Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае

Номер 8. Вихри форс-мажора

После «великой культурной революции» в Китае понятие «левый» превратилось в табу. Люди воспринимали левачество как бедствие, которого надо избегать. Однако через 20 лет после завершения «великой культурной революции» «новые левые» вновь вернулись в общественный лексикон Китая, что само по себе имеет большое значение. Со второй половины 1990-х гг. «новые левые» стали самостоятельным направлением общественной мысли…
«Новые левые» возлагают вину за эрозию государственной собственности на правительство, что переводит их критику в политическую плоскость…
Теория «новых левых» имеет очевидную критическую направленность. Критика рыночных реформ, модернизации и экономического детерминизма, апеллирование к массам и прочее — это основные направления мысли «новых левых»…
Современное китайское общество испытывает влияние трех основных течений общественной мысли, идеологически отражающих главные социальные противоречия, групповые интересы и устремления. Коль скоро все эти течения в том или ином ракурсе отражают китайскую действительность и естественным образом пересекаются, между ними существуют не только различия и разногласия, но и взаимосвязь.

Фан Нин
Три крупнейших течения общественной мысли, имеющих влияние в современном Китае

"Экономические стратегии", №8-2005, стр. 20-25

Фан Нин — заместитель директора Института политологии Академии общественных наук КНР, профессор.

Продолжение. Начало см. в № 5–6/2005.

"Новые левые": результат перемен в обществе

После "великой культурной революции" в Китае понятие "левый" превратилось в табу. Люди воспринимали левачество как бедствие, которого надо избегать. Однако через 20 лет после завершения "великой культурной революции" "новые левые" вновь вернулись в общественный лексикон Китая, что само по себе имеет большое значение.

Со второй половины 1990-х гг. "новые левые" стали самостоятельным направлением общественной мысли. Появились две формы этого течения. Во-первых – переосмысление теории и практики традиционного социализма, во-вторых – переосмысление и критика так называемой "модернизации" общества как отражения прокапиталистических и прозападных настроений, сформировавшихся в 1980-е гг. у определенной части китайской интеллигенции. "Новые левые" открыто выступили против модели модернизации, которую с 1980-х гг. отстаивали либералы. Эта позиция отразила критическую направленность постулатов "новых левых" и в то же время выявила две составляющие их теории: переосмысление традиционного социализма означает "новое", критика капитализма и вестернизации означает "левое".
Благодаря глубокому социальному расслоению, которое являлось следствием китайских рыночных реформ, с конца 1990-х гг. "новые левые" смогли получить некоторое право голоса и в среде китайской интеллигенции, находившейся в плену либеральных идей, и даже в китайском обществе. С 1980-х гг. в Китае такие характерные для либерализма понятия, как "рынок", "свобода", "права", заняли место "политически правильных" терминов. Однако в реальной жизни рыночные реформы принесли дифференциацию интересов, недостаток социальной справедливости, усложнение условий жизни значительной части общества. С точки зрения большинства населения, это чем дальше, тем больше ставило под сомнение те классические аксиомы и незыблемые истины, которые проповедовались либеральной частью интеллигенции. В первую очередь стоит отметить, что в самих интеллектуальных кругах начали сомневаться, критиковать и прямо бросать вызов классическому постулату либерализма о человеческой свободе и ее повсеместном характере. В среде китайской интеллигенции произошел так называемый раскол.

Самое глубокое впечатление на китайское общество произвело внимание "новых левых" к "слабым слоям населения". Так деликатно называют тех, кто больше остальных пострадал в процессе перехода к рынку. По мере углубления рыночных реформ доля "слабых слоев населения" в Китае растет и уже достигла значительного уровня. Говоря от имени этих общественных слоев, "новые левые" острие своей критики направляли против того, что в процессе перестройки системы собственности был сделан упор на приватизацию. Они неизменно подчеркивали: главной причиной социальной дифференциации и социальной несправедливости в Китае стала эрозия государственной и коллективной собственности в ходе реформ. По мере того как в КНР углублялось социальное расслоение и усиливались противоречия, "новые левые" все более попадали в центр общественного внимания и приобретали все больше сторонников. Сегодня это наиболее быстро укрепляющееся направление общественной мысли в Китае.

Одновременно "новые левые" вновь заговорили о таких традиционных понятиях марксизма, как классы и классовая борьба. В 2000 г. китайские деятели искусств левого толка вынесли на сценические подмостки образ выдающегося пролетарского борца XX в. Че Гевары. Изумленной публике был представлен спектакль, в котором понятие "революция", бывшее самым большим табу, отождествлялось с понятием "справедливость". Успех пьесы "Че Гевара" ошеломил даже ту часть интеллигенции, которая сочувствовала "новым левым".

Выступления "новых левых" по поводу негативных последствий китайской рыночной реформы помимо критики социальных явлений включали в себя рассмотрение и осмысление маркетизации и приватизации начала 1980-х гг. XX в. как некоего общемирового исторического явления. Считается, что это непосредственно связано с процессом интеллектуального формирования "новых левых". Представители данного направления – это, как правило, молодые интеллектуалы, не заставшие "великой культурной революции". Они выросли в годы реформ и политики открытости и в большинстве своем учились или стажировались на Западе. Тот факт, что эти люди, которые, казалось бы, с рождения должны были принадлежать к либеральному лагерю, выступили в защиту простого народа, заняли прокитайские, антизападные, антикапиталистические позиции, является особенностью китайских "новых левых" и заслуживает изучения. Критика "новыми левыми" рыночных реформ осуществляется на основе переосмысления понятий "модернизация" и "переход к современности". Некоторые левые теоретики считают, что сегодня рационализм, основанный на материализме и технократии, овладел умами людей. Материальные и технические ценности, рассматриваемые как наивысшие, на мировоззренческом уровне узаконивают рыночную экономику, приватизацию и капитализм. Если не рассматривать общественный прогресс через призму истинных ценностей, то человечество не сможет избавиться от оков капитализма.

"Новые левые" возлагают вину за эрозию государственной собственности на правительство, что переводит их критику в политическую плоскость. Хотя представители этого течения занимают антикапиталистические позиции, в их политических взглядах больше запоминается критика теории и модели традиционной "социалистической демократии". "Новые левые" включают в сферу критического осмысления теорию традиционного социализма в целом. Это отражает драматические изменения, произошедшие в 1980-1990-е гг. в СССР и Восточной Европе, кризис мирового социалистического движения, но в гораздо большей степени высвечивает самоуверенность самих "новых левых", которые позиционируют себя в качестве продолжателей марксизма. Они предложили собственную трактовку таких понятий, как "демократическая политика", "сущность социализма" и "исторический прогресс". Здесь взгляды "новых левых" сводятся к следующему. Они подчеркивают значение народной демократии, говорят о необходимости ограничивать тенденции бюрократизации политической власти при социализме. В этом отношении "новые левые" высоко оценивают инициированную Мао Цзэдуном "великую культурную революцию", которая, как они утверждают, была, по сути дела, великим экспериментом по "продолжению революции". "Новые левые" – самые верные ученики Мао в современном Китае.

Их трактовка сущности социализма не совпадает с взглядами, господствовавшими в Китае в 1990-е гг. Ее смысл в том, что развитие общественных производительных сил является одним из необходимых, но отнюдь не достаточным условием построения социализма. Социализм, развивая производительные силы и удовлетворяя человеческие потребности, должен также изменять сами эти потребности, чтобы улучшать "человеческую сущность". "Новые левые" практически безоговорочно отвергают теорию экономического детерминизма и считают, что, наряду с изменением объективного мира, еще более важной и трудной задачей социализма является изменение субъективного мира людей. Они полагают, что сущность социализма не может сводиться к одной только теории производительных сил, она заключается в том, чтобы достичь гармоничного развития отношений между людьми, между человеком и природой. Новый взгляд на взаимоотношения человека и природной среды, привнесенный "новыми левыми" в современное китайское учение о социализме, также является важной особенностью их теории.

Акцентируя субъектность и субъективность исторического развития, "новые левые" подвергли сомнению классическое для марксизма представление о прогрессе как о линейном историческом процессе, поступательно осуществляющемся по мере развития общественных производительных сил. По сути дела, это развитие проблемы взаимодействия объективного и субъективного в обществе. По мнению многих представителей "новых левых", социальная история – это отнюдь не всегда прогресс, а нравственность совсем не обязательно прогрессирует вместе с развитием производительных сил. Они подвергают сомнению использование производительных сил в качестве критерия и во взглядах на историю придерживаются скорее позиций дуализма.

Обобщая, можно сказать, что теория "новых левых" имеет очевидную критическую направленность. Критика рыночных реформ, модернизации и экономического детерминизма, апеллирование к массам и прочее – это основные направления мысли "новых левых".

Анализ взаимоотношений между тремя ведущими течениями общественной мысли

Современное китайское общество испытывает влияние трех основных течений общественной мысли, идеологически отражающих главные социальные противоречия, групповые интересы и устремления. Коль скоро все эти течения в том или ином ракурсе отражают китайскую действительность и естественным образом пересекаются, между ними существуют не только различия и разногласия, но и взаимосвязь.

Полемика между либералами и "новыми левыми"

Как либералы, так и "новые левые" выражают свое крайнее неудовлетворение китайской действительностью и склонны к вмешательству в нее. Это их общая характерная особенность. Критические выпады в отношении ряда негативных социальных явлений в сегодняшнем Китае, как правило, исходят и от либералов, и от "новых левых" – самых заметных общественных критиков – с той лишь разницей, что их позиции, взгляды и предлагаемые варианты решения проблем диаметрально противоположны.

В вопросе об отношении к власти "новые левые" выступают за предоставление народу возможности контролировать ход реформ, распределение материальных благ и поддержание социальной справедливости. В политической сфере они, не отрицая существующей однопартийной системы, чаще всего ратуют за коллективное руководство, внутрипартийную демократию и народность. Либералы, напротив, требуют изменения государственной и политической системы, выступая за лишение коммунистической партии монополии на власть. Некоторые приверженцы либерализма в свое время высказывались так: "Верен ли вывод о том, что наилучшим положением является то, при котором левые, идеалисты и выразители социального протеста находятся в оппозиции, а правые, прагматики и технократы – у власти?" (1); "архиважной задачей является обязательное внесение в повестку дня реформы политической системы" (2); "касаясь процесса политической модернизации Китая, следует отметить, что для осуществления демократического управления необходимо привлечение западной либеральной политической идеологии. Это общее мнение почти всех идеологов, стремящихся к решению политических вопросов современного Китая" (3).

По мнению "новых левых", многочисленные проблемы, появившиеся в китайском обществе с началом рыночных реформ, связаны с тем, что реформы пошли по неверному пути. То, что реформой экономической системы руководили либералы, или так называемые "новые либералы", привело к разграблению общественной и народной собственности. Либералам же кажется, что эти болезненные явления суть необходимая плата за обучение или цена, которая неизбежно должна быть заплачена. Ведь социальный прогресс сам по себе есть не что иное, как непрерывная эволюция. В ответ от "новых левых" звучат обвинения в "социальном дарвинизме" и приверженности "закону джунглей".

В вопросе об основных социальных ценностях либералы делают упор на свободе личности, а "новые левые" – на социальной справедливости. Либералы рассматривают свободу слова как жизненно необходимое условие и всячески стремятся к ее достижению. Новые левые, напротив, подчеркивают фальшь абстрактной свободы слова в нынешнем Китае, считая, что если кому и недостает ее, то не либералам и интеллигенции, а рабоче-крестьянским массам, в полной мере испытавшим на себе последствия рыночных преобразований. Либеральная интеллигенция чаще всего выступает от имени собственников, подавляя голос пролетариев в защиту своих интересов. Сегодня в Китае либералы отстаивают такие базовые ценности, как свобода, право собственности и конституционная демократия. "Новые левые" выступают за социальную справедливость, равенство и защиту прав трудящихся. Либеральная интеллигенция считает, что социальная конкуренция в Китае недостаточно развита, а ее эффективность низка. "Новые левые" же полагают, что такая конкуренция носит переходный характер и недостаточно справедлива.
Оценивая роль в китайском обществе двух этих направлений общественно-политической мысли и их воздействие на общественные умонастроения, нельзя не отметить, что они прямо противоположны. Либералы критикуют "новых левых" за чрезмерный энтузиазм, присущий раннему марксизму, тяжелый комплекс позднего маоизма и потерю бдительности в отношении содержащихся в идеях Мао Цзэдуна и марксистской теории генов автократии. Слепая приверженность маоизму тем более непозволительна, что решение современных проблем в Китае методами "культурной революции" способно привести китайскую нацию к новой катастрофе. "Новые левые", в свою очередь, выступают с критикой в адрес либерализма, обвиняя его в низкопоклонстве перед Западом. По их мнению, опрометчивое следование по западному капиталистическому пути без учета национальных особенностей и проявления сочувствия к своему народу может привести к латиноамериканизации Китая.

Борьба за право голоса между национализмом и либерализмом

Националисты выступают против глобализации и гегемонии США, что неприемлемо для либералов. В вопросе отношения к США и ко всему, что ассоциируется с Соединенными Штатами, националистическое и либеральное направления находятся в прямом противостоянии. В глазах либералов США являются воплощением свободы, демократии и богатства в современном мире, образцом для подражания. Националисты же полагают, что американский гегемонизм и политика силы привели к тем проблемам, с которыми столкнулся Китай, поэтому Америке надо сказать "нет".

С либеральной точки зрения основные постулаты идеологии национализма и движения "новых левых" практически совпадают, являя собой противоположность либерализму. Поэтому либералы не утруждают себя поиском различий между ними, хотя либеральная интеллигенция и склонна рассматривать "новых левых" в качестве основных оппонентов.

Националисты, в общем, не отрицают рыночного направления реформирования экономической системы, но подчеркивают необходимость в процессе экономического развития делать упор на вопросах политической стабильности государства. По их мнению, следует усиливать контроль, совершенствовать законодательство и выступать с единых позиций во внешнеполитических вопросах. Отношение к социальным противоречиям характеризуется утверждением: "Наводя порядок в собственном доме, прежде всего следует позаботиться о противостоянии внешнему воздействию". В условиях глобализации и открытости внешнему миру приоритет имеет решение внешнеполитических вопросов, покончив с которыми, можно с большим успехом заняться разрешением внутренних противоречий.

Такое отношение националистов к внутригосударственным проблемам проистекает из их убежденности в том, что большинство проблем, с которыми сталкивается современный Китай, коренится в его историческом положении "поздно развивающейся" страны. Грабеж и давление, испытываемое в процессе глобализации развивающимися странами со стороны международного капитала, – это основные факторы, усугубляющие их и без того тяжелое положение. Поэтому Китай должен быть достаточно бдительным в отношениях с западными странами и диалектически подходить к проблеме глобализации, избегая ущерба и получая выгоду от участия в этом процессе. Таким образом, участие Китая в глобализации должно быть обставлено определенными условиями и оговорками, поскольку его государственные интересы диаметрально противоположны интересам США и других развитых стран. Либералы, напротив, полагают, что Китаю необходимо полностью интегрироваться в мировое сообщество, а будущее у страны появится лишь в том случае, если китайцы скопируют американскую модель развития. Только так можно найти выход из создавшегося положения. Возникающие у Китая проблемы они рассматривают как следствие недостаточно последовательного подражания американцам.

Высказывая свое отношение к внутрикитайским проблемам, и в особенности к вопросам демократизации и к реформе политической системы, националисты также призывают к демократии, однако понимают ее содержание и основные функции совсем не так, как либералы. Националисты утверждают, что лучшим выбором для Китая является этатизм с социалистическим уклоном. Они считают, что в современных исторических условиях социализм – это путь социального развития, более всего отвечающий интересам китайской нации. По их мнению, в эпоху глобализации социализм и национализм как идеология и модель развития как нельзя лучше подходят развивающимся странам. Либералы же полагают, что при реформировании политической системы Китая необходимо отбросить социалистический строй, имеющий налет диктатуры и тоталитаризма, и полностью реализовать западную модель. Они выступают против позиции националистов, поддерживающих действующую власть, и полагают, что националистические настроения способны лишь укрепить власть КПК и существующую в стране политическую систему.

Еще глубже противоречия между национализмом и либерализмом в вопросе об отношении к западной цивилизации. В подходе к всемирной истории либералы придерживаются универсализма. По их мнению, в историческом развитии существуют универсальные модели, всеобщие ценности и стандарты. Все эти важнейшие исторические элементы содержатся в западной культуре, которую сегодня представляют Соединенные Штаты. Националисты, напротив, акцентируют внимание на культурной самобытности, отрицая универсальные модели и общемировые ценности. Они "воротят нос" от американской культуры, считая ее примером полного цивилизационного распада, рассматривая ее как культуру, предназначенную для "одноразового употребления", неестественную, бесчеловечную, бесперспективную и не имеющую никакой ценности. Для китайского национализма главным императивом является тезис о непрерывности (преемственности) китайской культуры. Американская же культура не может быть скопирована. Азиатский финансовый кризис, провал "неолиберализма" в Латинской Америке, деградация, последовавшая после радикальных перемен в СССР и Восточной Европе, а также другие крутые повороты и негативные последствия глобализации в конце 1990-х гг. подкрепили аргументацию националистов и сделали их теорию более убедительной. Вне вопросов экономической политики либерализм все более отстранялся от реалий китайского общества, заметно ослабив внимание к насущным социальным проблемам. Зачастую либералы словно утрачивали способность отстаивать свои позиции. Их замкнутость, радикальные настроения и повышенная активность в узком кругу резко контрастировали с охлаждением интереса к ним в обществе.

Сходство и различия между национализмом и движением "новых левых"

Отношения между национализмом и движением "новых левых" достаточно деликатны, здесь имеются взаимные связи, но есть и различия. В широком смысле оба направления могут быть отнесены к идеологиям левого толка, отличаясь лишь в том, что касается последовательности решения китайских проблем и расстановки второстепенных акцентов.

В отношении господствующей идеологии и действующей власти националисты не столь пессимистичны, как "новые левые". Легко увидеть достоинства национализма, который стремится усилить законность и правильность существующей политической власти, ее легитимность в глазах общественного мнения. В основе политической идеологии национализма лежит государственничество, что выражается в призыве к защите авторитета партии и государства, в то время как "новые левые" в значительно степени разочарованы как в партии, так и в правительстве.

Касаясь различных социальных проблем, "новые левые" ратуют за то, чтобы сначала навести порядок внутри страны и только после этого осуществлять противодействие внешним факторам. Националисты придерживаются противоположного подхода. Причины многих проблем, с которыми сталкивается Китай на международной арене, в том числе давление со стороны США, "новые левые" сводят к отсутствию у партии и государства правильной политической линии, действительно отвечающей интересам Китая. По их мнению, внешний пацифизм и внутреннее капитулянтство, безусловно, не решат никаких проблем. Необходимо выверить курс правящей партии и четко определить направление развития страны. Националисты же полагают необходимым рассматривать внутренние проблемы на фоне глобальных процессов. Только согласованность во внешнеполитических делах даст Китаю возможность противостоять внешнему силовому воздействию, расширить жизненное пространство и сформировать благоприятное международное окружение. Таким образом, появится шанс удачно решить многочисленные внутренние проблемы.

Националисты и "новые левые" апеллируют к интересам различных социальных слоев. "Новые левые" с большим вниманием относятся к тому, как формируются интересы разных групп, как возникают сильные и слабые социальные образования, при этом сознательно вставая на сторону трудящихся и незащищенных слоев населения. Националистов больше интересуют вопросы формирования и защиты государственных интересов. Иными словами, их политическая позиция имеет уклон в сторону государственных интересов, и на практике большинство сторонников национализма разделяют позицию правительства. Самые же острые разногласия между националистами и правительством возникают по вопросам внешней политики. Резюмируя, можно сказать, что движение "новых левых" акцентирует внимание на классах и групповых интересах и тяготеет к защите отдельных социальных групп. Приверженцы же национализма обращаются к таким категориям, как "сплоченность общества", "социальная гармония" и "компромисс", рассчитывая на то, что общество обретет единый голос, волю и стремление к действию.

Окончание следует.

Примечания
1. Кабинетная революция. Издательство г. Чанчунь, 1999, с. 425.
2. Там же.
3. Ху Вэйси. Между традицией и свободой. Чжунго тушу шанбао. 11 января 2000 г.

Следить за новостями ИНЭС: