Доклад Александра Агеева на семинаре при Парламентском Собрании Союзного государства
23 – 24 апреля 2015 года в Москве прошло 40 заседание постоянно действующего семинара при Парламентском Собрании на тему «Роль образования и духовно-нравственного воспитания в условиях вызовов современного мира». В мероприятии приняли участие депутаты Парламентского Собрания, представители Постоянного Комитета Союзного государства, профильных министерств и ведомств России и Беларуси, правительства Москвы, духовенства, а также руководство и профессорско-преподавательский состав ведущих вузов обеих стран, члены Академий наук РФ и РБ, руководители музейных фондов, учреждений образования и культуры. Кроме того, мероприятие посетили Председатель Парламента Республики Южная Осетия Анатолий Бибилов, заместитель Спикера Народного Собрания – Парламента Республики Абхазия Даур Аршба и гости из Китайской Народной Республики.
Генеральный директор ИНЭС Александр Агеев также принял участие в работе семинара, выступив с докладом о смыслах Великой Победы:
«Наша победа была победой в войне, где не только наши враги, но и главные наши союзники стремились к мировому господству. Германия стремилась к мировому господству, Великобритания хотела удержать свои позиции мировой империи. США поставили перед собой цель установить свою мировую гегемонию, вытеснив с мирового Олимпа Великобританию, разгромив Германию и Японию, и ослабив СССР. Любая война развязывается агрессором и ведется остальными участниками ради одной или всех трех выгод войны. Выгода первая, примитивная, материальная сводится к захвату территорий, минеральных месторождений, источников топлива и сырья. Напомню, что в каждой немецкой боевой части в каждом штабе имелся военно-экономический штаб. Каждое боевое действие любой немецкой части Вермахта, немецких военно-воздушных сил, военно-морских сил координировались с учетом экономических причин. Захват и контроль над территориями, месторождениями требует и контроля над коммуникациями, в первую очередь – транспортными узлами. Таковы первые и важнейшие выгоды в любой войне. К ним совершенно осознанно стремился фашистский агрессор.
Вторая, намного более существенная выгода, к которой стремился как агрессор, так и два наших главных союзника – это преимущественное право разработки и введения основных принципов международной безопасности, правил и институтов мировой экономики и мировой торговли, в первую очередь – мировой резервной и расчетной валюты. По сути, речь шла о борьбе за монополию в навязывании миру своих правил жизнеустройства. Именно к этому стремились США, которые были нацелены на перехват мировой валютной, финансовой, технологической гегемонии у Великобритании и уничтожение подобных намерений у других претендентов – Германии и Японии. Великобритания не уступала эту пальму первенства с 1913-го года, когда к ней объективно вызрели США. 30 лет, две мировых войны были внешней ареной той скрытой борьбы за мировую гегемонию, которая шла за пределами видимых фронтов сражений. В 1940-м году Соединенные Штаты заставили Великобританию отдать контроль над Саудовской Аравией, над нефтью и также согласиться на утрату контроля над жемчужиной Британской империи – Индией. Это всё очень важно иметь в виду.
Не случайно, когда выступал Сталин 3 июля 41-го года, то ясно подчеркнул, что враг хочет забрать нашу нефть, наш хлеб, а самое главное, онемечить и превратить нас в рабов. Это было очень четкое понимание и разъяснение мотивов агрессора, его вожделенных выгод первого и второго порядка.
Но самая главная выгода и самая главная цель, ради которой ведутся все войны находится в сфере духа, сфере святынь и сокровищ. Для одних цель войны – это захват сокровищ или уничтожение сокровищ, если они противоречат его ценностям, а для других это защита сокровищ.
Что составляет сокровища нашей страны? Это, конечно же, наши религиозные ценности, книги, которые мы не хотим отдать на сожжение, это литература с нашими героями и антигероями, это наше понимание того, кто есть образец, а кто негодяй. Именно эти сокровища являются основой воспитания и патриотического, и человеческого, основой жизнестояния и жизнеустройства, источником нашей победы.
В число этих сокровищ входят и пепелища, и наши гробы. Пушкин ясно выразил эту мысль:
Два чувства дивно близки нам —
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
На них основано от века
По воле Бога самого
Самостоянье человека,
Залог величия его…
И не случайно разграбление кладбищ, забвение их является важнейшим ударом в ныне ведущейся духовной войне.
Мы продолжаем нести потери, мы эти потери несли весь ХХ век. Они колоссальны, и человеческие жизни, и материальные утраты. Речь идет о колоссальном противостоянии и борьбе за нашу свободу. Это означает, что фактически мы осуществляли непрерывное жертвоприношение, прежде всего – жертвоприношение человеческих жизней.
Мы даже не можем отдать себе отчет, рыдая над смертью наших близких, что такое 30 миллионов потерь. Добавьте к этому потери в Первой Мировой войне и все остальные потери. Эти цифры за пределами индивидуального человеческого воображения. Но жертвоприношение, тем более, такое колоссальное, таких космических масштабов, создает религию. Поэтому нередко говорят, что победа создала новую религиозность, земную, победную. Это очень сильная мысль. Но важно помнить, что это был сплав нашей традиционной религии, нашей православной веры и других наших традиционных религий с земной победой, с новым мученическим жертвоприношением. И это особая смесь, и это особая сила.
Отдельно хочу сказать о Китае. Мы часто сводим Великую Отечественную войну к отрезку 22 июня 1941 – 9 мая 1945 годов. На самом деле война для нас закончилась 3 сентябре капитуляцией Японии, которая в 1931-м году начала агрессию против Китая. И наши добровольцы, военная помощь, победа китайского народа в той войне – это всё звенья единого процесса. Очень важно помнить, что и Китай, и Индия, и Россия – все находились в очень мощном маятнике, который охватил 200 лет.
Напомню, что в начале войн Наполеона, на долю Китая приходилась треть мировой экономики. Спустя полтора века, в 1950-м году, когда мы продолжали биться за стратегический паритет теперь уже с бывшими союзниками, чтобы никто не посягнул на нашу свободу и независимость, Китай имел лишь четыре с небольшим процента мировой экономики. Куда делись 29 процента? Почему так упала доля Китая? Он был разграблен международным империалистическим колонизатором. Индия тоже выступала источником благополучия жителей метрополии, ее доля упала аналогично китайской. И поэтому великой задачей китайского народа, как и индийского, было восстановление исторической справедливости в глобальном масштабе. И она восстанавливается десятилетие за десятилетием. К 2030 году Китай вернет себе положение, которое было у него 200 с лишним лет назад, как и Индия.
И мы находимся тоже в этом процессе, который означает возвращение экономического суверенитета, выход из состояния экономического вассалитета и чрезмерной зависимости от внешних рынков. А главное – мы не хотим платить дань кому бы то ни было. Сегодня размер этой дани, фактически выплачиваемой нами за рубеж, превышает 100 млрд. долларов в год.
И, наконец, о заветах. Заветы Победы касаются всех ее аспектов. Нас встречает при входе в музей Георгий Победоносец, который поражает змея, у этого змея есть фашистские символы, однако речь, конечно, идет о гораздо большем, вплоть до того, я рискну сказать, что он поражает и слабость нашего собственного духа. И нам надо недвусмысленно, совершенно четко, с достоинством и беспощадной ясностью относиться к нашим символам. Те символы, которые дала нам Победа в июне 45-го года, то брезгливое отношение наших воинов, с которым они в перчатках бросали фашистские штандарты, то состояние Красной площади, флаги нашей Победы – этому мы не должны сегодня изменять. Измена в символах – это измена в великом космическом масштабе, она оборачивается поражением в других вещах.
Все спекуляции со святынями, торговля орденами, которая еще кое-где встречается, а в 1991-м году расцвела вообще пышным цветом на Арбате, всякого рода фильмы-провокации, всякое надругательство над памятниками, всякие забвения кладбищ – это всё должно быть обнесено красной чертой, внутри которой никакой терпимости, никакой толерантности быть не может. Это всё нужно ясно и очень сильно пресекать, чтобы никому даже в голову не приходила такая мысль.
Третье соображение, существенное для патриотического воспитания, мне вспоминается из 1975-го года. Тогда был «Пионерской правдой» проведен конкурс, и мне посчастливилось стать одним из победителей этого конкурса. Это было три тура, в каждом туре по 30 вопросов, чтобы ответить на них, нужно было сидеть в библиотеке, искать ответы, а интернета тогда не было. Очень кропотливая задача. Ее разрешение оставляет зарубку на всю жизнь. Почему нет сейчас таких конкурсов? Мне кажется, Союзное государство могло бы выступить, вместе с китайскими партнерами, инициатором такого рода ежегодной олимпиады. Знание о Победе, что такое Победа, почему она стала возможной, кто ее принес – это не из категории исторического учебника, это не из категории игр, это нечто более высокое, это сродни молитвенным традициям. Это нужно возродить, ежегодно, массово, на всем пространстве союзного государства, а также мира, всех наших союзников. Эта инициатива касается и других вещей, таких например, как программа «Голос». Великолепные таланты, молодые ребята исполняют хиты. Но разве немыслим такой же конкурс, но с репертуаром песен Победы?
Отдельный вопрос связан с тем, что мы должны отдать, наконец, долги ветеранам. Это величайшее позорище, величайший стыд, что до сих пор у нас они не все, уже 90-летние старики, проживают в достойных условиях. В Китае, например, недавно вступил в силу закон об обязательной помощи, поддержке своих родителей престарелых и отсутствие такой связи наказывается в уголовном порядке. Почему у нас нет такого закона? Мало опираться только на моральные сентенции, необходимо всей силой и мощью государства поддержать нравственность.
Отдельный наш долг перед ветеранами – успеть услышать их. В 1960-е годы была идея записать их воспоминания, но как-то не развилась она. Сколько ветеранов осталось сейчас? Здесь тоже нужно предпринять усилия.
И последнее. В первые месяцы войны в 41-м году мы потеряли практически всю армию, весь довоенный контингент и поэтому солдаты победы, победители из стали – это были в основном люди, родившиеся в 1924-м году. В 45-м их осталось трое их ста, 97 отдали свои жизни на алтарь победы. Но мы ведь понимаем, что жизнь человеческая продолжается в каком-то другом пространстве, кто верит, тому легче всё это воспринять и у этих людей, которые не остались здесь с нами на Земле, есть свое право на свое видение того, какой должна быть наша страна, каким должно быть наше устройство, что мы себе можем позволить, что не можем позволить и, по крайней мере, они имеют право надеяться на то, что мы будем следовать их заветам и их пониманию жизни. Это было лучшее советское поколение, оно прекрасно описано в блестящей повести Бориса Васильева «Завтра была война». Пронзительные характеры, удивительные люди. Они отдали жизни, очевидно, за то, чтобы мы жили, жили наши дети, наши потомки, чтобы мы сохранили свободу и независимость, чтобы не впали ни в какое ни внешнее, ни внутреннее батрачество. Сталин однажды заметил: «Они хотят, – говоря о союзниках, кстати говоря, будущих, – они хотят, чтобы мы у них были батраками, да еще задаром». И не случайно поэтому любое батрачество, любое рабство, экономическое ли, тем более духовное, тем более информационное – это неприемлемо было бы для любого того, кто не дожил до 1946-го года. А самое главное, ради чего они отдали жизни, и что мы должны помнить и каленым железом выжечь не только на памятниках, но и в законах, в правилах, в учебниках, в конкурсах, так это то, чтобы никому и никогда в голову не пришла мысль посягнуть на самое главное, что подарила нам победа: не только сохранение прежних святынь, она подарила новые святыни, а это самое главное в любой войне и в любой победе».