Пути интеграции российской политики

Номер 2. (С)Бой часов

Интеграцию в различных ее формах авторы считают важнейшим рычагом реформирования экономики, поскольку только крупные компании могут аккумулировать средства для обновления своих производственных фондов и создания новых мощностей. Они же являются главным источником налоговых и иных поступлений в государственный бюджет. Кроме того, крупные компании превращаются в центры современного менеджмента, в которые стремятся попасть лучшие специалисты, выпускники самых престижных вузов и ведущих школ бизнеса.

Виталий ВИТЕБСКИЙ, Евгений КУЛИЧКОВ, Николай ЛИФАНОВ, Юрий ШАТРАКОВ
Пути интеграции российской экономики

"Экономические стратегии", №2-2004, стр. 34-39

Интеграция в промышленном и научном секторах развитых стран, особенно усилившаяся в последнее время, характерна и для России. Более того, в 2003 году наша страна была на первом месте в мире по числу слияний и поглощений и на пятом месте в Европе по их совокупному объему. По целому ряду причин в России, как и в других промышленно развитых странах, в последние годы интеграция является важнейшим рычагом реформирования промышленности.

  • Только крупные компании могут аккумулировать средства, достаточные для инвестирования в обновление своих производственных фондов и создания новых производственных мощностей;
  • Крупнейшие российские компании являются главным источником налоговых и иных поступлений в государственный бюджет;
  • Российская экономика попадает во все большую зависимость от мировых экономических процессов и вынуждена отвечать на конкурентный вызов извне;
  • Крупные компании являются реальной, а может быть, и единственной эффективной силой, которая в состоянии противостоять беспределу чиновничества и организованной преступности;
  • Крупные компании превращаются в центры современного менеджмента. В них стремятся попасть лучшие специалисты, выпускники самых престижных вузов и ведущих школ бизнеса.

Безусловно, зарубежные страны обладают несомненно большим опытом создания интегрированных структур. И Россия может извлечь из этого опыта полезные уроки.

Урок первый: активнейшее государственное участие в выработке и принятии решений, осуществлении практической интеграции и ее финансовой поддержки. Ни в одной из ведущих стран Запада эти процессы не пущены на самотек.

Урок второй: высокие темпы реализации принятых решений. В нынешней ситуации воистину "промедление смерти подобно". Выход российской промышленности на мировой рынок обрушил на нее все сложности и опасности конкуренции с зарубежными фирмами, бороться с которыми на равных можно, лишь объединив внутренние усилия.

Урок третий: необходимость широкой диверсификации создаваемых компаний. На мировом рынке с его колебаниями спроса и предложения на все виды продукции только динамичная диверсифицированная компания может обеспечить стабильно высокие технико-экономические показатели. Так, в США в результате интеграции уже в 1980-е годы каждая из двухсот крупнейших корпораций оперировала в среднем в 22 подотраслях производства, а на рубеже 1960-х годов – только в 13.

Интеграционные процессы во всех сферах российской экономики порождают многообразие форм и методов их реализации. При этом сегодня правовая база, обеспечивающая создание интегрированных структур, весьма ограничена. В Гражданском кодексе предусматривается возможность создания только очень "слабых" с точки зрения степени интеграции структур: ассоциаций (союзов). Несколько более жесткую интеграцию, причем организаций любых организационно-правовых форм и форм собственности, можно получить путем создания некоммерческих партнерств, призванных решить ряд специфических задач (в соответствии с федеральным законом "О некоммерческих организациях").
Следующая ступень интеграции – образование финансово-промышленных групп. Процесс их создания и деятельности регулируется федеральным законом "О финансово-промышленных группах". Появился интерес к специфической форме интеграции в наукоемкой сфере – кластерам. Кластеры (от английского cluster – скопление, гроздь, блок) – это научно-технические и производственно-сбытовые альянсы независимых партнеров. Эффективность деятельности кластера существенно превышает суммарную отдачу от работы составляющих его отдельных производств, научно-исследовательских центров, финансовых институтов, коммерческих и иных фирм, действовавших порознь. Характерная черта кластеров – географическая концентрация. Поскольку среди его участников всегда есть организации различных организационно-правовых форм и форм собственности, основными вариантами правового оформления отношений между участниками кластера могут, на наш взгляд, быть:

  • договор простого товарищества между отдельными (или всеми) участниками кластера;
  • ассоциация (союз) участников кластера;
  • некоммерческое партнерство.

Жестко интегрированными структурами являются холдинги и мультидивизиональные компании, создаваемые как с участием государства, так и без него.

Участие государства

В России государство принимает активное участие в интеграционных процессах, прежде всего в оборонно-промышленном комплексе. В соответствии с Федеральной целевой программой реформирования и развития оборонно-промышленного комплекса в 2002-2006 годах (ФЦП) при государственном участии в оборонно-промышленном комплексе (ОПК) должны быть сформированы интегрированные структуры с жесткой вертикалью управления.

На первом этапе предлагается создать и реформировать 73 интегрированные структуры. Из них на сегодня работают или находятся на стадии реализации принятых решений 12 структур. Еще две уже существующие структуры – ОАО "НПО "Сатурн" и ОАО "Российская электроника" – планируется задействовать на втором этапе интеграции. Естественно, это должны быть холдинги или мультидивизиональные компании.

В проекте нового положения о холдингах и холдинговых компаниях предлагается следующее определение холдинга. Холдингом признается объединение юридических лиц, в котором одно юридическое лицо (основное) владеет контрольными пакетами акций дочерних (дочернего) и/или зависимых юридических лиц и либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность с целью контроля и управления их деятельностью прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления дочерних (дочернего) и/или зависимых юридических лиц, и на условия ведения ими предпринимательской деятельности.
В качестве основного юридического лица (холдинговой компании) может выступать как одно из интегрируемых акционерных обществ, так и специально созданное акционерное общество, а также государственное унитарное предприятие. Схемы создания холдинга с участием государства приведены на рисунках 1 и 2. На рисунке 1 холдинговой компанией является акционерное общество, на рисунке 2 – федеральное государственное унитарное предприятие (ФГУП).

Рисунок 1. Схема создания холдинга с участием государства (холдинговая компания–акционерное общество)

Рисунок 2. Схема создания холдинга с участием государства (холдинговая компания–государственное предприятие)

Предлагаемому определению холдинга в ОПК соответствует только холдинговая компания "Ленинец" с дочерними предприятиями (не упомянутая в ФЦП). Первым полноценным холдингом из числа упомянутых в ФЦП является концерн "Гранит-Электрон", создаваемый ныне в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 19 июня 2003 г. № 795-р и от 20 августа 2003 г. № 1173-р.

Юридическая база деятельности холдингов – федеральные законы "Об акционерных обществах" и "О государственных и муниципальных предприятиях". Участие головного ФГУП в управлении ОАО, акции которых внесены в его уставный фонд, осуществляется путем заключения с руководителями предприятия договора на представление интересов государства по находящемуся в государственной собственности пакету акций.

Абсолютное большинство интегрированных структур, созданных и создаваемых в ОПК, являются компаниями холдингового типа, то есть в данном случае имеет место долевое участие в капитале всех акционерных обществ-участников интегрированной структуры, но этого недостаточно для определения важнейших управленческих решений каждого из участников. Специально созданными управляющими компаниями в форме акционерных обществ являются ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей"; ОАО "Тактическое ракетное вооружение"; ОАО "Туполев"; ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин"; ОАО "Авиаприбор-Холдинг"; ОАО "Корпорация "Аэрокосмическое оборудование", ОАО "Российская электроника", ОАО "Авиационная холдинговая компания "Сухой".

В форме ФГУП создана Российская самолетостроительная корпорация "МиГ", головное предприятие которой включено в прогнозный план приватизации на 2004 год. По такой же схеме планируется создание корпорации "Сплав". Необходимо отметить, что в обоих случаях схема также реализуется не полностью, так как в уставный фонд головных ФГУП переданы (или планируется передать) контрольные пакеты акций не всех входящих в интегрированную структуру акционерных обществ.

Анализ процесса реформирования ведущих направлений деятельности ОПК показал, что созданные и создаваемые структуры не способны обеспечить выполнение основного требования ФЦП об установлении жесткой вертикали управления. В связи с этим большинство ранее одобренных проектов нуждаются в доработке, которая должна быть прежде всего направлена на поиск конкретных способов увеличения принадлежащих государству долей участия в уставном капитале акционерных обществ, вступающих в интеграцию.
Другими способами обеспечения жесткости управления являются:

  • привлечение акционеров вступающих в интеграцию акционерных обществ к участию в капитале управляющей компании;
  • выкуп управляющей компанией акций участников интегрированной структуры;
  • заключение с крупными акционерами обществ, участвующих в интеграции, соглашений о координации действий по руководству работой общества;
  • передача управляющей компании интегрированной структуры прав на принадлежащие государству результаты научно-технической деятельности, достигнутые в акционерных обществах, вступающих в интеграцию;
  • предоставление управляющей компании интегрированной структуры прав на получение государственного оборонного заказа в интересах всех участников структуры и прав на ведение военно-технического сотрудничества с иностранными государствами с заключением соответствующих договоров внутри интегрированной структуры.

Компания с мультидивизиональной структурой характеризуется выделением полуавтономных производственных подразделений, функционирующих на принципах самоокупаемости, централизованным контролем над этими подразделениями и распределением консолидированных финансовых ресурсов для решения стратегических задач. Подразделения компании, как правило, создаются на базе присоединяемых акционерных обществ и предприятий.

Мультидивизиональными компаниями в форме ФГУП в ОПК являются Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" и "Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева". Такие компании создаются за счет слияния (присоединения) ФГУП в соответствии с Федеральным законом "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"; в этом случае возможно дальнейшее акционирование созданной компании (см. рисунок 3).

Рисунок 3. Схема интеграции государственных унитарных предприятий

Мультидивизиональными компаниями в форме ОАО являются ОАО "РКК "Энергия" им. С.П. Королева" и ОАО "НПО "Сатурн". В настоящее время идет активная работа по созданию единой компании на базе ОАО "Авиационный комплекс им. С.В. Ильюшина", ОАО "Воронежское акционерное самолетостроительное общество" и ОАО "Межгосударственная авиастроительная компания "Ильюшин".

Создание мультидивизиональных компаний в форме ОАО осуществляется тремя способами в соответствии с федеральными законами "О приватизации государственного и муниципального имущества" и "Об акционерных обществах":

  • акционированием мультидивизиональной компании в форме ФГУП;
  • слиянием (присоединением) открытых акционерных обществ;
  • скупкой холдинговой компанией акций дочерних обществ.

Очевидно, что мультидивизиональные компании в форме ОАО достигают предела структурного реформирования (возможно только присоединение новых подразделений). Необходимо отметить, что в мировой экономике наблюдается постепенный переход крупных корпораций от холдинговой к мультидивизиональной структуре. Эти же процессы идут и в негосударственном секторе российской промышленности. В последнее время имеет место "переход на единую акцию" в нефтяной, пивоваренной, кондитерской и других отраслях промышленности.

Создание мультидивизиональных структур позволяет решить широкий круг вопросов развития компании. К их числу относится получение участниками интегрированной структуры статуса "консолидированной группы налогоплательщиков". При переходе от холдинга к мультидивизиональной компании этот вопрос решается автоматически. Анализ показывает, что из 14 интегрированных структур, упомянутых в ФЦП, жестко управляемыми являются только пять. В остальных девяти принципы жесткого вертикального управления реализованы по отношению не ко всем участникам.

Создание таких структур с участием государства порождает иллюзию, что при помощи административных решений можно обеспечить внутреннюю управляемость. Другими словами, руководство компаний требует от государства прав, которыми само государство в результате прошедшей приватизации уже не обладает. В этом главная причина критики в адрес нормативно-правовой базы, на основании которой осуществляется работа холдингов. Действительно, она обеспечивает функционирование и жесткое управление в холдингах, но не может этого сделать в структурах, которые являются компаниями холдингового типа.

Роль регионов

Если, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, основной задачей федеральной власти в процессе реформирования ОПК является обеспечение оборонного производства, то региональная власть может и должна внести свой вклад в реформирование гражданской составляющей ОПК, причем как в рамках интегрированных структур, так и на предприятиях, освобожденных от выполнения государственного оборонного заказа. Организационная схема участия регионов в работе холдинга в ОПК, созданного с участием государства, приведена на рисунке 4. Еще более тесным может и должно быть взаимодействие региональных властей с интегрированными структурами, производящими гражданскую продукцию.

Рисунок 4. Организационная схема холдинга в ОПК, созданного с участием государства

Пути участия региональных властей в деятельности интегрированных структур и входящих в них юридических лиц достаточно многообразны. Это, прежде всего, непосредственное участие в управлении гражданскими холдингами. Наиболее яркий пример – крупнейший в России кондитерский холдинг "Объединенные кондитеры", в котором блокирующий пакет акций принадлежит правительству Москвы. Его создание позволит московскому правительству существенно повысить капитализацию имевшихся у него активов в кондитерской промышленности.

Как следует из рисунка 4, аналогичным образом региональные власти могут участвовать в управлении холдинговой компанией и управлении находящимися в региональной собственности пакетами акций входящих в холдинг акционерных обществ.

Один из традиционных способов – участие представителей региональных властей в работе органов управления акционерных обществ в числе представителей государства по находящемуся в собственности государства пакету акций.

Большим положительным потенциалом обладает проводящаяся в последние годы передача из федеральной собственности в собственность Москвы пакетов акций акционерных обществ, чья деятельность в настоящее время в основном сконцентрирована на производстве гражданской продукции. Так, передача в собственность Москвы пакета акций ОАО "Тушинский машиностроительный завод" позволила коллективу предприятия при активной поддержке московского правительства:

  • обеспечить загрузку производства за счет выпуска продукции, необходимой региону;
  • стабилизировать обстановку в социальной сфере;
  • ликвидировать скрытую безработицу;
  • закрепить специалистов на рабочих местах, начать их широкую переподготовку;
  • выделить дополнительные средства на развитие.

Аналогичная схема была применена в аэропорту Внуково-2. Тот факт, что Внуково-2 принадлежит субъекту федерации, а не частным компаниям, не только делает его инвестиционно привлекательным, но и позволяет интенсивно развивать всю его инфраструктуру, включая транспортные магистрали, гостиницы, сферу услуг и т. д. Одним из оснований для принятия упомянутого решения стали выполненные авторами данной статьи еще три года назад аналитические и экономические расчеты. Сегодня при активном участии правительства Москвы начата реализация комплекса мер по развитию аэропорта и его инфраструктуры.Богатый опыт финансовой и маркетинговой поддержки региональными властями проектов разработки и производства высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях ОПК имеется у ряда регионов (Московская, Тульская, Свердловская области), а также у Москвы и Санкт-Петербурга.

Существующая нормативно-правовая база обеспечивает возможность создания жестко управляемых интегрированных структур (как мультидивизиональных компаний, так и холдингов). Проблема заключается в наличии четкого экономического основания интеграции, консолидации действий на федеральном и региональном уровне, политической воли, необходимой для реализации принятых решений.

Следить за новостями ИНЭС: