Взаимодействие с Россией

Номер 8. Культурный слой

Данная статья является сокращенной версией доклада авторов Трехсторонней комиссии и характеризует глобальные процессы и связанные с ними противоречия, существующие в современной России.

Родерик Лайн, Строуб Тэлботт, Коджи Ватанабэ
Взаимодействие с Россией

"Экономические стратегии", №08-2006, стр. 18-23

Родерик Лайн, бывший посол Великобритании в РФ. Строуб Тэлботт, бывший заместитель госсекретаря США. Коджи Ватанабэ, бывший посол Японии в РФ. Статья подготовлена на основе доклада авторов Трехсторонней комиссии. Перевод с английского.

Часть I

Россия переживает исторические изменения: из супердержавы с населением почти в 300 млн человек она трансформировалась в региональную державу с населением в 140 млн; автаркическая командная экономика трансформируется в рыночную с интеграцией в мировую систему хозяйствования; происходит переход от коммунистического диктата, идеологии и контроля над обществом к новому политическому порядку, который еще должен сформироваться и окончательно утвердиться.
Одновременность этих трех глобальных процессов является центральной причиной существующих в России противоречий. Страна находится во власти разных тенденций. Для ее населения описываемые изменения были непредсказуемы. Обостренное чувство национальной гордости повлияло на достаточно трагическое восприятие гражданами России происходящих процессов.

Россия к середине 2006 г.

"Деньги, деньги, деньги" – так коротко можно охарактеризовать Россию сегодня.

Политика и Правительство

Главный вопрос перед президентскими выборами 2008 г. в стране, которая, как ни одна другая, всегда зависела от человека, стоявшего во главе ее, – кто станет следующим Президентом.

Преобладание чинов КГБ, в основном из Санкт-Петербурга, сосредоточение больших финансовых и коммерческих структур вокруг них одинаково ярко выражено как в государственном, так и в частном секторе.

Практически ничего не может помешать находящимся у власти привести к очередной крупной победе партию власти на думских выборах 2007 г. и своего кандидата на президентских выборах 2008 г. Пока еще нет ясности и не достигнуто согласия относительно кандидатуры на пост Президента, выставляемой нынешним руководством. Вполне вероятно, что могут последовать изменения, в результате которых В.В. Путин будет вновь избран Президентом. Ситуация более-менее прояснится к середине 2007 г.

Наиболее важные политические изменения происходят за кремлевскими стенами: "суверенная демократия" сменила "управляемую демократию". Нет условий для развития независимых политических институтов. Дума бедна авторитетными политиками. По новому закону депутаты будут избираться только по спискам партий, выборы по одномандатным округам отменены. Для того чтобы пройти в Думу, партия должна набрать минимум 7% голосов избирателей (ранее – 5%). Это не оставляет шансов на избрание в Думу независимым депутатам и малым партиям, которым сейчас в Думе принадлежит 100 мест.

В стране практически невозможно существование политической оппозиции. Примером тому может служить судьба М.Б. Ходорковского, решившего стать политическим деятелем и критиковавшего теперешнее руководство, и М.М. Касьянова, попытки которого начать избирательную кампанию завершились проверкой его частной собственности и выдвижением соответствующих обвинений. Кремль контролирует и молодежное движения правонационалистического толка "Наши". В рядах партии "Единая Россия" состоит 30 млн (в КПСС было 22 млн, при том что население СССР вдвое превышало население России).

Инструменты власти

"Вертикаль" власти опирается на (1) аппарат государственных чиновников федерального и регионального уровней и на (2) органы безопасности, в основном ФСБ и МВД. Вооруженные силы остались важной составляющей рычагов власти, но не имеют столь большого значения как во времена Советского Союза.

Чиновники. Чиновничий аппарат, доставшийся в наследство от СССР, выжил в процессе реформирования государственного аппарата. Зарплаты чиновников растут; их число и власть не уменьшаются. Бюрократия поражена коррупцией. По данным неправительственной организации INDEM, в 2005 г. только от представителей деловых кругов чиновниками в качестве взяток получено 300 млрд долл. Коррупция за пять лет возросла на 70%. В списке из 159 стран мира Россия находится на 126-м месте по уровню коррумпированности.

В ежегодном обращении к нации Путин признал, что коррупция среди чиновников приняла беспрецедентный размах. За этим последовало несколько громких дел и снятие с занимаемых постов чиновников и генералов ФСБ. Но никаких последовательных шагов по борьбе с коррупцией за последние шесть лет не было предпринято.

Органы государственной безопасности. ФСБ напрямую подчиняется Президенту и никому больше, а подразделения в регионах – руководству ФСБ. Нет определенных данных о размерах этой структуры, ее бюджете, но можно предположить, что ее численность не претерпела значительных изменений. Несмотря на могущество ФСБ, ей не удалось победить терроризм, организованную преступность и коррупцию. Присутствие ФСБ в бизнесе, политике, обществе значительно. Эта организация гордится своей историей: КГБ, НКВД, ОГПУ, основоположником – "железным Феликсом", Ф.Э. Дзержинским. ФСБ, не освободившаяся от своего советского прошлого, продолжает препятствовать развитию свободного общества и рыночной экономики.

Вооруженные силы. В Советском Союзе Вооруженные силы были важным рычагом власти, предметом национальной гордости и стержнем общества. На современном этапе они нуждаются в серьезном реформировании. Российскому государству нужна профессиональная, хорошо оснащенная, способная выполнять различные задачи – поддержание мира, спасение в чрезвычайных ситуациях – армия. То, что происходит сейчас, это в лучшем случае половинчатые реформы. Армия продолжает строить свою деятельность на обязательной службе в ее рядах юношей призывного возраста; она страдает от дедовщины, использования солдат в строительстве невоенных объектов, в том числе дач для высшего командования, плохо оснащается. По официальным данным, за период с 2000 по 2004 г. в ряды Вооруженных сил было поставлено только 15 новых танков и 17 в 2005 г. Неохотно идут на службу в армию контрактники. Большие финансовые средства, выделяемые армии, используются неэффективно, попросту разворовываются.

В послании к нации В.В. Путин уделил особое внимание реформированию армии, пообещал значительно увеличить поставки, принять все необходимые меры для преобразования армии в профессиональную, улучшить жилищное и материальное положение военных. Вслед за этим министр обороны С.Б. Иванов выступил с заявлением, что через три года армия будет на 70% состоять из контрактников, т.е. являться профессиональной. Время покажет, насколько выполнимы последние обещания Иванова: предыдущие выполнены не были.

Северный Кавказ. Нельзя с уверенностью сказать, что в решении проблемы достигнуты положительные результаты. По сравнению с 2002 г. снизилось число конфликтов, в Чечне есть действующее правительство, избранный президент. Северный Кавказ – очаг этнической и клановой вражды. Правительство коррумпировано, высок уровень безработицы, не прекращается поток беженцев из региона. В октябре на закрытых слушаниях в Думе вице-премьер А.Д. Жуков заявил, что у России нет экономической или социальной политики в отношении Северного Кавказа, равно как и идеологии, противостоящей религиозному экстремизму.

Обеспечение правопорядка и преступность

Обеспечение правопорядка – слабое место государства, в котором огромное количество людей работает в органах обеспечения правопорядка – ФСБ, Министерство внутренних дел, таможня, пограничные службы, охрана на железных дорогах, милиция, ГИБДД. Одна из причин – высокий уровень взяточничества, другая состоит в том, что за многими, нарушающими закон, стоят люди из власти различных уровней.

Сами руководители подают пример, не соблюдая и нарушая законы. Порой они ставят себя выше закона или используют его избирательно, как в случае с М.Б. Ходорковским, М.М. Касьяновым и В.А. Гусинским.

Информация и медиа. Нельзя не отметить разительные перемены в этой сфере. Населению доступно большое количество печатных источников информации, в особенно выгодном положении те, кто знает иностранные языки. Если в Китае запрещен доступ в Интернет, то Россия от него выгодно отличается: населению открыт доступ в Интернет, им пользуется 20% граждан. И все же были сделаны попытки поставить на обсуждение вопрос о возможных ограничениях. Вещание иностранных радиостанций и телеканалов стало доступным по каналам кабельного телевидения и антеннам спутниковой связи. Многообразие газетных, журнальных и книжных изданий впечатляет. Освещаются различные точки зрения, от крайне левых до крайне правых.

Нет проблем с количеством изданий, вещательных каналов и объемом предоставляемой информации. Проблема в том, что наиболее важным источникам информации, в особенности для телеканалов, является Кремль: он диктует, какие новости желательно освещать, а какие – нет. Резко сократилось количество политических теледебатов, их тематика должна быть в русле проводимой политики. Распространено такое явление, как самоцензура. Это качественно отличает ситуацию 2006 г. от ситуации пятилетней давности.

Гражданское общество. Два последних шага, предпринятых руководством, говорят о его желании "опекать" организации гражданского общества. Кремль выступил с инициативой формирования Общественной палаты, состоящей из 126 членов, 42 из которых назначаются Президентом, а те, в свою очередь, приглашают оставшихся членов в палату по своему усмотрению. Палата должна собираться на сессии два раза в год, при этом она может только рекомендовать Президенту и Думе те или иные действия. Общественная палата, таким образом, не является ни представительной, ни независимой: она лишь декорация, а не демократический институт.
Второй шаг связан с ужесточением закона, принятого еще при Ельцине, о неправительственных организациях. Интересны не детали закона, а мотивировка необходимости его принятия. Как заявил руководитель ФСБ, генерал Н.П. Патрушев, военные секретные службы используют неправительственные организации для сбора информации. Новый закон может быть использован для отказа в регистрации тем организациям, которым не доверяет Правительство.

Экономическая политика

Цифры экономического роста впечатляющие. Рост ВВП в 2003 г. составил 7,3%, в 2004 г. – 7,2%, в 2005 г. – 6,4%, в 2006 г. ожидается рост на 6,2%, в 2007 г. – на 5,7%. На душу населения ВВП составляет 10 000 долл. в год, и к 2008 г. может достигнуть цифры 12 000 долл. Расчеты по текущим операциям в 2005 г. увеличились с 57 млрд долл. до 84 млрд долл.; в апреле 2006 г. резервный фонд составил 225 млрд долл. (в 1999 г. он составлял 8,5 млрд долл.), государственный долг уменьшился с 106 млрд долл. до 82 млрд долл. Министр финансов А.Л. Кудрин поставил на обсуждение вопрос о возможности полностью рассчитаться по долгам к концу 2006 г.
Таким успехом Россия по большей части обязана взлету цен на нефть и газ.

В деловых кругах – российских и международных – настроения более чем оптимистичны. В России отмечается рост всех развивающихся рынков. На рынке ценных бумаг в 2005 г. он составил 83%. Рынки каптала стимулируются стабильным улучшением управления крупными компаниями. Получив хороший импульс развития в России, компании выходят на мировой рынок, покупая активы компаний США, стран Евросоюза, Австралии, Африки, а также стран Содружества Независимых Государств.
Укрепившиеся позиции российской экономики способствовали приостановке утечки капитала из страны, которая в 2005 г. равнялась нулю. В 2004 г. она составляла 8 млрд долл., а в предыдущем десятилетии – более 20 млрд долл. По сравнению с 2004 г. прямые иностранные инвестиции в 2005 г. увеличились на 34%. По уровню прямых иностранных инвестиций Россия отстает лишь от Китая, Гонконга и Мексики.

Среди самых богатых людей мира 33 российских миллиардера и 100 000 миллионеров. Но не только это стало результатом экономического бума. Несмотря на растущую диспропорцию доходов богатых и бедных слоев населения, в России не только появился средний класс, но и были предприняты шаги по преодолению бедности. Если в 1990-х гг. половина населения жила за чертой бедности, то в настоящее время эта цифра составляет 15%.

Если говорить языком цифр, то перед нами замечательная картина. Но аналитики и представители деловых кругов все чаще выражают озабоченность стратегическим курсом России, ролью государства в нем, ростом риска стагнации и упущенными возможностями в течение сравнительно длительного периода. В апреле 2005 г. министр экономики и торговли предостерег: "Нет кризиса идей, есть кризис управления. Нет простых и популярных реформ. Все реформы болезненны". Спустя год президент Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохин высказался по поводу ожидающего Россию длительного кризиса деиндустриализации в случае продолжения Правительством курса замораживания реформ. Правление Международного валютного фонда и Организация экономического сотрудничества и развития высказались единодушно о приостановке в России ключевых структурных реформ. Европейский "круглый стол" промышленников, представляющий руководителей 45 крупнейших компаний Евросоюза, обсуждал вопрос безопасности (ее отсутствия) для российских и иностранных предпринимателей.

Речь не идет о развитии событий по типу 1998 г. Озабоченность вызывают возможные долгосрочные последствия нынешнего отказа от продолжения реформирования и модернизации экономики. Не предпринимаются активные действия по преодолению структурной несостоятельности и социально-экономических проблем, скрывающихся за видимым богатством. На Европейском "круглом столе" предпринимателей было заявлено, что сегодня у России есть беспрецедентный шанс укрепить свои позиции мировой экономической державы. Россия должна решить три главные политические проблемы, если хочет использовать предоставленную историей возможность: создать условия для современной экономики, максимально увеличить сравнительное преимущество в сфере энергетических и природных ресурсов; решить многолетние социально-экономические проблемы.

Среда для многообразной экономики, основанной на конкуренции. Если поставлена задача развития экономики, то необходимо стимулировать предпринимателей и привлекать больше инвестиций. Недостаточность инвестиций (в инфраструктуру, оборудование, обучение) проявляется в нехватке имеющихся производственных мощностей. По данным Всемирного банка в 2005 г инвестиции составили 18% ВВП, в то время как для быстрого роста необходимо 25% и выше. Европейский "круглый стол" предпринимателей предложил мероприятия, которые могли бы способствовать созданию необходимого климата (эти же мероприятия называются российскими экономистами):

  • модернизация инфраструктуры транспорта;
  • реформы систем здравоохранения и социальной защищенности;
  • модернизация общеобразовательной и высшей школы;
  • развитие государственных административных органов;
  • изменение структуры в целях повышения эффективности уже существующих российских компаний;
  • результативное антимонопольное регулирование;
  • упрощенная, прозрачная и прогнозируемая система налогообложения, последовательно управляемая, подкрепленная правами частной собственности, независимой судебной системой и соблюдением законов;
  • рост экономической интеграции с субъектами мировой экономики, включая и членство в ВТО;
  • оздоровление климата для развития малых и средних компаний и предприятий;
  • недопущение коррупции на всех уровнях.

Досадно, что, начав претворять в жизнь некоторые из перечисленных выше мероприятий, Россия приостановила их или вовсе свернула с намеченного пути. Государственный аппарат в силу его коррумпированности, неэффективности, проволочек и непрозрачности препятствует развитию бизнеса и сдерживает поступление иностранных инвестиций. Административная реформа снята с повестки дня. Были предприняты некоторые шаги по законодательному регулированию системы налогообложения и судопроизводства. Но момент опять упущен, системы не прозрачны и не лишены дискриминационного характера. Все это не способствует развитию малого бизнеса и вливанию иностранных инвестиций. Постоянно откладывается рассмотрение вопроса о вступлении России в ВТО.

Регрессивность развития выразилась и в прямом вмешательстве государства в предпринимательство и бизнес, что ослабило частный сектор экономики, конкурентоспособность. Вмешательство государства имело различные формы: на одних оказывалось давление, другим отдавалось предпочтение, а третьи поглощались более крупными. Государство оказывает давление, действует с помощью угроз в целях принуждения к слиянию или контроля имущества компаний. Начавшись в энергетике, эти тенденции распространились и в таких сферах экономики, как финансовая, автомобильная, авиаперевозки, машиностроение, металлургия, добыча природных ископаемых. С 2003 г. доля государства в экономике увеличилась с 30 до 40%. Андерс Аслунд (Институт международной экономики) называет этот процесс ренационализацией. Вряд ли это корректное название: нельзя в данной ситуации говорить и ренационализации по причине идеологической и экономической политики.

Российские экономисты и политики прекрасно понимают, что конкуренция на рынке природного газа и реструктуризация, приватизация "Газпрома" принесут больше выгоды, чем государственная монополия, которая, в сущности, представляет собой аккумулирование контрольного пакета в руках небольшой группы людей, стоящих у власти. В России эту тенденцию называют еще и перераспределением собственности, проводимым под лозунгом усиления государственного контроля. Как бы ни назывался этот процесс, в результате него большая доля российской индустрии находится под прямым контролем Кремля и членов Правительства, зачастую совмещающих пребывание на официальных государственных постах с членством в совете директоров или управлениях компаний. Имеет место подрыв условий развития свободного рынка.

Социально-экономические проблемы, демографический спад.

С 2000 г. число людей, проживающих за чертой бедности, уменьшилось вдвое, значительно повысился жизненный уровень населения. Но социальная система не подверглась радикальному реформированию, в котором так нуждается. Она основывается на изживших себя моделях. Все это негативно сказывается на общем экономическом состоянии государства. Бедная социальная инфраструктура приводит к резкому снижению численности населения, что, в свою очередь, уже в ближайшем будущем спровоцирует проблему обеспечения экономического сектора рабочей силой.

Российская система образования готовит прекрасных филологов, математиков, научно-техническую элиту. Но она не готовит высококвалифицированных экономистов, специализирующихся в области менеджмента, информационных технологий и финансов. Система образования и научно-исследовательские институты финансируются в недостаточной степени, плохо оснащены, работают в условиях, не соответствующих современным требованиям.

На большое сопротивление со стороны населения натолкнулась реформа, нацеленная на монетизацию льгот в сфере социального обеспечения. В ответ на многочисленные демонстрации пенсионеров и представителей малообеспеченных слоев населения правительство увеличило пенсии. Существующая на сегодняшний день в России система социальных выплат и пособий достаточно запутанна и не реформирована до конца. Пенсионный фонд постоянно испытывает дефицит. По мнению Всемирного банка, Стабилизационному фонду надлежит капитализировать Пенсионный фонд и создать резерв на социальные нужды.

Неутешительна и демографическая ситуация в России, которую можно охарактеризовать как демографический кризис. Причины – плохое здоровье граждан и низкий уровень здравоохранения. На сегодняшний день численность населения в России составляет 143 млн человек, что на 5 млн меньше численности 1993 г. Ежегодно численность населения сокращается на 700 000 человек и, по предположениям, к 2010 г. эта цифра достигнет 1 млн. В докладе Всемирного банка 2005 г. Dying Too Young прогнозируется снижение численности населения на 30% в течение следующих 50 лет.

Особенно тяжелыми уже в ближайшие несколько лет последствия демографического кризиса окажутся для работающего населения. Работоспособное население России составляет 87 млн человек, из них 67 млн, по официальным данным, работают. Если современные тенденции сохранятся, то через 20 лет эта цифра уменьшится на 18 млн. При этом средний ежегодный экономический рост на 6-7% к 2015 г. приведет к увеличению количества рабочих мест на 7 млн

Главной причиной снижения численности населения является не столько низкая рождаемость, сколько высокая смертность. Уровень воспроизводства населения в России в среднем такой же, как и в странах Европы. Средняя продолжительность жизни в России составляет 65 лет, в то время как в Европе – 78 лет. Смертность среди мужского населения – одна из самых больших проблем. Средний возраст, до которого доживают мужчины, в 1980 г. составлял 59 лет (в 1960-х гг. – 65 лет),

В докладе Dying Too Young приводятся следующие причины преждевременной смертности:

  • кардиоваскулярные заболевания (в три раза больше, чем в США);
  • рак (наравне с европейскими показателями);
  • в результате дорожно-транспортных происшествий (в 2004 г. – более 34 000 смертных случаев, в основном это мужчины; самый высокий в Европе уровень смертности в результате аварий);
  • суицид (более 59 000 случаев);
  • отравления (67 000 случаев, в основном в результате употребления алкоголя);
  • убийства (47 000, в основном в состоянии алкогольного опьянения; один из самых высоких показателей в мире);
  • цирроз печени (37 000).

Среди причин смертей не указан туберкулез, СПИД (около 1 миллиона смертей) и употребление наркотиков.

В ежегодном обращении к нации Президент Путин, говоря о демографическом кризисе, выделил три остро стоящие проблемы: снижение уровня смертности (среди прочих мер были названы улучшение положения на дорогах в целях обеспечения безопасности дорожного движения, борьба с незаконным производством и продажей алкогольных напитков), эффективная миграционная политика и поддержка развития семьи в целях повышения рождаемости. Здравоохранение также является одной из четырех приоритетных государственных задач. По мнению Всемирного банка, увеличение финансирования системы здравоохранения будет иметь положительные последствия, но не решит назревшую необходимость реформирования всей системы. Нужны фундаментальные изменения в деле улучшения здоровья населения и борьбы со СПИДом и туберкулезом.

Заключение

Подводя итоги, скажем, что Россия в середине 2006 г. – процветающая страна. Ее население достаточно свободно. Вклад России в мировую экономику весомый и важный. Причинами экономического роста являются высокие цены на нефть, а также начатые экономические реформы. У России есть реальная возможность занять место ведущей мировой экономической державы, но только в том случае, если ее руководство будет последовательно и грамотно проводить модернизацию экономики. Если оно откажется от тенденции последних трех лет, приводящей к государственному контролю, увеличению доли государства в экономическом секторе и сосредоточению ресурсов и мощностей в руках малой группы чиновников, для которых на первом месте стоят личные интересы. В противном случае возможна очередная стагнация экономики.

Окончание следует.

Следить за новостями ИНЭС: