Фонд «Казына»: балансируя между государством и бизнесом

Номер 3 - ЦА. Нефтегазовые доллары Центральной Азии

Где проходит тонкая линия, разделяющая бизнес и государство? Фонд «Казына», существующий на государственные деньги (уставный капитал – более 1 млрд долл.), создан для реализации инвестиционных проектов в несырьевом секторе

Айтолкын Курманова
Фонд "Казына": балансируя между государством и бизнесом

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №3-2007, стр. 106-115

Курманова Айтолкын Бахытовна — консультант Института экономических стратегий – Центральная Азия.

В 2001 г. в Казахстане был создан первый институт развития – Банк развития Казахстана (БРК), а в 2003 г. – Инвестиционный фонд, Инновационный фонд и Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В 2006 г. они были объединены в один холдинг – Фонд "Казына" – для реализации инвестиционных проектов в несырьевом секторе. Задача для нефтяной страны непростая, требующая определенной политической воли, – нелегко осуществлять капитало- и наукоемкие проекты с длинным сроком окупаемости в условиях открытой экономики, активной импортной политики и перетока ресурсов в прибыльные околонефтяные сектора. Появление в портфеле институтов развития проектов откровенно коммерческого характера – развитие строительной индустрии и обслуживание сырьевого сектора – не сильно диверсифицирует экономику и, более того, создает конкуренцию с частным бизнесом на фоне существенных государственных привилегий (финансирование и налоговые льготы).

Чем могут похвастаться со временные институты развития Казахстана? Будут ли они развиваться, учитывая мировой опыт государственных инвестиционных компаний? Станет ли "Казына", подобно Всемирному банку, бороться с бедностью? Эти вопросы становятся актуальными по мере расширения деятельности Фонда.

Начало пути

Более года назад, 16 марта 2006 г., президентским указом был создан Фонд устойчивого развития "Казына" ("казына" в переводе с казахского – "казна"). Акционерное общество "Казына" – это холдинг, объединяющий семь институтов развития Казахстана, которые создавались начиная с 2003 г. с целью экономической диверсификации в соответствии со стратегией индустриально-инновационного развития республики. Такое количество институтов обусловлено разнообразными задачами на каждом этапе предполагаемой диверсификации. Банк развития Казахстана (БРК) отвечал за крупномасштабное финансирование проектов государственной важности, Инвестиционный фонд больше занимался коммерческими проектами, соответствующим образом разделились и функции таких институтов, как Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Инновационный фонд, Центр маркетингово-аналитических исследований, Агентство по страхованию экспорта, а также Агентство поддержки инвестиций (1).

До создания "Казыны" практически все эти институты развития подвергались критике за неэффективность в деле обеспечения "финансирования развития", за создание ненужной конкуренции с коммерческими кредитными учреждениями, за отсутствие должной исполнительской дисциплины и непрозрачное использование бюджетных фондов.
Действительно, несмотря на разделение сфер влияния, основной функцией четырех финансовых институтов развития (Инвестиционного фонда, Банка развития, Инновационного фонда, Фонда развития малого и среднего предпринимательства) является использование бюджетных средств для кредитования отраслей, недофинансированных коммерческими банками, – инфраструктуры, сельского хозяйства, венчурных проектов, высоких технологий и других ненефтяных отраслей.

Однако спустя четыре года стало очевидно, что эта цель является труднодостижимой. Вместо транспортных и инфраструктурных проектов финансовые институты часто финансировали коммерчески более привлекательные проекты. Их кредитные портфели напоминали портфели коммерческих банков, только гораздо меньших размеров. Деятельность Инновационного фонда не привела к значительным технологическим прорывам, а процедуры кредитования Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства критиковали за недостаточную прозрачность. Имели место случаи выдачи кредита с льготной процентной ставкой за определенные комиссионные.
В результате ежегодные призывы к ускорению процессов экономической модернизации со стороны правительства и президента обусловили осознание того факта, что институты развития не справляются с функцией локомотива перестройки экономики. Публичная критика раскрыла некоторые особенности государственного управления, например необоснованно высокую заработную плату государственных менеджеров (глава Банка развития был уволен в ходе "зарплатного" скандала). Зная, что государственные чиновники склонны бюрократизировать процессы, и для того, чтобы сделать работу институтов развития более динамичной, государство приступило к созданию новой команды под началом известного "гуру развития" Кайрата Келимбетова. Молодые менеджеры, зачастую с западным образованием и опытом работы в предпринимательских структурах, должны были продемонстрировать миру новый стиль государственного управления – безукоризненно прозрачный и эффективный.

После неоднократных перестановок команда была более или менее укомплектована. К этому времени стало очевидно, что в условиях нефтезависимой экономики особенно быстро растут спекулятивные отрасли (основанные на стоимости, а не на реальном производстве). Возможно, для менеджеров институтов развития финансирование развития было слишком отвлеченным занятием, а инвестиции в заранее провальные отрасли и сомнительные проекты объективно представлялись угрозой государственным интересам…
Действительно, если инвестиции не предусматривают обеспечения должного возврата или влекут дополнительные риски (включая те, которые вытекают из провала всей экономической политики), на частное финансирование рассчитывать не стоит. Чтобы принимать решения об инвестировании, должна быть создана соответствующая среда для прорывных проектов: в первую очередь нужны структурные экономические реформы, во вторую – мощные стимулы, в третью – инфраструктурная под держка. В отсутствие этих факторов институты, финансирующие развитие, обречены на малую эффективность.

Непростая задача

Хотя основным разработчиком экономической политики является Министерство экономики и бюджетного планирования, именно Фонд "Казына" (с совокупным уставным капиталом более 1 млрд долл.), наделенный специальными полномочиями, отвечает за экономическую диверсификацию и национальную конкурентоспособность. Основной вопрос стоит следующим образом: как накануне вступления в ВТО открыть мировые рынки для неизвестного, непротестированного или даже непроизведенного казахстанского продукта? Чтобы решить эту задачу, следует определиться с экономической политикой: в какой мере она может быть протекционистской? Это задача министерства и правительства. Для реализации этой политики необходимо решить, какие методы необходимо применять и где проходит тонкая линия, разделяющая бизнес и государство, – это задача "Казыны". Для ее решения Фонд планирует поддерживать ненефтяное производство на каждом цикле – от закладки производства или модернизации существующего до поддержки продвижения продукта на мировые экспортные рынки.

Финансирование предполагается осуществлять по формуле: треть финансирования возьмет на себя государство, две трети – частные местные и иностранные инвесторы. Подобная схема подразумевает защиту государственных средств от рисков, связанных с тем или иным проектом. Причем государственные гарантии по проектам также не предоставляются. Таким образом, если в течение следующих трех лет "Казына" планирует реализацию проектов стоимостью около 10 млрд долл., то государственное финансирование составит только одну треть от этой суммы.

На начало 2007 г. тремя основными финансовыми институтами Фонда – Банком развития, Инвестиционным и Инновационным фондами было одобрено финансирование 149 проектов общей стоимостью 4,1 млрд долл., из которых государственные институты обеспечили 1,4 млрд долл., или 34%. Средний размер проекта в Банке развития составляет 43 млн долл., в Инвестиционном фонде – 33,7 млн долл., в Инновационном фонде – 12,5 млн долл., в Фонде поддержки малого и среднего предпринимательства – 1 млн долл. Более чем на 70% в стоимостном выражении проекты финансируются Банком развития, который, как уже упоминалось, был создан раньше всех – еще в 2001 г. Потому Банк развития в какой-то мере является достаточным институтом финансирования для потребностей казахстанской экономики.

Рисунок. Проектный портфель финансовых институтов развития, по состоянию на 1 января 2007 г.

"Казына" явно конкурирует с такими международными финансовыми институтами (МФИ), как Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и Всемирный банк. Большинство МФИ сворачивают свою кредитную и грантовую деятельность в Казахстане из-за широкой доступности финансовых средств, привлекаемых из-за рубежа либо коммерческими банками, либо крупными компаниями. В то же время проекты МФИ часто имеют социальную направленность, тогда как в проектах "Казыны" социальная часть очень незначительна. Исключение составляет известная концепция социально-предпринимательских корпораций, которая, вероятнее всего, будет ближе к потребностям бизнеса, чем малообеспеченного населения. Понимая это упущение, при Фонде создали новую корпорацию – "Социально-инновационные технологии", которая, используя механизм государственно-частного партнерства, займется беспрецедентным делом: строительством школ и больниц.

В Казахстане наблюдается определенная перенасыщенность госхолдингами. Как и госхолдинг "Самрук", "Казына" стремится создать идеальную для казахстанских реалий модель государственного управления, но в данной модели слабо проработан вопрос выработки общей экономической политики. Вместо этого наравне с казахстанским частным бизнесом "Казына" выходит в предпринимательское плавание, где рыночная необходимость неизбежно переориентирует ее исключительно на коммерчески интересные проекты.

Проекты

Общей целью "Казыны" является содействие экономической диверсификации. Так как несколько лет назад правительством была согласована кластерная инициатива, разумно было бы сконцентрироваться на проектах, выбранных в секторах, которые считаются самыми конкурентоспособными: нефтехимия, химия, металлургия, машиностроение, пищевая и строительная индустрия, транспорт и логистика, а также туризм.

Пока в центре внимания институтов развития находится строительная индустрия – растущие цены на недвижимость естественным образом делают коммерчески привлекательным практически любой проект в этой сфере. Здесь "Казына" осуществляет крупные проекты совместно с иностранными инвесторами, например, по производству цемента (немецкая компания Heidelberg, французская Vicat, совместно с Италией – ItalCement) или производству стекла (с британской Pilkington). Несомненно, экономике остро необходимо собственное производство строительных материалов, их можно экспортировать в другие страны региона, но строительная индустрия чувствительна к нефтяным притокам и макроэкономическим изменениям.

Химическая отрасль – этот сектор менее жизнеспособен, ему нужна государственная поддержка. Например, один из самых крупных химических заводов страны – Павлодарский химзавод долгое время простаивал как банкрот, продажа его имущества прошла только с третьей попытки ввиду отсутствия инвестиционного интереса. Отрасль действительно перспективная с учетом развития ее в глобальных масштабах и наличия в Казахстане необходимого сырья, но наукоемкость и слабая кадровая база мешают сделать ее форвардом диверсификации.

Металлургия – здесь "Казына" начинает крупный проект по строительству алюминиевого завода (совместно с металлургическим гигантом Евразийской промышленной ассоциацией), который нуждается не в финансировании со стороны государства, а в государственных гарантиях и некоторых льготах. В целом в металлургии преобладает продукция первичного передела, а растущий спрос именно на первичное сырье со стороны Китая, других индустриальных стран делает отрасль вполне конкурентоспособной и на этом уровне.

Нефтехимия, как и первичная металлургия, будучи потенциально привлекательным сектором, страдает от высоких цен на сырье, что мало способствует эффективности вторичной и более высокой переработки. Кроме того, на рынок уже вышла могущественная компания SAT & Company, которая намерена реализовать многомиллиардный проект по строительству нефтехимического комплекса совместно с Basell и без помощи "Казыны". На этом рынке также вполне вероятны инвестиции со стороны международных нефтедобывающих компаний (как непременное условие при заключении новых СРП). Поэтому роль "Казыны" здесь ограничена, хотя при желании Фонд мог бы ускорить производство этилена, полиэтилена и полипропилена. Проект Фонда по производству автомобильных шин Nokian в Южном Казахстане скорее всего столкнется с жесткой конкуренцией со стороны российских производителей, давно обосновавшихся на местном рынке.

В области машиностроения у Фонда есть амбициозные планы по запуску местного производства экономичных автомобилей (южнокорейский Hyundai, японский Nissan и др.), но этот сегмент обладает ограниченной привлекательностью в стране из-за высокой конкуренции с импортом и узости внутреннего рынка. Выход хотя бы на региональный рынок очень затруднен: в России есть свои автопроизводители, также не совсем успешные, в Узбекистане действует завод GM-Daewoo. Производство оборудования для нефтегазовой индустрии налаживается очень медленно из-за отсутствия должного опыта и необходимого спроса (крупные международные поставщики оборудования по-прежнему предпочтительнее). Выпуск оборудования для таких отраслей, как строительство или сельское хозяйство более перспективен.

Биотехнологии – индустрия, обозначенная Фондом "Казына" как одна из самых конкурентоспособных. Глобальный спрос на альтернативное топливо только зарождается, он еще неустойчив, но, несмотря на это, Казахстан надеется захватить часть европейских рынков за счет переработки имеющегося сельскохозяйственного сырья. Будущим чемпионом индустрии является завод "Биохим" в Северном Казахстане, строительство которого финансируется Банком развития. Однако реальные продажи и маркетинг готового продукта может быть делом трудноосуществимым. Здесь Фонду необходимо тщательно протестировать потенциальную коммерческую пригодность проекта, прежде чем начинать строительство еще пяти подобных заводов, как это планируется на будущее. Зато производство современных удобрений для сельского хозяйства, востребованных и местным рынком, и другими сельскохозяйственными экономиками Центральной Азии, сулит больше успеха в деле диверсификации.

Пищевая индустрия испытывает высокую конкуренцию в связи с низкими импортными тарифами и недостатком новейших технологий и оборудования. Растущий спрос и пока имеющееся сельскохозяйственное сырье (несмотря на необходимость импортировать фрукты и овощи) обусловливают необходимость проектов в этой сфере. Как было заявлено на встрече Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева с тридцатью корпоративными лидерами, в развитии этой отрасли заинтересованы даже крупные банки.
В секторе туризма "Казына" могла бы сыграть важную роль в деле обеспечения и финансирования необходимой инфраструктуры и улучшения странового имиджа, но ее прямое бизнес-вмешательство было бы излишним. Туристический сектор мог бы стать источником новых рабочих мест и сферой приложения усилий малого бизнеса. Пока же с помощью дорогостоящих иностранных консультантов Фонд собирается проанализировать существующий туристический потенциал в трех областях страны – Алматинской, Кокшетауской и Мангистауской.

В области инфраструктуры пока нет четкого плана действий по практической реализации схем государственно-частного партнерства (ГЧП). "Казына" рассчитывает стать основным оператором схем ГЧП, а это предполагает, что инфраструктурные проекты должны занимать основное место в портфеле Фонда. Президент предложил "Казыне" разработать большие и сложные проекты по строительству энергостанции на Балхаше, железной дороги Хоргос – Жетыген и т. д. В портфеле "Казыны" числится проект строительства линии электропередачи Север – Юг, хотя в действительности он был разработан Всемирным банком. На стадии виртуальной разработки находятся планы по развитию сектора транспорта и логистики, не было предложений по регуляторному режиму этого сектора.

В секторе высоких технологий "Казына" опирается на модель Восточной Азии. Основной стратегией является покупка и транс-ферт технологий. В качестве яркого примера приводится производство биометрических паспортов совместно с малазийскими компаниями. "Казына" нацелена на создание 18 совместных предприятий в сотрудничестве со всемирно известными брендами. Руководство Фонда выразило желание покупать готовые компании в сфере высоких технологий. При поддержке Инновационного фонда уже созданы четыре IT-предприятия, включая Алатау IT-парк (специальная налоговая зона) и Центр инжиниринга и трансферта технологий. Первый казахстанский спутник KazSat считается проектом Инновационного фонда, хотя в действительности средства на его создание были выделены из бюджета.

Текстильная индустрия, как и во многих других странах мира, страдает от высокой конкуренции с гораздо более дешевой и разнообразной продукцией из Китая. В специальной налоговой зоне текстильного кластера в Южном Казахстане до сих пор не зарегистрировано ни одного предприятия, хотя почти безналоговые условия, предлагаемые там, отличаются особенной мягкостью.

В проектном портфеле финансовых институтов развития есть крупный проект по производству металлического кремния (совместно с Thyssen Krupp), производству труб (вместе с Mannesmann Caspian Pipe Industries) и другие, рассматриваемые как приоритетные (табл.).

Таблица. Портфель проектов

Институциональные факторы

Финансирование проектов, нацеленных на развитие, является своего рода финансовым грантом, но не безвозвратным. Обычно государство или финансовый институт, осуществляющий такого рода инвестиции, ожидают в том или ином виде долговременного и стабильного экономического или социального эффекта. Потому целью проектов развития является решение стратегических задач и здесь обязательным условием является наличие адекватной институциональной поддержки. Развитие не может осуществляться при наличии слабых и коррумпированных институтов. Чтобы государственное финансирование было эффективным, необходимо транспарентное функционирование специализированных финансовых институтов, которые обеспечивают долгосрочное финансирование совместно с профессиональной и организационной поддержкой предприятий. Для Казахстана актуально как то, так и другое – масштабное финансирование и смена предпринимательского мышления в направлении большей прозрачности, открытости, законности и соблюдения деловой этики.

Помощь в улучшении корпоративного управления (тренинги и управленческая экспертиза) – это то, что отличает финансовые институты развития от коммерческих банков. Однако и сами институты развития должны служить идеальной моделью корпоративного управления.

Для того чтобы достичь видимых результатов в этой сфере, недостаточно просто переставлять местами руководящие кадры. Необходимо провести структурные реформы в законодательстве, касающемся корпоративного управления, например урегулировать такие вопросы, как права акционеров, внедрение принципов корпоративного управления, порядок проведения аудита, раскрытие информации и ее прозрачность и т. д.

Известный общественный деятель Казахстана Ораз Жандосов однажды заметил, что все активы "Казыны" сопоставимы с одной десятой активов крупного казахстанского коммерческого банка. По нашему же мнению, во многом деятельность "Казыны" дублирует деятельность обычного коммерческого или инвестиционного банка с одной немаловажной разницей – в институтах развития работают не банкиры, а государственные чиновники.

В "Казыне" кадры верхнего эшелона получили хорошее академическое образование, но не имеют достаточного практического опыта. Тем не менее бюрократии в Фонде не меньше, чем в других государственных органах.

Из-за широкой рекламной поддержки Фонд находится под пристальным общественным вниманием. "Казына" существует на государственные деньги, и потому публику интересует заработная плата сотрудников многочисленных подразделений Фонда, реальный эффект реализуемых им проектов и т. д. Руководство Фонда регулярно отчитывается перед общественностью, но это только вершина айсберга, многое остается скрытым, иначе не возникало бы столько вопросов! Публичная информация, размещаемая на веб-сайтах институтов Фонда, недостаточна, остается за кадром его финансовая деятельность.

Вопросы, например, возникают касательно штатной численности институтов развития. Продолжается создание все новых и новых "дочек" Фонда – Первый государственный фонд прямого инвестирования Kazyna Capital Management, Центр социально-инновационных технологий, региональные фонды, фонд с китайскими инвесторами.

Своеобразной защитой Фонда является доверие Президента Республики Казахстан, который верит в инновационное мышление молодых кадров и их возможность осуществлять широкие реформы. Действительно, "Казына" в существующем формате отличается энергией и предпринимательским духом. Но дело в том, что в такой организации бизнес-подход не должен доминировать: есть риск злоупотребления полномочиями, прямой и нечестной конкуренции с частным бизнесом, лишенным господдержки, слишком свободного инвестирования государственных средств.

Со дня своего создания Фонд испытывает определенные внутренние трудности. Зонтичную опеку Фонда и связанное с этим вмешательство институты развития восприняли неоднозначно, хотя очевидно было дублирование функций между самими институтами. Не совсем ясен водораздел между правлением и советом директоров каждого института. Такие разногласия потенциально могут еще более удлинить сроки принятия решений.

Вместе с тем, учитывая масштабы казахстанской экономики, вполне вероятно, что одного крупного финансового института (такого, как Банк развития) вполне достаточно на этом этапе, а другие институты могут быть реорганизованы в небольшие, но динамичные агентства, специализирующиеся на отдельных проблемах, как то: инфраструктура, наука, малый и средний бизнес. Сегодня перед Фондом стоят глобальные цели, которые со временем неизбежно будут сведены к вполне конкретным практическим задачам.

Инфраструктура

Было подсчитано, что в транспортную инфраструктуру Казахстана до 2015 г. необходимо вложить около 28 млрд долл. Концессионные проекты могут обеспечить только 4,1 млрд долл. Поиск источников долгосрочных инвестиций – дело стратегической важности, учитывая, что эти проекты очень капиталоемкие и с длительным сроком окупаемости.
Помимо транспорта необходимы инвестиции в энергетику, что позволит обезопасить себя от надвигающегося дефицита электроэнергии, в переоборудование другой истощаемой инфраструктуры (водоснабжение, газопроводы, общественный транспорт, железные дороги и т. д.). Отдельных усилий требует освоение сельских территорий.
Этот инвестиционный план очень дорогостоящий по сравнению с коммерческими проектами ненефтяной экономики, которые вполне могут быть реализованы частным бизнесом.

Однако и инфраструктурную программу не может финансировать только государство. Частный сектор также должен внести свою лепту. Доверие и готовность бизнеса участвовать в реформах, инициированных государством, – это необходимое условие успеха таких организаций, как "Казына".

Однако из секторального анализа очевидно, что на данном этапе Фонд уделяет недостаточно внимания проблемам инфраструктуры, решением которых занимаются разные министерства. Транспортная стратегия, например, находится в компетенции Министерства транспорта и коммуникаций, и "Казына" пока не планирует ее финансировать.
Поэтому средства, необходимые для развития инфраструктуры, как и прежде, в основном будет выделять государство. Такая нагрузка на бюджет должна быть компенсирована за счет создания механизмов для привлечения частного капитала. Финансовые инструменты, такие как инфраструктурные облигации или долговые бумаги местных органов, могли бы играть более важную роль в подобных проектах, мобилизовать внутренние и иностранные инвестиции.

Бизнес

"Казына" позиционирует себя как медиатор между государственным и частным секторами. Более того, роль Фонда состоит в поддержке бизнес-инициатив, хотя пока эту функцию более успешно выполняют объединения и ассоциации предпринимателей. В то же время, имея в своем распоряжении значительные финансовые ресурсы, "Казына", коммерческой задачей которой является инвестирование (часто прямое) и поглощение отдельных видов бизнеса, возможно, будет лучше понимать все тонкости и проблемы предпринимательства.

Помимо этого фонд будет контролировать реализацию программы 30 корпоративных лидеров, инициированной Президентом Республики Казахстан. Несмотря на то что у участников этой программы есть собственные ресурсы, правительство готово предоставить им помощь: создание инфраструктуры, подведение энергетических ресурсов, налоговые стимулы и т. д.

Также "Казына" рассчитывает расширить сотрудничество с иностранными инвесторами, стать определенным "адресом" для них. Руководство Фонда убеждено в том, что присутствие иностранного капитала поможет немедленно улучшить ситуацию в корпоративном управлении госинститутов. Однако опыт 15 лет независимости должен был бы подсказать им, что иностранное не означает лучшее – партнерами "Казыны" являются иногда мелкие и средние иностранные компании, а не члены Fortune 500. Среди наиболее заинтересованных инвесторов – бизнесмены из Китая.

В то же время, несмотря на заявленные цели, сегмент малого и среднего бизнеса оказался вне интересов Фонда. Между тем малый и средний бизнес нуждается в недорогом финансировании, облегчении и сокращении разрешительно-лицензионных процедур, налоговых стимулах, тарифной защите. Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства (ФМСП) явно уступает даже коммерческим банкам (особенно кредитным линиям международных финансовых институтов) в размерах и эффективности финансирования мелких предпринимателей, несмотря на то, что именно малый и средний бизнес является сектором, отвечающим за стабильное и диверсифицированное развитие.
На конец 2005 г. (последние доступные данные на сайте Фонда!) кредитование ФМСП составило около 80 млн долл., тогда как кредитование коммерческими банками за тот же период – 3540 млн долл. (в 44 раза больше).

Под прицелом

В целом государство склонно переоценивать влияние больших холдингов в экономике. Масштабное расходование государственных средств на капитализацию квазигосударственных организаций не может не вызывать вопросов. Поэтому "Казына" постоянно находится под прицелом у публики, а главе Фонда г-ну Келимбетову часто приходится говорить о том, что для получения видимого результата от проектов развития необходимо время.

Действительно, зримого макроэкономического эффекта от деятельности институтов развития пока нет: инвестиции в основной капитал в обрабатывающей промышленности за последние 7 лет составили всего около 12% от общего объема капиталовложений. Между тем правительство рассматривает возможность использования средств Национального фонда для поддержки "Казыны". В этом случае Фонду необходимо взять на себя стратегические задачи, включая поддержку социальных программ.

Для того чтобы создать каналы, ведущие от частного сектора в ненефтяные сектора, "Казыне" необходимо предпринять конкретные шаги, например разработать и поддержать новые стандарты производства, профинансировать перевооружение производства, инвестировать в логистику, человеческий капитал и т. д.

Фонд должен взять на себя часть рисков проектов, которые он осуществляет совместно с частным бизнесом. Только финансовое посредничество не может составить полноценный инвестиционный пакет, не совсем правильно перекладывать на частных инвесторов риски, вытекающие из плохой экономической политики.

Несомненно, создание Фонда "Казына" – очень важная инициатива правительства. Однако для улучшения делового климата и повышения прозрачности операционной среды есть и другие способы, не требующие затратного государственного вмешательства, такие, например, как развитие фондового рынка.

Примечание
1. В данной статье основной акцент сделан на деятельности финансовых институтов развития.

Следить за новостями ИНЭС: