Международный форум участников электронной торговли — еще один шаг на пути борьбы с коррупцией

Номер 7. Мир вразнос

Материал является обзором проблематики форума «B2B — задачи, решения, перспективы», а также вопросов, предлагаемых его участникам.

Вадим Потрашков
Международный форум участников электронной торговли – еще один шаг на пути борьбы с коррупцией

"Экономические стратегии", №07-2008, стр. 62-63

Потрашков Вадим Юрьевич — руководитель проектов B2B и B2G ОАО «Центр развития экономики».

Международный форум участников электронной торговли "B2B – задачи, решения, перспективы":

9 декабря 2008 г., Москва, Колонный зал Дома союзов.

В ноябрьском Послании Федеральному собранию Российской Федерации Президент РФ Д.А. Медведев сделал акцент на борьбе с коррупцией. Именно коррупция, по его словам, является наиглавнейшим препятствием на пути становления в России демократического общества. Медведев напомнил гражданам России о Национальном плане противодействия коррупции и призвал оказывать всяческое содействие превращению экономики России в цивилизованную систему с понятными всем и каждому рыночными механизмами. По сути, к уже существующим национальным проектам развития России Президент РФ добавил еще один и намерен четко и неукоснительно способствовать его воплощению в жизнь. Принято считать, что превращение российского чиновника в эффективного менеджера – невыполнимая задача. Дескать, воровали и будут воровать. Такими карамзинскими словами некоторые чиновники и предприниматели оправдывают собственное нежелание и неспособность решать проблемы развития бизнеса в соответствии с реалиями XXI в.

Это заблуждение вполне может привести к тому, что российская экономика станет неконкурентной. Поэтому выступление Президента РФ не в последнюю очередь направлено на искоренение вековой устоявшейся психологии. Очевидно, что более всего подвержены коррупции области экономики, где расходуются деньги государства и корпораций, т.е. речь идет о корпоративном прокьюрменте и размещении госзаказа. Рынок госзаказа, на котором вороватые чиновники могут получить свои "откаты", давно находится под пристальным вниманием законодательной и исполнительной власти. И хотя после вступления в силу Федерального закона № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных муниципальных нужд" ситуация изменилась к лучшему, говорить об окончательном решении проблемы коррупции рано. Хотя существует регламентная среда, определяющая, что делать, чиновники зачастую не знают, как это делать, с помощью каких инструментов.

Эффективным инструментом контроля над расходованием бюджетных средств являются современные информационные технологии. Но я бы не рекомендовал ограничиваться только проведением примитивных электронных аукционов и сбором информации о размещении заказа на одном интернет-ресурсе. К сожалению, многие чиновники в силу низкого уровня подготовки к работе в современном информационном пространстве просто не знают о том, что все процессы, сопряженные с размещением заказа и исполнением госконтрактов, можно проводить интерактивно в Интернете, переводя весь документооборот в электронную форму. Тем самым обеспечивается абсолютная прозрачность процесса – от момента планирования закупок до момента исполнения контрактов. Аналогичные проблемы есть в корпоративном секторе экономики. Как и государственные чиновники, менеджеры, работающие в компаниях, зачастую не обучены действовать в новых условиях. Особого внимания заслуживают закупки естественных монополий – здесь, как и в случае с государственными закупками, возникают системные проблемы. Неэффективные закупки в этом секторе экономики приводят к росту тарифов и, как следствие, к росту инфляции. Та же ситуация – на российских предприятиях, не являющихся естественными монополиями. Игнорирование большинством компаний конкурсных закупочных процедур, особенно с использованием современных интернет-технологий, не позволяет им уменьшить издержки и, соответственно, снижает их конкурентоспособность. Кроме того, непрозрачность проведения корпоративных закупок негативно сказывается на имидже российских компаний и снижает их инвестиционную привлекательность. Именно эти проблемы собираются рассматривать на первом в России международном форуме "В2В – задачи, решения, перспективы", который состоится 9 декабря в Колонном зале Дома союзов. Это первое ежегодное мероприятие международного статуса, проводимое Российским союзом промышленников и предпринимателей совместно с Комитетом Совета Федерации по образованию и науке, Ассоциацией содействия развитию системы конкурсных закупок, Национальной ассоциацией участников электронных торгов при официальной поддержке профильных министерств и ведомств, в том числе Министерства промышленности и торговли, Министерства энергетики, Министерства экономического развития, Федеральной антимонопольной службы, и при непосредственном участии Правительства РФ. Программа форума нацелена на диалог и партнерство представителей бизнеса и власти в области государственных и межкорпоративных закупок, на выработку единых правил содействия развитию цивилизованного рынка в России.

Сформулированы 5 проблем российского рынка электронной торговли:
1. Отсутствие единого рынка товаров, услуг и технологий, сдерживающее честную конкуренцию.
2. Непрозрачность формирования цен на товары и услуги естественных монополий, влекущая за собой неоправданный рост тарифов.
3. Неэффективное расходование средств компаний и государственного бюджета при организации закупок и размещении заказов.
4. Отсутствие эффективного рынка инноваций, способствующее снижению качества продукции.
5. Недостаточное применение современных информационных технологий, следствием чего является уменьшение скорости коммуникаций при организации производственных цепочек, что, в свою очередь, снижает экономические результаты предпринимательской деятельности.

Задача форума – создание площадки для прямого взаимодействия политических, деловых и экспертных кругов с целью создания единого рынка, построенного на современных информационных технологиях.

Участникам международного форума предстоит сообща найти ответы на 10 ключевых вопросов:

1. Какие необходимы новеллы в законодательстве, регулирующем электронную торговлю и размещение государственных заказов?
2. Какие меры необходимо принять для масштабного использования интернет-технологий при организации производственной деятельности предприятий?
3. Как применение информационных технологий влияет на формирование себестоимости продукции?
4. Что мешает развитию единого электронного рынка?
5. Как повысить конкурентоспособность предприятия за счет применения информационных технологий?
6. Каковы основные проблемы, сдерживающие внедрение инновационных технологий на российском рынке?
7. Насколько российские принципы ведения бизнеса соответствуют правилам, принятым в международном экономическом сообществе?
8. Как обеспечить обоюдовыгодные условия для российских и зарубежных компаний в рамках торгово-экономических взаимоотношений?
9. Сможет ли отечественный бизнес выдержать и выиграть конкурентную борьбу с иностранными производителями?
10. Какова роль государства в регулировании рыночных отношений?

В рамках форума состоятся тематические круглые столы: "Размещение государственных и муниципальных заказов в Интернете", "Регламентация закупок в корпоративном секторе экономики. Национальный стандарт закупочной деятельности", "Формирование рынка инноваций на основе электронных торговых систем". На форуме пройдет презентация проекта "Единая система электронной торговли", предусматривающего интеграцию существующих систем электронной торговли в единое информационно-операционное пространство и обеспечивающего российским и зарубежным предприятиям выход на единый рынок товаров, услуг и технологий. Программа международного форума охватывает практически весь спектр проблем рынка В2В и В2G.
Российские предприниматели заинтересованы в налаживании цивилизованных отношений между бизнесом и властью. Подтверждением этого может служить "КЭС-Холдинг". Его предприятия проводят торги в реальном времени на электронной площадке, что позволяет существенно экономить на закупках. Электронная система дает возможность руководителям высшего звена оперативно запрашивать и получать информацию о проведении закупок, в режиме online контролировать процесс расходования средств – ведь интересы низового менеджмента не всегда совпадают с интересами акционеров. Система электронной торговли позволяет исключить возможность коррупционных сговоров. В период финансового кризиса государство приобретает все больше рычагов влияния на крупные корпорации и компании – в первую очередь через покупку части акций и поддержку за счет средств Стабфонда. Разумеется, выделение колоссальных денежных средств требует и адекватных мер по контролю за их расходованием. Именно система электронной торговли, построенная на справедливых правилах, позволяет обеспечить такой контроль.

ПЭС 8297/11.11.2008

 

Следить за новостями ИНЭС: