Цена с ценой не сходятся…

Номер 2. (С)Бой часов

В статье представлена методика, которая играет роль лакмусовой бумаги в оценке платежеспособности рынка и позволяет оперативно следить за его состоянием, а также предоставляет аргументированные основания для краткосрочного прогнозирования.

Борис Руда
Цена с ценой не сходятся…

"Экономические стратегии", №2-2004, стр. 40-43

Окружающие реалии, привычно именуемые рыночными, способствовали тому, что для многих из нас термин "экономика" перестал быть абстракцией. В данном случае речь пойдет о промышленном товарном рынке, составляющими которого являются рынок производства и рынок реализации. Если первый из них плавно, хотя и не безболезненно, перекочевал из плановой экономики в экономику переходного периода, то самодостаточный рынок реализации – явление для отечественной экономики сравнительно новое.
Торговые операции трейдеров занимают значительную, но количественно трудно определяемую долю на рынке товаров производственно-технического назначения. Если, как следует из старого слогана, "реклама – двигатель торговли", то ее движитель, безусловно, цена. Последняя всегда исчисляется в эмоционально воспринимаемых показателях: рублях, долларах, евро… список можно продолжить. Но поскольку речь пойдет о внутреннем рынке, остановимся на рублях и отметим, что именно цена многое может сказать о качественном состоянии любого рынка.

Отечественный промышленно-товарный рынок, вероятно в силу своего подросткового возраста, пока еще несовершенен, что находит отражение, в частности, в высокой дисперсии цен на однотипные виды промышленных товаров. Это резко отличает его от классических рынков, ведь производственный сектор живет по совершенно иным экономическим законам. Подобные ценовые вариации, возможные и даже органичные на потребительских рынках, отчетливо свидетельствуют об определенной степени маргинализации основной движущей силы любого рынка – конкуренции, в данном случае среди производителей.

Однако самобытность отечественного рынка этим не исчерпывается. На ранних этапах формирования рынка рубль не являлся основным платежным средством, ему пришлось долго отвоевывать свое законное место под рыночным солнцем. Жесткая кредитно-денежная политика государства принесла плоды, однако бартер, взаимозачеты и вексельные схемы и сегодня мирно уживаются с рублем, и их доля непосредственно характеризует активность внутреннего спроса и обеспеченность его прямыми денежными средствами. Здесь следует отметить, что если в условиях классического рынка, скажем, бартер детерминирован самим характером торговой сделки, то в условиях отечественного рынка он является мерой, скорей, вынужденной и неизбежно влияющей как на абсолютную величину цены, так и на ценовую динамику. Важность учета неденежных форм расчета для отечественной экономики подтверждается, в частности, тем фактом, что они были введены в официальные документы Госкомстата РФ в виде соответствующих граф с указанием других видов расчетов, включая взаимозачеты и прямой товарообмен. Применение результатов математической обработки этих форм для получения обобщающих сводных форм тормозится известной сложностью их практического получения, недостаточной оперативностью, отсутствием, зачастую, необходимых данных. Подобная иформация, естественно, никак не касается такого весьма важного рыночного звена, как рынок трейдеров. Кроме того, по нашим данным, неденежная форма расчета сейчас отменена.

С 2002 года интересные разработки по оперативной оценке состояния рынка производителей проводятся в лаборатории конъюнктурных опросов Института экономики переходного периода (ИЭПП) под руководством С.В. Цухло. При этом результаты обработки оценок роста-снижения продаж с использованием именно денежных средств расчетов представляются в относительных показателях. Рост-снижение платежеспособного спроса отслеживается по отзывам компетентных представителей промышленных предприятий; информация представляется ежемесячно в виде отчетов, озаглавленных "Конъюнктура промышленности".

Возможность практического использования подобных материалов также ограничена недостаточной оперативностью и отсутствием в них дифференциации по отдельным отраслям, которые представляются, как правило, выборочно лишь в описательной части. Как и в предыдущем случае, эти важные данные относятся к рынку производства, никоим образом не затрагивая рынок трейдеров, а последнее, на наш взгляд, необходимо. По нашему мнению, именно сравнение этих рыночных звеньев может дать искомый результат.
Гипотетически с высокой степенью вероятности можно предположить, что информация, имеющая отношение к оценке платежеспособности рынка, аккумулируется в соответствующих министерствах, отраслевых комитетах и ассоциациях предприятий, профильных отраслевых институтах. Но читатель согласится с авторами, что она не всегда и не всем доступна и, как правило, относится лишь к рынку производства. Поэтому приходится делать упор на собственные силы, простите, информационные ресурсы, не игнорируя как составное звено рынок трейдеров, гипотетически предполагая его большую ситуативную ценовую подвижность.

По роду профессиональной деятельности имея доступ к достаточно крупным и постоянно обновляемым статистическим массивам данных по ценовым показателям ряда отраслей промышленности (металлургия, машиностроение, химическая промышленность, промышленность строительных материалов), мы не могли не обратить внимание на то, как оперативно реагируют цены трейдеров на изменения общего состояния рынка: рост-снижение платежеспособного спроса, избыток-дефицит общей товарной массы и другие возможные причины.

Как уже было сказано выше, есть рынок непосредственных производителей и рынок трейдеров – организаций, деятельность которых направлена на закупки и последующую, как правило крупнооптовую, реализацию уже собственной складской товарной массы. Если сопоставить цены трейдеров по любой произвольной товарной группе и цены производителей соответствующей отрасли промышленности той же товарной группы и взять их соотношение, то результат по абсолютной величине должен быть больше единицы: трейдеры несут естественные, тоже производственные затраты. Отечественная же хозяйственная практика, скажем мягко, не всегда демонстрирует подобное логически обоснованное соотношение. Итак, возьмем на вооружение коэффициент – частное от деления цен трейдеров и цен прямых производителей по конкретным товарным группам и соответствующим отраслям, представив цены уже расчетными среднеарифметическими показателями.

Намеренно огрубляя результаты многолетнего мониторинга, следует отметить, что на наиболее подвижных в ценовом плане рынках встречаются две наиболее типичные области.
1. Значения коэффициента растут – отмечен рост цен рынка трейдеров при сохранении общих корреляционных и даже функциональных зависимостей.
2. Значения коэффициента стабильны – цены попадают в область легкого понижательно-повышательного, так называемого бокового тренда, где прямые корреляционные связи, как и функциональные, свою силу уже утрачивают.

Сопоставим полученные нами данные с описанными выше данными Госкомстата РФ, которые хорошо прослеживаются лишь при больших временных лагах. Причина очевидна: данные Госкомстата РФ относятся к промышленности в целом, наши данные – к отдельным отраслям.

В таблице 1 представлены данные Госкомстата РФ (из упомянутой графы "В том числе другими видами расчетов, %") и абсолютные значения нашего коээффицинта К для металлургической отрасли (черный металлопрокат) и кабельно-проводниковой отрасли.

Таблица 1. Сопоставление данных Госкомстата РФ и расчетных значений К по отдельным отраслям, парная корреляция

Расчетные значения парных коэффициентов корреляции рассматриваются с точки зрения качественных характеристик связей как сильные, а с точки зрения логического подтверждения направления связей – как обратные. Сравним авторские данные с данными Института экономики переходного периода по черной металлургии, как наиболее "подвижной" на данном хронологическом отрезке (см. таблицу 2). Расчетное значение коэффициента парной корреляции составляет r = 0,57, что, исходя из качественной оценки характера взаимосвязей, отвечает умеренным связям. Сам характер зависимости – прямая – также логически подтверждается.

Таблица 2. Сопоставление данных по оценке недежных форм расчета для промышленности в целом и для металлургической отрасли

Поскольку настоящая работа выполнена на основе статистических данных, не анализировавшихся ранее и делающих возможной практически любую детализацию, то необходимые сравнительные данные по ряду отраслей промышленности и тем более по отдельным спецификациям попросту отсутствуют.

Оценивая состояния рынка, мы работаем с собственными ценовыми базами, постоянно сравнивая их с базами теперь уже не коллег, а конкурентов. Естественно, они не являются единственными; подобная информация по самым различным отраслям достаточно доступна. Да и любой субъект рынка, будь то производственник, представитель торгующей организации или потребитель, имеет и личную статистику: как говорится, разбуди нас ночью… Впрочем, любой статистике (наша не исключение) весьма далеко до генеральной совокупности, которую мы, вероятно, уже навсегда потеряли.

Данная методика, играющая роль лакмусовой бумажки в оценке платежеспособности рынка и позволяющая оперативно следить за его состоянием, также предоставляет аргументированные основания для краткосрочного прогнозирования, поскольку экономические процессы в определенной степени инерционны. Ведь главное – уловить сам характер наблюдаемых динамических изменений и подобрать наиболее близкие функциональные. Судя по имеющимся оценкам общего состояния рынка, многим из нас удается это сделать качественно, а порой и количественно. Как профессионалам, нам порой жизненно необходимо заглядывать в будущее.

Следить за новостями ИНЭС: