Институт

Молодежная школа по цифровизации политики: как это было

Современные тенденции цифровой дипломатии, рост влияния информационных технологий на политику, превращение цифровых продуктов в инструменты политической борьбы, перспективы и проблемы кибербезопасности, особенности развития естественного и искусственного интеллекта – эти и множество других тем обсудили с экспертами слушатели I Международной молодежной школы политического проектирования.

Мероприятие под названием «Цифровизация политики: современные риски и пути их минимизации» прошло с 10 по 15 октября в подмосковном «Атлас Парк Отеле».

Школу провел Институт экономических стратегий при поддержке Фонда публичной дипломатии имени А.М. Горчакова и Международного научно-исследовательского института проблем управления (МНИИПУ). В организации мероприятия также приняли участие Русский биографический институт, Международный институт Питирима Сорокина – Николая Кондратьева, Ассамблея народов Евразии, журналы «Микроэкономика» и «Экономические стратегии».

По результатам заочного конкурса заявок организаторы отобрали 46 слушателей. Обучение в Школе прошли молодые специалисты в сфере политологии, журналистики, публичной дипломатии, международных отношений, истории, права, а также студенты и аспиранты профильных университетов из России, Беларуси, Бельгии, Казахстана, Кыргызстана, Румынии и Узбекистана.

Приветствия участникам мероприятия направили председатель Комитета Совета Федерации ФС РФ по международным делам Григорий Карасин, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в РФ Владимир Семашко, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в РФ Ермек Кошербаев, глава департамента информации и печати МИД РФ Мария Захарова, генеральный секретарь Ассамблеи народов Евразии Андрей Бельянинов, ответственный секретарь Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Сергей Стрельченко, председатель Национального Совета молодежных и детских объединений России Григорий Петушков и глава Молодежной палаты при Парламентском Собрании Союза Беларуси и России Дмитрий Матюшенков. В их письмах отмечалось, что «цифровая» действительность формирует для политиков, дипломатов и аналитиков новые вызовы, реагировать на которые необходимо четко и молниеносно, а политическое взаимодействие и международное сотрудничество в этом контексте требуют поиска принципиально новых форматов деятельности. Именно поэтому организаторы дополнили дискуссионную и проектную работу полноценной образовательной программой, чтобы участники Школы не только обменивались идеями и инициативами, но и осваивали цифровой и аналитический инструментарий, развивали профессиональный кругозор и критическое мышление.

По словам руководителя Школы – директора ИНЭС, профессора МГИМО, МГУ, МФТИ, гендиректора МНИИПУ, председателя Экспертного совета Ассамблеи народов Евразии, доктора экономических наук Александра Агеева, за несколько дней работы участники программы получили от ведущих российских ученых, экспертов и практиков «колоссально спрессованный материал», охватывающий широкий тематический спектр.

Кроме того, молодые люди приняли участие в двухдневной стратегической игре «Социальная эволюция общества, методы анализа и прогноза», модератором которой стал российский литературный критик, военный историк и прогностик Сергей Переслегин. Командам предстояло смоделировать шестую и седьмую технологические волны и обозначить место, которое займет в соответствующих обществах искусственный интеллект.

Проектную консультацию по стратегической игре Александр Агеев провел прямо в день заезда. Собравшись в аудитории после ужина, слушатели Школы приняли участие в нетворкинг-сессии. Этот формат ИНЭС традиционно использует в своих учебных программах: в ходе такой сессии за пару учебных часов участники проектов знакомятся и обмениваются своими представлениями о базовых ценностях и принципах. К счастью, никаких серьезных разногласий в определении ценностей между молодыми людьми не возникло: все они говорили об ответственности и духовности, о развитии и целеустремленности, об уважении и любви.

Руководитель Школы рассказал, что формат стратегической игры, сложившийся в ИНЭС, подразумевает «бесшовную интеграцию» всех имеющихся у слушателей знаний и навыков с новыми компетенциями, которые они получат в ходе обучения. «Вас ждет довольно интенсивная учебная программа, но мы ценим и все то, что в вас было вложено за десятилетия развития и воспитания, – пояснил ученый. – Порой на выходе получаются фантастические результаты, и, проделав эту работу, вы обязательно станете сильнее».

Учебная программа Школы в последующие дни на самом деле была интенсивной и разнообразной. На протяжении всего этого времени слушатели имели возможность задавать спикерам вопросы, свободно общаться и дискутировать по всем волнующим темам.

На лекции и семинаре доктора психологических наук, профессора кафедры социологии и психологии политики факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова Николая Ракитянского обсуждались ментальные исследования глобальных политических миров и методики составления политико-психологических портретов личностей. Обладая серьезным опытом в подобных исследованиях, эксперт дал обзор инструментария современной психологии, позволяющего проводить дистантную диагностику политиков на основе анализа и рефлексии.

Правда, по словам Николая Митрофановича, для составления психологического портрета важен и общий уровень знаний аналитика, проводящего исследования. К примеру, наличие базового инженерного образования отлично помогает в верных пропорциях соотносить логику и интуицию, а знакомство с русской и европейской классической литературой существенно расширяет спектр образов, которые аналитик сможет обнаружить и затем перекодировать в психологический портрет. «Мне симпатичны любознательные, внимательные, по-своему зрелые люди, которым предстоит многое в жизни пройти, – позже поделился впечатлениями Николай Ракитянский. – Думаю, я не зря поговорил с ними об инструментах мышления, анализа, рефлексии: это знание даст слушателям Школы реальный эффект в профессиональном росте».

Аналитическим исследованиям была посвящена и лекция ведущего эксперта по конкурентной разведке, кандидата физико-математических наук, подполковника ФАПСИ в отставке Андрея Масаловича. Он рассказал о том, как можно исследовать оперативную обстановку на основе анализа активности в социальных сетях. «Мы живем в мире, который базируется на обмане, где правдой считается то, что напишет в учебниках победитель», – так обрисовал эксперт общую картину жизни в условиях тотальной информационной войны. По его словам, люди оказались неподготовленными к условиям, в которых передача информации не требует никаких энергетических затрат. Соврать, а значит, и оказаться обманутым, слишком легко. Это означает, что к новым обстоятельствам нужно особым образом приспосабливаться. Например, следовать простым правилам: никогда не паниковать, приучить себя «включать голову» в первые миллисекунды после получения информации, анализировать первоисточники, представлять себе мотивацию заказчиков той или иной публикации и так далее.

Главный редактор журнала «Безопасность деловой информации» Олег Седов поделился со слушателями Школы своими выводами о проблемах кибербезопасности и противоречиях кибергигиены в условиях цифровой экономики и пандемии COVID-19. Эксперт убежден: в цифровом мире человека на каждом шагу ждут колоссальные риски. И даже самые «продвинутые» пользователи интернета не всегда до конца представляют себе, что в современных условиях о каждом из нас можно собрать гораздо больше информации, чем нам кажется. Простой пример: считается, что вопрос о девичьей фамилии матери для злоумышленника слишком сложен, а значит, надежно защищает доступ к нашим банковским операциям. При этом многие с удовольствием размещают в соцсетях свои фотографии с шествия «Бессмертного полка» или просто рассказывают о военном прошлом своих дедов и прадедов. Нетрудно догадаться, что этой информации злоумышленнику может быть вполне достаточно для установления девичьей фамилии матери своей жертвы. Другое дело, что прогресс не остановить, и полностью исключить из своей жизни «цифру» у нас уже вряд ли получится. Как в таких условиях не превратиться в параноика? Для начала, как посоветовал Олег Седов, нужно выработать привычки, связанные с интернет-гигиеной: приучить себя дозировать информацию, размещаемую в открытом доступе, и обязательно использовать сложные пароли.

Тему уязвимости нашей личной, профессиональной, общественной  жизни на современном уровне развития информационных технологий продолжил Александр Агеев в лекции под названием «Нейроменеджмент: достижений, хайп и фейки». По прогнозу ученого, уже в ближайшие годы человечеству предстоит разработать огромное количество принципиально новых технологий, и масштаб возможных «взрывоопасных» последствий оценить пока сложно. Поэтому сегодня крайне важно «воспринимать всю клавиатуру, а не одну октаву», для чего необходимо «включать все органы чувств» и принимать во внимание разные научные подходы, новые модели, мнения и оценки специалистов разных профилей – психологов, экономистов, историков, политологов, инженеров. Агеев также подчеркнул, что с недавнего времени на первый план выходят системы ценностей, а в основе любого социального института оказываются доверие, честность, прозрачность, ответственность, уважение взаимных интересов. Тут Александр Иванович напомнил разговор о ценностях, состоявшийся в ходе первой встречи слушателей Школы: «Рад, что в ходе стихийного обсуждения мы назвали практически все ценности из этого перечня».

Отдельный блок занятий был отведен теме противодействия фальсификации истории и использованию цифровых продуктов – видеоигр, фильмов и комиксов – в качестве инструментов разрушения или, наоборот, формирования национально-государственной идентичности.

Председатель Молодежной палаты при Парламентском собрании Союза Беларуси и России Дмитрий Матюшенков отметил, что искажение истории стало активно использоваться недобросовестными участниками политической повестки сравнительно недавно и превратилось в эффективный инструмент политической борьбы именно с появлением новых технологий. Мотивация наших недоброжелателей понятна: искажая роль СССР во Второй мировой войне или, скажем, отрицая Холокост, они ставят конечной целью пересмотр итогов Второй мировой войны и разрушение равновесия, установившегося в мире много десятилетий назад. По мнению эксперта, эффективно противодействовать этим явлениям можно, но для этого нужны новые интересные форматы взаимодействия с аудиторией, в том числе с зарубежной.

К сожалению, как показал мастер класс доцента кафедры российской политики факультета политологии МГУ им. М. В. Ломоносова Сергея Белова, западные производители видеоигр и фильмов уже давно освоили эти новые форматы и активно продвигают нежелательную для нашей страны повестку. В серии компьютерных игр Call of Duty на протяжении многих лет образ солдата Красной Армии намертво впечатывает в головы игроков целый набор негативных штампов, не имеющих к реальной истории никакого отношения. К примеру, советские воины идут в атаку под Сталинградом практически безоружными. По сценарию геймер, играющий за солдата Красной армии, должен просто бежать вперед, чтобы на ходу подхватить винтовку убитого товарища. А в версии 2016 года и вовсе нет упоминания о Советском Союзе: по сюжету игры Вторую мировую войну выиграла мультикультурная американская армия.

Возможно, кому-то из экспертов проблема покажется надуманной: много ли людей играют в видеоигры? Оказывается, много: ежегодно игру покупают в несколько раз больше людей, чем, скажем, посещают Лувр. Сергей Белов уверен: разработчики игры не только зарабатывают деньги на продажах, но и осознанно занимаются созданием и продвижением смыслов. При этом стоит учитывать, что сюжетные игры, в отличие от книг или фильмов, полностью поглощают геймеров на десятки часов и заставляют их эмоционально сопереживать своим персонажам. Сможем ли мы когда-нибудь противопоставить этому воздействию собственный продукт с такой же степенью эмоционального вовлечения? Этот вопрос пока открыт. Но, по крайней мере, не стоит упускать из виду подобные риски.

В рамках учебной программы руководитель проектов Фонда поддержки публичной дипломатии им. А. М. Горчакова Андрей Горбунов прочитал слушателям Школы лекцию о современных тенденциях в сфере цифровой дипломатии. Он признал, что с проникновением во все сферы жизни цифровых технологий форма взаимоотношений между государствами радикально меняется, поскольку меняется само поведение человека. Развиваются горизонтальные связи, смешиваются онлайн- и оффлайн-форматы, легкость и скорость передачи информации существенно снижает доверие к ней, а главное – аудитория сегментируется, и работать приходится с каждым сегментом отдельно. В результате появляются и активно развиваются различные виды дипломатии: научная, культурная, спортивная, народная. Один из относительно новых видов – публичная дипломатия, поддержкой которой с 2010 года занимается Фонд Горчакова. Ключевая задача в этой сфере –  формирование достойного образа нашей страны в общественном сознании в разных уголках мира, причем за счет убеждения, а не пропаганды. Словом, дипломатия в своем развитии отвечает на изменения окружающего мира. Однако, как подчеркнул эксперт, вопрос о том, заменит ли цифровая дипломатия традиционную, задан некорректно. Ни о какой замене речь не идет: дипломатия эволюционирует вместе со всем миром, обретая новые формы и открывая дополнительные возможности.

В ходе своего выступления Андрей Горбунов тепло отозвался об образовательных проектах ИНЭС. «Фонд Горчакова много лет поддерживает проекты Института экономических стратегий, – напомнил эксперт. – Они очень разные, но концепция неизменна: здесь учат мыслить по-новому и предлагать свое. Это важно, поскольку в современном мире вы сможете состояться только в том случае, если мыслите индивидуально».

Сергей Переслегин, модератор стратегической игры, посвященной социальной эволюции общества, с первых минут призвал участников мыслить свободно и создавать что-то принципиально новое. Проектная работа шести команд под руководством экспертов велась параллельно с теоретической подготовкой. Молодые люди знакомились с понятиями технологических волн и укладов, социальных двигателей, обсуждали пределы познания и вызовы, которые возникают перед человечеством по мере развития искусственного интеллекта.

«Риски зашкаливают, альтернативы пока не просматриваются», – так описал модератор игры кризис сегодняшнего дня, связанный с цифровизацией. По мнению Сергея Переслегина, ключевая сложность текущего момента состоит в том, что из-за скорости изменений долгосрочные стратегии перестали работать, а люди со стратегическим мышлением утратили преимущества. Сегодня актуальны либо ситуационное управление, теории и практики которого пока не созданы, либо сверхдолгосрочные стратегии, рассчитанные на много сотен лет. Развитие искусственного интеллекта несет с собой немало рисков и угроз, однако остановить его мы не можем, поскольку уклонение от вызовов, вызываемых развитием, непременно повлечет за собой гибель цивилизации.

В проектах, которые участники игры готовили к защите несколько дней и постоянно совершенствовали с учетом знаний и компетенций, полученных на занятиях, требовалось на основе прогноза будущих VI и VII технологических волн обозначить место естественного и искусственного интеллекта в новой реальности. Модератор игры неоднократно напоминал участникам о необходимости связывать воедино стратегию и тактику, а также по возможности избегать «сценарного коллапса», то есть не сводить все имеющиеся сценарии развития к единственно возможному варианту.

В ходе защиты проектов жюри заслушало доклады шести команд. Они оценивались по широкому спектру критериев: от выразительности выступления и умения докладчика уложиться в отведенное время до наличия в проекте новизны, обоснования и возможности практического применения результатов. Интеллектуальное состязание получилось довольно напряженным: все шесть команд подготовили интересные и содержательные проекты, так что распределение позиций в итоговом рейтинге до самой последней минуты не было очевидным.

По решению жюри первое и второе места разделили набравшие одинаковое количество баллов команды, проекты которых были связаны с определением правового статуса киборгизированных людей и сравнительным анализом возможностей и ограничений искусственного и естественного интеллекта. Команда, подготовившая проект по исследованию эмоциональных возможностей искусственного интеллекта, с небольшим отрывом заняла третье место. Оставшиеся позиции разделили коллективы, проекты которых касались создания образовательно-лабораторного хаба по исследованию актуальных и потенциальных проблем искусственного интеллекта, проработки правовых аспектов применения искусственного интеллекта в медицине и исследования альтернатив «зеленой» энергетике в борьбе с глобальным потеплением. Стоит отметить, что на последнем месте оказалась команда, представившая актуальный и содержательный доклад, но, к сожалению, совершившая серьезную ошибку при выборе формы подачи материала и многократно превысившая отведенное время.

Подводя итоги игры, Александр Агеев посоветовал победителям не зазнаваться и не прерывать творческую деятельность, а проигравшим напомнил, что любая неудача всегда открывает новые возможности. Впрочем, деление на победителей и проигравших весьма условно: члены жюри отметили высокий уровень всех рассмотренных проектов. В частности, по мнению Сергея Переслегина, доклады, в которых сравнивались особенности естественного и искусственного интеллекта, после некоторой доработки могут быть опубликованы и будут востребованы научным сообществом. «Похоже, мы в мире будущего разделимся все-таки не на людей и роботов, а на умных и глупых. Это интересный и позитивный вывод», – пояснил эксперт.

В свою очередь, Александр Агеев призвал участников игры к дальнейшему сотрудничеству. Возможно, в составе Рабочей группы Технического комитета «Искусственный интеллект», в которую входят эксперты ИНЭС и МНИИПУ, в ближайшее время появится молодежная секция.

Нельзя не сказать о том, что организаторы позаботились и об отдыхе, и о здоровье участников мероприятия. Кстати, это имеет самое прямое отношение к тематике Школы: по словам Александра Агеева, на исход важнейших событий нередко влияет не только мировоззрение, но и физическое самочувствие участвующих в них политиков.

Несмотря на плотный график занятий и практически непрерывную работу над проектами, слушатели Школы нашли возможность вдоволь пообщаться, подышать свежим воздухом и насладиться яркими красками подмосковной осени. Кроме того, они научились без потерь выходить из нештатных уличных ситуаций. Практическое занятие, посвященное психологии конфликтов, преодолению страха и способам выхода из стрессового состояния, провел ветеран военной разведки, инструктор по ножевому и рукопашному бою Игорь Зорин.

На торжественном ужине всем слушателям Школы были вручены удостоверения о повышении квалификации государственного образца. Помимо этого, каждый участник программы получил в подарок годовую подписку на электронную версию журнала «Экономические стратегии».

Оценивая мероприятие, Александр Агеев назвал его «мощным событием, богатым энергетикой и разнообразием идей». ИНЭС проводит подобные мероприятия на протяжении многих лет, и каждый раз организаторы видят не только позитивную трансформацию личностей участников, но и ощутимый синергетический эффект. Это дает основания рассчитывать, что обозначенные в проектах идеи будут реализованы, а участники Школы останутся на орбите ИНЭС. Так что, по выражению руководителя Школы, восторг от результатов совместной работы и легкая печаль от расставания оставляют надежду на продолжение сотрудничества в рамках новых встреч и программ.

Следить за новостями ИНЭС: