Как доминировать на локальном рынке мебели, не имея собственного производства

DOI: 10.33917/mic-1.102.2022.55-65

Статья посвящена анализу и прогнозированию институциональной структуры мебельного рынка в России с учетом теории экономического доминирования в многоуровневой экономике. Показано, что несмотря на консервативные изменения рынка, на нем довольно быстро сложилась устойчивая иерархия компаний, определяющая архитектуру и логику его развития в среднесрочной перспективе. В статье подробно рассматривается ситуация на мебельном рынке России в 2020 г., возникшая под влиянием сложившейся эпидемиологической и экономической ситуаций. В разрезе групп, описанных в данной теории, показаны факторы, с которыми пришлось столкнуться мебельным компаниям в зависимости от их размера, положения на рынке и организационного устройства, оценены перспективы их развития и даны общие рекомендации для каждой группы. Выделение ключевых игроков рынка и сопоставление институциональной силы его участников, относящихся к разным уровням иерархии, позволяет формировать сценарии его развития и строить соответствующие прогнозы развития данного сектора экономики. Особое внимание уделяется взаимосвязи структуры и ключевых игроков мебельного рынка и рынка жилищного строительства. Показано, что потенциал взаимного усиления институциональной силы ключевых игроков обоих рынков есть, но пока реализован в слабой степени. Прогнозируется усиление таких взаимосвязей в ближайшие годы.

Источники:

1. Блохин А.А. Институциональная рента в многоуровневой экономике // Проблемы прогнозирования. 2019. № 4. С. 16-26.

2. Блохин А.А., Ломакин-Румянцев И.В., Наумов С.А. Альфа-бизнес на российском продовольственном рынке // Экономические стратегии. 2019. № 6. С. 68-77.

3. Вертоградов В.А. Рыночные стратегии альфы, беты, гаммы в контексте теории экономического доминирования // Экономические стратегии. 2020. № 2. С. 50-53.

4. Cтудников C.C. Высшее образование в России: расцвет экономического доминирования // Мир новой экономики. 2021. №1. С. 112-120.

5. Мерцалова А., Щуренков Н., Костырев А. С мебели сняли стружку // газета «Коммерсант», №221 от 2.12.2020. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4594631

6. РБК Исследования рынков. Розничные сети по продаже мебели, 2019. URL: https://marketing.rbc.ru/research/issue/64188

7. Моборн Рене, Ким Чан В. Стратегия голубого океана. Как найти или создать рынок, свободный от других игроков. Издательство: Манн, Иванов и Фербер, 2020. 336 с.

8. Флигстин Н. Архитектура рынков: экономическая социология капиталистических обществ XXI века / пер. с англ. А. А. Куракина; под науч. ред. В. В. Радаева; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. 392 с. URL: https://publications.hse.ru/books/94309661

9. Блохин А.А., Стерник С.Г., Телешев Г.В. Институциональные трансформации сферы жилищного строительства в 2020 году // Проблемы прогнозирования. 2021. № 2(185). С. 43-55.

10. Щелокова, С. В., Вертоградов, В. А. Матрица SV: инструмент стратегического конкурентного анализа c учетом уровня доминирования // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021. № 6. С. 137–162. https://doi.org/10.38050/0130010520216.7


>> Скачать (PDF, 578KB)

Следить за новостями ИНЭС: