Прибыль – гарантия инвестору

Номер 5-6. Удар по мародерам?

Среди различных энергоносителей одно из ведущих мест принадлежит природному газу, система газопроводов пронизывает всю территорию страны. При этом их техническое состояние после многих лет эксплуатации оставляет желать лучшего, средств на реконструкцию требуется много, государственных инвестиций в эту инфраструктуру нет. Российские газовщики надеются, что новый закон о газотранспортных сетях, проект которого обсуждается уже несколько лет, наведет наконец порядок в этой области.
Кстати, на рынке реализации газа не так много независимых компаний, нарушающих монополию такого гиганта, как ОАО «Газпром». Однако трейдерской компании ООО «Центррусгаз» удалось отвоевать, несмотря на жесткую конкуренцию, свою собственную нишу. Предприятие поставляет газ и крупным предприятиям энергетического комплекса, и мелким потребителям различных отраслей промышленности, участвует в совместных проектах по развитию газодобычи, направляя часть прибыли на благотворительные цели, в том числе в фонд помощи пострадавшим в Беслане. Глава предприятия ООО «Центррусгаз», председатель совета директоров Надир Багаутдинов недавно был удостоен звания кавалера ордена «Слава России», международной награды, учрежденной Международной Лигой стратегического управления, оценки и учета, Институтом экономический стратегий и Музейно-выставочным центром и вручаемой лучшим представителям государственного управления, бизнеса, культуры и социальной сферы. В интервью нашему журналу Надир Рашитович, поднимает, в частности, такие вопросы, как взаимоотношения независимых поставщиков с «Газпромом» и установка расценок на транспортировку газа в различные регионы.


Надир Багаутдинов
Прибыль – гарантия инвестору

"Экономические стратегии", №5-6-2005, стр. 132-134

Среди различных энергоносителей одно из ведущих мест принадлежит природному газу, система газопроводов пронизывает всю территорию страны. При этом их техническое состояние после многих лет эксплуатации оставляет желать лучшего, средств на реконструкцию требуется много, государственных инвестиций в эту инфраструктуру нет. Российские газовики надеются, что новый закон о газотранспортных сетях, проект которого обсуждается уже несколько лет, наведет наконец порядок в этой области.
Кстати, на рынке реализации газа не так много независимых компаний, нарушающих монополию такого гиганта, как ОАО "Газпром". Однако трейдерской компании ООО "Центррусгаз" удалось отвоевать, несмотря на жесткую конкуренцию, собственную нишу. Предприятие поставляет газ и крупным предприятиям энергетического комплекса, и мелким потребителям различных отраслей промышленности, участвует в совместных проектах по развитию газодобычи, направляя часть прибыли на благотворительные цели, в том числе в фонд помощи пострадавшим в Беслане. Глава предприятия ООО "Центррусгаз", председатель совета директоров Надир Багаутдинов недавно был удостоен звания кавалера ордена "Слава России", международной награды, вручаемой Международной Лигой стратегического управления, оценки и учета и Музейно-выставочным центром лучшим представителям государственного управления, бизнеса, культуры и социальной сферы. В интервью "ЭС" Надир Рашитович поднимает, в частности, такие вопросы, как взаимоотношения независимых поставщиков с "Газпромом" и установка расценок на транспортировку газа по регионам.

ООО "Центррусгаз" является трейдерской компанией, специализирующейся на поставках газа, которые осуществляются по ГТС ОАО "Газпром". За время существования независимых поставщиков газа между ними и монополистом регулярно происходят конфликты по вопросу доступа к газотранспортной системе. Скажите, пожалуйста, сталкивалось ли Ваше предприятие с такого рода дискриминацией? Если да, то как Вы находите выход из подобной ситуации и каковы на сегодняшний день отношения "Центррусгаза" и "Газпрома"?

Споры по поводу доступа к ГТС ОАО "Газпром" возникают систематически на протяжении всего времени существования ООО "Центррусгаз". Имеет место неоправданное затягивание сроков рассмотрения заявок на доступ, или заявки вообще остаются без ответа. Иногда мы получаем отказ по заявке, прикрытый формальной причиной, например отсутствием свободных мощностей ГТС. Какого-либо системного подхода к разрешению данных ситуаций нет, так как отсутствует видимая причинно-следственная связь между содержанием, укомплектованностью заявки и решением ОАО "Газпром". Его вердикт предсказуем, если транспортировка планируется в пределах центральной части РФ для небольших потребителей, а также региональных компаний ООО "Межрегионгаз". Сегодняшняя ситуация в этом плане не отличается от вчерашней.

Не так давно ОАО "Газпром" выкупило блокирующий пакет акций ОАО "Мосэнерго", одного из крупнейших потребителей Вашей продукции. Как, на Ваш взгляд, эта сделка может повлиять на взаимоотношения с наиболее значимым клиентом? Не возникнет ли конфликт интересов, особенно после увеличения численности представителей "Газпрома" в совете директоров?

Из ОАО "Мосэнерго" после реструктуризации выделились в отдельные общества электростанции, которые являются потребителями газа ООО "Центррусгаз". Поэтому связь между нынешним ОАО "Мосэнерго" и деятельностью по реализации газа ООО "Центррусгаз" усматривается опосредованная – через рынок электроэнергии.

То есть Вы хотите сказать, что в результате создания самостоятельных энергетических компаний различного профиля – генерирующих, электросетевых, теплосетевых, сбытовых, ремонтных и сервисных – ОАО "Мосэнерго" утратило контроль над выделенными объектами?

Не совсем так. ОАО "Мосэнерго" утратило контроль над предприятиями, вошедшими в отдельные ОГК, а именно: ГРЭС-4 (г. Кашира Московской области), ГРЭС-5 (г. Шатура Московской области), ГРЭС-24 (г. Новомичуринск Рязанской области). Эти генерирующие компании, а не ОАО "Мосэнерго" в его нынешнем виде и являются нашими потребителями.

Новый закон о трубопроводном транспорте, проект которого сегодня продолжает обсуждаться, предусматривает привлечение к финансированию магистральных газопроводов независимых поставщиков газа. Это, несомненно, приведет к пересмотру их отношений с "Газпромом". Поможет ли принятие данного закона кардинально улучшить ситуацию с ветшающими газотранспортными сетями и оздоровить положение на внутреннем рынке газа?

Перспективы улучшения и оздоровления ГТС зависят от того, в каком виде будет принят упомянутый Вами закон. На каких условиях "Газпром" готов оформить эти инвестиции? Насколько он сможет пролоббировать удобную для себя редакцию закона? Какие гарантии получит инвестор? Если в результате принятия закона инвестор будет получать прибыль и его вложения будут защищены, то это поможет оздоровить газотранспортную отрасль.

А сами независимые поставщики газа заинтересованы в развитии такого рода проектов? Ведь помимо получения прибыли в краткосрочном периоде Вас, как игроков газового рынка, пришедших всерьез и надолго, должна интересовать перспектива развития внутренней газотранспортной системы.

Разумеется, независимые поставщики газа, в том числе и "Центррусгаз", заинтересованы в модернизации ГТС, если речь идет именно о ГТС, а не о месторождениях, освоение которых – другой вопрос. Наша компания готова вкладывать средства в проекты по развитию транспортной инфраструктуры "Газпрома". Вопрос в том, насколько наши инвестиции будут защищены, насколько гарантирована отдача от них, пусть даже и в долгосрочной перспективе. В каком виде будут оформлены вложения в тот или иной проект по развитию ГТС? То есть хотелось бы знать, каковы правила игры и будут ли они неизменны. Пока "Газпром" однозначно не отвечает на эти вопросы, а следовательно, инвесторы могут участвовать в развитии ГТС лишь одним способом – приобретая акции "Газпрома".

В последнее время все чаще звучит мнение о том, что примирить "Газпром" с независимыми поставщиками газа возможно лишь объединив существующие на сегодняшний день конкурирующие биржевые площадки и разрешив монополисту реализацию некоторого фиксированного объема газа по рыночным ценам. Каково Ваше мнение по этому вопросу?

Объединение существующих биржевых площадок никак не повлияет на взаимоотношения независимых производителей газа и "Газпрома". Этих площадок и номинально немного. Назвать их реально действующими нельзя, кроме того, все они зависимы от "Газпрома". Если "Газпрому" разрешат продавать часть газа российским потребителям по свободным (не "рыночным", т.к. рынок подразумевает конкуренцию) ценам, это может привести к уходу с такого "рынка" многих независимых производителей газа.

Все проблемы возникают из-за того, что на сегодняшний день "Газпром" имеет нерыночную форму. Недискриминационное развитие ЕСГ возможно только в том случае, если оказание услуг по транспортировке газа – как по магистральной системе газопроводов, так и по сетям ГРО – будет поручено отдельной организации, независимой от фирм, занимающихся добычей и реализацией. Эта организация должна оказывать услуги по государственным тарифам всем компаниям – владельцам газовых ресурсов, в том числе и тем, которые входят в нынешнюю структуру ОАО "Газпром".

Учитывая тот факт, что нынешняя система ЕСГ обладает значительной гибкостью – я имею в виду варианты и маршруты подачи газа из одной точки в другую, – считаю, что необходимо отойти от привязки стоимости транспортировки к ее фактической протяженности. Полагаем, что вариантом, приемлемым для всех заинтересованных организаций, является оплата транспортировки газа из одной региональной зоны в другую, по аналогии со схемой расчета оптовой цены на газ, установленной ФСТ. Это понятная, прозрачная схема оплаты, позволяющая прогнозировать затраты пр
и реализации газа. Данная схема находится в настоящий момент в стадии разработки в ФСТ РФ.

В силу того что по объективным причинам процесс реорганизации является достаточно длительным, в переходный период необходимо принять ряд мер по усилению независимого контроля над естественными монополиями.

В частности, ФАС РФ должен оперативно рассматривать вопросы, связанные с доступом к газопроводам. Необходимо обеспечить свободный и оперативный доступ независимых организаций к информации об объемах, направлениях, маршрутах и расстояниях транспортировки газа по газопроводам ОАО "Газпром", например опубликовать план транспорта ОАО "Газпром", который в настоящий момент является информацией ДСП. Следует также внести изменения в порядок работы Комиссии по доступу ОАО "Газпром".

В настоящий момент абсолютно все разрешения, даже касающиеся незначительных объемов транспортировки, подписываются председателем правления ОАО "Газпром", что значительно затягивает сроки рассмотрения заявок. Мы считаем, что необходимо вводить дифференцированный подход к оформлению разрешений на доступ в зависимости от объема. Независимым производителям нужно дать возможность более гибко и оперативно влиять на транспортировку газа. Пока же мы не можем в течение месяца внести изменения в график транспортировки газа, перераспределять его между не выбирающим и перебирающим потребителем, дабы избежать отложения газа в ГТС. Полагаю, что правильно было бы убрать из договоров на транспортировку штраф за газ, отложенный в ГТС. Или надо взимать его за газ, отложенный сверх какой-либо оговоренной величины, например 10% от месячного объема транспортировки, так как, по сути, газ, отложенный в ГТС, авансом передается ОАО "Газпром", которое возмещает его через несколько месяцев.

Следить за новостями ИНЭС: