Экономическая стратегия Казахстана в Центральной Азии

Номер 1 - ЦА. Архитектор глобализма

Казахстану сложно рассчитывать на лидерство в Центрально-Азиатском регионе – богач среди бедняков есть предмет зависти, лишь лучший среди равных достоин быть первым

Жигер Басен
Экономическая стратегия Казахстана в Центральной Азии

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №01-2007, стр. 58-61

Басен Жигер Толеуулы – консультант Института экономических стратегий – Центральная Азия.

В Центральной Азии Казах­стан не без оснований претендует на роль регионального экономического лидера. На торжественном заседании "Казахстанский путь: от стабильности через модернизацию к процветанию" 15 декабря 2006 г. , посвященном 15-летию независимости Республики Казахстан, Нурсултан Назарбаев отметил необходимость принятия долгосрочной стратегии Казахстана в Центральной Азии, которая будет способствовать росту конкурентоспособности всего региона. Каковы должны быть экономические аспекты этой стратегии? Что нужно Казахстану для обеспечения стабильного экономического роста в Центральной Азии?

Миссию Казахстана можно сформулировать следующим образом: "Казахстан стремится стать лидером в Центральной Азии – субъектом в системе региональных отношений, способным направлять экономическое, политическое и социальное развитие государств региона всеми цивилизованными методами во имя прогресса".
Таким образом, Казахстан видит себя как государство с развитой экономикой нового типа, устойчивой политической системой, социально защищенными гражданами. Без этого невозможно завоевать уважение глобального сообщества. Более того, следует обладать высоким культурным, демографическим и образовательным потенциалом, чтобы иметь сильное влияние в регионе в долгосрочной перспективе.

В современном мире интеграция является наиболее эффективным способом противостояния вызовам и угрозам глобализации. Казахстану необходимо интегрировать страны региона в первую очередь в сфере экономики. Поэтому важно тщательно проработать экономические аспекты будущей стратегии "Казахстан – Центральная Азия – 2015".

В настоящий момент уровень экономического сотрудничества между государствами Центральной Азии достаточно низок. Удельный вес центральноазиатских стран во внешнем товарообороте Казахстана показан на рис. 1.

Рисунок 1. Удельный вес стран Центральной Азии во внешнем товарообороте Казахстана, %

В 2005 г., по данным Комитета таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан, удельный вес стран Центральной Азии (Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) в общем объеме товарооборота составлял всего лишь 2,4%, тогда как в 2001 г. – 3,3%. Анализ товарной структуры внешнеторгового товарооборота Казахстана со странами Центральной Азии в 2005 г. показывает следующее. Экспорт минеральных продуктов и неблагородных металлов и изделий из них в общем объеме составлял 89,7%, причем на страны региона приходилось всего 2,1%. Наибольший удельный вес в структуре импорта в Казах­стан приходится на машины, оборудование и механизмы – 28,3%, причем на страны региона приходится 0,4%; минеральные продукты и неблагородные металлы и изделия из них составляют 28,1% (9,5%); продукция химической и связанных с ней отраслей промышленности – 7,7% (1%). Из официальной статистики следует, что торговые связи Казах­стана со странами Центральной Азии развиты слабо и имеют тенденцию к сокращению. Можно все же предположить, что реальные объемы приграничной торговли с Кыргызстаном и Узбеки­станом не получили отражения в официальных документах и на самом деле они значительно больше (фрукты, овощи, по­требительские товары).

Казахстан не является производителем и экспортером готовой продукции даже в масштабе региона, поэтому играть роль лидера в ближайшем будущем не сможет. Однако помимо необходимости развертывания производственной базы существует возможность инвестирования в производство готовых товаров в странах Центральной Азии ближе к имеющимся трудовым и сырьевым ресурсам.

Инвестиционная позиция Казахстана в Центральной Азии выглядит следующим образом. В Кыргызстан в 2005 г. в виде прямых инвестиций из Казахстана по­ступило 40,3 млн долл., что в 2,5 раза больше, чем в 2004 г. (рис. 2).

Рисунок 2. Удельный вес иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в Кыргызстан из Казахстана

В стране отсутствует привлекательный инвестиционный климат и развитый потребительский рынок, высоки также политические риски. Однако финансовый рынок обладает определенной привлекательностью, о чем свидетельствует значительное присутствие банков Казахстана в экономике Кыргызстана. По словам первого вице-премьера Кыргызстана Д. Усенова, "казахстанским банкам в банковском секторе Кыргызстана принадлежит ныне 80% капиталов, на них же приходится 90% прибыли". По всей видимости, имеет смысл вкладывать в торговую инфраструктуру – в создание торговых площадок, логистику, сферу туристских и других услуг. Определенный интерес представляют и минеральные ресурсы Кыргызстана, а также сельское хозяйство.

Инвестиции Кыргызстана в экономику Казахстана незначительны – за период с 2002 по 2005 г. их среднегодовая величина составила 2,4 млн долл. при максимальной величине в 3,4 млн долл. в 2004 г. (рис. 3).

Рисунок 3. Приток иностранных прямых инвестиций (ИПИ) в Казахстан из стран Центральной Азии

В Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане казахстанский капитал присутствует в небольших объемах, что связано как с недостатком привлекательных проектов, так и с закрытостью некоторых стран. Прямые инвестиции этих стран в экономику Казахстана не превышают 1 млн долл. Это вполне объяснимо: экономики этих стран сами испытывают недостаток внутренних инвестиций. При этом экономика Узбекистана представляет интерес ввиду достаточно большого потребительского рынка. Сотрудничество с Таджикистаном может быть перспективным в энергетике, а с Туркменистаном – в газовой отрасли (как партнер в экспортном альянсе).

Казахстан осуществляет переход к сервисно-технологической экономике, и в качестве площадки для производства и реализации собственной продукции ему в первую очередь следует выбрать соседние страны. Основной целью экономического блока стратегии лидерства Казахстана в Центральной Азии, как это ни парадоксально, должна стать поддержка экономического развития в странах региона. Экономическая интеграция, таким образом, зависит от того, насколько эффективна будет экономика Казахстана и ее участие в экономиках других государств региона.

Потребительские и финансовые рынки государств Центральной Азии слабы и обладают низким платежеспособным спросом, их экономики структурно не сбалансированы и т.д. В таких условиях Казахстану сложно рассчитывать на лидерство – богач среди бедняков есть предмет зависти, лишь лучший среди равных достоин быть первым.
Казахстан неоднократно призывал к углублению интеграции в Центральной Азии. В 2005 г. в Послании народу Казахстана "Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации" Н. Назарбаев сказал: "Предлагаю создать Союз центральноазиатских государств. Договор о вечной дружбе между Казахстаном, Узбекистаном, Кыргызстаном может послужить прочной базой для такого объединения. Я не исключаю и другие страны региона. У нас общие экономические интересы, культурно-исторические корни, язык, религия, экологические проблемы, внешняя угроза. О таких предпосылках архитекторы строительства Европейского союза могли только мечтать. Нам надо перейти к тесной экономической интеграции, двигаться к общему рынку и общей валюте".

Каким будет Казахстан в глазах ближайших соседей, зависит в значительной степени от того, насколько успешными будут внутренние экономические реформы и насколько велик будет его экономический потенциал. Это в конечном счете и станет определять степень лидерства Казахстана в Центральной Азии.

Следить за новостями ИНЭС: