Кто заказывает музыку? | Институт экономических стратегий

Кто заказывает музыку?

Номер 2. Кто заказывает музыку?

Вступительное слово главного редактора.

Александр Агеев
Кто заказывает музыку?

"Экономические стратегии", №2-2006, стр. 05

Грядущее вступление России в ВТО ребром ставит вопрос об инновационных и управленческих источниках экономического роста. Занимая, по данным Всемирного экономического форума, 6-е место в мире по масштабам производства интеллектуального сырья, Россия находится на 80-90-х позициях по его коммерциализации. Это свидетельствует об огромном масштабе потери прибыли из-за слабости рыночно-конкурентных институтов. Фундаментальным условием достижения как глобальной, так и внутренней конкурентоспособности российских фирм становится массовый "всеобуч" в отношении новых правил игры. Однако в настоящее время из миллиона действующих юридических лиц России подлинным, глобально признанным компетенциям ведения бизнеса обучены не более 200 предприятий! К фирмам, имеющим ощущение и какие-нибудь символы обученности (сертификации), часто – контрафактные, можно отнести чуть больше двух тысяч юридических лиц из миллиона…
Глобальный бизнес давно имеет сетевую природу и опирается отнюдь не только на эксплуатацию грубых свойств природы. Обязательной предпосылкой успешного ведения бизнеса сегодня является встроенность в определенные сообщества, чьи нормы добровольно обязуется соблюдать каждый их участник. Именно эти обязательства предопределяют и конкурентные преимущества, и популярность брендов, и доверие общества к рыночным агентам. Потому-то самое неприятное для современной экономики – кризис, обман, подрыв доверия. А капитал доверия возникает из тех тонких свойств социальной материи, что называются культурой, противоположность которой – варварство.

Стремление к успеху, процветанию, справедливости, к иным культовым идеалам не всегда реализуется в благотворных формах. Так, количество рейдерских атак, имеющих в России федеральный масштаб, измеряется сотнями случаев в год. Соответствующий размах имеет и практика на уровне регионов и муниципальных образований. Ежегодный объем рейдерских операций превышает 10 млрд долл., а величина активов, экспроприируемых недобросовестным способом, в рыночном выражении достигает, по самым минимальным оценкам, половины федерального бюджета. Прибыльность же рейдерского бизнеса достигает сотен и тысяч процентов. При этом слабость законодательства и правоприменительной практики большую часть подобных ситуаций даже не ставит в правовую плоскость, хотя во всех случаях недружественных поглощений присутствует целый букет нарушений Уголовного кодекса РФ.

Проблема рейдерства в России имеет сугубо системный характер, ставший, по сути, обычаем делового оборота. Это – массовое заболевание экономической системы, связанное с монопольной природой ключевых российских рынков товаров, услуг и капитала. Начавшись с перекачки активов госпредприятий в частный сектор в конце 80-х гг., пройдя чековую приватизацию, рейдерство стало неотъемлемым инструментом концентрации и перераспределения собственности. В отношении госпредприятий технологии отъема активов у государства или менеджмента теперь бесхитростны и сводятся главным образом к лоббированию назначений руководителей и демонстративному использованию силовых подразделений и проверок.

Сведение практики агрессивных захватов к уровню естественной "загрязненности" экономической среды невозможно без общего оздоровления условий ведения бизнеса, освоения массами предпринимателей, особенно будущих, азбуки делового успеха на мировой арене. В этом направлении в России предприняты лишь первые робкие шаги. Между тем занесение в бухгалтерские балансы помещений, земель, оборудования никогда не даст такого сногсшибательного роста активов, как включение согласно правилам международной финансовой отчетности активов неосязаемых, к которым в первую очередь принадлежит система управления. Не более 0,02% даже имеющегося управленческого потенциала, весьма далекого от совершенства, включены сегодня в балансы российских предприятий. Главная битва за будущее сегодня идет в пространствах, где решающие аргументы – не банкноты, а сети отношений, доверие, интеллектуальный капитал, креативность и обучаемость, честь и репутация, соответствие высшим стандартам, время и знание главного, в том числе тайн власти и спектра будущих тенденций.

Перед российским управлением, и государственным, и коммерческим, и общественным, стоит сегодня двоякий вызов: 1) стать похожими на лидеров мирового управления, освоить их правила поведения и стандарты; 2) остаться похожими на себя, сохранить и развить свою идентичность, своеобразие. В такой паре вызов достоин нашего инновационного потенциала. Преобразиться, оставшись самими собой. Ведь нет ничего постыдного в том, чтобы под руководством гениального дирижера гениально исполнить музыку гениальных Вивальди, Моцарта, Генделя, Бетховена, Чайковского, Мусоргского, Шостаковича… Постыдно: а) не знать классику, б) фальшивить, исполняя гениальную музыку, и в) вместо великой музыки, вместо благотворных образцов предпринимательства наполнять мир и собственные жизни подделками, полуфабрикатами, какофонией, обманом, суетой и всем тем, за что если не сразу, то потом станет стыдно.

Следить за новостями ИНЭС: