рынка труда, увеличения численности рабочих мест за счет реализации межгосударственных проектов, вовлечения молодежи и лиц старшего поколения в трудовую деятельность.

К числу первоочередных задач социально-трудовой сферы можно отнести регулирование миграции рабочей силы, разработку единых методических и методологических подходов к поэтапному сближению и повышению уровня жизни населения, подготовку единых минимальных социальных стандартов в сфере денежных доходов населения, оплаты труда и пенсионного обеспечения; выработку общих концептуальных подходов к построению системы социальной защиты населения на основе адресного принципа, ведение мониторинга социально-трудовой сферы государств – членов ЕврАзЭС, создание правовых и методических основ формирования единой системы охраны труда.

Глобализация экономики и трудовая миграция – это взаимосвязанные явления, характерные для современного мирового сообщества. По мнению ряда исследователей, влияние глобализации на социально-экономическое положение граждан неоднозначно, так как глобальные экономические процессы приводят к ослаблению государственного контроля над национальной экономикой, повышению роли транснациональных корпораций, ставших органической частью мирового хозяйства. Ослабление государственного регулирования способствует уменьшению трудовых прав и снижению стандартов социальной защиты, массовым увольнениям работников, снижению роли коллективного договора, профессиональных союзов, что особенно проявлялось в Казахстане в 1990-е годы.

Согласно оценкам кыргызских экспертов, в России проживает около 30 тыс. кыргызских мигрантов, однако неофициальные источники как в России, так и в Кыргызской Республике указывают, что их число колеблется от 200 до 500 тыс. человек, При этом последняя цифра составляет почти 10% от общей численности населения Кыргызской Республики. Количество мигрантов из Таджикистана, работающих в России, составляет от 5 до 18% населения страны. Многие из них работают нелегально. По мнению казахстанских экспертов, в настоящее время в Казахстане находится порядка 300-500 тыс. нелегальных мигрантов.

Снижение реального уровня заработной платы в Кыргызстане и Таджикистане, растущая безработица (особенно среди молодежи в Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане), а также ограничения на торговлю и коммерческую деятельность в Узбекистане подталкивают молодежь к миграции в места с более благоприятными условиями для работы, особенно в Россию. Поскольку население во всех странах, за исключением Казахстана, продолжает расти, миграционное давление усиливается. Существуют и такие проблемы, как незаконный ввоз мигрантов, трудовая, этническая миграция, торговля людьми и нарушение прав человека.

В настоящее время в рамках ЕврАзЭС разработан проект соглашения "О временной трудовой деятельности граждан государств – членов ЕврАзЭС на территории Сообщества". Соглашение нацелено на урегулирование на межгосударственном уровне внешней трудовой миграции внутри Сообщества, обеспечение сбалансированности спроса и предложения рабочей силы в рамках формирующегося общего рынка ЕврАзЭС. В указанном документе необходимо пересмотреть в сторону упрощения порядок привлечения и использования иностранной рабочей силы применительно к гражданам государств – участников ЕврАзЭС, определить нормы, регулирующие процесс привлечения иностранной рабочей силы, реализация которых объективно ускорит интеграционные процессы в рамках Сообщества. До сих пор документ находится на стадии согласования, и страны ЕврАзЭС по данному вопросу предпочитают двусторонние соглашения.

Следует отметить, что Казах­стан с момента обретения независимости большое значение придает правовому регулированию миграционных процессов в целом и трудовой миграции в частности. В республике установлен разрешительный порядок привлечения иностранной рабочей силы, поэтому иностранные граждане, соблюдающие установленные казахстанским законодательством условия, вправе легально заниматься трудовой деятельностью.

В соответствии с соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимных безвизовых поездках граждан от 30 ноября 2000 г., ратифицированным каждым из государств и вступившим в силу 7 июня 2002 г., выезд, транзит и пребывание граждан государств – членов ЕврАзЭС независимо от места их проживания осуществляется без виз в приоритетном (упрощенном) порядке. При этом основанием для пропуска физических лиц является наличие действующих документов, перечисленных в приложениях к указанному соглашению, а также документов, подтверждающих факт их постоянного проживания на территории одного из государств – членов ЕврАзЭС.

Однако мониторинг, проведенный по инициативе Межпарламентской ассамблеи ЕврАзЭС, показал, что положение о взаимных безвизовых поездках граждан зачастую нарушается, так как национальные законодательные и подзаконные акты в сфере миграционной политики не приведены в соответствие с ратифицированным межгосударственным соглашением. В связи с этим Межпарламентская ассамблея ЕврАзЭС поддержала инициативу Маджлиси Оли Республики Таджикистан о принятии обращения к главам государств, парламентов и правительств стран ЕврАзЭС "Согласованная миграционная политика – ключевое звено формирования общего рынка труда ЕврАзЭС". В обращении подчеркивается актуальность создания условий для повышения трудовой мобильности населения и унификации принципов законодательного обеспечения миграционной политики. На очередном заседании Бюро Межпарламентской ассамблеи были одобрены также предложения по законодательному регулированию миграционной политики государств – членов ЕврАзЭС, подготовленные Секретариатом Бюро МПА по результатам анализа законодательных основ реализации международных договоров в сфере миграционной политики и гражданства, действующих в рамках ЕврАзЭС и учитывающих положения конвенций Международной организации труда.

По мнению экспертов, национальные законодательные и подзаконные акты по вопросам миграции населения зачастую не позволяют формировать единый рынок труда, поскольку содержат нормы, затрудняющие проведение согласованной миграционной политики. Например, отсутствуют унифицированные требования к регистрации иностранных граждан, прибывающих из государств-членов ЕврАзЭС, унифицированные процедуры миграционного контроля.

Решить данную проблему можно только путем гармонизации законодательств государств – членов ЕврАзЭС, имплементации положений конвенций Международной организации труда в национальные законодательства. Только таким образом можно повысить эффективность системы управления миграционными процессами, реализовать интеллектуальный, трудовой потенциал мигрантов, соблюсти их права, содействовать устойчивому и безопасному социально-экономическому развитию государств Сообщества.

Развитие взаимовыгодного сотрудничества стран Сообщества в социально-трудовой сфере сдерживают социально-экономические проблемы, которые есть в каждом государстве. Отсутствие должной социальной ориентации государственной экономической политики, недооценка роли социальной составляющей как важнейшего фактора переходной экономики нередко могут привести к социальной напряженности в обществе.

Сегодня требуется критическое переосмысление и корректировка путей решения проблем в социально-трудовой сфере. На наш взгляд, необходимо разработать концепцию социально-демографического развития государств – членов ЕврАзЭС, которая не только содержала бы основные направления проведения социальной и демографической политики, но и предусматривала создание действенных законодательных механизмов.

Рассмотрим такую актуальную демографическую тенденцию, как "старение" населения. Согласно прогнозам ООН, к 2050 г. число пожилых людей на планете составит около 1,5 млрд человек, или 14,7% населения. Если в Германии в 1997 г. пожилые люди составляли 15%, то к 2020 г. их будет уже 22%, во Франции – 15 и 19%, в Швеции – 18 и 21% соответственно. В Казахстане на начало 1999 г. доля лиц в возрасте 65 лет и старше составляла 6,7% от общей численности населения, а в начале 2004 г. – 7,4%. Это явление не получило пока все­сторонней оценки и адекватного отражения в нормативно-правовых актах. Вместе с тем увеличение доли пожилых людей становится одним из важнейших факторов, влияющих на социально-экономическую ситуацию в стране. Это ставит перед государством совершенно новые проблемы и открывает возможности для организации жизни отдельных людей, формирования социально-экономической и культурной среды (13).

Ключевой задачей социально-демографической политики является обеспечение долгой и здоровой жизни граждан стран – членов ЕврАзЭС, а также доступа ко всем средствам, гарантирующим ее достойный уровень, в том числе к достижениям науки, образования, культуры и искусства.

К настоящему времени уже сформирована достаточно широкая законодательная база в области трудовых отношений, доходов, социального обеспечения, социального страхования и социальной защиты граждан, где основные конституционные нормы стран совпадают.

Для обеспечения устойчивого социального развития государств – членов ЕврАзЭС с учетом национальных интересов каждого из них Межпарламентской ассамблеей Сообщества разработан проект Евразийской социальной хартии. Подготовлена концепция хартии, в основном одобренная Научно-экспертным советом при Межпарламентской ассамблее ЕврАзЭС по гармонизации национальных законодательств в области социальной политики и реформирования социальной сферы.
Интеграционный процесс в рамках ЕврАзЭС, нацеленный на формирование общего экономического и социального пространства, будет благоприятствовать повышению и выравниванию уровней развития национальных экономик и жизни населения, совершенствованию социальной инфраструктуры. Динамичность развития социально-трудовой сферы оказывает влияние на жизнеспособность Евразийского экономического сообщества. Региональная интеграция даст возможность государствам ЕврАзЭС приспособиться к постоянно меняющемуся мировому социально-экономическому климату и предоставит равные социально-трудовые права всем гражданам
Сообщества.

Примечания
1. Примбетов С. Евразийское экономическое сообщество: некоторые итоги и перспективы // Аль-Пари. – 2006. – № 3-4. – С. 19.
2. Кулматов Т. Таможенному союзу – быть // Аль-Пари. – 2006. – № 3-4. – С. 2.
3. Валентей С., Нестеров Н. Человеческий потенциал: новые измерители и новые ориентиры // Вопросы экономики. – 1999. – № 2. – С. 90-102.
4. Современная демографическая ситуация в Кыргызской Республике и альтернативы ее развития. Фонд народонаселения ООН (ЮНФПА). – Бишкек, 2002. – С. 66.
5. Щербаков В.П. Парламентские слушания на тему "Совершенствование и гармонизация законодательства в области социальной политики". – Минск, МПА, 2000.
6. Исингарин Н.К. Проблемы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции "Перспективы интеграции на рубеже тысячелетий". – Минск, 2001. – С. 52.
7. Правовые основы развития сферы услуг // Проблемы современной экономики. – 2005. – № 1(13).
8. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Казахстан. – Ташкент, 2003.
9. Жалимбетова Р.Б. Основные подходы к формированию общего образовательного пространства государств – членов Евразийского экономического сообщества // Проблемы современной экономики. – 2003. – № 1(5). – С. 83.
10. Махмутова Д.. Совершенствование методов социальной защиты в условиях рыночных преобразований // Труд в Казахстане: проблемы, факты, комментарии. – 2004. – № 8. – С. 18.
11. Жанакеева А.Т. Проблемы безопасности в условиях модернизации кыргызстанского общества // Аналитик. – 2004. – № 4. – С. 8.
12. Можарова В. Стандарты уровня жизни в развитых и развивающихся странах // Труд в Казахстане: проблемы, факты, комментарии. – 2005. – № 10. – С. 9.
13. Бегали Н. Казахстан белобородый // Казахстанская правда. – Январь, 2006.

Следить за новостями ИНЭС: