Министр реинтеграции Грузии

Журнал «Экономические стратегии»

Журнал «Экономические стратегии»: Читайте в свежем номере!

Журнал «Экономические стратегии». 2013. № 3

Министр реинтеграции Грузии

Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили: «Правительство Грузии исключает даже мысль о вооруженном решении конфликтов с Абхазией и Южной Осетией»

Государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Паата Закареишвили ожидает от России встречных шагов на пути укрепления мира и разрешения грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов мирным способом. В интервью специальному корреспонденту журнала «ЭС» Юлии Адельхановой он обратил внимание на серьезные проблемы для Абхазии и Южной Осетии, которые повлекло за собой признание Россией их независимости, и выразил уверенность в том, что Грузия сможет стать надежным союзником для России при условии, что она будет учитывать заинтересованность Грузии в евроатлантической интеграции.

Господин министр, каково Ваше профессиональное кредо?

Знать хорошо свое дело, иметь ответы на все вопросы и четкие представления о том, как надо отвечать на вызовы, решать проблемы и управлять процессами. Это универсальный подход к любой профессии.

В конце 1980-х — начале 1990-х годов в мире обострилась проблема беженцев, и в частности на территории бывшего СССР, где появилось множество «горячих точек». Эта проблема актуальна и для вашей страны. Что сегодня делается в Грузии для соблюдения имущественных прав перемещенных лиц и беженцев?

Если говорить о перемещенных лицах внутри страны, о тех, кому пришлось покинуть Южную Осетию и Абхазию, то, к сожалению, до 2008 года государство относилось к этим людям очень поверхностно. Их рассматривали как людей, которых нужно вернуть в Абхазию и Южную Осетию, и внимание им уделялось лишь в той степени, чтобы вернуть их туда живыми. После августа 2008 года правительство Саакашвили поняло, что в ближайшее время им вряд ли удастся вернуться, и, наконец, началась реализация программ их интеграции в грузинское общество. Сегодня действует программа передачи им в собственность жилищ, чтобы повысить их уровень жизни до уровня среднестатистического гражданина Грузии. Однако в тех условиях, которые нам оставил Саакашвили, этот процесс продвигается медленно. Во всех центрах, где проживают временные переселенцы, разруха. У нас примерно 45 процентов перемещенных лиц проживает в центрах компактного проживания, а около 55 процентов живут дисперсно, в частном секторе — уже купили себе жилье или арендуют его, или живут у родственников, в общем, сами как-то сводят концы с концами. Государство планирует обеспечить всех их постоянным жильем. Это масштабная задача, и я думаю, что при честном и добросовестном отношении к этим людям мы в течение четырех-пяти лет решим все вопросы, связанные с компактно проживающими перемещенными лицами, и займемся теми, кто живет в частном секторе.

Существует ли единая система обмена данными о людях, без вести пропавших во время войны? Осуществляется ли сотрудничество сторон в процессе их поиска, что важно с точки зрения восстановления взаимного доверия?

Конечно, существует. Пропавшими без вести во время войны занимается Международный Красный Крест. Это ключевая организация, которая способствует упрочению взаимосвязей между грузинской, абхазской и осетинской сторонами. Официально южноосетинским направлением занимается Министерство внутренних дел Грузии, а абхазским — Министерство по делам внутренне перемещенных лиц и расселению. Общая база данных о пропавших без вести есть в этих министерствах. Мой аппарат этими вопросами не занимается.

Вы всегда выступали за мирное разрешение абхазского и южноосетинского конфликтов, за что радикальные сторонники Михаила Саакашвили называли Вас «врагом народа» и «агентом России». Став министром по делам реинтеграции, сможете ли Вы преодолеть  сопротивление Ваших противников и добиться снятия ограничений на торговлю с Абхазией и Южной Осетией, разрешить их жителям свободно передвигаться по территории Грузии, учиться там и заниматься предпринимательством?

Пока наши противники в этом деле довольно слабы, поскольку они бывшая власть. У них было восемь лет, чтобы что-то исправить, и им никто не мешал, поэтому их критика сейчас выглядит довольно смешно. В отсутствие сильной оппозиции, имея абсолютное большинство в парламенте, они могли сделать многое, даже изменить Конституцию, но упустили время для решения вопроса мирным путем. А действуя силой, они добились того, что в 2008 году мы получили войну и потеряли даже те территории, которые при Шеварднадзе еще контролировались грузинской стороной — Кодорское ущелье в Абхазии и Ахалгорский район в Южной Осетии. И что тяжелее всего, мы получили признание независимости Абхазии и Южной Осетии со стороны России, то есть еще более сложную ситуацию: дополнительные внутренне перемещенные лица, дополнительные жертвы, дополнительную разруху, полное отсутствие контактов с абхазской и южноосетинской сторонами, полную их изоляцию от Грузии и от внешнего мира и их интеграцию в Россию.

Вот что мы получили благодаря тем людям, которые сегодня нас критикуют. Поэтому я их даже не слушаю. Более конструктивной силой в этом отношении у нас является гражданский сектор. Там вырабатываются разные концепции, проекты, которые мы изучаем, стараемся использовать эти ресурсы, чтобы восстановить грузино-абхазские и грузино-осетинские отношения.

Мирное урегулирование — процесс не быстрый. Например, в такой стране, как Кипр, которая является членом организации нашей мечты — Европейского союза, за 40 лет конфликт не разрешился. Даже на территории ЕС, на Кипре, находятся оккупационные силы численностью в 40 тысяч. Так что даже ЕС, куда мы так настойчиво стремимся, не может так легко решать конфликты. Тем не менее, я уверен, что для решения грузино-абхазских и грузино-осетинских проблем не понадобится 40 лет. Ведь между грузинами и абхазами, как и между грузинами и осетинами, больше общего, чем между греками и турками. Между турками и греками большие религиозные разногласия, а также исторические и культурные. Между осетинами и грузинами и между грузинами и абхазами никогда не было противостояний, это только за последние 20–30 лет стало реальностью. Поэтому возможностей для примирения у нас больше, чем в других конфликтах, где превалирует этнотерриториальный компонент.

 

Полная версия интервью П. Закареишвили «Правительство Грузии исключает даже мысль о вооруженном решении конфликтов с Абхазией и Южной Осетией», опубликованной в журнале «Экономические стратегии» № 3/2013

 

 

 

 

 

Метки: , , , , , , , , , , ,

Следить за новостями ИНЭС:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: