Бизнес — это реализация идей

Номер 7. … + дороги …

Заместитель генерального директора Микояновского мясокомбината по финансово-экономическим вопросам Александр Александрович Дмитриев, отвечая на вопросы «ЭС», оценивает положение дел в весьма важном сегменте российского агропромышленного комплекса — пищевой промышленности.

Александр Дмитриев
Бизнес – это реализация идей

"Экономические стратегии", №07-2007, стр. 106-108

Заместитель генерального директора Микояновского мясокомбината по финансово-экономическим вопросам Александр Александрович
Дмитриев, отвечая на вопросы "ЭС", оценивает положение дел в весьма важном сегменте российского агропромышленного комплекса – пищевой промышленности.

Александр Александрович, каков, на Ваш взгляд, уровень развития российского агропромышленного комплекса? Какие факторы оказывают влияние на динамику его развития? Соответствует ли стратегический потенциал отрасли тому, что есть на самом деле?

На сегодняшний момент российский агропромышленный комплекс вступил в стадию активного роста. До 2006 г. темпы развития АПК были весьма низкими, в основном это была вынужденная реакция на изменение ситуации на мировом рынке. Исключение составлял рынок птицы: в этом сегменте отечественные производители сумели добиться неплохих результатов. Сейчас в связи с коренным изменением продовольственной ситуации в мире возможности для развития российского агропромышленного сектора резко улучшились.

В связи с мировым дефицитом продовольствия растут цены, это делает инвестиции в АПК окупаемыми. Кроме того, европейские страны сейчас снизили дотации сельскому хозяйству. Поэтому наши производители становятся конкурентоспособными.

Потребность в продовольствии в мире растет, и эта тенденция сохранится. Поэтому перспективы у российского сельского хозяйства большие. Считаю, что в ближайшее время ситуация существенно изменится: возрастет занятость сельского населения, будут использоваться земли, которые до сих пор пустовали. Речь идет о крупных проектах, не думаю, что мелкие фермеры станут играть существенную роль. Потенциал у российского сельского хозяйства большой, и возможности большие. Другое дело, что оно требует немалых инвестиций, а их пока недостаточно.

Насколько российская пищевая промышленность отстает от пищевой промышленности западных стран? Какие шаги необходимо предпринять для повышения конкурентоспособности сельского хозяйства России?

Пищевую промышленность России можно разделить на две части. Первая – это крупные предприятия. Они уже давно конкурируют с западными компаниями и находятся практически на одном технологическом уровне с ними. Вторая – это средние предприятия. Они существенно уступают конкурентам и по технологиям, и по оборудованию, и по организации бизнеса, и по уровню санитарии. Но эти производители сейчас активно занимаются переоборудованием своих производств, повышением качества и безопасности производимых продуктов. Основная проблема, которую не могут пока решить российские предприятия, – это оптимальная организация внутренних бизнес-процессов. На наших предприятиях в производственном процессе занято гораздо больше работников, чем на западных. Если в технологиях мы не уступаем, то с точки зрения организации внутренних логистических процессов отстаем. Если судить по интересу предприятий к этой проблеме, то можно сделать вывод, что это отставание мы преодолеем в течение ближайших двух-трех лет.

Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность агропромышленного комплекса России в данный момент и в долгосрочной перспективе?

В настоящее время для инвесторов наиболее привлекательно сельское хозяйство. Именно здесь много недооцененных активов, а следовательно, есть возможность быстро заработать. Но в сельском хозяйстве можно выиграть, а можно и проиграть. Пищевая промышленность – это надежность и стабильность. Пусть доходы не столь масштабны, но они гарантированы в долгосрочной перспективе.

Каково соотношение экспорта и импорта в российской мясной промышленности? Каким образом решается вопрос продовольственной безопасности страны?

На сегодняшний день в мясной промышленности соотношение импортного и российского сырья – 50 на 50. Естественно, нам бы хотелось, чтобы это соотношение было другим – нам удобнее сотрудничать с российскими производителями: выше скорость доставки и скорость реагирования на изменения рынка.

Продовольственная безопасность страны зависит от возможности сельского хозяйства обеспечивать пищевую промышленность собственным сырьем. Зависимость страны от импорта очень опасна. Развитие сельского хозяйства без государственной поддержки невозможно. Я говорю не только о прямых дотациях, поскольку в западных странах существует множество косвенных дотаций. Для развития отечественного сельского хозяйства необходимо, чтобы государство создавало условия, при которых производство продукции будет приносить соответствующий доход. Но только административной помощи недостаточно. В отрасли необходимо создать выгодные для бизнеса экономические условия. Если в сельскохозяйственном производстве заработать невозможно, то бизнес будет уходить из отрасли в любом случае. С 1998 г. было несколько волн инвестиций в сельское хозяйство: 1998-1999, 2002-2003 гг. Но после этого всегда происходил отток денег – ситуация была нестабильна, не было экономических условий существования предприятий. При более развитой инфраструктуре западные предприятия получали конкурентные преимущества. В данный момент сельскохозяйственное производство выгодно. И государство должно поддерживать эту ситуацию.

Как предстоящее вступление России в ВТО отразится на развитии российского АПК? Смогут ли отечественные сельхозпроизводители конкурировать с иностранными в условиях сокращения государственной поддержки?

До 2007 г. наше сельское хозяйство не могло конкурировать с иностранными производителями. Но сейчас в мире изменились экономические условия, и мы стали конкурентоспособными. Кроме того, государственная поддержка – это не только облегчение бремени производителям, но и стимулирование спроса.

Как Вы оцениваете общую расстановку сил на российском рынке мясной промышленности? Насколько конкурентоспособны российские компании и каковы позиции Микояновского мясокомбината?

В мясной промышленности закончилась стадия позиционирования всех игроков на рынке, и, соответственно, произошел раздел рынка как такового. Образовался круг крупных предприятий, круг средних предприятий, поднялись региональные производители. В настоящий момент происходит специализация предприятий: каждый начинает производить то, в чем он наиболее конкурентоспособен. Микояновский мясокомбинат – это московское предприятие: у нас основная доля московского рынка. Более 65% всех продаж предприятия приходится на Москву и Санкт-Петербург. На региональных рынках "Микоян" занимает вторые, третьи места. Считаю, что наши позиции устойчивы: мы выполнили ту задачу, которую перед собой ставили и заняли самую большую долю самого выгодного рынка. Наши основные конкурентные преимущества – это наша торговая марка, наш продукт и наш коллектив. "Микоян" – это самый сильный и известный бренд на российском рынке, мы выпускаем наиболее востребованный традиционный продукт, имеем самый богатый – 70-летний опыт работы в отрасли.

Каковы стратегические ориентиры Микояновского мясокомбината в ближайшей перспективе? Каким Вам представляется мясокомбинат лет, скажем, через 10?

Мы планируем укреплять лидирующие позиции, в том числе в Москве. Лидер – это не тот, кто много производит, а тот, кто идет впереди рынка, делает что-то новое.

Я могу долго перечислять, что мы сделали первыми. Это, например, вывод на рынок торговой марки и ее позиционирование. Сейчас мы единственные в России, кто выпускает безоболочные колбасы, сегодня мы первые, кто автоматизирует логистические задачи. Таких проектов в России еще нет.

Бытует мнение, что, заняв высокий пост, топ-менеджер часто отходит от понимания реальной ситуации на рынке. Согласны ли Вы с этой точкой зрения?

Нет, совсем не согласен. Современный рынок постоянно меняется, требует новых действий, новых подходов, решений. Если ты этого не делаешь, то перестаешь быть эффективным, теряешь свои позиции.

В чем, по-Вашему, заключается смысл бизнеса? Если выстроить иерархию целей, которые человек ставит в бизнесе, то какие из них для Вас на первом плане?

Для меня смысл бизнеса заключается в том, чтобы реализовать свои идеи. Безусловно, зарабатывание денег важно, но только реализация идей дает деньги и для бизнеса, и для бизнесмена.

ПЭС 227/02.11.2007


Микояновский мясокомбинат – крупнейшее мясоперерабатывающее предприятие России, занимающее лидирующие позиции на рынке.

  • доля на российском рынке – 7%;
  • доля на рынке Москвы – 22%;
  • производственная мощность – 550 т мясной продукции в сутки;
  • количество сотрудников – более 5 тыс. человек;
  • сеть филиалов – Санкт-Петербург, Челябинск, Ставрополь, Новосибирск, Казань, Самара, Ростов-на-Дону, Воронеж;
  • автомобильный парк – более 200 единиц транспорта со специальным холодильным оборудованием.

В 2004 г. на Микояновском мясокомбинате был реализован крупнейший проект – запуск нового, сверхсовременного мясоперерабатывающего комбината "Евро ЭМ". Предприятие оснащено новейшим технологическим, энергетическим, холодильным оборудованием, средствами контроля и управления, позволяющими обеспечить выработку высококачественной продукции. Общая стоимость проекта составила 70 млн долл.

В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Микояновского мясокомбината является формирование собственной сырьевой базы. Совместно со своей управляющей компанией, агрохолдингом "Эксима" в рамках национального проекта комбинат реализует глобальный проект по производству свинины, который предусматривает создание инновационного селекционно-гибридного центра в Орловской области, модернизацию действующего свиноводческого центра во Владимирской области и строительство откормочного репродуктора в Ивановской области. Реализация данного проекта позволит Микояновскому мясокомбинату полностью перейти на собственную свинину высокого качества.

Следить за новостями ИНЭС: