Чем привлечь туриста?

Номер 5-6. Острота впечатлений

Президент ВАО «Интурист» Александр Борисович Арутюнов, отвечая на вопросы нашего издания, анализирует ситуацию на рынке туристических услуг.

Александр Арутюнов
Чем привлечь туриста?

"Экономические стратегии", №05-06-2008, стр. 170-171

Президент ВАО "Интурист" Александр Борисович Арутюнов, отвечая на вопросы нашего издания, анализирует ситуацию на рынке туристических услуг.

"Интурист" исторически является лидером въездного туризма. Какова, на Ваш взгляд, динамика развития этого сегмента рынка?

Как известно, въездной туризм делится на два основных блока. Первый – бизнес-туризм, когда к нам приезжают бизнесмены, государственные чиновники или представители партнерских организаций других стран. Второй блок – познавательный туризм, когда люди приезжают в Россию с экскурсионными целями. Если говорить о динамике в целом, то количество людей, приезжающих в Россию, увеличивается. Но направление, связанное с познавательным туризмом, сегодня испытывает большие трудности, можно даже сказать, что оно стагнирует. К сожалению, последние два-три года мы наблюдаем снижение числа иностранных туристов, приезжающих в Россию, чтобы посмотреть достопримечательности. Есть несколько объективных причин спада въездного турпотока. Главная – взрывной рост стоимости услуг в крупнейших туристических центрах России. Вторая причина – отсутствие новых туристических продуктов или новых маршрутов, интересных туристам. Третья – существенную часть туристического потока у России отбирают страны Юго-Восточной Азии, Китай, Индия.

В прошлом году для туриста из Европы стоимость семидневного пребывания в Китае с учетом перелета и размещения в хорошей гостинице была ниже стоимости аналогичного продукта в РФ, несмотря на гораздо более продолжительный перелет.

Есть мнение, что за границей отдыхать дешевле, чем в России. Вы с этим согласны?

В России можно найти достаточно привлекательные предложения. Если смотреть на проблему глобально, ответ можно найти в рамках рыночных законов – спрос рождает предложение. Сегодня предложение на курортах Египта, Туниса и Турции гораздо более обширное, чем в России, объем номерного фонда, предлагаемого потребителю, несоизмеримо выше, чем на российских популярных курортах.

В Египте или Турции цены тоже растут, но контролируемо. Спрос на отдых наших соотечественников именно на российских курортах устойчив, и с каждым годом он растет, однако объем инвестиций, направляемых на развитие гостиничной инфраструктуры, небольшой. В первую очередь это связано с неразвитостью коммуникаций (дороги, электричество, газ и т.д.), например на Черноморском побережье, что делает невозможным массовое строительство гостиничных комплексов частными инвесторами.

Как Вы считаете, каковы перспективы развития экотуризма в России? И на кого его стоит ориентировать в первую очередь – на россиян или на иностранцев?

При условии развития минимально необходимого количества гостиничных комплексов в таких регионах России, как Горный Алтай, Карелия, Байкал, экотуризм будет развиваться очень интенсивно. При этом соотношение россиян и иностранных клиентов постепенно приблизится к паритету. Сейчас процентов девяносто – это российские туристы, десять – иностранцы. О благоприятных перспективах экотуризма свидетельствует и развитие нашего собственного гостиничного комплекса, расположенного в одном из красивейших мест Горного Алтая, в окружении горных хребтов, кедровых и лиственничных лесов. В конце декабря прошлого года состоялось открытие первой очереди – туристского комплекса "Алтай Village" 4* на 22 места. Сейчас идет строительство второй очереди – курортно-гостиничного комплекса "Алтай Resort" на 240 номеров, включая основной корпус на 200 номеров и 15 коттеджей на 40 номеров, искусственное озеро и горнолыжные подъемники с инфраструктурой. Мы планируем закончить строительство в четвертом квартале 2009 г. Имея уникальные природно-климатические условия, Республика Алтай обладает огромным потенциалом для развития экологического туризма.

Каковы планы "Интуриста" по развитию туризма в Республике Карелии? Планируется ли реализация крупных инвестиционных проектов в этом регионе и насколько вообще интересна Карелия для компании?

В Республике Карелии мы управляем популярной гостиницей "Северная" в центре Петрозаводска. Наша дочерняя компания "Интурист-Петрозаводск" является лидером туристического рынка Республики Карелии. Развитие качественной инфраструктуры в Карелии приведет к значительному перераспределению туристических потоков из Финляндии. Такие уникальные живописные места, как Чуйская губа, водопад Кивач и Марциальные воды, с нашей точки зрения, являются очень перспективными инвестиционными проектами.

Как Вы думаете, какие направления будут особенно популярны у туристов в зимнем сезоне?

Как обычно, наибольшим спросом будут пользоваться пляжные направления – Египет, Таиланд, Гоа, Индонезия, Карибский регион: Доминиканская республика, Куба. Плюс к этому, конечно же, горнолыжные курорты. Думаю, здесь лидерами останутся Австрия, Италия, Франция, Швейцария, Андорра, Словакия, Болгария.

Вы собираетесь открывать новые выездные туроператорские направления?

В предстоящем зимнем сезоне мы предложим нашим клиентам туры в Индонезию, Малайзию, Вьетнам, Сингапур, на Гоа. Экзотические туры в страны Юго-Восточной и Южной Азии с вылетом из Москвы мы запускаем впервые. Авиаперелеты предусмотрены на самолетах авиакомпаний "Трансаэро" и "Сингапурские авиалинии". Кроме пляжного отдыха и экскурсионных программ, предусмотрены индивидуальные бизнес-туры.

Крупные западные гостиничные операторы стараются избавляться от недвижимости и заниматься только управлением отелями. Планирует ли "Интурист" в будущем сосредоточиться на управленческом бизнесе и избавиться от каких-либо гостиниц?

Действительно, такая тенденция существует. В структуре группы компаний "Интурист" есть гостиничный оператор "Интурист Отель Групп", который занимается управлением отелями, находящимися в нашей собственности либо в собственности сторонних собственников. Управление гостиницами является для нас приоритетом в структуре гостиничного дивизиона. Сегодня планов продажи принадлежащих нам гостиниц ("Космос" и "Пекин" в Москве, "Алтай Resort" в Республике Алтай, Savoy Westend Hotel в Чехии, Principe в Италии) у нас нет.

Какие недооцененные направления, малые города России могут быть интересны для развития гостиничного бизнеса?

Существуют две программы развития гостиничных комплексов в малых городах России. Первая – это программа правительства Москвы – на пять гостиниц. Две построены и запущены в Ростове Великом и Угличе, остальные гостиницы строятся в Переславле-Залесском, Ярославле и Рыбинске.

В этой программе "Интурист" выступает управляющей компанией. Программа развивается за счет московского бюджета. Вторая – программа развития гостиниц в городах Центрального федерального округа, которая патронируется руководством ЦФО и осуществляется "Интуристом" при поддержке губернаторов областей.

Например, в начале июля "Интурист" подписал соглашение с администрацией Тверской области о развитии гостиниц в таких городах, как Тверь, Торжок, Торопец. Среди перспективных городов можно отметить Плес в Ивановской области, Муром во Владимирской области, Елец в Липецкой области и другие. В России очень много интересных малых городов, но их время с точки зрения массового туризма еще не пришло, хотя именно с ними связаны перспективные планы развития новых туристических маршрутов – как для российских, так и для иностранных туристов.

ПЭС 8222/19.09.2008

Следить за новостями ИНЭС: