Проблемы управления рисками в сфере взаимодействия банковских и финансово-промышленных групп с субъектами рынка оценочных услуг

Номер 2. Репутационные риски

Автор приходит к выводу, что для успешного развития в России оценочной отрасли необходимо формирование единых понятных и непротиворечивых унифицированных принципов и их комплексное принятие ключевыми игроками рынка.

Леонид Осмоловский
Проблемы управления рисками в сфере взаимодействия банковских и финансово-промышленных групп с субъектами рынка оценочных услуг

"Экономические стратегии", №02-2008, стр. 140-143

 

Осмоловский Леонид Владимирович — заместитель председателя Комитета АРБ по оценочной деятельности.

В настоящее время в России наблюдается бурный рост рынка оценочных услуг. Повышение потребностей в этой сфере обусловлено изменениями на рынке кредитования как юридических, так и физических лиц. Системообразующими потребителями данных услуг, определяющими требования к процессам и, в различной степени, к методологии, выступают крупные банковские и финансово-промышленные группы. При этом необходимо отметить, что собственные стандарты формируют не только банки, но и иные участники финансово-промышленных и банковских групп. Они разрабатывают различные методические рекомендации и механизмы контроля качества полученных услуг в области оценки.

Резонно заметить, что услугу (отчет об оценке) получает ее заказчик (т.е. в подавляющем большинстве случаев – собственник оцениваемых активов или аффилированное лицо). Однако же на практике нередки ситуации, когда конечным "потребителем" отчета об оценке является банковская или финансово-промышленная группа, которой необходима адекватная информация об активах контрагента (при принятии решения об их покупке, о предоставлении контрагенту займа/кредита под залог таких активов и др.). Таким образом, в рамках данной статьи под потребителем отчета (услуги) мы будем понимать структуру, в которую, имея ту или иную мотивацию, обращается "номинальный" заказчик оценки.

Основной целью построения системы управления рисками, сопутствующими взаимодействию с субъектами рынка оценочных услуг по вопросам установления стоимости различных активов, является достижение паритета сторон и определение "прозрачных" правил взаимодействия между участниками процесса. Эффективная защита интересов конечного потребителя – это производная от заранее четко определенных условий сотрудничества с оценочным сообществом, наличия у потребителя оценочных услуг точного понимания используемой в оценке методологической базы и способности сформулировать и поставить конкретную задачу по оценке активов с учетом их отраслевой специфики и цели оценки.

В связи со стремительным развитием ипотечного кредитования и кредитования малого бизнеса банковский сектор вынужден развиваться в этом направлении, опережая остальных крупных потребителей оценочных услуг. Сегодня большинство крупных и, в особенности, розничных банков работают над созданием собственной системы взаимодействия с оценочным сообществом. Ассоциация российских банков проводит системную работу, направленную на обеспечение методологической поддержки и создание эффективных коммуникаций между банками и оценочной средой. Комитетом по оценочной деятельности АРБ было проведено анкетирование, в котором приняли участие 145 оценочных компаний и 60 банков. В контексте рассматриваемой проблемы и общего понимания необходимости развития банковских систем управления рисками в этом направлении некоторые результаты проведенного исследования выглядят достаточно красноречиво.

Основная часть банков принимает к рассмотрению отчеты любых оценщиков (см. табл. 1).

При этом большинство банков в той или иной степени недовольны качеством представляемых оценочных услуг. Анализ видения банками причин низкого качества оценки показывает, что наибольшая значимость придается субъективному фактору (см. табл. 2).

На втором по значимости месте – претензии к профессиональному уровню специалистов.

Таким образом, можно констатировать, что в ситуации, когда потребители недовольны качеством оказываемых услуг и, более того, отлично понимают причины, по которым качество этих услуг вызывает нарекания, в большинстве своем они (потребители) тем не менее принимают к рассмотрению отчеты об оценке, подготовленные любыми оценщиками. Принимая во внимание результаты опроса, можно сделать вывод, что назрела необходимость изменить подходы к управлению рисками в сфере взаимодействия с оценщиками.

Вопрос формирования прозрачного и эффективного механизма взаимодействия субъектов и потребителей оценочных услуг актуален для всех государств с рыночной экономикой. В странах с более зрелым рынком в настоящий момент уже реализованы различные решения по минимизации рисков, связанных с некорректной оценкой имущественных активов.

Так, коммерческие банки США сотрудничают с ограниченным пулом аккредитованных и сертифицированных оценщиков. В США заказчиком и фактическим потребителем оценочных услуг выступает банк, оценка производится исключительно в соответствии с требованиями финансового института, собственник оцениваемого имущества только оплачивает услуги и лишен прямой возможности влиять на ход и результаты оценки.

Процесс оценки активов в Италии проходит с участием профессиональных экспертных агентств, осуществляющих по поручению банка взаимодействие с оценщиками, разработку задания на оценку и контроль качества отчетов об оценке. Данный механизм позволяет банкам получать стандартный формализованный продукт (отчеты об оценке), качество которого верифицировано и гарантировано авторитетным профессиональным агентом.

Банки Германии прибегают только к услугам оценщиков, прошедших процедуру евросертификации. Сертификация (аттестация) оценщиков внедрена в Германии с середины 1990-х гг., после того как возникли масштабные проблемы с погашением кредитов, выданных под залог некорректно оцененной недвижимости. Данная аттестация проводится на регулярной основе, оценщик, не прошедший аттестацию, лишается возможности оказывать оценочные услуги банкам.

В России объект управления рисками в сфере взаимодействия с оценочным сообществом на текущем этапе не воспринимается как нечто целостное. Каждый из заинтересованных потребителей пытается разработать собственную систему, что приводит к крайне сегментированному восприятию текущей ситуации субъектами рынка оценочных услуг и усугубляет методологические и коммуникационные проблемы. Ситуация ухудшается благодаря различиям в уровне владения предметом и разным стратегиям минимизации рисков.

Необходимо отметить позицию российских банков, когда подавляющее большинство считает необходимым участие специалистов кредитной организации в процессе оценки активов (табл. 3).

Невозможно недооценить подобную активность, но основной вопрос в том, каким образом и "вооруженные" какой методологией эти специалисты делают свое дело? Нередки случаи, когда выдвигаются абсолютно нерациональные и, более того, противоречащие цели оценки требования и имеет место жесткий контроль их исполнения. Например, использование в отчете об оценке всех трех подходов. Или процесс контролируется по формальному признаку: "красивый" титульный лист отчета, два специалиста в штате, "страховка" на нужную сумму…

Т.е. основным является вопрос качественного наполнения этого участия.

В качестве решения этой проблемы видится внесение соответствующих изменений в нормативные акты Банка России, позволяющих унифицировать общие правила и требования к системе оценки рисков банков в области работы с обеспечением, учету его стоимостных и качественных характеристик, а также разработка единых методических рекомендаций в части оценки для целей залога. Такая работа в настоящее время ведется и координируется Комитетом по оценочной деятельности АРБ.
Отбор определенных компаний для сотрудничества, или, иными словами, аккредитацию, следует рассматривать в качестве меры, используемой банками для защиты от некачественной оценки. Данным инструментом пользуется 47% опрошенных банков. Среди крупных банков эта доля существенно выше и составляет 65%. Интересно, что оценщики тоже одобряют такую меру, как аккредитация.

Для разработки качественного бизнес-процесса, связанного с аккредитацией, и его успешного внедрения в комплексную систему управления рисками банка необходимы квалифицированные кадры. Расхожее мнение о том, что любой оценщик может что-либо предложить банку, представляется ошибочным, так как здесь необходимо доскональное знание кредитного процесса в целом и его нюансов в частности. Точно так же нельзя ждать успешного результата от кредитного работника, не владеющего оценочным инструментарием на уровне, соответствующем комплексному видению процесса оценки. На сегодняшний день эту функцию выполняют в банках специалисты залоговых подразделений, являющихся зачастую частью более крупных организационных структур, которые, в свою очередь, не обладая необходимыми узкоспециализированными знаниями, накладывают отпечаток на формат и "взгляды" залоговых служб. Следовательно, успех на этом пути возможен при формировании самостоятельных залоговых подразделений и укомплектования их соответствующим персоналом, который по роду деятельности должен постоянно взаимодействовать с внешней средой, а не быть изолированным пределом компетенции непрофильных подразделений, т.е. не быть третьей производной от интуитивного мнения и неполноценного восприятия специфики вопроса "вышестоящими" менеджерами, чей функционал зачастую находится совсем в иной плоскости.

Соответственно, при выполнении этого условия аккредитация станет динамическим процессом, направленным на минимизацию рисков.
Практический опыт некоторых российских банков, а также анализ зарубежного опыта свидетельствуют о достаточно высокой эффективности применения данного механизма взаимодействия в случаях, когда процесс аккредитации не является формальной процедурой проверки обязательного страхования ответственности оценщика и иных аналогичных параметров. Поэтому его можно рассматривать как общую рекомендацию для банков и оценщиков. Однако "природа" рекомендации такова, что в силу ее необязательности ее выполнение (или принятие во внимание) становится не правилом, а скорее исключением. Данное утверждение справедливо по крайней мере для российской ментальности.

Необходимость построения продуктивной модели взаимодействия субъектов рынка оценочных услуг признается всеми участниками, заинтересованными в долгосрочном устойчивом развитии своего бизнеса. Между тем, как показывает практика, усилия отдельных банковских или финансово-промышленных групп в этом направлении не оказывают достаточного влияния на рынок в целом. Только формирование единых понятных и непротиворечивых унифицированных
принципов и их комплексное принятие ключевыми игроками рынка способно переломить устоявшиеся стереотипы и методы работы, обусловленные как масштабным явлением "заказных" услуг, так и подходами к управлению рисками в сфере взаимодействия с оценочным сообществом по "остаточному принципу".
Проблема качества систем и подходов к управлению рисками в настоящее время особенно актуальна на фоне структурного кризиса мировой экономики и глобальной переоценки методов анализа финансовых инструментов и оценки имущественных активов. Несмотря на относительную стабильность и запас прочности, присущие развивающейся российской экономике, вопрос разрешения ситуации, сложившейся на рынке оценочных услуг РФ, не терпит отлагательства. Об этом свидетельствует как современный международный опыт, так и уроки истории – Ной приступил к строительству ковчега до того, как начался Всемирный потоп.

ПЭС 8065/27.03.2008

Следить за новостями ИНЭС: