Архитектор глобализма

Номер 1 - ЦА. Архитектор глобализма

Вступительное слово главного редактора.

Александр Агеев
Архитектор глобализма

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №1-2007, стр. 05

Свет повидав, "В чем тайна мирозданья?" –
Я вопросил у своего сознанья.
"Весь мир любовью движется от века, –
Услышал я. – В любви – суть человека".
Хорезми, поэт Золотой Орды, XIV век

"Миродержец, царь царей, государь государей, потрясатель Вселенной, великий хан всех племен, Бог на небе, Ха-хан – могущество божие на земле" – кажется, нет более превосходнейших титулов, формальных и неформальных, которыми бы не был увенчан 72-летний лидер крупнейшего государства тогдашнего мира к моменту своей смерти в 1227 году. Чуть больше 20 лет он шел к бесспорному признанию своего верховенства и столько же уверенно руководил своей могучей державой. Единство этой империи сохранялось тоже чуть меньше полувека, затем лет сто – ее распад и последующая агония.

Завоевания Чингисхана потрясли европейцев: "Искры разлетелись во все стороны, и зло простерлось на всех…

Оно (нашествие) шло по весям как туча, которую гонит ветер… По всему пространству шевелится варварская масса скрытых до сих пор племен, внезапной силой сорванная со своих мест". Это важно подчеркнуть – мерой оценки событий был отнюдь не успех сражений, гибель или покорность народов и государств.

На просторы Евразии пришел тот, кто обладал не только исключительными личными дарованиями, харизмой, поддержкой тех или иных кланов, тайной силой алтайского посвящения или пророческим знаком от христианского епископа накануне поражения хорезмшаха Мухаммеда II. Все это было щедро дано миродержцу. Но для успеха той средневековой попытки глобализации по-темучински этих ресурсов было мало. Ведь Евразия содрогнулась от тектонически мощного удара, последствия которого мы ощущаем и поныне и смысл которого мы все еще пытаемся разгадать!

Строго говоря, ответ станет очевидным, если понять, во-первых, источник этой мегаэнергии и, во-вторых, поле ее проявления. Начнем со второго.

Какой принцип был общим для племен и народов в начале XIII века? Подобно дунху, кочевникам Центральной Азии еще VII-VI веков до н. э., они "все были рассеяны по горным долинам, имели собственных вождей и… не сумели объединиться в одно целое". Такой же была и Русь в начале XIII века, такими же были и бескрайние пространства Великой Азии. Рассеянная, рваческая, эгоистичная социальная масса, лишенная гармонии с природой и предавшая заповеди своей веры, погрязшая в чудовищных распрях и междоусобицах, с преобладанием "черной кости" – людей подлых, эгоистичных, трусливых. Отдельные подвиги героев или праведников не намного смягчают этот исторический диагноз. Суд свершился: "Из-за гордости и высокомерия князей допустил Бог такое… Дошел вопль греховный до ушей Господа… и напустил Он на землю нашу такое пагубное наказание". Ясно понимал современный летописец ту эпоху, эпидемию оскотиневания человеков!

Орда, по сути, выросла из компетенции прекращать междоусобицы и массовое духовно-психологическое загнивание! А "люди длинной воли", не очень-то и многочисленные, но прекрасно организованные, представлявшие не сословия и не господствующее племя, а отчетливый психологический тип, сфокусированный на "мы", а не на "я", консолидированный единой устремленностью, мировидением и следованием жестким правилам Ясы, исполнили, без сантиментов, санитарную, очистительную волю Неба. "Они овладели этим делом в совершенстве и достигли в нем предела. Это стало их ремеслом, торговлей, наслаждением, гордостью, предметом их разговоров и ночных бесед"…

Следить за новостями ИНЭС: