Творите жизнь без суеты

Номер 5. Плата за все

Русской эмиграции помогла пережить все тяготы ее положения красота православного идеала. По мнению Преосвященнейшего епископа Бостонского Михаила, она может помочь становлению новой России. «Сегодня, как никогда, необходимо неукоснительно следовать нравственным принципам… Бремя ответственности – за свою семью, за своих служащих – не позволит человеку преступать нравственные пределы».

Преосвященнейший епископ Бостонский Михаил
Творите жизнь без суеты

“Экономические стратегии”, 2003, №5, стр. 80-84.

Владыка, как Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в мире? Каково Ваше видение мировых событий с точки зрения духовных мотивов? Какова природа борьбы культур, культов, верований, ценностей?

На этот вопрос нет однозначного ответа. Я отвечу Вам, конечно, не как политолог. Думаю, что никогда не надо искать в другом истоки своих бед: обвинять в собственных ошибках международную обстановку, государство, какую-то группировку, секту или соседа. Дело не в том, как люди обо всем судят, а в том, какую они сами творят жизнь вокруг себя.

СМИ сегодня обрушивают на нас огромное количество информации: мы имеем возможность, сидя в кресле, видеть все, что творится в мире. Но при этом, как ни парадоксально, у человека часто отсутствует собственное мнение о происходящем. Современный человек в известном смысле отчужден от реальных событий из-за избытка нужной и ненужной информации. Фиксируя внимание на событиях, в которых он, по существу, не принимает участия, человек рискует пройти мимо того, что касается его лично. Тем не менее, как духовная сущность, каждый из нас вовлечен во все происходящее, и у каждого должно сформироваться собственное отношение к окружающему. Человек не может быть оторван от реальности, но, чтобы сохранить духовную жизнь, он обязан отойти от суеты мира сего.

Я приведу один пример: преподобный Симеон Столпник в Антиохии (IV – V вв.) переписывался со Святой Геновефой, которая в Париже в тревоге ожидала нашествия Аттилы. Приходили к нему паломники из Галлии, приносили весточки от Святой Геновефы. Так они и обменивались письмами. Эта своеобразная “беседа” подкрепляла Святую Геновефу, как если бы Симеон Столпник был в самом Париже. Расстояние для них не являлось препятствием, преодолевалось духовно. Устранившись от мирской суеты, проводя жизнь в постоянном покаянии, посте и молитвах, они глубоко, подлинно понимали мир, потому что им была присуща внутренняя аскеза.

Человек, осознающий, кто он перед Богом, понимающий, что есть “общение” с Богом через Церковь Христову, воспринимает мир по-другому. Духовное открытие мира – результат общения с Богом. Это именно то, чего человечеству не хватает сегодня. Приведу пример духовного прозрения. Паломники, приходившие на Афон и говорившие со старцами-отшельниками, которые жили на скале, отрезанные от мира, были поражены: старец, видевший их впервые, называл всех по именам, знал, из какой страны они приехали, понимал их проблемы. Согретые любовью старца, они уезжали, получив духовное направление, поистине приблизившись к Богу.

Сейчас в мире есть два способа устройства общественной жизни. Один – демократия, другой – деспотия в разных формах. Но история знает и теократию. Какова, на Ваш взгляд, наилучшая форма организации общества?

Я не знаю в истории человечества примеров идеального государственного устройства. Возможно ли совершенное общественное устройство, если человек грешен? Ибо “идеальное” в нашем понятии это “совершенное”. Может быть, прообразом совершенного общественного устройства можно считать пребывание Адама в раю? Однако человечество в греховности своей отходило от Бога все дальше и дальше. Ойкумена являлась средоточием цивилизации. В то время в Южной Америке и Египте, например, существовали процветающие очаги культуры, но они жили под властью лукавого, стоит только вспомнить языческие жертвоприношения. Чтобы спасти мир, Бог послал своего Сына, Иисуса Христа.

Церковь Христова промыслительно родилась именно в Римской империи. Первоначально Рим преследовал христиан, как не подчиняющихся законам государства, но в V веке император Константин провозгласил свою империю христианской. Из Византии пришло понятие симфонии церкви и государства. Церковь в свое время дала государству определенное направление, так как в Церкви обитала святость, и государственная власть почитала святость. Церковь стала христианской совестью государства.

Большинство государств в XIX веке были монархиями или чем-то вроде искаженных монархий; все они в известной степени восприняли римское право и симфонию Церкви и государства. Однако единственной православной империей являлась Россия – духовная восприемница Рима и Византии, III Рим. Император российский, государь-мученик Николай Александрович был указанный апостолом Удерживающий от мирового зла.

Первая мировая война упразднила абсолютные монархии. Возникли бездушные тоталитарные режимы, основанные на утопии, но не на совести. Пошатнулось даже понятие правового государства, и мир почти в течение века испытывал ужас безбожных диктатур, на счету которых сотни тысяч, миллионы замученных и убитых.

В противовес тоталитаризму возникло понятие положительной демократии. Только дело в том, что демократия – тоже своего рода “утопия”. Что такое власть, самоуправление массы, народа, толпы? Соберите группу детей и скажите им, что у них самоуправление. Порядка не будет до тех пор, пока они по общему согласию не изберут из своей среды руководителя. Он станет принимать решения, руководствуясь своим рассудком, совестью, собственными интересами (это неизбежно), опытом, традицией и, конечно, будет советоваться со всеми. Но ведь, в принципе, это и есть монархия.

Единомыслие и единодушие суть следствие благодати Божией. Оттого и совершается таинство миропомазания, и верующий народ соединяется в единстве благодати Божией. Представитель такого народа – верноподданный, а не просто гражданин. Все общепринятые понятия сегодня, увы, происходят от анархизма, который есть не что иное, как бунт против Бога. Его девиз – “ни Бога, ни хозяина”. Старший потомок анархизма – марксизм-ленинизм-коммунизм. А его “разбавленная” форма – демократия, которая внешне приняла форму христианского государства, но без Бога. Потому можно сказать, что нынешние демократии – это искаженные монархии.

Нельзя также не заметить, что всякий раз, когда демократия приходила на смену монархии, все начиналось с диктатуры. Ленин сломал абсолютно все, до основания, разрушил духовный, церковный, государственный, экономический, политический строй. Норма стала антинормой, мораль – антиморалью. Российский опыт пытались распространить и на другие страны, но, как известно, безуспешно. Действительно убежденных сторонников подобных идей было довольно мало, люди примыкали к системе, созданной большевиками, может быть, из страха, но не по совести. Конечно, следы морального излома, и, более того, моральной деградации остались.

Господь наделяет нас свободой воли, на нее не покушаясь, дает человеку право отвечать за любой свой шаг. Каждый может участвовать в устройстве общественной жизни: постепенно найти путь к Богу и привести к нему свою семью. Ведь семья есть основа общества, основа прихода, основа христианской жизни. Две-три семьи образуют приход. Церковь – как семья, которая растет, формируется, исполняет волю Божию, воспитывает своих детей. Церковное устройство соответствовало русским устремлениям. После революции, в очень неблагоприятных условиях, Русская Зарубежная Церковь сохранила свою структуру, свою русскую паству. Сохранила она и свое отношение к обществу – как выразительница Божией правды.

Пятьдесят лет назад, когда я был ребенком, во Франции в общественных учреждениях на стенах висели распятия. Сейчас ничего подобного нет. Не значит ли это, что мир отходит от Бога? От этого и беда: люди не радеют о сохранении устройства, которое их объединяло бы. Наоборот, устремляются к тому, что их разъединяет.

В чем культовая основа устройств, которые разъединяют людей? Что разъединяет их, кроме дьявола?

Любая страсть, любой грех. Если я буду говорить, что умнее Вас, это нас разъединит, а если скажу, что Вы мне брат, это нас объединит.

А во имя чего я буду Вам такое говорить? Только во имя Христа. Если у человека нет этого в сердце, если стремление к общению с Богом не свойственно его внутренней жизни, значит, он отходит от Бога, а отходя от Бога, попадает к дьяволу. Здесь нельзя занять нейтральную позицию – быть и с Богом, и с дьяволом одновременно. Господь нам говорит: или – или, выбирай! Оттого людей разъединяют не их достоинства или пороки, а то, кому они служат: “Богу или маммоне”.

Почему русский народ предал Господа? Ведь без этого не было бы ни 1917 года, ни Ленина. Люди предались порокам, которые позволили коммунизму одержать победу. Отчего так получилось? Что это за духовная червоточина? Предательство всегда индивидуально: Иуда предал Христа, офицер – своего генерала, чиновник – императора. Количество таких преступлений перешло в качество. Я не хочу схематизировать ситуацию, кого-то осуждать, например, ту же интеллигенцию. Я стараюсь понять. Одно очевидно: русский человек в своем отношении к Богу в этот момент подвергся такой беде, которую я даже не смею называть падением. Каждому все равно пришлось отвечать перед Богом. Все это очень не просто, и мы не имеем права судить людей за то, что случилось три поколения назад, но обязаны молиться за их грехи.

Некоторые из тех, кто выступал против государя, за рубежом оказались монархистами. Будучи подростком, я знал одного такого человека. В глубине души я осуждал его за то, что он, стоя стоя перед портретом государя, пел со слезами на глазах “Боже, царя храни”, а в свое время, будучи офицером у генерала Корнилова, в Царском Селе фактически присутствовал при аресте государыни. Он сам признался в этом мне, тогда подростку, предварив свой рассказ словами: “После того, что теперь скажу, я, наверно, потеряю друга”. Услышанное действительно сильно меня смутило. Это был шок. Тот, о ком идет речь, служил образцом для русской общественности, его уважали за преданность России и принципиальность. Прошло несколько лет, и я стал по-другому относиться к этому человеку, оценив его честность и мужество: он, зрелый мужчина, признался мне, юноше, предпочел ради правды уронить себя в моих глазах. Храня в сердце боль содеянного, он переродился. Может быть, это и есть “народное покаяние”, покаяние каждого перед ближним. Помню, как, встретившись со мной, он спросил: “Значит, друга я не потерял?”.

Post factum очевидно, что многие были обмануты, сбиты с толку, война утомила, истощила силы, хотя победа была не за горами. Решающим был момент, когда “правительство” отстранило государя императора и предало его поруганию. Началась вакханалия. Многие не понимали, с кем, как и почему надо бороться, ошибались, меняли свои позиции… “Бессмысленный и беспощадный” русский бунт мало кому позволил сохранить ясную голову и незамутненную душу. Многие, каждый по-своему, боролись за сохранение России, в том числе с оружием в руках. Большинство погибли. В сознании народа побежденные всегда виноваты. Известно, что Россию помимо внешних врагов разрушали враги внутренние. Не произошло повторения побед 1613, 1709, 1812 годов, а случилось поражение 1917 года. Победители не смогли никого убедить в том, что они – преемники России. Называя ее СССР, они толковали о том, что создают новое общество, нового человека, чтобы оправдать разруху и обвинить в ней всех русских людей.

И вот в 1991 году коммунизм самоупразднился. Уже нечем стало оправдываться и нечем хвалиться. Сколько было жертв! Россия очистилась кровью новомучеников, постоявших за истину. Вот где победа над злом! Живым остается духовно питаться этим примером. Из тех, кто в 1920-х годах оказались за границей, образовалась зарубежная Россия, сегодня представленная третьим, а то и четвертым поколением.

Знаете, я никому не желаю родиться русским за рубежом. Часто мы слышали: “Они там, за границей, бросили Россию. Богатые, живут спокойно, смотрят из своего далека на несчастную Родину”. Это совершенно не так. Помню, я соборовал паству в канадской епархии. Вы бы видели руки этих людей с мозолями от тяжелой работы! Даже если человек живет богато, сколько труда и мужества ему требуется, чтобы оставаться русским в чужой стране. Думаю, что разговоры о коллективном формальном покаянии нашего народа не имеют смысла. Каждый русский должен глубоко осмыслить опыт прошедшего века. Покаяться – значит переродиться, а не стараться просто перевернуть страницу жизни. Если русский человек потеряет свою русскость, он станет частью безликого мирового сообщества. Великое сокровище – быть русским.

Многие русские задумывались о предназначении России. Что Вы об этом думаете?

Ваш вопрос очень актуален. В данный момент профиль будущего неясен. На мой взгляд, очевидно, что имеет место дехристианизация. Дети мало знают о прошлом своей страны, тому есть множество примеров. Нельзя строить будущее народа без исторического фундамента, не имея за собой живого предания.

Как я уже сказал, Россия была до революции единственной православной империей, духовной восприемницей Рима и Византии. Все на Руси – язык, культура, государственность – создано Православием. Со времен князя Владимира в нашей стране существовала симфония Церкви и государства, так как Церковь несла святость, а власть почитала святость, склонялась перед ней, охраняла ее. Это не теократия, а православная монархия. Наша страна двигалась по такому пути вплоть до 1917 года. И каждый русский человек несет это в себе. Русский – значит православный. За рубежом остался русским тот, кто остался православным. Российская империя была, несомненно, охранительницей и носительницей Православия: святости, правды, чести. Недаром ее называли Святой Русью. Красота православного идеала привлекала и неправославных, они также были верноподданными государя. Интересно, что в 1917 году, когда среди самих русских порой царили “измена и предательство”, многие неправославные чиновники до конца остались верны государю. Это, например, генералы Рененкампф, мусульманин хан Нахичеванский, лютеранин граф Келлер и другие.

Я думаю, нам стоит вернуться к вопросу о том, что Ленин разрушил основы государственной жизни: и духовные, и экономические, и прочие. Фактически через столетие данный эксперимент закончился. Какие выводы можно сделать по поводу жизнеспособности Православия? Не думаю, что русский человек совершенно освободился от недавнего прошлого. Посмотрите, все памятники советской эпохи, например, Мавзолей, целы – совершенно недвусмысленный знак. Люди внутренне не готовы решать этот вопрос. Может быть, определенную роль играет тот факт, что все, кто стоял за Православие, за царя, были физически ликвидированы. На мой взгляд, уничтожена лучшая часть нации. Лучшие в моем понимании – это те, кто пострадали без вины и были принесены в жертву за свою русскость и верность Православию. Геноцид русского Православия – великое горе народа, но в то же время эта жертва для наших современников есть семя Православия, надежда на духовное возрождение.

Как говорил Святитель Иоанн (Максимович), ныне причисленный к лику Святых Русской Зарубежной Православной Церковью, Господь не оставил Россию. И верно: все уничтожалось и многое было уничтожено, а вера в Бога осталась. В этом есть проявление милости Божией. Какой будет новая жизнь? Люди тянутся к вере. Крещение принимают, многие ходят в Церковь, но, к сожалению, есть и такие, кто не считают нужным это делать. Недавно я услышал такие слова: “Нет, в Церковь не хожу: я не формалист…” Будет ли воцерковление жизни всенародным явлением? Мы не знаем. Этот вопрос многих волнует, значит, Православие у всех на уме, но надобно, чтобы оно жило в сердцах.

Какие на сегодняшний день наиболее важные исторические события из тысячелетней истории России Вы могли бы напомнить нашим бизнесменам и политикам?

Вспомним, например, Нижегородскую ярмарку и роль купечества в стране в прошлом. Ярмарки занимали большое место в жизни страны. Я очень часто слышал рассказы об этом от русских за рубежом. Тогда Россия была “сословной”, то есть общество разделялось на сословия, Церковь их духовно соединяла, а государство защищало. В Российской империи государство обеспечивало безопасность своих границ и поддерживало внутреннюю стабильность – во имя Бога. Такова была основа государственности в православной монархии. Каждое сословие жило своей жизнью. Имело место как бы некое самоуправление. Но, несмотря на это, благодать Божия обусловливала единство Святой Руси. Церковь, как любящая мать, окормляла и направляла каждого. Русские люди, которые жили в Божией благодати, составили исторически то, что мы называем русским народом. Однако в результате коренных общественных перемен постепенно во всем мире экономика стала прерогативой государства. На моих глазах произошел переход от одной системы к другой. На Западе это было довольно ощутимо, государство установило полный контроль над экономикой, а экономика – над людьми. В СССР, по сути, происходило то же самое.

Сегодня, как никогда, необходимо неукоснительно следовать нравственным принципам. Нельзя забывать о человеческом измерении экономики и концентрироваться только на повышении рентабельности производства. Люди должны почувствовать ответственность: отец семейства ответствен за свою семью, хозяин даже самого маленького предприятия – за своих служащих. Бремя ответственности не позволит такому человеку преступать нравственные пределы. Он должен считаться с общественным мнением. Для меня отношение к деньгам – критерий общественной нравственности. Помню, когда я был еще мальчиком, в церкви после “Отче наш” пускали по кругу тарелку для пожертвований. Собирали в эту тарелку на церковь, на бедных, на хор и прочие благотворительные цели. Так нас учили сознательно, добровольно отдавать, жертвовать ближнему. Подобная систематическая жертва, которую “ты сам себе назначаешь”, культивирует осознание того, что ты приносишь ее Богу. Если человек не читает Евангелие каждый день, он не может развиваться как достойный предприниматель. Кстати, очень странно звучит по-русски – “бизнесмен”. Раньше у нас были купцы. Неужели не найдется русского слова, чтобы обозначить того, кто занимается предпринимательством?

Скажите, Владыка, у Вас есть любимая притча?

Человек, ответственный за свои поступки, найдет в Евангелии ответ на любой вопрос. Вот, например, история о Христе и рыбаках. Однажды, стоя на берегу Геннисаретского озера, Христос увидел на его глади две лодки. Войдя в одну из них, принадлежавшую Симону, Он попросил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки. Когда же перестал учить, сказал Симону: “Отплывите на глубину и закиньте сети свои для лова”. Симон сказал Ему в ответ: “Наставник! Мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть”. Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась. Рыбаки наполнили обе лодки так, что они начали тонуть. Кто “ловит” с Богом в душе, никогда не останется без рыбы. Но для человека главная задача – не забота о хлебе насущном. Главное – быть с Богом, то есть жить по-христиански, и Господь даст каждому все, что необходимо. Вспомните слова Божией Матери на свадьбе в Кане Галилейской: “Что скажет Он вам, то сделайте”.


Редакция журнала «Экономические стратегии» благодарит начальника специального подразделения Федерации союза казаков России «Казачья Войсковая Православная Миссия» Игоря Евгеньевича Смыкова за помощь в организации встречи и предоставленные материалы.

Следить за новостями ИНЭС: