Отечественный гостиничный бизнес в условиях новой рыночной реальности
DOI: 10.33917/mic-3.122.2025.52-63
В статье рассматриваются влияние санкций, геополитической ситуации, ухода международных гостиничных сетей на эффективность деятельности гостиничных предприятий, трансформации бизнес-процессов и ресурсного потенциала в сложившихся рыночных условиях. Гостиничный бизнес одним из первых столкнулся с новыми рыночными реалиями в условиях санкционной политики со стороны стран Европы и Америки. Наиболее уязвимыми оказались гостиничные предприятия, функционирующие на отечественном рынке под брендами международных гостиничных сетей. Уходя с рынка международные гостиничные операторы забирали свои технологии управления бизнесом, маркетинговые каналы продвижения и продаж, что негативно отразилось на всех бизнес-процессах гостиничных предприятий. Новые рыночные реалии способствовали перестройке ключевых систем управления гостиничными предприятиями, систем дистрибуции, поставок для сохранения качества предоставляемых услуг и эффективности функционирования. Отечественный гостиничный бизнес смог адаптироваться к новым условиям, в короткие сроки было произведено импортозамещение программного обеспечения, переход на продукцию отечественных поставщиков, создание отечественных систем бронирования и продаж. Произошло резкое сокращение количества прибытий иностранных гостей из стран Европы и Америки, при это выросло количество отечественных гостей и гостей из КНР, Индии, ОАЭ, Ирана и других дружественных стран, что также потребовало трансформации стандартов обслуживания. При положительной динамике ключевых показателей деятельности гостиничных предприятий остаются ряд проблем, требующих решения для полного нивелирования последствий возникших сложностей и повышения эффективности функционирования.