Журнал «Экономические стратегии»





Измерение результативности мер демографической политики (на примере федерального материнского капитала на первого ребенка)

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.128-135

По данным Росстата, за 2024 г. общий коэффициент рождаемости в сравнении с предшествующим годом сократился на 2,3% — с 8,6‰ в 2023 г. до 8,4‰ в 2024 г. Оперативные данные за январь — март 2025 г. также фиксируют снижение рождаемости: коэффициент за первые три месяца составил 8,0‰, что меньше уровня показателя аналогичного периода предшествующего года на 3,6% (справочно: январь — март 2024 г. — 8,3‰). Властные структуры активно разрабатывают и внедряют новые меры по обеспечению полноценного воспроизводства населения страны, однако переломить негативную тенденцию с рождаемостью не удается. В связи с этим пристальное внимание уделяется вопросам результативности проводимой демографической политики в области рождаемости, что определяет полезность и высокую практическую значимость предлагаемого подхода к измерению влияния на рождаемость федерального материнского (семейного) капитала на первого ребенка.

Источники: 

1. Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» [Электронный ресурс]. Официальный сайт Президента РФ. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/50542

2. Указ Президента РФ от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/401325792/

3. Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405579061/?ysclid=m58csbjseu924993873

4. Указ Президента РФ от 23 января 2024 г. № 63 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» [Электронный ресурс]. КонсультантПлюс. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_467710/?ysclid=m58ctrze32536168260

Экономические стратегии функционирования и развития университетских кампусов

DOI: 10.33917/es-3.201.2025.136-144

Представлены приоритеты и эффекты от создания и развития университетских кампусов в ведущих регионах Российской Федерации. Область применения результатов — рекомендуемые мероприятия в рамках реализации ключевых экономических стратегий могут найти отражение в практике государственного управления региональным развитием с учетом повышения качества образовательного процесса в кампусах. Научная новизна заключается в структуризации лучшей региональной практики создания кампусов для их успешного развития в российской системе университетского образования. Выводы — соблюдение экономического баланса интересов между государственными приоритетами в области университетского образования и целевыми ориентирами вложения средств инвесторов в проекты создания кампусов в регионах России служит инструментом более эффективного распоряжения ресурсами по управлению региональным потенциалом для достижения технологического суверенитета в стране.

Источники: 

1. Максимова К.А., Коренев В.И. Градостроительные аспек­ты размещения университетских кампусов в г. Томске // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного универ­ситета. 2022. Т. 24. № 1. С. 137–149.

2. Национальный проект «Наука и университеты» [Электрон­ный ресурс]. Минобрнауки России. URL. https://minobrnauki.gov. ru/nac_project/

3. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377 «Об утверждении государственной программы Россий­ской Федерации „Научно-технологическое развитие Российской Федерации“» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. Гарант. URL. https://base.garant.ru/72216664/

4. Прокампус [Сайт]. URL. https://прокампус.рф/campus/ view?id=5

5. Белицкая А.В., Кухаренко Л.В. Комплексное развитие тер­ритории как правовой инструмент государственно-частного пар­тнерства // Юрист. 2023. № 2. С. 27–32.