Война в Ираке: будущее ОПЕК и экономические последствия для Сирии

Номер 3. Крепкий орешек?

Обзор независимой некоммерческой организации MEMRI


Война в Ираке: будущее ОПЕК и экономические последствия для Сирии

"Экономические стратегии", 2003, №3, стр. 44-45.

Материалы предоставлены независимой некоммерческой организацией MEMRI, которая переводит и анализирует масс-медиа стран Ближнего Востока.

В организации стран-экспортеров нефти ОПЕК состоят 11 развивающихся стран, в которых нефть является основным источником доходов. Эти страны – Алжир, Индонезия, Иран, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, ОАЭ и Венесуэла, а также Ирак, который является одним из основателей ОПЕК. Однако он был исключен из организации в 1990 году вследствие оккупации Кувейта. С тех пор Ирак не включен в нефтепроизводительную квоту, при помощи которой ОПЕК регулирует и ограничивает производительную способность каждой страны. Сегодня саудовское правительство более всего обеспокоено ролью, которую будет играть в ОПЕК постсаддамовский Ирак. В Эр-Риаде опасаются того, что США намерены разрушить ОПЕК при помощи иракцев.
Учитывая тот факт, что Ирак обладает 11% всей мировой нефти и способен производить почти такое же количество нефти, что и Саудовская Аравия, это едва ли праздная мысль. На юге, севере и востоке Ирака находятся 2000 нефтяных скважин, на которых вырабатываются 2,5 млн баррелей нефти в день. Реальная производительная способность этих скважин – 8,2 млн баррелей в день. В Ираке также имеется 12 нефтеочистительных заводов, способных очищать 677 баррелей нефти в день(1).
Саудовская ежедневная газета "Оказ" опубликовала статью под заголовком "Будет ли разрушена ОПЕК?"(2). Автор статьи утверждает, что США намерены снизить мировые цены на нефть, уменьшив значение Саудовской Аравии на нефтяных рынках. Только Ирак способен в будущем конкурировать с Саудовской Аравией в производстве нефти. "Поэтому, – пишет журналист "Оказ", – США намерены вложить миллионы долларов в иракскую нефтепромышленность, чтобы поднять ее до саудовского уровня или еще выше. Если ОПЕК прекратит свое существование, это отрицательно отразится на экономике тех стран, которые наиболее зависят от производства нефти. Саудовская Аравия, Иран, страны Персидского залива, Венесуэла и Россия будут среди пострадавших".
Египет также обеспокоен возможностью того, что Ирак превратится в основного экспортера природного газа и станет конкурировать на таких традиционных "египетских" рынках, как Иордания, Сирия и Турция (3). Если цены на нефть упадут хотя бы на один доллар, Саудовская Аравия, производящая на сегодняшний день 7,5 млн баррелей в день, потеряет около 2,7 млрд долл.
Высказывания членов иракской оппозиции, находящихся в изгнании, лишь усиливают опасения Саудовской Аравии и других ближневосточных стран. 15 бывших иракских экспертов в области производства нефти и газа провели в начале апреля встречу в Лондоне, во время которой заявили, что "Ирак обязан положить конец монополии одной страны (Саудовской Аравии) в области энергетики". Курдский представитель Дара аль-Аттар считает, что Ирак станет федеративным государством. В соответствии с такой моделью государственного устройства изменятся и его экономические планы в области энергетики.
Аль-Аттар также выразил надежду, что сразу по окончании войны Ирак вернется к своей довоенной производительной норме: 3,2 млн баррелей нефти в день, а в будущем 6 млн баррелей в день (4). Подобные нормы вынудят ОПЕК либо уменьшить собственное производство нефти, либо отказать Ираку в повышении квоты. В таком случае Ирак может выйти из ОПЕК (5).
На сегодняшний день ОПЕК уже начинает пересматривать систему квот, а эксперты приходят к выводу, что снижение цен с 22-28 долл. за баррель до 18-20 долл. необходимо (6).
Примечания
1. Аль-Ватан (Саудовская Аравия), 07.04.2003 г.
2. Оказ (Саудовская Аравия), 27.03.2003 г.
3. Аш-Шарк аль-Аусат (Лондон), 07.04.2003 г.
4. Аль-Джазира (Саудовская Аравия), 07.04.2003 г.
5. Аль-Ватан (Саудовская Аравия), 07.04.2003 г.
6. Аль-Хайат (Лондон), 04.04.2003 г.


Война в Ираке чревата потенциальными изменениями и потрясениями для его соседей по ближневосточному региону. За активными попытками Сирии остановить надвигающуюся войну стояли два основных фактора: экономический и политический. Сирия опасается политической изоляции, поскольку теперь она окружена проамериканскими режимами со всех сторон – в Иордании, Турции, Израиле, Саудовской Аравии и постсаддамовском Ираке. Сирия также остается единственной в регионе страной, где у власти находится партия Баас. Единственный партнер Дамаска на данный момент – это Иран, с которым Сирия не граничит, однако сотрудничает в таких проектах, как финансирование "Хизболлы" и "Исламского Джихада".
С экономической точки зрения последствия войны в Ираке необратимы. Сирийская экономика, находящаяся под контролем государственного аппарата, пребывает в застое уже много лет. Она нестабильна и вряд ли устоит под напором грядущего урагана перемен. Быстро растущее население, громоздкий государственный сектор и социалистическая экономическая система отпугивают иностранных инвесторов.
После 18-ти лет идеологической и личной вражды между иракским и сирийским руководством отношения лишь недавно начали улучшаться. В 1997 году Хафез аль-Асад отошел в мир иной, и между Сирией и Ираком были установлены торговые отношения. В то время иракское руководство, пытаясь избежать дипломатической изоляции и руководствуясь исключительно политическими соображениями, заключило немало сделок с другими ближневосточными государствами. Таким образом, Сирия получила привилегированное положение в экспорте потребительских товаров, таких, как мебель, мыло, электротовары, фармацевтика и керамика (1). Объем продаж составлял более 5 млрд долл.
Ирак также поставлял Сирии 200 тыс. баррелей нефти в день через нефтепровод Киркук – Баниас по заниженным ценам. На прошлой неделе американцы закрыли нефтепровод, и, когда он снова начнет действовать, сирийцам придется платить за нефть по рыночной цене. Поскольку поставка нефти из Ирака была нелегальной, в обход эмбарго ООН, неизвестно, какие суммы циркулировали между Багдадом и Дамаском.
Многие сирийские фабрики, поставлявшие свою продукцию в Ирак, скорее всего будут закрыты, поскольку большинство дорог разрушено, а иракских заказов больше нет. Сирийские производители также опасаются, что не смогут получить причитающиеся им суммы за товары, уже доставленные в Ирак (2). Теперь, когда иракский рынок будет открыт для всех, Сирии придется конкурировать с такими мировыми производителями, как Корея и Китай, не говоря уже о США и Великобритании.
Примечания
1. Аль-Хайат (Лондон), 10.04.2003 г.
2. Ас-Саура (Сирия), 09.04.2003 г.

Следить за новостями ИНЭС: