Организационная стратегия холдинговых компаний
Холдинговые компании занимают значительное место в экономике современной России. Однако сегодня успешная деятельность российских холдинговых компаний – это скорее исключение, чем правило. Поэтому особенно ценными представляются результаты исследования, посвященного анализу организационной стратегии японских холдинговых компаний, которое провел вице-ректор Школы экономики университета Нагоя (Япония), профессор менеджмента Тамики Кишида. Холдинговые компании – это организационные формы, базирующиеся на вертикальной диверсификации. Это определяет их структурную централизованность и управленческую децентрализованность. Для таких компаний характерно дублирование ресурсов и отсутствие ориентированности на интеграцию и достижение эффективности. В холдинговых компаниях едва ли может быть использован синергетический эффект действий дочерних подразделений или экономия на масштабах производства. Однако холдинговые компании являются способом снизить степень рыночного риска. Они могут избавиться от низкоэффективных предприятий, одновременно входя в новые перспективные отрасли. Но рыночный механизм не панацея. Для обеспечения эффективного функционирования рыночного механизма необходим социальный контроль. Это значит, что с точки зрения корпоративной власти влияние крупного бизнеса на общество должно быть сбалансировано влиянием самого общества на крупный бизнес.