Образование: реформировать или эффективно управлять?

Номер 4. Inside out

В качестве средства эффективного управления российским образованием автор предлагает использовать проверенные способы: планирование (в том числе и стратегическое), организационное строительство, а также мотивацию работников, занятых в образовательной сфере и так далее.

Владимир Сизов
Образование: реформировать или эффективно управлять?

"Экономические стратегии", №4-2009, стр. 184-185

 

Сизов Владимир Сергеевич – ректор Вятского социально-экономического института, доктор экономических наук, профессор (г. Киров).

…Хотя это и глупо, но, право же, наша уверенность в себе страдает, если мы не видим всех запасов, собранных в одном месте, и не можем одним взглядом определить объем всего, чем владеем.
Франц Кафка. "Нора"

Сфера образования во все времена и во всех странах являлась и, по-видимому, еще долго будет являться самой проблемной. Перед ней стоят наиболее трудноразрешимые социальные задачи. Но проблема еще и в том, что руководители многих государств, в том числе и России, не рассматривают сферу образования как наиболее сложное и ответственнейшее поле деятельности, имеющее стратегический приоритет над всеми без исключения сферами деятельности государства.

Сегодня на самом высоком государственном уровне вдруг заговорили о необходимости срочного и фундаментального реформирования российской системы образования вообще и высшего профессионального образования в частности. Эти разговоры покажутся странными, если вспомнить, что последние пятнадцать лет мы только тем и занимаемся, что реформируем систему образования.

Однако воз (или вуз?) и ныне там. В чем же дело? И принесет ли успех очередной разрекламированный средствами массовой информации "национальный проект" – резкое сокращение количества высших учебных заведений, – который можно было бы назвать "Дело вузов"? Избавление от недобросовестных руководителей и преподавателей высшей школы необходимо, но не переусердствовать бы, не "срубить бы сук", на котором все мы сидим.

Стратегическая значимость сферы образования в российском государстве лишь декларируется – по крайней мере, об этом свидетельствуют бюджетные затраты. Но дело не только в том, сколько правительство той или иной страны тратит на образование – 10 или 100 млрд долл. Имеет значение лишь то, приносят ли эти затраты ожидаемый эффект. Известно, что в России прекрасно развито искусство "правильно" отчитываться. И даже если люди, истратившие государственные деньги, успешно за них отчитались – предоставив конкретные цифры и красочные диаграммы и "доказав", что запланированные результаты были получены, тем не менее остается вопрос: те ли это результаты, в которых на самом деле нуждаются государство и общество? Основная проблема в управлении образованием заключается в том, чтобы определить, что следует понимать под эффективным образованием.

Чтобы решить эту проблему, надо уловить глубинный смысл, можно даже сказать "дух" образования.

В чем он? Главное в образовании – приобретение информации. Академик С.П. Капица в своей "Общей теории роста человечества" (1) пишет, что успех человека как биологического вида определила способность людей активно обмениваться информацией и передавать ее последующим поколениям. Такой обмен стал для людей залогом выживания. Что касается образования, то оно не предполагает обязательного обмена информацией и может осуществляться без установления двусторонних или многосторонних контактов. Здесь гораздо более важную роль играет способность усваивать информацию и активно ее использовать. Таким образом, смысл образования – это приобретение и усвоение информации, которая дает дополнительные ресурсы для повышения жизненного потенциала, а его основная цель – улучшение качества жизни как отдельного человека, так и человечества в целом. Поскольку смысл образования напрямую связан со смыслом жизни, возможен ли единственно правильный ответ на вопрос о том, как сделать образование эффективным? Но именно от этого зависит то, чему и как учить, где и как обучаться! Получается, что сегодня никто не может однозначно определить, что такое "эффективное" или "качественное" образование. Каждый человек должен сам решить, какое образование ему необходимо для самореализации. Государство же решает за тех, кто не смог сам этого сделать.

Следует отметить, что способы реализации интересов государства, общества и отдельной личности в сфере образования, отличных по своей сути, могут как различаться, так и совпадать.
И только совпадение способов реализации этих интересов ведет к всеобщей гармонии и прогрессу. Нынешнее пристальное внимание государства к сфере образования вполне понятно. От характера системы образования во многом зависит устойчивость власти и независимость государства, его выживание и процветание.

Вывод

Не надо быть министром, чтобы понять, что с российским образованием нужно что-то делать! Новая волна реформ (то есть разрушение госчиновниками того, что непосильным трудом было создано вузовскими альтруистами после "погромов" прошлого десятилетия) начинается под лозунгом борьбы за "качество" и "эффективность" образования. Т.е. самую важную для государства, стратегическую сферу ведут "туда – не знаю куда", пытаясь получить от нее "то – не знаю что". При этом управление реформами сводится в основном к двум арифметическим действиям – сложению (укрупнению вузов) и вычитанию (их ликвидации). Может быть, пока еще не поздно и в государственном управлении системой образования попробовать использовать проверенные способы управления – например, планирование, в том числе стратегическое, организационное строительство, не сводящееся исключительно к увеличению числа контролирующих органов и их функций, мотивацию работников сферы образования и т.п. В конечном счете, чтобы система образования стала более-менее эффективной, ею надо эффективно управлять. Тогда, глядишь, никакие реформы не потребуются.

ПЭС 8310/22.11.2008

Примечание
1. Капица С.П. Общая теория роста человечества / Сколько людей жило, живет и будет жить на Земле. М.: Наука, 1999.

Следить за новостями ИНЭС: