Проблемы стратегического развития лесного сектора экономики России

Номер 7. Национальная идея

Анализируя круг проблем ЛПК России, авторы приходят к выводу, что наиболее важной системной проблемой является низкий уровень лесопользование и недостаточное развитие высокотехнологичных производств по переработке древесного сырья, а с данной проблемой  связана зависимость экономики страны от импорта высококачественной лесобумажной продукции.

Николай Бурдин, Виктор Саханов
Проблемы стратегического развития лесного сектора экономики России

"Экономические стратегии", №07-2006, стр. 82-86

Бурдин Николай Александрович — генеральный директор ОАО «НИПИЭИлеспром».
Саханов Виктор Владимирович — заместитель генерального директора ОАО «НИПИЭИлеспром».

Место стратегических программ в социально-экономическом развитии страны и в современной экономической политике

Долгосрочное прогнозирование и управление масштабными изменениями становятся приоритетными направлениями экономической политики государства. Государственные долгосрочные программы в условиях рыночной экономики все в большей степени превращаются в механизм регулирования. Перспективы стратегического подхода к развитию экономики во многом связаны с созданием адекватных инструментов выработки, обращения в обществе и реализации стратегических программ. Это требует разработки понятийного аппарата, граждан-ско-правовых дефиниций, методологического обеспечения, процедурных вопросов и инструментов продвижения стратегических решений по уровням исполнительной власти, а также консолидации стратегических усилий на уровне бизнес-структур и гражданского общества.

Содержание понятия "стратегическая программа" приводится в ряде аналитических научных публикаций. Обобщая их, под государственной стратегической программой следует понимать официально разработанные и утвержденные документы федеральных органов государственного управления, имеющие общенациональный предмет регулирования, устанавливающие цели и принципы экономической политики, качественные и количественные параметры экономики на более чем среднесрочный период, а также этапы, методы и инструменты достижения поставленных целей.

Рассмотрим, как соотносятся с приведенным определением стратегических программ принятые и одобренные Правительством Российской Федерации: "Основные направления развития лесной промышленности" (от 1 ноября 2002 г. № 1540-р) и "Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003-2010 гг." (от 18 января 2003 г.
№ 69-р). Анализ этих документов, изначально подготовленных как стратегические, показывает, что они представляют собой преимущественно информационные продукты, не обладающие формализованным объемом административных, нормативно-правовых, инвестиционных и организационных ресурсов, которые могли бы на практике привести к реализации в целом правильных целей и задач. Рассмотренные документы не стали основой для формулирования единой национальной лесной политики.

Это явилось следствием того, что два самостоятельных блока, сформировавшихся в лесном секторе экономики – лесохозяйственный и лесопромышленный, – формулируя свои приоритеты развития, не смогли их скоординировать в такой степени, чтобы снять имеющиеся межотраслевые противоречия по формам и методам достижения общенациональных приоритетов. Речь идет об обеспечении высоких и устойчивых темпов экономического роста, устранении структурных ограничений экономического роста, содействии повышению конкурентоспособности российских компаний, укреплении их позиций на внутреннем и внешнем рынках, социально-экономическом развитии регионов Российской Федерации, рациональной интеграции России в мировую экономику.

Отсутствие единой государственной политики в вопросах охраны и защиты лесного фонда, воспроизводства и рационального использования лесных ресурсов обусловливает сохранение в перспективе противоречий между двумя отраслями лесного сектора. Важность разработки единых стратегических целей и механизмов их достижения определяется и тем, что в лесном хозяйстве еще преобладают принципы прежней планово-распределительной системы, бюджетное финансирование хозяйственных затрат на воспроизводство лесных ресурсов, в то время как лесопромышленные предприятия работают на условиях рыночного механизма хозяйствования. Отсутствие четкой регулирующей роли государства как собственника лесного фонда в условиях разобщения лесохозяйственных, лесозаготовительных и лесоперерабатывающих предприятий, испытывающих дефицит инвестиций для технического перевооружения производства, обусловили низкую эффективность деятельности лесного сектора экономики.

Сохранение этих тенденций создает ряд угроз для устойчивого поступательного развития комплекса вследствие исчерпания экономически доступного лесного фонда в районах размещения действующих лесопромышленных предприятий и недоступности для освоения лесных массивов в восточных регионах страны.

Расчеты специалистов показывают, что в случае реализации научно обоснованной стратегии совместного развития лесохозяйственного и лесопромышленного блоков лесного комплекса Российской Федерации последний может стать одним из важнейших источников доходной части государственного бюджета и источников формирования валютных ресурсов страны.

Сегодня, когда в Российской Федерации все более отчетливо прослеживается тенденция к выработке общегосударственной экономической, в том числе промышленной политики, не уменьшается необходимость выработки единой национальной лесной политики или государственной стратегической программы воспроизводства, охраны и защиты лесного фонда и эффективного лесопользования.

При этом не имеет принципиального значения, как будет назван итоговый государственный документ. Важно чтобы он не стал очередной декларацией о намерениях, чтобы соответствовал принятым процедурам стратегического программирования и был объектом, реализуемым органами государственной власти разных уровней, независимо от принципов регулирования экономики и алгоритмов администрирования. Необходимость разработки совместной стратегической программы развития лесного хозяйства и лесной промышленности обусловлена тем, что ресурсное и экономическое состояния этих двух сфер лесного сектора экономики находятся в жесткой корреляционной зависимости.

Системные проблемы в развитии лесного сектора экономики России

Разработка стратегических программ должна начинаться с отбора проблем, которые следует решать в рамках данной стратегии, и выделения системной проблемы. Лесной комплекс Российской Федерации, включающий в себя лесное хозяйство, лесозаготовительную, целлюлозно-бумажную и лесохимическую промышленность, занимает важное место в экономике страны. Воспроизводством и защитой леса, заготовкой и переработкой древесины занимается около 30 тыс. крупных, средних и мелких предприятий, расположенных во всех регионах России. Все отрасли лесного комплекса технологически связаны между собой на основе воспроизводства лесов, заготовки древесного сырья и его последующей переработки на деревообрабатывающих, целлюлозно-бумажных и лесохимических предприятиях.

На долю лесного комплекса по данным за 2005 г. приходится 1,2% в валовом внутреннем продукте, 3,9% общего выпуска промышленной продукции по стране, 7%, численности работающих, 4,0% валютной выручки, 2,2% стоимости основных производственных фондов. В валовом внутреннем продукте доля лесного комплекса составляет 4,0%.
Деятельность отраслей лесного комплекса базируется на использовании возобновляемого природного ресурса – леса. По обеспеченности лесами наша страна, обладающая более чем пятой частью мировых запасов древесины, занимает первое место в мире. Научно обоснованная расчетная лесосека составляет в настоящее время 549,1 млн м3, а годичный прирост древесины в лесах России – 993,8 млн м3. Лесосырьевые ресурсы РФ позволяют не только обеспечивать ее текущие и перспективные внутренние потребности в древесине и продуктах ее переработки, но и значительно расширить экспорт лесоматериалов в зарубежные страны.

Рассматривая экономическую и производственно-техническую деятельность в лесном комплексе и динамику объемов лесопромышленного производства и лесовосстановления в Российской Федерации за период 1990-2005 гг. можно сделать следующие выводы:

  • за более чем десятилетний период перехода к рыночной экономике фактический объем производства большинства видов лесоматериалов, за исключением клееной фанеры, в 2005 г., был значительно ниже уровня 1990 г., вывоз древесины сократился в 2,6 раза, производство пиломатериалов – в 3,3 раза, древесно-стружечных плит – в 1,4 раза, бумаги и картона – в 1,2 раза;
  • в лесном хозяйстве площади посева и посадки леса уменьшились в 2 раза;
  • по общему объему выпускаемой продукции в расчете на 1 м3 заготовленной древесины Россия в 3,5 раз уступает развитым лесопромышленным странам мира;
  • крайне низок уровень лесопользования, расчетная лесосека с учетом всех видов рубок используется на 23%.

Начиная с 1998 г. объемы производства основных видов лесобумажной продукции постоянно росли. Однако темпы роста объемов промышленной продукции после исчерпания эффекта дефолта 1998 г. оставались низкими (рис. 1), не удовлетворяющими выполнению общенациональной задачи – удвоению ВВП к 2010 г.

Рисунок 1. Темпы роста объемов промышленой продукции в лесопромышленном комплексе, в % к предыдущему году


В целом лесопромышленный комплекс отставал в развитии от основных отраслей промышленности, в результате чего к 2005 г. индекс промышленного производства в лесопромышленном комплексе составил 52% по сравнению с 1990 г., а в целом по промышленности – 74% (рис. 2).

Рисунок 2. Индекс промышленного производства, %

Эти тенденции не могли не сказаться на изменении положения Российской Федерации в мировом производстве и торговле лесоматериалами. Доля Российской Федерации в мировой торговле за последние 15 лет сократилась с 18 до 2%, в то же время российский лесной комплекс лидирует в мировой торговле необработанной древесиной (31,8 %), а также пиломатериалами, являющимися продуктом первичной переработки древесины (8,7%).

Что касается продукции глубокой переработки древесины, то и в производстве, и в потреблении, и в экспорте их доля весьма незначительна и не соответствует лесосырьевому потенциалу Российской Федерации (рис. 3). Несовершенство структуры производства подтверждает и показатель производства бумаги и картона в расчете на 1000 м3 заготовленной древесины в Российской Федерации и ряде развитых лесопромышленных стран (рис. 4).

Рисунок 3. Запасы леса и объемы производства бумаги и картона в развитых лесопромышленных странах мира и России

Рисунок 4. Производство бумаги и картона на 1000 м3 заготовленной древесины

Наиболее острой и пока нерешенной проблемой лесопромышленного комплекса является недостаточное развитие высокотехнологичных производств, занятых химической переработкой древесного сырья, которая позволяет вовлечь в производство низколиквидную и лиственную древесину. При этом в последние годы наметилась устойчивая тенденция к снижению в структуре промышленной продукции доли целлюлозно-бумажной отрасли (рис. 5). Так, за период с 1998 по 2005 г. она снизилась на 4,4 процентных пункта. В ведущих лесопромышленных странах, таких как Финляндия и Швеция, этот показатель составляет более 80%.

Рисунок 5. Изменение структуры производства промышленной продукции в лесопромышленном комплексе

Несовершенная структура производства в лесопромышленном комплексе во многом определяет и низкую эффективность лесного экспорта, в котором преобладают поставки необработанного круглого леса и пиломатериалов, реализуемых по ценам значительно ниже среднемировых. В 2005 г. экспорт круглого леса составил 48 млн м3, в том числе в страны дальнего зарубежья – 47 млн м3. Объем экспорта круглого леса в страны дальнего зарубежья превысил уровень 1990 г. в 2,6 раза. Из 22,5 млн м3 пиломатериалов – 15,4 млн м3, или 68%, отправлено на экспорт. В структуре валютной выручки (табл. 1) доля необработанной древесины и пиломатериалов составила в 2005 г. 58,1%, в то время как на долю целлюлозно-бумажной продукции пришлось 28,6%, в том числе на бумагу и картон – 18,3%. Из-за несовершенства структуры производства, ее несоответствия потребностям внутреннего рынка приходится покрывать дефицит лесобумажной продукции за счет поставок по импорту. В структуре импорта основное место занимает продукция глубокой переработки. На долю бумаги, картона и изделий из них в общем объеме импорта в 2005 г. приходилось более 65% и 25,7 % – на мебель, т.е. на продукцию конечного потребления.

Таблица 1. Структура экспорта и импорта лесобумажной продукции России в 2005 г.

Таким образом, наиболее важной системной проблемой в развитии лесного хозяйства, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, сдерживающей устранение структурных ограничений экономического роста, следует считать низкий уровень лесопользования и недостаточное развитие высокотехнологичных производств по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья. С данной проблемой связана зависимость экономики страны от импорта высококачественной лесобумажной продукции.

Все вышеназванные проблемы можно решить на основе программно-целевых методов с активным использованием частно-государственного подхода к реализации приоритетных инвестиционных проектов по глубокой переработке древесины.

Следить за новостями ИНЭС: