Большие надежды малого бизнеса

Номер 5. Плата за все

Президент Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства и ответственный секретарь Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Светлана Зангеева рассказывает о текущем состоянии, проблемах и перспективах малого и среднего бизнеса.

Светлана Зангеева
Большие надежды малого бизнеса

"Экономические стратегии", 2003, №5, стр.
86-91

 

В цивилизованной рыночной экономике место и роль малого и среднего предпринимательства достаточно значимы. В сфере малого бизнеса, например, осуществляется большая часть всех инноваций, что способствует научно-техническому прогрессу и формированию “среднего класса” – важнейшего фактора социальной и политической стабильности общества.
В России использование подобных возможностей малого и среднего бизнеса до сих пор не стало реальным приоритетом государственной политики. Декларируется, но практически не решается задача наращивания предпринимательского ресурса и его целевого использования для ускорения экономического роста и улучшения социального климата в стране. Остро стоит вопрос о ресурсной поддержке малого и среднего бизнеса.
В 2002 году наметился сдвиг. Распоряжением Совета Федерации в 2002 году был создан Совет по поддержке малого и среднего предпринимательства при председателе Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Ответственный секретарь Совета Светлана Зангеева недавно возглавила Национальный фонд развития малого и среднего предпринимательства, который был организован в 2003 году по инициативе членов Совета – представителей предпринимательских организаций и объединений России.
О состоянии, проблемах и перспективах отечественного малого и среднего бизнеса Светлана Зангеева рассказала корреспонденту журнала “Экономические стратегии” Елене Романовой.

Светлана Бальжиновна, недавно Вы стали президентом Национального фонда развития малого и среднего предпринимательства. Что побудило Вас решиться на этот ответственный шаг?

Являясь ответственным секретарем Совета по поддержке малого и среднего предпринимательства, я отвечаю за взаимодействие с предпринимательскими, консультационными, экспертными, научными и всеми другими организациями, которые проявляют интерес к деятельности Совета. Это вполне созвучно моим новым обязанностям в роли президента Национального фонда, которые, в свою очередь, расширяют мои полномочия и дают возможность полнее реализовать функции ответственного секретаря.

Малый бизнес сегодня является одновременно краеугольным камнем и движущей силой экономики. Он функционирует за счет энтузиазма и делового оптимизма предпринимателей, которые бьются как “рыба об лед”, стремясь реализовать свои идеи и проекты. Малый бизнес – это сфера приложения индивидуальных способностей человека, божественной самореализации личности.

Какие основные цели и задачи стоят перед Фондом, равно как и перед Советом по поддержке малого и среднего предпринимательства?

Начну с характеристики роли Совета. Это орган, который, по сути дела, объединяет три составляющие: общество, власть и бизнес. Таким образом, воссоздается эффективно действующая модель социального партнерства. Совет помогает парламентариям уяснить, какие законы нужны бизнесу, в каком направлении следует совершенствовать нормативно-правовой и хозяйственный механизм управления малым и средним предпринимательством, чтобы сохранить и приумножить то, что уже наработано российской школой бизнеса.

Фонд является деловым партнером и своего рода исполнительным органом Совета. Так что задачи у них одни. Первая – это изучение состояния и тенденций развития малого бизнеса в России с учетом отечественного и зарубежного опыта. Вторая – подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и ее субъектов в области малого сектора экономики. Третья – разъяснение общественности значения его развития.

Не могли Вы дать оценку состояния и динамики развития малого и среднего бизнеса в России?

Сегодня в стране имеется около пяти с половиной миллионов субъектов малого предпринимательства – малых предприятий (юридических лиц) и предпринимателей без образования юридического лица (ПБОЮЛ), а также фермерских хозяйств. В целом в данном секторе экономики занято примерно 15 миллионов человек, что составляет 20% от общей численности занятого населения.

Уровень развития малого предпринимательства в России в сравнении с промышленно развитыми странами явно недостаточен. Так, на 1000 жителей нашей страны приходится в среднем лишь 6 малых предприятий, тогда как в странах-членах ЕС – не менее 30. Лишь Москва и Санкт-Петербург приблизились к уровню Западной Европы: на 1000 жителей этих городов приходится 20 и 23 малых предприятия соответственно.

Общий вклад малого предпринимательства в ВВП России не превышает 11%, а совокупный вклад в валовое производство продовольствия составляет около 20%. Тем более примечательно, что малые предприятия, удельный вес которых в промышленности составляет 15%, производят 30% общего объема товаров и услуг, в среднем обеспечивают занятость почти 21% работающих.

По прогнозу Минэкономразвития России в ближайшие два-три года в сфере малого бизнеса темпы прироста численности занятых снизятся, число малых предприятий уменьшится на 2% и к концу 2004 года не превысит 876 тысяч, вклад в ВВП составит не более 10-12%. Малый бизнес уже несколько лет – фактически с середины 1990-х годов – находится в фазе “нулевого роста”. Почти та же картина наблюдается и в сфере среднего бизнеса. При сохранении существующих тенденций развитие малого предпринимательства в России все более будет отставать от потребностей рыночной экономики.

Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, государство должно построить, и возможно быстрее, новую модель государственной поддержки малого и среднего бизнеса, исходя из того, что он является целью и инструментом развития рыночной экономики и улучшения социального климата, а не побочным или сопутствующим продуктом рыночных отношений.

Какие проблемы препятствуют развитию малого предпринимательства и каковы, на Ваш взгляд, пути их решения?

Проблемы можно условно разделить на внешние и внутренние. Внешние в основном связаны с неразвитостью правовой системы, отношений собственности, слабой защищенностью предпринимателя, недостаточной определенностью и непредсказуемостью макроэкономической ситуации, неадекватностью финансовой инфраструктуры и исторически сложившимся монополизмом на многих рынках. Внутренние проблемы – это низкий уровень предпринимательской и менеджерской культуры, наследие старой структуры и содержание экономического образования.

Из внешних проблем первоочередная – несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы этого вида деятельности. Законодательной основой поддержки малого бизнеса является закон “О государственной поддержке малого бизнеса”, принятый в 1995 году. Некоторые положения этого закона устарели, многие до сих пор не имеют достаточной нормативной и правовой базы и потому не действуют, как, например, положение о муниципальном заказе или порядке финансирования программ поддержки предпринимательства. Кроме того, не учитываются положения данного закона при разработке законов других, более поздних, например, “О банках”.

Значит, в российском законодательстве есть “подводные камни” для предпринимателя?

Они сплошь и рядом. Считается, что у нас сейчас действует принцип “одного окна”: предприниматель хочет начать свой бизнес, идет регистрироваться, сдает документы в окошечко регистрирующего органа, и по прошествии определенного срока ему выдают готовые документы. На самом же деле это не так. Обязательно найдется чиновник, который обнаружит какое-нибудь несоответствие. А у предпринимателя “горит” бизнес: например, он уже взял кредит, по которому необходимо платить. Многие “потонули” из-за элементарного незнания законодательства, а именно подзаконных актов: инструкций Центробанка, постановлений и распоряжений российского правительства, местных органов управления, региональных субъектов и так далее. Поэтому любому начинающему бизнесмену очень важно иметь контакты в своей среде, установить связь с объединениями предпринимателей, профессиональными ассоциациями бухгалтеров, аудиторов, консультантов по экономике и управлению, которые помогут, укажут оптимальный путь в “море” бизнеса. Это позволит преодолеть хотя бы часть “подводных камней”. Но для “успешного плавания” необходимо еще многое. В частности, кардинальное улучшение финансовой ситуации в сфере малой экономики.

Что же этому препятствует?

Продолжим разговор о проблемах. Одна из них – многолетнее противодействие принятию законов о взаимном кредитовании и страховании субъектов малого бизнеса. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала, однако на практике это не так. Сегодня в России организации, предоставляющие финансовые услуги предпринимателям, охватывают менее 1% потенциального рынка. Дело в том, что малые предприятия, предполагающие заниматься производственной деятельностью, рассчитывают на долгосрочные разовые кредиты под полное техническое оснащение производства. Банки же в условиях нестабильности, трудностей с реализацией продукции, кризиса неплатежей, инфляции сильно рискуют, предоставляя такие кредиты. Они предпочитают крупных клиентов с государственными гарантиями, играют на ставках кредитов.

Выходом из положения могло бы стать создание специальных банков (местных, муниципальных) для предоставления кредита малым предприятиям на долгосрочной основе и при относительно низкой процентной ставке. Подобные банки могут быть созданы при участии государства. Это, например, кооперативные банки, общества взаимного кредита. Во всяком случае пока эта ниша в финансово-кредитной инфраструктуре не закрыта.

Государство должно заинтересовать банки в кредитовании субъектов малого предпринимательства путем субсидирования части процентных выплат по их банковским кредитам. Это привело бы к снижению рисков реализации и уменьшению сроков окупаемости инвестиционных проектов в сфере малого бизнеса, повысив его привлекательность для кредитующих организаций.

Кроме того, существующая в России в настоящее время система предоставления гарантий изначально направлена на оказание поддержки тем хозяйствующим субъектам, которые могут предоставить достаточное залоговое обеспечение, и для большинства субъектов малого предпринимательства является недоступной. Поэтому целесообразно и актуально создание в России института государственных гарантий по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства.

До сих пор не решены проблемы в области имущественной поддержки субъектов малого бизнеса. Они практически не допускаются к госзаказу. Законодательно установленный норматив предоставления малым предприятиям 15% общего стоимостного объема государственных и муниципальных заказов повсеместно не выполняется. Действующие законодательные и нормативные акты, регламентирующие этот процесс, нуждаются в кардинальном пересмотре.

В числе наболевших проблем – значительная налоговая нагрузка, достаточно сложные процедуры ведения учета и представления отчетности, излишнее налоговое администрирование. Непродуманное и поспешное введение единого социального налога вызвало, по существу, двойное налогообложение малых предприятий, уплачивающих налог на вмененный доход. Усиление иррационального налогового пресса привело к еще большему уходу малого бизнеса в “теневую экономику”. Введение этого налога – яркий пример безответственности, несогласованности действий ряда органов власти, отвечающих за проведение в жизнь провозглашенной политики поддержки малого предпринимательства.

Расскажите, пожалуйста, о работе, проделанной Фондом и Советом по поддержке малого и среднего предпринимательства за последнее время.

Дело в том, что до сих пор критерии и параметры среднего бизнеса не определены и само определение “среднее предприятие” в законодательстве отсутствует. Поэтому Советом по поддержке малого и среднего предпринимательства разработаны “Концепция законотворческой деятельности Совета Федерации в области малого и среднего предпринимательства” и “Концепция активизации работы в регионах РФ по развитию малого и среднего предпринимательства”. В этих документах предпринята попытка дать контурную характеристику среднего предпринимательства, рассмотрены проблемы взаимодействия малого, среднего и крупного бизнеса, подчеркивается, что выработку новой модели государственной поддержки малого предпринимательства необходимо рассматривать как стратегическую цель.

Сейчас идет активная работа по принятию новой редакции Федерального Закона № 88 по государственной поддержке малого предпринимательства. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов обратился к президенту России с просьбой поддержать предложения и новые законодательные инициативы предпринимательского сообщества России.

Мы участвуем в разработке проектов модельных законов, особенно в так называемых “депрессивных” регионах. Таковым является, например, Сибирский регион, где имеет место системная скрытая безработица и требуется создание новых рабочих мест, в том числе в сфере малого и среднего бизнеса.

В июле этого года в качестве президента Фонда и ответственного секретаря Совета я приняла участие в работе первого Форума предпринимателей в Томске, проходившего под девизом “Интеграция усилий бизнеса и власти по развитию малого предпринимательства в Сибири”. Форум проходил под патронажем Полномочного представителя Президента РФ в Сибирском федеральном округе Леонида Драчевского и его заместителя Владимира Овчинникова. Идеологом и главным организатором этой встречи выступил глава администрации Томской области Виктор Кресс. В числе участников были представители 11 краев и областей Сибири, Генеральный директор Российского Агентства поддержки малого и среднего бизнеса Виктор Ермаков, а также представители ряда крупнейших экспертных институтов, специализированных организаций, руководители Торгово-промышленных палат всех регионов Сибири.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы отечественного малого и среднего бизнеса?

В настоящее время в России отсутствуют условия для развития любого производства – и малого, и среднего, и крупного. Поэтому в такой ситуации принятие специальных мер и создание благоприятных условий именно и только для малого бизнеса может дать только кратковременный эффект или вообще не дать такового. До тех пор пока основой хозяйственного механизма в стране не станет производственное предпринимательство, малый бизнес не сможет реализоваться в полной мере и будет развиваться однобоко, например, только в торгово-посреднической сфере.

Если же будет разработана комплексная государственная программа преобразований в экономической и правовой сферах, на перспективы малого бизнеса можно будет смотреть с оптимизмом. И вот почему. Во-первых, накоплен всесторонний опыт создания условий для развития малого предпринимательства и можно обоснованно выбрать наиболее эффективные направления и формы. Во-вторых, создан производственный потенциал, который сейчас используется недостаточно, но может быть востребован малым предпринимательством не во всех, но в очень многих областях хозяйственной деятельности. В-третьих, остаются неразвитыми многие сферы экономики, которые могли бы стать перспективными именно в малом бизнесе. В-четвертых, созрел довольно многочисленный слой населения, способный и желающий заниматься этим видом деятельности.

При эффективной государственной поддержке малый бизнес станет локомотивом российской экономики.

Скажите, пожалуйста, как складываются взаимоотношения вашего Фонда с научно-исследовательскими организациями? Что бы Вы могли сказать о сегодняшнем положении российской науки? Влияет ли “утечка мозгов” на дальнейшее развитие предпринимательства в России и что нужно делать, чтобы остановить этот процесс?

“Силиконовых долин” – таких как Новосибирск, Томск, в России много. Томский Государственный университет, Томский университет систем управления и радиотехники, другие научно-исследовательские учреждения города – это базовая модель и школа инновационного предпринимательства. Удивительно интересные идеи рождаются в недрах этих творческих коллективов, которые в большинстве своем работают в рамках малого и среднего бизнеса. У российского инновационного малого предпринимательства большие перспективы. Молодые ученые выдвигают свои проекты на гранты, нужны лишь инвестиции, например, финансовая поддержка со стороны крупного бизнеса.

В последнее время положение российской науки меняется в лучшую сторону. Ей стали уделять больше внимания и президент, и Министерство промышленности, науки и техники. К сожалению, руководство нашей страны пока еще не осознало, что малый и средний бизнес – это перспективная область для эффективного приложения научно-технических инноваций и разработок.

Что касается “утечки мозгов”, то я не думаю, что она существенно влияет на развитие бизнеса в нашей стране. Россия всегда была богата и, думаю, не оскудеет выдающимися умами. У нас растет очень талантливая молодежь, ориентированная на освоение новых вершин науки.

Привлекаете ли Вы для разработки проектов экспертов из ведущих вузов России, РАН, из-за рубежа?

Среди членов Совета – ведущие специалисты, эксперты, сенаторы, депутаты Государственной Думы, представители предпринимательских организаций. Это те, кто душой болеет за отечественный малый бизнес. Мы приглашаем на заседания Николая Петровича Шмелева из Института Европы РАН, Игоря Павловича Фаминского из Всероссийского научно-исследовательского института внешнеэкономических исследований, а также других ведущих ученых Российской Академии наук. Совет также сотрудничает с Российской Академией бизнеса и предпринимательства. Мы планируем пригласить экспертов из компании Deloyt & Tush, а также проводим консультации и научные конференции с компанией Ernst & Young, международными финансовыми организациями, такими как МВФ, Группа Всемирного Банка, Европейский банк реконструкции и развития, пытаемся работать с ЮНЕСКО и Европейским клубом торговли и инвестиций, хотели бы в дальнейшем наладить связи с Азиатским бизнес-клубом.

Назовите качества, которыми, по Вашему мнению, должен обладать потенциальный предприниматель?

Первое – это профессионализм. Человек с любым базовым образованием – экономическим, управленческим, инженерным, техническим, геологическим – может найти себя в малом бизнесе. Главное – это упорство, желание работать и, конечно, стартовый капитал. Кроме того, потенциальному предпринимателю необходимо такое качество, как коммуникабельность.

Можно ли наказать подчиненного и при этом не унизить его перед сослуживцами?

Руководитель должен понимать, что иногда похвала дороже наказания. Умение вовремя и тактично похвалить человека за хорошую работу – талант, который не всем дается. Хотя иногда и пожурить не вредно. Я думаю, исторически сложившаяся система управления при помощи “кнута и пряника” все еще актуальна.

Как Вы оцениваете роль психологических факторов в рыночной среде? Чем западное мышление отличается от российского?

Знание психологии, науки о тайнах человеческой души, необходимо каждому, кто хочет добиться успеха в бизнесе. Что же касается отличий западного мышления от российского, безусловно, они есть. Наш человек может горы свернуть, причем зачастую на голом энтузиазме. Есть в бизнесе такая категория, как “деловой оптимизм”: если этого требует дело, люди работают днем и ночью, не покладая рук. Вспомните хотя бы советские времена, когда мы рьяно трудились, чтобы быть “впереди планеты всей”.

Однако сегодня в рыночных условиях одного энтузиазма мало. Нельзя недооценивать значение материальных факторов.

В заключение расскажите, пожалуйста, притчу или анекдот, который наиболее ярко характеризует Ваш подход к работе, творчеству, а может быть, и к жизни в целом?

Поскольку я “заядлая рыбачка” в области аналитической, экспертной деятельности, хочу напомнить библейскую притчу, смысл которой сводится к тому, что лучше научить ловить рыбу, чем раздавать ее страждущим. Малый и средний бизнес отличается от всех других форм предпринимательства тем, что он должен научить людей “ловить рыбу”, пусть даже в мутной воде нашей российской постадминистративной экономики. Еще один важный принцип, которым я руководствуюсь, можно сформулировать так: любой кнут важно преподнести в форме пряника, только тогда это даст эффект.

Я остаюсь в душе мечтательницей и оптимисткой. Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что в самое ближайшее время Россия справится со всеми проблемами, и тогда “рыба” будет у каждого.

 

Следить за новостями ИНЭС: