«Зеленая точка» – кусочек собственной природы

Номер 1. Пустыня внемлет Богу?

Среди суеты будней зачастую хочется привнести в свою жизнь «немножко природы»… Организованное в 1997 г. ландшафтное бюро «Зеленая точка» предоставляет полный комплекс услуг по ландшафтному дизайну и озеленению территорий, прилегающих к коттеджам, торговым и офисным комплексам, а кроме того, фитодизайну жилых помещений. Ирина Власенко, основатель и глава компании, является членом московского клуба «Леди-Лидер», объединяющего женщин-руководителей, лидеров научных, культурных, коммерческих организаций – ярких, незаурядных, талантливых. Как создавалась фирма, как строится работа в ней, какими качествами должна обладать женщина, решившаяся ее возглавить – на эти и другие вопросы Ирина Власенко отвечает заместителю главного редактора журнала «Экономические стратегии» Ольге Бардовой.

Ирина Власенко
"Зеленая точка" – кусочек собственной природы

"Экономические стратегии", №1-2005, стр. 72-77

Среди суеты будней зачастую хочется привнести в свою жизнь "немножко природы"… Организованное в 1997 г. ландшафтное бюро "Зеленая точка" предоставляет полный комплекс услуг по ландшафтному дизайну и озеленению территорий, прилегающих к коттеджам, торговым и офисным комплексам, а кроме того, фитодизайну жилых помещений. Ирина Власенко, основатель и глава компании, является членом московского клуба "Леди-Лидер", объединяющего женщин-руководителей, лидеров научных, культурных, коммерческих организаций – ярких, незаурядных, талантливых. Как создавалась фирма, как строится работа в ней, какими качествами должна обладать женщина, решившаяся ее возглавить – на эти и другие вопросы Ирина Власенко отвечает заместителю главного редактора журнала "Экономические стратегии" Ольге Бардовой.

Создать фирму с нуля непросто. Для этого нужны не только деньги, но и сильный характер. Не страшно Вам было в одиночку браться за такое ответственное дело?

Конечно, страшно. До того как организовать собственную компанию, я несколько лет работала на должности исполнительного директора, поэтому управленческий опыт у меня был. Кроме того, я аналитик по складу ума, окончила физико-математическую школу. Мне давно хотелось заниматься ландшафтным дизайном. Будучи студенткой инженерно-строительного института, я посещала факультативный курс "Ландшафтная архитектура", много лет собирала каталоги по садам и паркам мира, читала профильную литературу. Когда появилась возможность, получила образование в Англии по специальности "Садово-парковый дизайн". Накопив достаточно опыта и знаний, решилась сделать следующий шаг.

И, надо сказать, момент был выбран удачно: 1996-1997 гг. – бум коттеджного строительства, а специалистов по ландшафтному дизайну тогда было еще очень мало, этот бизнес находился в зачаточном состоянии. Я посидела, подумала, проконсультировалась финансистами и проектными аналитиками и решила, что рискну. Успех пришел не сразу. Были такие моменты, когда опускались руки. Несколько лет ушло на то, чтобы организовать полный цикл: проектирование, строительство, электрические и поливочные системы, службу ухода, найти лучших поставщиков. С посадочным материалом у нас в стране очень сложно – нет хороших, грамотно организованных питомников, приходится много покупать на Западе, хотя в России имеются все условия для того, чтобы эта отрасль заработала. В Германии, например, это огромный сектор экономики. На сегодняшний день, с приходом новой команды в Министерство природных ресурсов, мы видим положительные шаги по многим направлениям. Хочется надеяться, что этот вопрос не останется без внимания.

Хотя я с самого начала стала формировать штат сотрудников, львиную долю работы приходилось делать самой: решать организационные проблемы, искать заказчиков и деньги, определять нишу, в которой мы могли бы успешно конкурировать в своем сегменте рынка. В тот момент я отлично понимала, что наша фирма может предложить не очень много, но мы постоянно учились, росло количество и качество предлагаемых услуг. Мы и сейчас учимся. Это процесс бесконечный.

Не успела "Зеленая точка" появиться на рынке, как грянул финансовый кризис 1998 г. Что помогло вам выжить?

Дефолт прошел для нас относительно безболезненно, потому что тогда нам, по сути, нечего было терять – у компании еще не было больших активов. Правда, заказов в тот период стало меньше, но мы использовали затишье для того, чтобы чему-то научиться, освоить новые программы, повысить уровень проектирования. Хотя, конечно, как и во всей российской экономике, финансовая ситуация в компании была не самая хорошая. Пришлось пользоваться привлеченными средствами.

Итак, ваша компания существует семь лет. За это время она приобрела известность, ее сотрудники зарекомендовали себя как профессионалы, работающие в широком диапазоне, начиная с городских объектов и заканчивая загородными коттеджами. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об основных направлениях деятельности "Зеленой точки".

Сегодня мы занимаемся главным образом коттеджными поселками. Года два назад этот рынок стабилизировался. Теперь заказчик имеет возможность выбирать, поэтому компании-застройщики стремятся сделать поселок привлекательным, а чтобы он стал таковым, нужно продумать все до мелочей. И тут на помощь строителям приходят дизайнеры и архитекторы. Они прорабатывают общий стиль застройки и детали оформления.
В настоящее время мы работаем в очень интересном проекте: это строительство поселка "Павлово" и торгово-развлекательного комплекса "Павлово Подворье". К счастью, это тот случай, когда инвесторы – компания "Открытые инвестиции" – полностью доверились специалистам. Они выдают техническое задание, а способы решения определяем мы. Результат не заставил себя долго ждать: все получается очень красиво.

Как вы получаете заказы?

Генподрядчик по благоустройству выбирается из нескольких компаний только через тендер. Чтобы победить, недостаточно просто хорошего проекта, нужно предложить пакет услуг. Естественно, для участия в тендере приглашают уже известные компании, имеющие хорошую репутацию на рынке и большой опыт работы.

Как бы Вы охарактеризовали российский рынок ландшафтного дизайна?

Сейчас наблюдается тенденция к стабилизации этого рынка – на нем остаются в основном крупные компании, имеющие в штате проектировщиков, дендрологов, агрономов. Они могут не только безупречно выполнить заказ, но и обеспечить последующий уход или наблюдение за участком. Крошечные фирмы, которых было великое множество, наносили значительный ущерб нашему бизнесу – мало того что они использовали демпинг, их некачественная работа дискредитировала профессию, у потребителя складывалось представление о ландшафтном дизайне как о чем-то несложном, не требующем профессиональных навыков. Конечно, потом, когда выясняется, что придется все переделывать, люди приходят к выводу, что лучше было бы сразу обратиться в солидную компанию и получить "на выходе" продукт хорошего качества.

Мы идем по пути цивилизованного бизнеса.. Прежде всего предоставляем клиенту проект, который детально проработан по всем направлениям, снабжен подробными пояснительными записками и чертежами с техническими заданиями по его инженерной части, полным пакетом визуализации. При этом мы стараемся работать так, чтобы вне зависимости от стоимости работ результат удовлетворял клиента, чтобы он мог в полной мере насладиться своим садом. Собственно, загородный дом для того и строится, чтобы быть ближе к природе. А природа на твоем отдельно взятом участке – это твоя собственная природа, которую ты создаешь, исходя из своих пристрастий, вкусов, воспоминаний детства, впечатлений от путешествий и т.д.

Обращаются ли в "Зеленую точку" физические лица, и если да, то на каком этапе строительства?

Обращаются по поводу полной планировки территорий, потому что многие дома строятся на бывших сельскохозяйственных угодьях. На таких участках нужно все создавать с нуля. Часто люди приходят к нам, когда и дом уже построен, и оформление интерьеров практически закончено. Не совсем верный путь, потому что у нас очень много земляных и строительных работ. Ландшафтный дизайн – это и строительство тоже: чтобы вдоль дорожек сделать освещение, нужно копать траншеи, прокладывать кабели и выводить их к распределительным щитам. Обустройство поливочной системы тоже связано с земляными работами – надо прокладывать трубы, устанавливать операционные блоки. Если хозяева уже обосновались в доме, им приходится снова терпеть стройку, только на этот раз снаружи. Ландшафтного дизайнера лучше всего пригласить, когда начинается внутренняя отделка помещений. В этом случае к моменту заселения владельцев практически все будет готово – освещение, дорожки, посадки, газоны. В Китае, например, тщательно продумывают обустройство каждого уголка пространства, пусть даже это пространство невелико. Там сразу делают проекты застройки с учетом озеленения. А рядом со многими московскими новостройками, к сожалению, почти нет деревьев, композиционных конструкций со скульптурами и освещением. Ландшафтная архитектура – дело дорогое, поэтому строительные организации почти не оставляют места для зеленых насаждений.

Если оценивать ситуацию в Москве в целом, то можно сказать, что в последние годы озеленению уделяется много внимания – по центральным магистралям отличные газоны, очень красивые клумбы, городские парки и скверы в основном вполне ухоженны.

Не кажется ли Вам, что сегодня игнорируются русские традиции ландшафтного дизайна и слишком велико увлечение Западом и Востоком?

История русской культуры знает гениальных архитекторов, создавших великолепные садово-парковые ансамбли. Однако с исчезновением частной собственности не стало и ландшафтного дизайна, традиции были утрачены. Сегодня приходится все начинать сначала. Русская усадьба снова входит в моду, в частности, очень популярен русский модерн. Я знаю немало домов, построенных в этом стиле. Cады эпохи русского модерна очень точно отражают декадентскую атмосферу Серебряного века. Хаотичные, романтичные, иногда призрачные, они навевают совершенно особое настроение. Но пока, к сожалению, основная масса наших клиентов заказывает то, что видит, путешествуя по Италии, Франции, Испании, Японии, Китаю.

Кстати, о Японии: я побывала там с группой российских ландшафтных дизайнеров по приглашению японского министерства экономики в рамках четвертой программы развития бизнес-контактов с Россией. Нас было всего семь человек – японцы сами отбирали кандидатов среди лидеров нашего бизнеса. В Токио есть несколько районов, весьма необычных с точки зрения архитектурного решения. Нам удалось побеседовать с архитекторами, которые их проектировали. Потом мы посетили Киото, где встречались с садовниками. В Японии потрясающие сады с множеством цветущих растений, нет там никакого минимализма. Они высаживают огромные куртины – по 60 кв. м рододендронов, представляете, как это выглядит в мае – июне в период цветения. Фантастическое зрелище! У них садовник – очень почитаемая профессия, может быть даже более почитаемая, чем архитектор. Я общалась с сэнсеем, который является садовником в одиннадцатом поколении, это необыкновенно интересный человек. Он научил меня стричь сосны, поделился некоторыми секретами в отношении крупномерных посадок. Хочу весной применить эти знания на практике – посмотрим, что получится.

В каком стиле Вы оформили бы собственный дом?

Трудно сказать. У меня пока нет дома – как говорится, сапожник без сапог. А вообще, из многообразия стилей трудно что-то выделить, каждый из них хорош по-своему.

А если пожелания заказчика идут вразрез со здравым смыслом, вы пытаетесь переубедить его или действуете по принципу: кто платит, тот и заказывает музыку?

Не только мы, все дизайнеры – и те, что занимаются интерьерами, и те, что создают одежду, – сталкиваются с этой проблемой. Сотрудники "Зеленой точки" прежде всего пытаются чуть-чуть "подправить" вкус клиента – показывают ему каталоги, предлагают варианты, объясняют, какой ему лучше выбрать. В большинстве случаев люди соглашаются. Обсуждение заказа всегда начинается с беседы, в процессе которой мы стараемся узнать о клиенте как можно больше: какие у него предпочтения, как он проводит свободное время, сколько в семье детей, мальчики это или девочки, какого они возраста, любит ли он или члены его семьи копаться в саду, как часто в доме бывают гости и в каком количестве и т.д. Согласитесь, это информация личного характера, и не каждый захочет ею делиться. В нашем деле нужно быть психологом, чтобы расположить клиента, вызвать его на откровенность. Те, кто уже работал с нами, знают, что нам можно доверять. Мы не разглашаем семейных тайн и, всякий раз входя в чужой дом, помним: это хрупкий мир, его надо беречь. В то же время наша задача – создать ландшафт, который понравится заказчику и его близким.

"Зеленая точка" семь лет на рынке. За это время компания осуществила множество проектов. Что из сделанного Вам особенно дорого?

Из общей массы мне трудно выделить какой-то проект. Могу сказать одно: все эти годы мы постоянно учились, увлеченно работали и достигли определенных результатов – нас заметили, и не только в России, но и за рубежом. В контакт с нами вступила английская компания Chelsea Landscape Garden, заинтересованная в российском рынке. Мы сделали несколько совместных проектов, а потом англичане согласились на наше предложение поучаствовать в выставке – неделе садов. У нас был общий стенд – проект их, исполнение наше. Несколько раз к нам приезжал господин Марк Грегори, президент Британской ассоциации ландшафтной индустрии, арбитр Королевского общества садоводов, обладатель восьми золотых медалей всемирно известного Chelsea Flower Show, и проводил мастер классы.

Для участия в следующей выставке "Интерфлора" кроме звезд мирового ландшафтного дизайна мы планируем привлечь молодых специалистов из регионов и провести для них конкурс. Региональных дизайнеров нужно познакомить с новейшими тенденциями, помочь им установить контакты с интересными людьми. На местах тоже нужны квалифицированные специалисты.

Насколько мне известно, Вы прошли курс обучения в Английской школе садоводства ("The English gardening school"). А где у нас в стране готовят ландшафтных дизайнеров?

Тому, что должен знать ландшафтный дизайнер, в полном объеме не учат нигде. Такого курса нет ни в одном вузе. Например, в Тимирязевской сельскохозяйственной академии делают упор на ботанику, а в Архитектурном институте – на планировку. Но ландшафтный дизайнер обязан знать и то и другое, а также обладать хотя бы начальными инженерно-техническими знаниями. Ведь, создавая проект, дизайнер должен продумать освещение участка, правильно выбрать строительные материалы и растения. Нам приходится тратить уйму времени на обучение новичков всему этому.

На что кроме профессиональных качеств вы в первую очередь обращаете внимание, принимая людей на работу?

Если у человека горят глаза, если он любит свое дело, значит, из него получится хороший сотрудник. Это самое главное. Еще очень важна способность к внутреннему росту, умение учиться, осваивать новое, самосовершенствоваться. Короче говоря, человек должен к чему-то стремиться, работать над собой. У тех, кто идет по этому пути, открывается второе дыхание, появляются скрытые резервы, о которых они сами не подозревали.

Какому стилю руководства Вы отдаете предпочтение?

Сегодня в "Зеленой точке" 32 штатных сотрудника, количество внештатных сотрудников, то есть чернорабочих, колеблется в зависимости от времени года. Каждый из них может прийти ко мне, чтобы что-то обсудить. В то же время в подразделениях компании есть руководители, которые регулируют их работу. Я люблю, уважаю и ценю всех своих сотрудников, но если я буду вникать в частности, то не смогу заниматься ни развитием, ни стратегией – меня на это просто не хватит. Несколько лет назад я утвердилась во мнении, что делегирование ответственности увеличивает отдачу, и с тех пор придерживаюсь этой тактики.

Члены нашего небольшого коллектива гордятся своей компанией. Я вижу, как светятся их глаза, когда "Зеленая точка" побеждает в тендерах, ведь каждый так или иначе причастен к победе. Среди нас нет случайных людей, все работают с полной отдачей. В конце года сотрудникам выплачивается премия по финансовому результату. Она привязана к заработной плате и вкладу каждого в работу фирмы. Кроме того, выплачиваются квартальные премии.

Сегодня все больше женщин занимает руководящие посты, делает карьеру, ведут бизнес. Как Вы думаете, хорошо это или плохо?

По-моему, в этом нет ничего плохого. Когда женщина занята серьезным делом, она более интересна и самой себе, и своим детям, и мужчинам. Женщина привносит в бизнес определенное своеобразие, она ни в коем случае не конкурирует с сильным полом. Мужчина остается лидером, потому что так исторически сложилось, потому что он сильнее, у него другое мышление, он по природе своей завоеватель. Нельзя сравнивать женский и мужской ум, как нельзя сравнивать женские и мужские руки. К сожалению, мужчины до сих пор находятся в плену стереотипов. У них в головах не укладывается, что очаровательная женщина может быть бизнес-леди.
Наши мужчины боятся женщин, не пускают их во власть. Посмотрите: в органах исполнительной власти женщин довольно много, а вот там, где принимаются важные государственные решения, картина совсем иная. Нам, как правило, оставляют культуру и самое трудное – социальную сферу.

Мне кажется, социально активным женщинам сегодня нужно создавать клубы по интересам. Я, например, являюсь членом правления клуба "Леди-лидер". Он мне очень много дал в смысле личностного и профессионального роста. У нас замечательный клуб, мы очень любим нашего президента Марину Коростылеву. Без меня не было бы компании "Зеленая точка", а без Марины не было бы клуба.

Какими иностранными языками Вы владеете?

Английским и немецким. Английский знаю с детства – мы долго жили за границей, – а немецкий выучила позже. После окончания инженерно-строительного института пришла работать в "Госкоминтурист", в дирекцию строящихся объектов. Там молодым специалистам предоставили возможность получать второе высшее образование. С утра мы учились, потом работали. Знание иностранных языков мне очень пригодилось. У нас много зарубежных партнеров, и я имею возможность непосредственно общаться с ними. Живой контакт гораздо лучше, чем общение через переводчика, – ты имеешь возможность уловить важные нюансы.

Есть ли у Вас дети? Сформулируйте, пожалуйста, два-три принципа воспитания.

У меня взрослый сын, студент второго курса Московской государственной юридической академии. Он прекрасно учится. О воспитании могу сказать только одно: детей нужно уважать, давать им возможность быть личностью с самых малых лет. Мы все очень любим своих детей и, конечно, всегда стараемся уберечь от опасности, помочь и максимально о них позаботиться. Мне кажется, что вот в такие моменты и нужно вовремя остановиться – не задушить ребенка своей любовью. Чужую жизнь все равно прожить нельзя.

Существует ли притча, анекдот или, может быть, пословица, наиболее ярко характеризующая Ваш подход к жизни?

У меня нет любимой пословицы, но есть принцип, которым я руководствуюсь, – всегда говорю себе: "В жизни возможно все. У тебя все получится".

Следить за новостями ИНЭС: