Турбизнес: постиндустриальный дрейф в сторону России

Номер 5-6. Острота впечатлений

Рейтинг наиболее стратегичных туристических компаний России

Материал подготовлен центром рейтингов и сертификации Института экономических стратегий при участии О.В. Немковой, С.А. Побываева и Л.В. Полковниковой
Турбизнес: постиндустриальный дрейф в сторону России

"Экономические стратегии", №05-06-2008, стр. 162-169

Добродетель мудрецов напоминает собой путешествие в дальнюю страну
и восхождение на вершину: идущие в дальнюю страну начинают свой путь с
первого шага; восходящие на вершину начинают с подножия горы.
Конфуций

Индустрия современного туризма родилась не в каютах каравелл и исследовательских бригов в эпоху великих географических открытий, не у костров землепроходцев и первопоселенцев, не в палатках геологических партий и не под романтической сенью турклубов. Эта индустрия, как многие иные индустрии, явилась с точки зрения ее технического оснащения побочным продуктом гонки вооружений. Мирным воплощением стратегического бомбардировщика стал так называемый джамбо-джет – многоместный реактивный пассажирский самолет, сделавший экономически доступным для широких слоев населения дальние и даже трансконтинентальные перелеты.

В 1954 г. в строй вступил "Боинг-707", который мог перемещать 111 пассажиров на расстояние до 6000 тыс. миль, обладая крейсерской маршевой скоростью 600 миль в час. В 1955 г. регулярные полеты начал советский Ту-104.

С 1958 г. "Пан Америкен" открывает регулярные трансатлантические рейсы по маршруту Нью-Йорк – Париж. В том же 1958 г. наряду с "Боингом-707" на линии выходит "МакДоннел-Дуглас-DC-8", обладавший сходными техническими характеристиками. Одновременно к выполнению регулярных рейсов приступили "Конвер-880" и "Каравелла".

Шестью годами позже появляется "Боинг-727", а вслед за ним – "Боинг-737" для скоростных полетов на относительно небольшие расстояния. Наконец в 1970 г. начинает совершать полеты действительно большой пассажирский самолет – "Боинг-747" – "эйр джамбо" ("летающий слон"), вмещающий в себя до 500 пассажиров и обладающий запасом хода в 7000 миль при крейсерской маршевой скорости 600 миль в час. Одновременно с этим возник комплекс социальных и экономических явлений, названный в литературе "постиндустриальным обществом": в развитых странах на фоне роста уровня образования и квалификации при одновременном вытеснении традиционных "индустриальных" производств в третьи страны сформировался слой людей с относительно высокими доходами. В данном случае корректнее было бы говорить не о постиндустриальном обществе, а о новом порядке международного разделения труда.
Однако нашей задачей не является выяснение степени корректности термина, отметим только, что в области потребления продолжилась реализация классической индустриальной парадигмы: массовое потребление продуктов, себестоимость и цена которых сведены к минимуму за счет больших масштабов производства. То, что массовые продукты стали выпускать не крупными, а мелкими сериями с незначительными модификациями, говорит только о продолжающемся процессе концентрации, поскольку именно крупные производственные единицы способны выпускать разнообразную продукцию.

Этот же принцип распространяется и на предоставление услуг, которое также подвержено стандартизации и подчиняется закону экономии на масштабе. Не стали исключением и услуги индустрии туризма. Отрасль в послевоенное время росла значительными темпами: как под влиянием новых технических возможностей, так и в силу того, что "постиндустриальный" работник вместе с более высокими доходами обрел такие прелести цивилизации, как хронический стресс и синдром перманентной усталости.

Туризм вчера и сегодня

Большинство историков индустрии туризма сходятся во мнении, что формирование отрасли в современном ее виде началось еще в конце XIX в., но окончательно она оформилась только в послевоенный период. Туризм 50-х гг. прошлого века представлял собой в основном обслуживание возрастающих потоков американских туристов в Европу и был важным источником американских долларов для возрождающейся европейской экономики, прежде всего немецкой. Высокие темпы развития индустрии сохранялись в 1960-1970-е гг.
при некотором замедлении в 1980-е гг., что было связано с неблагополучной общеэкономической ситуацией и насыщением спроса. В дальнейшем положение выправилось, и индустрия в 1990-е гг. и первые годы нового тысячелетия, по оценкам аналитиков Всемирного банка, продолжала занимать достойное место среди наиболее динамично развивающихся отраслей.
Так, по данным Международной организации туризма (UN WTO) в 2007 г. совокупные доходы от туризма составили 856 млрд долл. против 742 млрд в 2006 г. При этом если в доходах отрасли учитывать и доходы транспорта, обслуживающего международные рейсы, то общая сумма за 2007 г. составит 1,2 трлн долл.

Среди десяти стран-лидеров доходы от туристической деятельности распределились в 2007 г. так, как это показано в табл. 1.

По числу туристов распределение среди десятки стран-лидеров выглядит так, как это показано в табл. 2.


Необходимо отметить, что в 2006 г. Россия входила в этот список, занимая, правда, последнее десятое место. Также небезынтересно распределение стран по затратам населения на международный туризм (см. табл. 3).


В развитых странах туризм дает в среднем 5-7% ВВП. Так, по итогам 2007 г. доля туризма в ВВП ЕС составила 5,5%. Аналогичный показатель для России составляет 3,8%.

Из России с любовью

Последние годы туристическая индустрия демонстрирует стабильный рост на уровне 5-7% в год. Был удачным 2007 г. и для российского туристического бизнеса. Количество поездок иностранных граждан в нашу страну выросло на 2% и достигло уровня 22 млн человек, что позволило преодолеть спад 2006 г. Тем не менее обращает на себя внимание, что из совокупного объема поездок иностранцев в Россию 66% приходится на частные визиты, а туристов в непосредственном понимании этого термина въезжает только 9,7%.

Число поездок граждан России за рубеж в 2007 г. выросло на 18% по сравнению с предыдущим годом и превысило 34 млн. Однако, как и в случае с поездками иностранцев в Россию, собственно туристов было меньшинство, о чем свидетельствует пассажиропоток, структурированный по целям выезда. На собственно туризм приходится только 27,3% выездов за рубеж.
Одновременно в России имел место рост внутреннего туризма. В 2007 г. рост числа организованных туристов составил 7,7% и достиг значения 28 млн. Однако вероятнее всего основную массу внутренних туристов составляли люди, чьи доходы за последний год повысились, но повысились недостаточно, чтобы они могли позволить себе выездной туризм. Основанием для такого утверждения служит тот факт, что туристическая инфраструктура России остается неразвитой, а стандарты сервиса – невысокими. Россия занимает 68-е место в рейтинге туристической привлекательности, рассчитанном по методологии Мирового экономического форума.

В табл. 4 представлены данные о туристических поездках граждан России в различные страны с туристическими целями и динамике их роста.

Основной целью поездок был пляжный туризм и ознакомление со странами на уровне стандартизированных коммерческих обзорных экскурсий. Принимая во внимание то обстоятельство, что не все граждане страны могут позволить себе выездной (даже пляжный) туризм, а также рост доходов населения, вызванный благоприятной конъюнктурой на рынках сырья, можно говорить о весьма значительном потенциале развития в России продаж недорогих выездных туров. Указанная тенденция имеет место и в других, даже развитых странах и, вероятно, в ближайшее время сохранится.

Это служит основанием для достаточно оптимистичных прогнозов Всемирного совета по туризму и путешествиям (World Tourism and Travel Council). Методология расчетов ВСТП несколько отлична от методологии Международной организации туризма: при расчете объема рынка специалисты Совета включают сюда помимо расходов на туризм и путешествия инвестиции и государственные расходы. В соответствии с оценкой Совета, объем рынка туризма и путешествий в 2007 г. превысил отметку в 7 трлн долл. и, как ожидается, достигнет объема в 13 трлн долл. в 2017 г. Занятость в секторе, по оценкам Совета, в 2007 г. составила в глобальном исчислении 231,2 млн рабочих мест (8,3% совокупного числа рабочих мест в мире). Считается, что последнее соотношение останется стабильным, а в абсолютном исчислении в сфере туризма и путешествий в 2017 г. будет занято 262,6 млн человек.

Примечательно, что в соответствии с прогнозом ВСТП относительно абсолютных объемов спроса на услуги, касающиеся туризма и путешествий, к 2017 г. Россия войдет в десятку стран-лидеров, которая будет выглядеть так, как это представлено в табл. 5.

На грани жизни и смерти

В то же время в странах, где потребительский рынок близок к точке насыщения или перенасыщения спроса, начинают возникать новые тенденции. Так, в мире опережающими темпами растут обороты экстремального туризма. В соответствии с некоторыми оценками на долю экстремального туризма приходится до 10% совокупного туристического рынка при темпах роста, значительно опережающих среднеотраслевые. Этот феномен достаточно нов и на первый взгляд парадоксален. Люди, принадлежащие к различным культурам, социальным слоям и профессиональным кластерам, различным доходным группам, возрастным категориям, различающиеся по семейному статусу и уровню туристической подготовки платят значительные суммы с целью организации посещений дикой природы, сопряженных с риском для жизни. Социологи склонны объяснять это явление тем, что человек попадает в своего рода наркотическую зависимость от риска и считает престижным участие в приключениях на грани жизни и смерти.

Одновременно быстрыми и стабильными темпами растет рынок экологического туризма, а также такой его разновидности, как наблюдение за птицами, так называемый бёдвотчинг. По самым низким оценкам, темп прироста этого сегмента составляет 10% в ежегодном исчислении. Если такие темпы сохранятся, то к 2020 г. экологический туризм займет 21,8% туристического рынка при 340 млн ежегодных туристических прибытий.

Подтверждением обозначившихся тенденций является статистика государства с наиболее насыщенным потребительским, в том числе и туристским, спросом – США. Число экологических туристов в США достигло 63 млн. Вместе с охотниками (14 млн) и рыболовами (46 млн) они ежегодно вкладывают в американскую экономику 90 млрд долларов и обеспечивают существование 2 млн рабочих мест.

Следует заметить, что инфраструктура экологического туризма, бёдвотчинга и, шире, наблюдения за дикими животными в естественной среде обитания, экстремального туризма, охоты и рыбалки принципиально отличается от инфраструктуры традиционного, пляжного или курортного туризма. Если в традиционной инфраструктуре большая часть средств сосредоточена в гостиничных комплексах и прочих сооружениях, то для нетрадиционного, альтернативного, туризма характерна именно "постиндустриальная" структура капитала, когда большая его часть материализуется в умениях и знаниях высококвалифицированных проводников, инструкторов, биологов, охотоведов и прочих квалифицированных специалистов. При этом меняется и структура спроса туристов: от приобретения, скажем условно, пляжных принадлежностей к значительным затратам на полевую и общетеоретическую подготовку.

Одновременно необходимо принять во внимание, что перечисленные "новые" виды туризма требуют наличия нетронутой дикой природы, незаселенных территорий. Последними располагает ограниченное число государств: Австралия, Бразилия, Канада, Россия и отчасти США. Если указанные тенденции в развитии туристической отрасли сохранятся, равно как и быстрые темпы роста населения Земли, то незаселенные территории станут крайне дорогим воспроизводимым ресурсом, а страны, ими обладающие, получат колоссальные экономические преимущества. Это будет эпоха реального постиндустриализма в области туристического обслуживания.

Все на пляж

Тем не менее приведенные рассуждения относятся к среднему и дальнему горизонту стратегического планирования. Реальный же российский рынок туристических услуг практически целиком ориентирован на пляжный и в меньшей степени на экскурсионный отдых. В условиях роста реальных доходов населения, обусловленного благоприятной конъюнктурой на мировых рынках углеводородного сырья, туристическая отрасль наслаждается высокими темпами роста.

Суммарная валовая выручка 50 крупнейших российских туристических компаний выросла почти втрое – с 3046 млрд до 5278 млрд долл. В 2006 г. темпы роста этого показателя составили 26%, а в 2007 г. он достиг 73,3%. Средняя выручка компаний выросла на 44,6% против 34,7% в 2006 г. При этом рост происходил на фоне внедрения механизма финансового обеспечения деятельности туроператоров.

С 1 июня 2007 г. вступили в силу поправки к закону "Об основах туристской деятельности в РФ", которые обязали туроператоров, работающих в сфере международного и внутреннего туризма, получить банковские гарантии или полисы страхования ответственности на сумму 5 млн и 0,5 млн руб. соответственно. Наличие финансового обеспечения стало обязательным условием включения компании в Федеральный реестр туроператоров. Прохождение поправок, вводивших механизм финобеспечения, через Госдуму осенью 2006 г. сопровождалось активным сопротивлением Российского союза туриндустрии. Тем не менее рынок туристических услуг не пострадал.

В настоящее время Госдума готовится увеличить финансовые гарантии для туроператоров, работающих в сфере международного туризма, до 150 млн руб. Поправки в Закон "Об основах туристской деятельности в РФ" внес депутат В.М. Резник. В соответствии с информацией "Интерфакса", по его мнению, инициатива станет "действенной защитой интересов российских потребителей туристических услуг, а также будет способствовать повышению качества предоставляемых услуг".

Особенно удачным 2007 г. был для лидеров отрасли: к 2007 г. темпы прироста выручки у TEZ Tour составили 44,2%, у "Натали Турс" – 63,8%, а у группы компаний "Интурист" – 55,2%. "Интурист" также стал первой компанией, показавшей выручку более 500 млн долл.

Rotatio

События последнего времени на рынке туристических услуг обнаруживают следующие тенденции в группе лидеров этого бизнеса.

Одна из ведущих испанских принимающих туристических компаний – Serhs – заключила на ближайшие пять лет контракт с российским туроператором TEZ Tour, благодаря которому уже в 2009 г. TEZ Tour получит 5 тыс. номеров на самых популярных испанских курортах. В этом не было бы ничего удивительного, если не тот факт, что Serhs – исторический партнер компании "Натали-Турс", занимающей на российском рынке лидирующие позиции по Испании во многом благодаря именно этому сотрудничеству. Здесь очевидно снижение уровня стратегичности "Натали Турс" по векторам "Ресурсы", "Бизнес-среда", "Адаптация" и соответствующий рост у TEZ Tour по векторам "Реализация стратегии" и "Ресурсы".

В то же время "Натали Турс" демонстрирует рост по вектору "Целеполагание" и реверсивный рост по вектору "Адаптация" за счет контракта с гостиничной цепочкой Aquila Hotels & Resorts об эксклюзивном сотрудничестве. Всего в отелях Aquila Hotels & Resorts 2300 мест. Согласно контракту, "Натали Турс" как стратегический партнер внесла 5 млн евро на депозит Aquila. При этом российские туристы будут обладать приоритетом перед отдыхающими из других стран. В качестве доказательства серьезных намерений обеих сторон была озвучена цифра в 500 тыс. евро, которая будет направлена на продвижение греческого направления на российском рынке.

У TEZ Tour, несмотря на выигрышный контракт с испанской Serhs, не все гладко. Позиции компании по узлу "Бизнес-среда" и "Выбор стратегии" пошатнула история о недобросовестной рекламе.

В частности, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России признала, что компания TEZ Tour разместила в эфире Первого канала ненадлежащую рекламу, нарушив тем самым Федеральный закон "О конкуренции", и постановила немедленно прекратить использование телевизионного рекламного ролика со слоганом "Туроператор № 1". Дело в том, что в течение года TEZ Tour в рекламе заявлял о себе как о "туроператоре № 1", что привело к административному делу, которое возбудила против турфирмы ФАС с совместной подачи Ростуризма и туристического холдинга "Интурист".

Первый вице-президент ВАО "Интурист" Д.В. Конорев отметил: "Это важное решение как для потребителей туруслуг, так и для профессиональных участников российского туристического рынка. Все игроки туротрасли заинтересованы в соблюдении принципов добросовестной конкуренции и формировании цивилизованных и объективных критериев оценки туристических компаний. Мы считаем, что сегодня некоторым из них не хватает ответственности за свои заявления в отношении результатов деятельности. Таким образом, сегодняшнее решение ФАС будет, безусловно, способствовать информационной прозрачности и привлекательности российской туристической отрасли для инвесторов".

Лидер рынка – вертикально интегрированный туристический холдинг "Интурист" – в течение 2008 г. совершил ряд сделок, существенно усилив блок "Возможности" за счет усиления узлов "Финансы" и "Сети". В частности, было заключено соглашение с администрацией Тверской области, целью которого является взаимодействие в области социально-экономического развития Тверского региона. Соглашение заключено в рамках реализации Программы развития гостиничной сети в центральных городах Центрального федерального округа, одобренной на совещании Совета при полномочном представителе Президента РФ в Центральном федеральном округе 21 декабря 2007 г.

Кроме того "Интурист" объявил о завершении сделок по приобретению 100% акций Intourist USA, Inc (Флорида) у ряда частных лиц (сумма сделки пока не разглашается), а также по привлечению кредита в размере 50 млн долл. (организаторами сделки являются московский офис ООО "Эйч-эс-би-си Банк (РР)" и ЗАО "Райффайзенбанк").

Единственным вектором, по которому наметилась возможность снижения стратегичности "Интуриста", является вектор "Ресурсы". Это может произойти, если АФК "Система", которой принадлежит компания, примет окончательное решение о ее продаже.

ПЭС 8223/23.09.2008


Рейтинг «50 наиболее стратегичных туристических компаний России» (по состоянию на сентябрь 2008 г.). Выпуск 5(63)/200

Положение

Компания

Общий  уровень стратегичности

Рейтинговый статус

Прогноз динамики стратегичности

1

Группа компаний «Интурист»

87,1

AAA

2

«Нева»

86,6

AAA

3

«Натали Турс»

85,1

AAA

4

TEZ Tour

84,7

ААА

5

Coral Travel

84,3

AAA

6

«Инна Тур»

82,7

AAA

7

«Капитал Тур»

81,1

AAB

8

Pac Group

76,1

ABA

9

«Ланта-тур вояж»

73,6

ABA

10

«КМП групп»

73,0

ABA

11

«Академсервис»

70,4

ABA

12

«ВСК-Тур»

69,3

BAB

13

«Ванд Интернэшнл Тур»

64,3

BBA

14

«ИнтАэр»

62,0

ABA

15

«UTE Megapolus Group»

61,8

ABA

16

«Русский экспресс»

59,4

ABA

17

«Пегас-Тур»

59,0

ABB

18

«ВодоходЪ»

58,9

BBA

19

«Библио Трэвел»

57,5

BBB

20

«Гранд Байкал»

57,4

ABB

21

STAR Travel

57,3

BBB

22

«Туральянс-Холдинг»

57,0

ABB

23

DSBW-Tours

56,7

BBB

24

«Экспресс Лайн»

56,3

BBB

25

«Альтаир-тур»

56,1

BBB

26

«Самараинтур»

56,0

BBB

27

BreezeLine

55,9

BBB

28

«Ависта»

55,5

CBB

29

«Волга-Флот-Тур»

55,4

BBB

30

Группа компаний «ДЮЛА»

55,3

BBB

31

Бюро путешествий «Гран-Тур»

54,6

ABB

32

«СКАТТ»

54,3

BBB

33

«Компания «АРС»

53,8

BBB

34

UTS Travel

53,7

CBB

35

«Спутник»

53,2

BBB

36

«СИАТ»

52,7

ABB

37

«Городское бюро путешествий»

52,5

BBB

38

Valtex Travel

52,0

BBB

39

«Балтма Турс»

51,3

BBB

40

«Яроблтур»

51,0

CBB

41

«Гама»

50,3

BBB

42

«ДАН»

50,0

CBB

43

«Лавли Тур-С»

49,8

BBB

44

«Итал Тревел»

49,3

CBB

45

«Олимпия-Райзен-Сибирь»

49,0

CBB

46

«Петротур Сервис»

48,9

BCB

47

«Л-КИМ»

48,7

BBB

48

«Роза ветров»

48,6

CBB

49

«Санрайз тур»

48,3

CBB

50

«Ривьера»

48,2

CBB

Следить за новостями ИНЭС: