Amat victoria curam. Победа любит старание

Номер 8. Энергия будущего

Лауреаты программы «Действующие лица века» в традиционных категориях «Управленец года», «Компания года», «Прорыв года» и в новой категории «Фиаско года». Рейтинги российских компаний по итогам года.

Материал подготовлен рейтинговым центром Института экономических стратегий при участии А.И. Агеева, В.Н. Сараева, В.И. Подоляка, И.В. Подоляк, О.В. Немковой и др.
Amat victoria curam. Победа любит старание

"Экономические стратегии", №8-2004, стр. 12-19

Итоги года

По традиции, в конце года мы объявляем лауреатов программы "Действующие лица века" по принятым нами категориям "Управленец года", "Компания года" и "Прорыв года". Более того, стремясь охватить многоплановость событий в мире бизнеса – не только позитивных историй, но и антиисторий, – мы ввели новую номинацию – "Фиаско года" (см. ниже).

Уходящий 2004 год выдался щедрым на события в экономической жизни отслеживаемых нами компаний и предприятий, что выразилось в колебаниях их положения в нашем рейтинге стратегичности. Кроме этого, происходили достаточно серьезные изменения и на некоторых отраслевых рынках. Они также вносили коррективы в наши оценки. Освежим в памяти некоторые из них.

Первый квартал года – благоприятные мировые цены на энергоносители и сырье стимулируют повышение производства продукции экспортно-ориентированных отраслей: топливной и химической промышленности, черной металлургии, лесопромышленного комплекса. Ключевым индикатором этого периода стал взлет цен на внутреннем рынке практически на все виды металлопродукции. Это вызвало бурю негодования у предприятий трубопрокатной отрасли, нефтегазового и строительного комплекса, машиностроения, жилищно-коммунального хозяйства. Не помогли потребителям и слушания в Государственной думе, которые состоялись уже во втором квартале и были целиком посвящены этому вопросу; в результате правительство отказалось вмешиваться в ситуацию.

Второй квартал года – мировые цены на нефть преодолевают психологический барьер в 30 долл. за баррель. На этом, казалось бы, благоприятном фоне для российских компаний нефтяной отрасли начинается интрига банкротства одного из крупнейших игроков этого рынка. Резонанс, как внутри страны, так и за рубежом, провоцирует критику государственной политики в отношении частного бизнеса и более осторожную дипломатию корпоративных и частных инвестиций.

Третий квартал года – нефтяные цены бьют все рекорды на мировых рынках, вслед за этим увеличивается приток иностранной валюты. Соответственно, растут золотовалютные резервы и стабилизационный фонд. В то же время на банковском рынке упорно начинают ходить слухи о существовании "черных" и "белых" списков, которые на фоне заявлений представителей Центрального банка вызывают у вкладчиков желание избавиться от депозитных счетов. В конце концов Центробанк инициирует отзыв лицензий у ряда коммерческих банков.

Четвертый квартал – цена барреля нефти переваливает за 50 долл. Курс доллара скользит вниз по отношению ко всем основным валютам, в том числе и к рублю. Тенденция это долгосрочная, так как американской экономике невыгодна крепкая национальная валюта. Как результат – всплеск цен на золото, которое продолжит дорожать из-за изменения предпочтений инвесторов, желающих застраховаться от экономических рисков.

Динамика рейтинга

Что касается нашего рейтинга, то здесь в течение года происходили следующие изменения. В методику его расчета были внесены некоторые новшества. В частности, мониторинг компаний и управленцев стал осуществляться по отклонениям матриц фактической и эталонной структуры экономики.


Методологической основой мониторинга является уже известная нашему читателю стратегическая матрица — девятифакторная модель (см. рисунок 1), позволяющая выявить качество целеполагания и ресурсной базы, а также эффективность корпоративного управления. Номинанты отбираются на основе критериев, единых для каждой категории.

Позиции в номинациях зависят от стратегических решений, нацеленных на достижение долгосрочной конкурентоспособности за счет эффективного управления организациями и формирования бизнес-среды. Стратегическое управление просматривается наблюдателями через те или иные узлы энниаграммы.

Рисунок 1. Энниаграмма стратегического управления

Энниаграмма стратегического управления является базой
для анализа стратегичности управления


Методика была скорректирована, так как анализ развития российской экономики показал, что факторы, обеспечивающие экономический рост, во многом исчерпали свой потенциал. Одним из основных факторов, замедляющих рост, являются различия в темпах развития секторов экономики, в конечном итоге обусловливающие усиление дисбаланса как в производстве и потреблении, так и в формировании и распределении инвестиционных ресурсов. С одной стороны, это провоцирует стремительное развитие экспортно-ориентированных отраслей, а с другой – стагнацию в отраслях, работающих на удовлетворение внутреннего спроса.

На наш взгляд, на основе существующей структуры экономики невозможны интеграция в мировое хозяйство, удвоение ВВП и коренное повышение уровня жизни граждан России, особенно если учесть, что до сих пор не показаны источники (отрасли), за счет интенсивного развития которых планируется осуществить названные преобразования. Проанализировав сценарии развития России, ИНЭС предложил "эталонную" структуру экономики, на основе которой осуществляется выборка предприятий по принципу стратегического лидерства в той или иной отрасли. Согласно принятой модели в идеале количество мест в рейтинге предприятий одной отрасли распределяется пропорционально доле рассматриваемой отрасли в "эталонной" структуре экономики. На наш взгляд, это дало возможность избежать доминирования в рейтинговых списках предприятий сырьевого сектора и сконцентрировать внимание на отраслях, которые в ближайшей перспективе могут и должны сыграть роль "локомотивов" экономики.
Еще одним новшеством в методике стало изменение системы литерных индексов стратегичности, позволяющих оценить стратегическое состояние организации в трех разрезах в сопоставлении с ближайшими аналогами и конкурентами (подробнее см. на сайте ИНЭС http://www.inesnet.ru/activity/ratings/).

Переходя к анализу компаний и управленцев, участвовавших в нашем рейтинге в течение года, следует сказать, что здесь произошли значительные изменения.

Отраслевая структура рейтинга на начало года отражала сырьевую направленность российской экономики и, соответственно, сравнительно лучшие перспективы рентополучающих фирм. Так, компании, работающие в сфере добычи и обработки природных ресурсов, занимали 16%. Что касается остальных компаний, то из них 20% работали в финансово-банковской и страховой сфере, 21% – в машиностроении и 7% – в секторе информационных технологий. Хотя следует отметить, что среди компаний машиностроительного комплекса присутствовало немало организаций высокотехнологичного сектора. Это прежде всего предприятия авиакосмической отрасли. Иными словами, рейтинг стратегичности тяготел к такому распределению, при котором на первых местах оказывались фирмы из сырьевого сектора, присваивающие чрезмерную долю рентных доходов. Между тем исследования проблемы природной ренты, проведенные ИНЭС в 2002-2003 годах, свидетельствовали о высокой вероятности трансформации государственной фискальной политики, как в правовой, процедурно внятной форме, так и в жесткой, силовой. Целью такой трансформации было изменение пропорций присвоения рентных доходов. События развивались по некоему среднему сценарию. В результате де-факто увеличилась доля рентных доходов государства, хотя де-юре это делалось способами, далекими от элегантности.

Так или иначе, потребовалось изменить методику мониторинга стратегических перспектив бизнеса, учесть долгосрочные тренды структурных и институциональных трансформаций.

Кроме того, холдинги – крупные диверсифицированные организационные структуры, имеющие на рынке конкурентное преимущество, – занимали большинство первых мест в нашем рейтинге, что препятствовало оценке других компаний.

В течение года ситуация в составлении рейтингов менялась благодаря новшествам, упомянутым выше. Теперь компании и их управляющие звенья рассматриваются в контексте тех секторов экономики, к которым они принадлежат. Поэтому предприятия одной отрасли сравниваются только с аналогичными предприятиями этой же отрасли, что позволяет более точно оценивать их стратегический потенциал. В нынешнем рейтинге компании промышленного сектора занимают 33%, высокотехнологичного – 15%, финансового – 7%, торгового – 10%, строительного – 5%, транспортного – 7%, телекоммуникационного – 5%, сельскохозяйственного – 5%, жилищно-коммунального – 5%. Также в рейтинге присутствуют организации сферы образования и культуры.

В рейтинге появились новые компании ("Домодедовские авиалинии", "Седьмой Континент", "Евросеть") и управленцы (Л.А. Меламед – РОСНО, С.А. Федоров – "ГУТА-Страхование", В.Ф. Филев – "Сибирь"). С другой стороны, по причине недостаточного соответствия стандартам стратегичности некоторые компании, например группа "Ренессанс Страхование", "Автобанк", "Иркутскэнерго" и другие покинули наш рейтинг, заняв менее престижные места.

Программа "Действующие лица века"

Цель программы "Действующие лица века" – анализ и выявление наиболее перспективных видов управленческой деятельности в российском экономическом пространстве по трем базовым категориям: "Управленец года", "Компания года" и "Прорыв года". Выбор категорий был сделан исходя из следующей логики: для достижения намеченных целей (интеграция в мировую экономику, удвоение ВВП, повышение эффективности производства, увеличение производительности труда и как следствие – коренное улучшение качества жизни), необходимо выявить источники (отрасли и фирмы), за счет интенсивного развития которых произойдет изменение структуры экономики. Номинация "Прорыв года" позволяет выявить такие "точки роста". В данной категории компании, предприятия и их руководители оцениваются по результатам коммерческой и хозяйственной деятельности. При этом учитываются такие показатели, как модернизация существующих и внедрение новых технологий на производстве и в системе управления, отношение к НИОКР, экспансия на новые рынки, диверсификация производства, структурирование и кардинальное улучшение системы управления, успехи во внешнеэкономической деятельности и т.п. Реализация перечисленных мероприятий возможна лишь в границах существующих бизнес-единиц, что логически подталкивает к рассмотрению следующей номинации – "Компания года". Эта категория оценивается по следующим критериям: темпы развития компании, рост производительности труда, динамика уплаты налогов и создания рабочих мест, а также укрепление конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках, осуществление крупных, социально значимых проектов. Ну и, конечно, во главе любой компании стоит руководитель, который прежде всего является человеком со своими сильными и слабыми сторонами, знаниями, опытом и интуицией. Поэтому логическим завершением программы "ДЛ" является номинация "Управленец года". В данной категории оценивается динамика роста и объем продаж возглавляемого руководителем предприятия, выбор направлений и областей роста предприятия, реализация научно-технических, социальных и управленческих нововведений, инвестиционных проектов, эффективность деятельности предприятия и соответствие динамики его развития стратегически целям и задачам. Важными критериями отбора являются также умение создать эффективную команду высших управляющих и использовать адекватные способы мотивирования работы персонала, развивать предпринимательский дух, формировать организационную культуру, благоприятствующую творчеству и новаторству, а также способность поощрять самосовершенствование и самореализацию сотрудников предприятия и обеспечивать необходимые для этого условия.

В 2004 году была введена новая номинация "Фиаско года" (контрноминация), позволяющая определить компании, допустившие стратегические ошибки. В эту категорию могут попасть организации, неэффективно подходящие к финансированию и распределению ресурсной базы и привлечению инвестиций, допустившие ошибки в маркетинге, ухудшившие свое позиционирование в бизнес-среде, в частности фактами недобросовестного, социально безответственного поведения.


В этом году клуб лауреатов программы «Действующие лица века» пополнился новыми достойными членами, чей высокий профессионализм, мощный производственный и технический потенциал был по заслугам оценен нами. Победители в номинации «Компания 2004 года»: страховая компания РОСНО, крупнейший грузоперевозчик «Волга-Днепр», а также ведущий оператор связи Equant. Лауреаты в номинации «Управленец 2004 года»: первый заместитель председателя правления аэропорта Шереметьево С.Г. Недорослев, председатель правления компании «Союзнефтегаз» Ю.К. Шафраник, генеральный директор ведущего предприятия обороннопромышленного комплекса страны «Рособоронэкспорта» С.В. Чемезов. Лау-
реаты в номинации «Прорыв года 2004 года»: ведущий оценщик России «МОК-Центр», застройщик «Интеко» и «Российские железные дороги». Лауреаты в номинации «Фиаско 2004 года»: «Альфа-Банк», «Объединенные машиностроительные заводы», «Российские коммунальные системы». Интервью с лауреатами программы «Действующие лица века» читайте на страницах журнала «Экономические стратегии» в 2005 году.


Шафраник Юрий Константинович,
"Союзнефтегаз"


Новые горизонты

2004 год не был простым ни для компании "Союзнефтегаз", ни для Ю.К. Шафраника. Затянувшаяся тяжба с ЮКОСом по поводу красноярских активов "Енисейнефтегаза", временная неудача с освоением иракского месторождения "Рафидейн" не помешали Ю.К. Шафранику направить свой стратегический потенциал на "покорение" Узбекистана. Летом этого года "Союзнефтегаз" приобрел контрольный пакет акций дочерней компании британской Trinity Energy "Узпек", созданной для работы в Узбекистане. Ее основным активом являются лицензии на два крупнейших узбекских нефтегазовых месторождения – "Юго-Западный Гиссар" и "Центральный Устюрт", общие запасы которых составляют около 6 млн тонн нефти и более 500 млрд куб. м газа. По расчетам компании, в результате реализации проекта можно получить около 1,2 млрд долл.
Интересно, что узбекским рынком, помимо "Союзнефтегаза", интересовались "Газпром" и "ЛУКОЙЛ", а сам Шафраник никогда не был в числе "фаворитов" узбекского президента Ислама Каримова, контролирующего решение подобных вопросов. Тем не менее лидерские качества Шафраника, его высокий управленческий потенциал способствовали тому, что узбекское правительство выбрало "Союзнефтегаз".

 

Недорослев Сергей Георгиевич, "Шереметьево"


В надежных руках

Этой осенью на должность первого заместителя генерального директора аэропорта Шереметьево по стратегическому развитию был назначен президент группы компаний "Каскол" С.Г. Недорослев. По всей видимости, он же займет кресло генерального директора, которое пока вакантно. Предыстория такова: в начале этого года на специальном тендере правительство М.М. Касьянова выбрало "Альфа-Шереметьево" в качестве управляющей компании аэропорта Шереметьево. С приходом М.Е. Фрадкова ситуация несколько изменилась: он решил дать еще один шанс проигравшему в тендере "Аэрофлоту" и предложил "Альфа-Шереметьево" договориться с национальным перевозчиком о совместном управлении аэропортом. Однако после нескольких месяцев переговоров партнеры так и не смогли прийти к единому мнению, и Министерство транспорта взяло Шереметьево под свой контроль, назначив С.Г. Недорослева ответственным за стратегию развития аэропорта. Это дает нам шанс еще раз убедиться в высоком профессионализме и управленческом таланте стратега-авиатора Недорослева. Как он сам говорил недавно: "Потенциал нашей авиационной индустрии огромен даже сегодня, несмотря на то что его серьезно пошатнули. Сконцентрировав усилия, мы займем достойное место в мире".

 

Чемезов Сергей Викторович, "Рособоронэкспорт"


Дело политическое

В апреле ведущее предприятие оборонно-промышленного комплекса РФ "Рособоронэкспорт" возглавил С.В. Чемезов, до этого занимавший должность первого заместителя генерального директора компании. Эта кадровая перестановка выглядит вполне ожидаемой и логичной. Чемезов три года проработал бок о бок с тогдашним руководителем госпосредника, принимал участие в формировании сегодняшней политики "Рособоронэкспорта".
Едва заняв должность, Чемезов сразу же обнародовал один из главных пунктов своей стратегии: до момента создания экспортного холдинга продавать готовые образцы вооружения и военной техники должен только "Рособоронэкспорт". Он сказал: "…госпосредник в торговле оружием должен быть один, потому что торговля оружием – это не столько экономическое дело, сколько политическое". Вполне обоснованное мнение – сегодня российские оборонщики, измученные безденежьем, готовы продавать свою продукцию за копейки.
Анализируя позицию С.В. Чемезова, нельзя не отметить нацеленность на перспективу, хорошую ориентацию в постоянно меняющейся бизнес-среде. Сочетание этих качеств позволяет руководителю компании надеятся на успех в реализации своих планов.

РОСНО


Стабильное новаторство

РОСНО давно и успешно конкурирует не только со своими российскими коллегами, но и с мировыми лидерами страхования. Недавно компания перешагнула тринадцатилетний рубеж. 2004 год принес ей существенное увеличение объема бизнеса (на 66% по сравнению с прошлым годом). По словам генерального директора РОСНО Л.А. Меламеда, "есть существенный прирост и по прибыли".
За истекший год компания РОСНО не только укрепила свое положение в качестве ведущего страховщика, но и вырвалась вперед в отдельных видах страхования. Тщательно продуманная стратегия позволила ей в сентябре 2004 года вывести на рынок новый бренд – "Альянс РОСНО Жизнь", приоритетным направлением деятельности которого является долгосрочное страхование жизни, а в перспективе и выход на рынок пенсионного страхования. Это убедительная заявка на то, что уже в недалеком будущем РОСНО превратится в высокоинновационный страховой институт с новым уровнем сервиса, соответствующим интересам частных и корпоративных клиентов.
Интервью с генеральным директором РОСНО Л.А. Меламедом читайте на стр. 20 "ЭС".

"Волга-Днепр"

 

Грузовой супермаркет

Группа транспортных компаний "Волга-Днепр" – один из крупнейших перевозчиков крупногабаритных и уникальных грузов. Основу парка компании составляет российский транспортный самолет Ан-124-100 "Руслан", по техническим характеристикам не имеющий аналогов среди серийных воздушных судов. "Волга-Днепр" владеет 9 такими самолетами, что составляет 43% коммерческого парка воздушных судов этого типа.
В 2001 году, начав работать самостоятельно, независимо от британских партнеров, компания заняла около половины рынка перевозок крупногабаритных грузов и останавливаться на этом не стала. Усилия ее руководства, имевшие целью выход на международный рынок регулярных грузоперевозок, принесли плоды. В конце 2002 года "Волга-Днепр" вступила в Международную ассоциацию авиационного транспорта (IATA). Чтобы стать ее полноправным членом, в июле 2004 года компания прошла комплексный аудит на соответствие требованиям ассоциации и получила официальный сертификат, подтверждающий ее членство в IATA. Сертификат также свидетельствует о высоком качестве предоставляемых услуг и безопасности полетов.
Генеральный директор авиакомпании "Волга-Днепр" А.И. Исайкин не намерен останавливаться на достигнутом. Он планирует перевозить не только уникальные, но и обычные грузы, для чего собирается закупить 29 российских грузовых самолетов и около десяти Boеing-747. Исайкин называет это "грузовым супермаркетом", где "не тратя время на переезды, можно получить все, что необходимо".

Equant


Связь налажена

В этом году взвешенная экспертная оценка показала – неоспоримым лидером в выборе стратегии и ее реализации является возглавляемая Т.В. Прохоровой компания Equant. Не случайно за успешное внедрение эффективных методов управления качеством Equant получила главную награду в номинации "Операторы передачи данных и телематических служб" в конкурсе Министерства информационных технологий и связи РФ в области качества.
Осенью этого года Equant объявила о реализации телекоммуникационной части проекта создания Центра обработки данных (ЦОД) для "Аэрофлота". Многолетний опыт работы компании и ее безупречная репутация способствовали тому, что руководство "Аэрофлота" отказалось от проведения тендера и не раздумывая доверило работу специалистам из Equant. Новый ЦОД должен обеспечить функционирование новых программно-технических комплексов и систем, таких как Sabre (система бронирования и продажи авиабилетов), систем централизованного хранения информации и данных и интеграции информационных приложений (Middleware). Директор по продажам Equant Т.К. Погосян отметил: "…помимо организации ЦОД, мы начали модернизацию сети "Аэрофлота", уже сделано несколько высокоскоростных включений. Это 10-мегабитные Ethernet-каналы, которые по желанию клиента могут быть расширены. Equant налаживает сообщение офисов с ЦОД, передачу данных и голоса. Кроме того, мы предоставляем "Аэрофлоту" услугу call-центра".
Если сотрудничество с "Аэрофлотом" будет успешным, создание ЦОДов для крупных корпораций превратится в одно из приоритетных направлений деятельности компании Equant.

"МОК-Центр"


На благо родного города

Показатели работы одного из самых заметных оценщиков нашей страны – компании "МОК-Центр" – впечатляют. За шесть лет функционирования в этом сегменте рынка компания зарекомендовала себя как образец качества и эффективности, о чем свидетельствует обширный список клиентов, в число которых входит большая часть российского бизнеса, государственные органы власти.
Динамика развития говорит сама за себя: растет количество заказов, совершенствуется профессионализм, повышается образовательный уровень российских оценщиков, увеличивается количество компаний и одновременно растет конкуренция. Все большее значение приобретают такие социально значимые факторы, как качество услуг и репутация компании. Пристальное изучение оценочного сегмента российской экономики помогло Рейтинговому центру ИНЭС выделить "МОК-Центр" в качестве номинанта программы "Действующие лица века", а Экспертный совет программы чуть позднее квалифицировал оценочную деятельность компании как высокостратегичную, нацеленную на абсолютное лидерство в своей сфере.
В этом году "МОК-Центр", наряду с Департаментом градостроительной политики развития и реконструкции города Москвы, Департаментом экономической политики и развития города Москвы, Москомархитектурой был утвержден официальным разработчиком городской целевой Программы капитального ремонта, модернизации, реконструкции и реновации зданий, сооружений и территорий сложившейся застройки г. Москвы, что еще раз подтверждает его долгосрочную конкурентоспособность.

"Интеко"

 

Первая победа

В этом году компания "Интеко" под руководством Е.Н. Батуриной добавила к своим активам в области строительства жилых домов, а также производства пластмасс и стройматериалов еще и блокпакеты акций двух цементных предприятий Поволжья – "Ульяновскцемент" и "Жигулевские стройматериалы". Это приобретение выводит "Интеко" в число важнейших игроков Поволжья, рынок которого находится на втором месте по значению после Центральной России. Кроме того, "Интеко" приобрела 90% акций "Краматорского цементного комбината" в Донецкой области и, таким образом, первой из российских строительных компаний вышла на цементный рынок Украины. По словам руководства компании, "Интеко" намерена инвестировать в украинское предприятие до 5 млн долл., чтобы увеличить его мощности до 1 млн т цемента в год.
Хотелось бы упомянуть еще одну немаловажную деталь в прорывной стратегии "Интеко". Впервые компания получила участок под застройку на конкурсной основе. Право спроектировать и построить рядом с аэропортом Шереметьево 955 000 кв. м жилья примерной стоимостью 739,2 млн долл. компания получила под обязательство истратить на развитие инфраструктуры города 5,05 млн долл. Пресс-секретарь "Интеко" сказал: "…раньше нам приходилось покупать участки на вторичном рынке или входить соинвестором в чужие проекты. Мы выиграли этот аукцион в упорной и честной борьбе и искренне рады победе!" В настоящее время в компании готовятся документы на строительство четырех гостиниц – на Ильинке, на Рижской площади, в Нагатинском затоне. По мнению участников рынка, "Интеко" по силам стать одним из лидеров гостиничного девелопмента в столице.

"Российские железные дороги"

 

Эволюция

Появление компании "Российские железные дороги" на рынке России в 2003 году называли "Великой октябрьской эволюцией". Ставка на развитие потенциала одной из самых больших железных дорог на Земле, на доходность транспортной отрасли, на самый надежный вид транспорта – дело рискованное, но стоящее. В 2004 году немало было сделано для повышения качества пассажирских перевозок: открыта скоростная пригородная линия Москва – Мытищи, превращен в ультрасовременный комплекс вокзал в Лабытнанги, введены в эксплуатацию новые комфортабельные поезда "Полярная стрела" и "Спутник", не имеющие аналогов ни в России, ни в мире, открыто сообщение по маршруту Грозный – Москва. Об успехе железнодорожной реформы свидетельствуют финансовые отчеты компании по итогам первого полугодия 2004 года: выручка ОАО "РЖД" от организации пассажирских перевозок составила
64 млрд рублей, в частности, сумма доходов, полученных от подсобно-вспомогательной деятельности на вокзалах, составила 1,3 млрд рублей, что превышает аналогичный показатель за тот же период прошлого года на 45,2%.

"Альфа-Банк"

В погоне за 10%

Несмотря на значительные успехи крупнейшего российского холдинга "Альфа-Групп", все-таки нашлось слабое звено в цепочке. Им оказался "Альфа-Банк". Введение десятипроцентной комиссии за досрочное изъятие вкладов и проявившийся во время так называемого летнего банковского кризиса неэффективный подход к распределению ресурсов серьезно поколебали финансовую устойчивость банка.
Несмотря на то что владельцы банка приложили максимум усилий для стабилизации ситуации и преодоления недоверия к структуре, продемонстрировали готовность, а главное – возможность поддержать его в случае необходимости, "Альфа-Банк" стал бесспорным "победителем" в номинации "Фиаско 2004 года".
Сочувствуем.

"Российские коммунальные системы"

 

Мертвый штиль

Концепция развития ЖКХ нуждается в глобальном переосмыслении. Качество предоставления коммунальных услуг оставляет желать лучшего, регулярный рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо сдерживать.
Основным игроком в этом сегменте рынка является компания "Российские коммунальные системы". Предполагалось, что за первые пять лет своего существования она инвестирует в ЖКХ около 700 млн долл. Но из-за отсутствия конструктивного диалога между участниками проект не сдвинулся с мертвой точки. Результатом стагнации стал стремительный исход топ-менеджеров компании: за последние несколько месяцев заявления об уходе подали более трети членов правления. Таким способом они выразили несогласие с политикой акционеров. В мае этого года из компании ушел заместитель председателя правления Ю.А. Хардиков. "Последней каплей для меня стал отказ совета директоров РАО "ЕЭС России" рассмотреть вопрос о выдаче "РКС" инвестиционного займа в 25 млн долл. на три года под 6% годовых", – поделился он, сетуя на то, что акционеры не понимают, зачем создан проект.
Теперь же решение подать в отставку принял и возглавлявший компанию "Российские коммунальные системы" с момента ее создания председатель правления С.В. Яшечкин. Он объясняет свое решение тем, что судьба компании неопределенна, а сам он не согласен с политикой ее акционеров. Наступившей зимой, скорее всего, проявятся последствия неэффективных решений "РКС", особенно в регионах.

"Объединенные машиностроительные заводы"

 

Все точки расставлены

"Объединенные машиностроительные заводы" начали стремительно терять позиции после того, как с поста генерального директора ушел владелец компании К.А. Бендукидзе. Позиционировавшееся самой крупной сделкой в российском машиностроении слияние "ОМЗ" и принадлежащих группе компаний "Интеррос" "Силовых машин" так и не состоялась.
В декабре 2003 года два машиностроительных холдинга объявили, что намерены объединиться. Акционеры "Силовых машин" должны были получить 50% акций "ОМЗ", а "ОМЗ" – 100% акций "Силовых машин". Планы были грандиозные, но… В конце июня 2004 года сделка застопорилась из-за неявки К.А. Бендукидзе на годовое собрание акционеров "ОМЗ". Слияние оказалось под вопросом. В начале июля менеджмент "Силовых машин" открыто признал, что сделка состоится только в том случае, если "Интеррос" не договорится с немецкой компанией Siemens о покупке 71% акций "Силовых машин". 20 июля "Интеррос" поставил все точки на i, пропустив последний срок оплаты своей доли в "ОМЗ" акциями "Силовых машин". Вероятность возобновления несостоявшейся сделки невелика.


Рейтинг 100 наиболее стратегичных компаний и управленцев (ноябрь — декабрь 2004 г.) смотрите на сайте Института экономических стратегий http://www.inesnet.activity/ratings/, а также на сайте РИА «РосБизнесКонсалтинг» http://rating.rbc.ru

Следить за новостями ИНЭС: