Дебют разыгран, эндшпиль предсказуем

Номер 5. Плата за все

Авторы предсказывают результаты избирательной кампании на основе анализа отражения политического процесса в СМИ, осуществленного при помощи специальных численных методов.
.

Александр Агеев, Олег Доброчеев
Дебют разыгран, эндшпиль предсказуем

"Экономические стратегии", 2003, №5, стр.
18-23

Предсказание по виртуальным следам

Чем ближе 7 декабря, тем драматичнее ситуация с выборами в Думу. Если в начале лета в первой шестерке лидеров информационно-политического пространства фигурировали КПРФ, ЛДПР, “Единство”, СПС, Российская партия Жизни и Народная партия, то в сентябре картина изменилась. КПРФ сохранила за собой первое место в рейтинге популярности, на второе место выдвинулся блок Глазьева, на третье – ЛДПР. “Единство” переместилось на четвертое место. Судя по этой чрезвычайно бурной динамике политического процесса в России, эндшпиль избирательной кампании обещает нетривиальные исходы.

Предсказание итога – дело неблагодарное, но возможное. Наиболее популярны у нас методы прогноза, основанные на данных опросов и экспертов. Однако, как показал наш опыт, есть еще один, весьма надежный способ. Ведь итог выборов складывается, в конечном счете, из динамики взаимодействия двух групп факторов – личностей кандидатов и окружающего их информационного пространства. Пресса и электронные СМИ являются важным промежуточным звеном информационного влияния кандидата на избирателей. Именно СМИ в значительной степени определяют как узнаваемость, так и масштабы общественного признания личности кандидата в депутаты. Интенсивность откликов прессы на политическую активность кандидатов, в частности, несет в себе зашифрованную информацию об их реальных рейтингах в массах, ресурсных возможностях и структурах поддержки. Как любит повторять один известный политик, не так важно, что именно о тебе говорят, главное – чтобы фамилию правильно произносили.

Однако сама по себе выборка мнений журналистов не показательна. Требуется применение специальных методов анализа информации, активно использующихся сегодня в физике, медицине и криптографии, частично в политологии. Так, о многом говорит сама динамика упоминаний в прессе тех или иных политических имен (см. рисунки 1-7).

Представленные числовые ряды, например, наглядно показывают, что после 15 июня число сообщений в прессе обо всех рассматриваемых политиках выросло в 1,6 – 3,5 раза. Любопытно, что минимум роста информационной волны сопутствовал политикам из СПС. Максимум же роста цитируемости (в 3,5 раза) зафиксирован у Райкова (с 4 упоминаний в день до 14). Общий вывод, который можно сделать из этих данных, заключается в том, что в середине июня в стране фактически стартовала избирательная кампания в Думу. Более детальный анализ позволяет довольно четко оценить и механизмы принятия решений игроками, и масштабы их ресурсной базы. Числовая обработка данных также позволяет раскрыть и некоторые присущие кандидатам особенности “политического почерка”. Так, задержку с массированной кампанией СПС легко объяснить накоплением энергии для финишной прямой.

Избирательные почерки кандидатов

По нашим оценкам, основанным на изучении многолетних ритмов политической активности как у нас в стране, так и в мире, стиль политической деятельности и масштабы избирательного потенциала всех кандидатов в Думу складываются задолго до выборов – приблизительно за 100 дней до голосования. Поэтому уже в середине октября маловероятна смена образцов информационного поведения. Это, строго говоря, и позволяет предсказать возможные сюрпризы 7 декабря.

Начнем анализ с исследования динамического почерка наиболее ярких политических персон.

Геннадий Зюганов

Данные численного исследования совокупного отклика СМИ на политическую активность Зюганова (рисунок 1) показывают, что его информационная программа обладает наибольшей устойчивостью из всех нами рассмотренных. Режиссура PR-кампании этого политика построена на максимальном использовании всех возможностей привлечения внимания к его личности. Анализ динамики откликов обнаруживает, кроме того, естественность его поведения. В тоже время почерк осуществления информационной программы Зюганова свидетельствует о том, что свою политическую нишу КПРФ выбрала еще за 5 месяцев до выборов.

Рисунок 1/ Динамика ежедневных упоминаний в прессе о Геннадии Зюганове, начиная с 1 июня 2003 года (точка 1)

Владимир Жириновский

Информационный подчерк Жириновского похож на Зюганова, отличия лишь в деталях (рисунок 2). Первое, чем выделяется избирательная кампания Жириновского, – масштабность. Здесь ему нет равных. Характер информационной программы Жириновского говорит о том, что сегодня его внутренний настрой на победу столь же высок, как и 10 лет назад. В то же время поведение Жириновского в информационном пространстве свидетельствует, что он – единственный из всех политиков, который максимально использовал свой ресурс общественного интереса и в дальнейшем может этот интерес только терять. Сегодня Жириновский в блестящей политической форме. Вопрос лишь в том, сочетается ли его личный настрой с общественным.

Рисунок 2. Динамика ежедневных упоминаний в прессе о Владимире Жириновском, начиная с 1 июня 2003 года (точка 1)

Борис Грызлов

Информационная программа Грызлова отличается от рассмотренных ранее своей предельной неустойчивостью. Из откликов прессы видно, что в течение недели число упоминаний имени Грызлова систематически колеблется от единиц до десятков (рисунок 3). Подобного нестабильного информационного поведения не зафиксировано больше ни у кого из кандидатов. Более того, в характере информационной активности Грызлова можно просчитать и неспособность к мобилизации сил в нужное время и в нужном месте. Форсирование информационной политики с такими внутренними изъянами имеет высокий риск провала.

Рисунок 3. Динамика ежедневных упоминаний в прессе о Борисе Грызлове, начиная с 1 июня 2003 года

Ирина Хакамада

Информационная программа СПС, которая наиболее характерно проявляется в динамике общения Хакамады со СМИ, – антипод программы Грызлова (рисунок 4). Судя по “почерку” Хакамады, СПС, как никакая другая партия, способен в нужное время и в нужном месте удерживать на себе внимание прессы. Кроме того, информационный ресурс СПС, в отличие от программ Жириновского, Зюганова и Грызлова, обладает потенциалом роста к декабрю 2003 года.

Рисунок 4. Динамика ежедневных упоминаний в прессе об Ирине Хакамаде, начиная с 1 июня 2003 года

Геннадий Райков

Начало информационной партии Райкова в СМИ отличается выраженным наступательным характером (рисунок 5).

Рисунок 5. Динамика ежедневных упоминаний в прессе о Геннадии Райкове, начиная с 1 июня 2003 года

Судя по всему, дебютный сценарий кампании и мобилизация всех необходимых для него ресурсов закончились еще в апреле, и с 28 мая начата ее форсированная реализация.

По технологичности исполнения информационная стратегия Райкова напоминает удачную информационную стратегию Глазьева в Красноярске. Это хорошо видно при сравнении кривой частоты упоминаний имени Райкова летом 2003 года (см. рисунок 5) с частотой упоминания имени Сергея Глазьева летом 2002 года (см. рисунок 6). Избирательная кампания Глазьева в Красноярске, как свидетельствует статистика, началась с “абсолютного нуля”. Ее дальнейшая динамика показала планомерное и умелое использование информационного ресурса, “наукоемкость” его избирательной тактики и стратегии. Общение с прессой носило, как правило, “точечный” характер – по времени и месту. Своеобразной отправной точкой кампании Глазьева является 21 июля 2002 года (точка 7 на рисунке 3). С этого времени интерес прессы к Глазьеву нарастал практически линейно по трем своеобразным лучам: краткосрочному (верхняя прямая), среднесрочному (средняя) и долгосрочному (нижняя). Такая тактика “информационного взрыва”, как известно, позволила Глазьеву (как минимум) занять третье место в списке кандидатов в губернаторы, которое никто из известных политологов не смог предсказать.

Рисунок 6. Динамика информационного присутствия Сергея Глазьева в красноярской кампании, начиная с 15 июля 2002 года (точка 1).

Возвращаясь к предвыборной кампании Райкова, отметим, что перейти от высокотехнологичного дебюта в эффективный миттельшпиль ему не удалось.

Сергей Глазьев

Почерк информационной политики Глазьева в 2003 году говорит о наличии у него очевидной способности “держать удар” политических оппонентов и “проходить сквозь стены”, то есть совершать неожиданные прорывы и добиваться преимуществ там, где другие попадают в кризисные ситуации. Видна также исключительная динамичность его информационной политики и способность к повышению своего рейтинга (рисунок 7). Но в его информационном “почерке” заметна и некоторая тактическая незавершенность. Она, например, проявляется лишь в частичном использовании благоприятных обстоятельств текущей политической конъюнктуры.

Рисунок 7 Динамика ежедневных упоминаний в прессе о Сергее Глазьеве, начиная с 1 июня 2003 года (точка 1)

Вероятные итоги

Анализ статистических материалов позволяет, помимо индивидуального политического почерка кандидатов в Думу, оценить относительные рейтинги политических партий, которые они представляют, и устойчивость этих рейтингов, то есть устойчивость предпочтений электората (см. рисунки 8, 9).

Рисунок 8. Распределение голосов избирателей по лидирующим партиям

Как говорил кто-то из древних, “в меру своего понимания мы действуем в своих интересах, и в меру своего непонимания – в интересах тех, кто понимает больше”. И данные диаграмм, и динамика рейтингов кандидатов в целом свидетельствуют, что российские избиратели понимают подспудное значение грядущих выборов.

Рисунок 9. Устойчивость рейтингов лидирующих партий

Возможно, это связано с тем, что сегодня, после десяти лет системного социально-экономического кризиса, независимо от деятельности правительства в стране появились признаки оздоровления политической ситуации. С 1999 года, как известно, прекратился спад промышленного производства, а с 1996 года появилась тенденция возрождения авторитета образования и культуры, сопровождавшаяся, в частности, непрерывным ростом числа студентов и театральным бумом, подъемом общественного самосознания в стране. Исследования наиболее консервативных многолетних волнообразных закономерностей общественной динамики позволили нам еще в 1997 году прогнозировать неизбежность этих процессов (1).

В свете изменений российского общества (достаточно медленных, а значит, и трудно управляемых на коротких временных дистанциях) материалы диаграмм можно интерпретировать в том смысле, что в стране наряду с “партией власти” и КПРФ появился прообраз некой “третьей силы”, ассоциирующейся сегодня с именем Сергея Глазьева. В России возникло новое центристское движение, не имеющее отношения к политическим играм и традициям, которые, по большому счету, исторически скомпрометировали себя в XX веке.

Представляется, что российское общество, хотя и смутно, но ощущает свое переходное политическое состояние. Поэтому сегодня и в ближайшие годы ему так необходимо консолидирующее, социально ориентированное политическое движение, нацеленное на оздоровление экономической ситуации и нормализацию социально-политического климата в стране.

Примечание

1. Ю. Батурин, О. Доброчеев. Возвращение на естественный путь // Независимая газета. 1997. 15 мая.

 

Следить за новостями ИНЭС: