Чтобы небо стало светлее

Номер 4. Inside out

Генеральный директор ОАО «Авиакомпания “Трансаэро”» Ольга Александровна Плешакова является одной из тех, кто составляет «золотую сотню» российских управленцев — кадровый резерв Президента России. В беседе с директором департамента информационных программ журнала «Экономические стратегии» Александром Исаевым она анализирует насущные проблемы российской авиации и смежных с ней отраслей промышленности, а кроме того, затрагивает многие глобальные вопросы современности.

Александр Кинг
Чтобы небо стало светлее

"Экономические стратегии", №4-2009, стр. 20-24

Генеральный директор ОАО «Авиакомпания “Трансаэро”» Ольга Александровна Плешакова является одной из тех, кто составляет «золотую сотню» российских управленцев — кадровый резерв Президента России. В интервью журналу «Экономические стратегии» представлены взгляды одного из лидеров российского
бизнеса на проблемы российской авиации и смежных с ней отраслей промышленности, а также затронуты многие глобальные вопросы современности.

Ольга Александровна, Вы человек чрезвычайно успешный, а значит, и очень занятой. Какова Ваша миссия в проекте "Резерв управленческих кадров"?

Для меня было приятной неожиданностью оказаться в первой сотне президентского резерва. Это оценка не только моей работы, но и работы "Трансаэро". За 18 лет существования компании мы накопили ценнейший опыт.

Я пришла работать в авиакомпанию "Трансаэро" сразу после окончания Московского авиационного института. Это было новое, перспективное дело – тогда в нашей стране понятия пассажирского сервиса как самостоятельного элемента авиаперевозки не существовало. Мы стали первопроходцами. Я прошла в компании все ступени карьерного роста и вот уже восемь лет являюсь генеральным директором, отвечаю за хозяйственный субъект, руковожу пятитысячным коллективом. Моя задача – сохранять рабочие места, платить налоги, обеспечивать безопасность полетов. У меня немалый управленческий опыт, однако считаю, что на данном этапе я должна его использовать именно в гражданской авиации, которая в нынешних непростых экономических условиях как никогда нуждается в профессионалах.

Кроме того, убеждена, что для смены сферы деятельности просто необходимо получить дополнительное образование.

Я могла бы оказать помощь работе Общественной палаты – мне кажется, у нее большой потенциал и бизнес должен активнее участвовать в его реализации, вносить свежую струю, способствовать достижению конкретных результатов.

Вы стали первой в нашей стране женщиной, которая возглавила авиационную компанию в ранге генерального директора. Не тяжела ли "шапка Мономаха"?

Быть гендиректором любого предприятия непросто, а в авиации, где в основном работают мужчины, тем более. Но главное здесь – не пол руководителя, а его профессиональная подготовка и управленческие навыки. Мужчине на моем месте пришлось бы точно так же продираться сквозь тернии, чтобы поднимать и развивать авиапредприятие. Очень важно создать такую атмосферу в коллективе, когда летчики, инженеры, работники других специальностей чувствуют, что все они – профессионалы и объединены общей идеей и целями.

Вами были разработаны и внедрены уникальные технологии управления качеством на воздушном транспорте. Назовите три основных принципа управления, которыми Вы руководствуетесь в своей работе.

Наши три принципа управления очень простые: работать, работать и работать. Под лежачий камень вода не течет. И еще это наличие профессиональных, ответственных и результативных сотрудников.

Важно выстроить честные отношения с людьми, настроить их на командную работу, а за хорошие результаты, безусловно, нужно поощрять. И еще нужно, чтобы люди имели перспективу карьерного роста. Знаете – как каждый лейтенант хочет стать генералом, так и любой второй пилот "боинга-737" мечтает быть командиром огромного "боинга-747". Что касается технологий, о которых Вы упомянули, то они действительно были уникальными в России 1990-х гг. Мы первыми уравняли стандарты сервиса для пассажиров внутрироссийских и международных рейсов, ввели программу поощрения часто летающих клиентов и сделали многое другое. Это стало достоянием всей отрасли, и по нашему пути пошли другие российские авиакомпании. Сейчас наша задача – идти на шаг впереди остальных, хотя, конечно, лидерам всегда нелегко.

И получается?

Да, получается.

Каково, на Ваш взгляд, будущее отечественной авиационной промышленности и есть ли у нее будущее вообще?

Чтобы понять происходящее с российским авиапромом, нужно обратиться к истории. В советские годы у авиапрома была задача – выше, дальше, больше, тяжелее, и никто не обращал внимания на экономическую эффективность как построенных самолетов, так и самого производства. Авиационная промышленность не может существовать без государственной поддержки. В 1990-е гг. государство, которое до этого всегда было единственным заказчиком и источником финансирования производства самолетов, прекратило выполнять эти функции, и гражданский авиапром практически встал. Такое положение, когда число произведенных за год в России пассажирских самолетов можно было сосчитать на пальцах одной руки, продолжалось почти полтора десятилетия. Поэтому сейчас так неимоверно тяжело наверстывать упущенное.

"Сухой-суперджет" – это пока наш единственный интеграционный проект, который объединяет российские и зарубежные технологии. Дай бог, чтобы он состоялся. А вот ожидать восстановления серийного массового производства отвечающих современным требованиям по цене, эффективности и качеству российских самолетов различных типов в ближайшее время не приходится.
Наша компания пять лет назад заказала десять отечественных самолетов "Ту-214", которые должны были быть построены до конца 2007 г. Пока мы получили только два. Третий получаем в этом году.
Поэтому российские компании закупают и неизбежно будут закупать воздушные суда иностранного производства.

А если сравнить по характеристикам наши самолеты, выпускаемые сейчас, и, например, "суперджет-100"?

Это самолеты разных поколений. Например, Ту-204 и Ту-214 – это разработка 1980-х гг. С точки зрения надежности они хорошие, чего никак не скажешь об эффективности их эксплуатации.

Почему в последнее время так часто падают аэробусы? Это случайное совпадение или есть технические причины?

У любой катастрофы несколько причин. Но говорить о них конкретно трудно, если не удалось найти "черные ящики" и экипаж не вышел на связь и не сообщил о неполадках. Аэробусы – это самолеты надежные. Как правило, при летных происшествиях всему виной бывает человеческий фактор, неадекватность решений, принятых в критической ситуации. Это касается и наших последних катастроф, например в Перми или самолета "Пулково" под Донецком. Сами самолеты были исправны, но действия пилотов перевели их в режим неуправляемости. И все же я хочу подчеркнуть, что авиация – самый безопасный вид транспорта.

Под Вашим руководством работает 5000 человек. Как в компании решаются социальные проблемы, в частности проблема пенсионного обеспечения сотрудников?

В зависимости от стажа сотрудникам назначаются персональные пенсии. Тех, кто верой и правдой служил компании много лет, не оставляем до последних дней. Сейчас обсуждается вопрос о создании в компании дополнительного пенсионного фонда.

У нас очень достойный социальный пакет. Хотя у "Трансаэро" нет своих собственных санаториев и детских лагерей, мы заключаем договоры, которые позволяют сотрудникам и их детям нормально отдыхать. У нас есть серьезная программа дополнительного медицинского страхования. На мой взгляд, с точки зрения социального обеспечения работников мы одни из бесспорных лидеров отрасли.

Быстрый переход России к постиндустриальной экономике – это залог ее выживания. Какой вектор действия Вы порекомендовали бы руководителям нашего государства в этой связи?

Безусловно, нужно контролировать бизнес, добиваясь своевременной уплаты налогов и сохранения рабочих мест, и при этом избегать чрезмерного администрирования. Принимаемые решения должны быть ответственными и взвешенными. Например, мы недавно выступили против предлагавшихся поправок в Таможенный кодекс, который и так достаточно суров по отношению к российскому авиабизнесу. Россия – это единственная страна, в которой есть таможенные пошлины на ввозимые самолеты иностранного производства. Даже в странах СНГ такого нет.

В результате нашим авиапредприятиям средства производства достаются на 42% дороже, чем английским, немецким, украинским или казахстанским. А ведь мы летаем по одним и тем же маршрутам, и тарифы для пассажиров должны удерживать примерно на одном уровне, потому что клиент не пойдет к нам, если мы выставим цену на билет на 42% выше, чем у зарубежного конкурента. Так вот, предлагаемые поправки еще более ухудшили бы ситуацию, снизили бы доступность отечественного воздушного транспорта. Поэтому все российские авиакомпании и выступили против них.

Нужно все делать для того, чтобы предприятия смогли, пережив кризис, устойчиво развиваться. Чрезмерная нагрузка на них сейчас просто невозможна.

Сейчас в России реализуется программа борьбы с коррупцией. Может быть, у Вас есть какие-то конкретные предложения, направленные на повышение эффективности этой программы?

На мой взгляд, на уровне бизнеса в целом ситуация стала лучше.

Я бы предложила, с одной стороны, вести активную и настойчивую кампанию против взяточничества, а с другой стороны, обеспечить достойную оплату труда чиновников с одновременным усилением контроля над их доходами и расходами.

Я приветствую то, что сейчас делается в этом направлении. Люди должны понимать, что за преступлением последует неотвратимое наказание. Нужно менять отношение общества к коррупции.

На какой идеологии строить новую Россию?

Совершенно необходима патриотическая идея. СССР можно ругать за насаждение идеологии, но, вспомните, какой был патриотизм, какая была гордость за свою страну. А сейчас возобладало потребительское отношение. Меня всегда возмущало, что раньше о наших спортивных достижениях и победах в новостях сообщалось в конце передачи после основного экономического блока. Я думала: "Боже мой, мы заняли первое место, это же такой драйв, такой адреналин!" Хорошо, что сейчас все поменялось: новости нужно начинать с позитива – и у людей будет совершенно другой настрой. Они должны не просто знать, что есть свет в конце туннеля, но и видеть, что небо над ними становится светлее и у их детей есть будущее. И хорошо, если на работу они будут приходить в отличном настроении. Счастливый человек уверен в себе и может творить чудеса.

Вы упомянули о детях, а Вам не кажется, что у нас сейчас кризис семьи – очень много беспризорных детей, пьянство, разводы? Как решить эту проблему?

Наше государство уже немало сделало для укрепления семьи как социального института и решения демографических проблем – например, ввело материнский капитал. Уверена, что в условиях стабильной экономики и рождаемость повысится, и беспризорников станет меньше. Сейчас ведется большая работа по пропаганде семейных ценностей, и это приятно. Например, появился новый праздник – День семьи, любви и верности.

А как бы Вы оценили международную репутацию России в мире?

Считаю, что мы должны последовательно отстаивать свои интересы на мировой арене. Если мы будем делать это более настойчиво, то России это не повредит.

Не так давно завершился проект "Имя России". Если бы Вас сейчас попросили назвать пятерых россиян, которые очень много сделали во славу нашей страны, кого бы Вы выбрали?

Прежде всего Сергея Павловича Королева, с именем которого связан огромный прорыв в развитии мировой науки и техники. Конечно, это классики нашей литературы – Пушкин и Толстой. Я обязательно включила бы в этот список великих русских композиторов. Честно говоря, политиков я бы не стала называть. К сожалению, многим из них присуще качество, которое очень точно характеризует русская поговорка "Иван, не помнящий родства". Не может каждое следующее поколение полностью отвергать все то, что сделано предыдущими – это неестественно и нарушает ход истории. Да, дети должны быть лучше нас, но это не значит, что для этого они должны обязательно осуждать родителей. К своей истории нужно относиться уважительно, учиться извлекать из нее уроки и делать выводы.

Как Вы думаете, какие эпитеты лучше всего характеризуют Вашу компанию в настоящее время?

"Трансаэро" – это замечательная компания, где работают высокопрофессиональные и порядочные люди. Другие у нас не задерживаются.

Какой, на Ваш взгляд, будет Россия в 2020 или в 2030 г.?

Абсолютно уверена, что она сохранится в своих границах. Я воспитана в лучших патриотических традициях и считаю, что в нашей огромной и богатой стране есть все для того, чтобы ее лидирующие позиции в мире укреплялись.

Скажите, какое качество Вы больше всего цените в мужчине?

Надежность.

А в женщине?

Способность к компромиссу.

Если бы Вы могли встретиться и поговорить с любым человеком, когда-либо жившим на Земле, то кто бы это был?

Из ныне живущих – пожалуй, Маргарет Тэтчер. А о благотворительности мне было бы интересно поговорить с принцессой Дианой. Она в этой сфере действительно сделала очень много.

Под Вашим руководством реализовано много благотворительных проектов. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?

Благотворительности много не бывает. Мы работали с разными категориями тех, кто нуждается в поддержке и защите. В последние годы основным направлением нашей работы стала помощь детям с онкологическими заболеваниями. У нас существует специальная программа "Назад в будущее". Она включает создание реабилитационных лагерей для детей, прошедших курс лечения от онкологии. В компании развито движение корпоративного волонтерства. Молодые ребята – летчики, инженеры и стюардессы встречаются с нашими подопечными детьми и их родителями – летом в загородных лагерях, зимой в клубах. Каждая такая встреча называется "Путешествие в страну "Трансаэро"". Наши работники рассказывают детям об авиации, проводят конкурсы, играют и даже дают концерты.

Ни в одной стране мира государство не может полностью взять на себя лечение и реабилитацию таких детей, ведь это очень дорого. Поэтому мы помогаем благотворительным фондам, которые занимаются детской онкологией – фонду Чулпан Хаматовой "Подари жизнь", фонду "Настенька", фонду "Счастливый мир". Осуществляем бесплатные перевозки детей из различных регионов России на лечение в Москву, Санкт-Петербург, а также в клиники Германии и Израиля. "Трансаэро" – единственная авиакомпания, которая стала лауреатом конкурса "Корпоративный донор России".

У Вас в кабинете весит удивительная картина – от нее идет очень светлая энергетика. Видно, что ее рисовал ребенок. Какова ее история?

Эта картина – коллективный труд ребят из фонда "Дети Марии". Мы не раз возили их на лечение. Наши сотрудники приезжали к ним в гости, дарили подарки. Когда дети решили подарить нам эту свою картину, у "Трансаэро" было только семь самолетов. Но дети верили, что мы будем летать по всему миру. Так и случилось. И самолетов у нас сегодня не 7, а 47. Эта картина поражает тем, сколько душевного тепла и таланта вложили в нее маленькие авторы. Глядя на нее, еще раз убеждаешься, как важно делать добро в этом мире.

ПЭС 9162/07.07.2009

Следить за новостями ИНЭС: