Различение качеств личности и классификация этих качеств в управленческой традиции Китая. По трактату Вэй Люшао «Жэнь у чжи»

Номер 1. Медвежьи услуги

В предлагаемом материале представлены 12 категорий дел или предприятий, которыми склонны заниматься люди, соответствующие описанным ранее 12 типам личности.

Бронислав Виногродский
Различение качеств личности и классификация этих качеств в управленческой традиции Китая

"Экономические стратегии", №01-2008, стр. 120-125

Виногродский Бронислав Брониславович — президент фонда «Экология социальной культуры», руководитель российско-китайской лаборатории «Идеология управленческих стратегий».

По трактату Вэй Люшао "Жэнь у чжи"/
Продолжение. Начало см. в № 7/2007.

Потоки дел

Третья глава трактата посвящена различным типам деятельности в области управления, которые соответствуют двенадцати типам личности, описанным в предыдущей главе.

Т.е. характеры могут образовывать 12 разных типов дел или предприятий, которыми они склонны заниматься в жизни.

1. Это категория чистоты в поведении.
2. Это категория правил или законов.
3. Это категория творческого управленческого искусства.
4. Это категория плоти государства.
5. Это категория функциональных умений.
6. Это вытекающая из меньшей одаренности по трем критериям категория сокрытия и отрицания.
7. Это категория сноровки и приемов.
8. Это категория разумного понимания.
9. Это категория литературных талантов.
10. Это категория социальной учености.
11. Это категория речевого общения.
12. Это категория доблестных героев.

Эти двенадцать типов возможного применения в делах вытекают из двенадцати типов характерного проявления, которые были описаны в предыдущих главах. В общем же система связана с представлениями традиционной китайской науки об устройстве организма по схеме двенадцати каналов. Эта схема соотносится с представлениями об Инь и Ян, которые воплощаются в движении силы дыхания и крови по трем иньским и трем янским типам каналов, расположенных на руках и на ногах.

1. Человек, отличающийся в проявлениях духа и поступках, в общем типе поведения высокой утонченностью, так что его манеры и облик можно брать за образец, определяется как человек категории "образцов чистого поведения".

Поведение такого человека характеризуется не только безупречностью внешних манер, но внешние манеры всегда соответствуют внутренним движениям духа. Это люди, всегда ориентированные на соблюдение высших принципов, ради которых они готовы поступиться любой выгодой.

Таковы Янь Лин и Янь Ин.

Янь Лин, названный так по месту, где было расположено его поместье, носил имя Цзи Чжа. Он прославился в Поднебесной тем, что много раз отказывался стать правителем страны.

Янь Ин (умер в 500 г. до н.э.) был высокопоставленным чиновником в царстве Ци во времена Борющихся царств, служил трем поколениям правителей этого царства – Лин Гуну, Чжуан Гуну, Цзин Гуну. Снискал известность в Поднебесном мире как выдающийся дипломат и как человек чести и безупречного поведения.

Т.е. люди с безукоризненным чувством чести, неподкупные, верные долгу, относятся к этому типу проявления в делах. Школы называют способ проявления в делах тех или иных черт характера.

2. Люди, способные создать систему законов и правил, следуя которой, страна становится сильной и богатой, определяются как люди категории "правил и законов".

Это государственные деятели, способные создать систему правил и установлений, регулирующую жизнь общества, в результате чего в стране начинается экономическое процветание и достигается общественное спокойствие.

К этому типу относятся Гуань Чжун и Шань Ян.

Гуань Чжун (умер в 645 г. до н.э.) – политический деятель царства Ци периода Весен и Осеней. Был назначен правителем царства Хэн Гуном на должность премьер-министра. Провел в стране серию политических, экономических и военных реформ, которые сделали ее богатой, а армию – сильной. В результате Хэн Гун стал в Поднебесной одним из самых сильных правителей царств того времени.

Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) – политический деятель периода Борющихся царств. Он помогал правителю царства Цинь Сяо Гуну проводить реформы, в результате чего была заложена основа будущего могущества царства Цинь.

3. Люди, отличающиеся тонким и глубоким умом, способные понимать высшие законы устройства мира, умеющие создавать блестящие замыслы и планы, определяются как представители категории "управленческого искусства".

Это люди, не только знающие тончайшие законы устройства мира, но и умеющие разрабатывать политическую стратегию и воплощать ее на практике, ставить задачи и достигать определенных целей в политической и военной игре за овладение ресурсами.

К представителям этой школы относятся Фань Ли и Чжан Лян.

Фань Ли, политический деятель конца периода Борющихся царств, был крупным чиновником в царстве Юэ. Провел два года в качестве заложника в царстве У. После этого помог правителю царства Юэ победить царство У. Затем бросил все и отправился скитаться по просторам Поднебесной, став бродягой.

Чжан Лян (умер в 186 г. до н.э.) – политический деятель и сановник начала династии Хань. Пять поколений его предков занимали должность премьер-министра в царстве Хань. Во время мятежей против династии Цинь он помогал Лю Бану, который стал первым императором династии Хань. Проявил себя как величайший стратег и аналитик, основал школы военного и стратегического искусства, которыми до сих пор успешно пользуются в Китае для построения стратегических замыслов.

4. Еще бывают люди, которые совмещают в себе качества, присутствующие в представителях трех описанных выше категорий Поведения, Законов и Искусств. В таких людях черты каждой школы взаимодополняются и находят высшее выражение.

Поведение и нравственные качества подобных людей безупречны настолько, что они могут служить образцом для исправления нравов в обществе.

Их умение создавать законы столь высоко, что они способны привести Поднебесную к порядку в управлении.

Их стратегическое и управленческое искусство настолько развито, что они создают стратегические замыслы, приносящие победу за тысячи миль от места действительного сражения.

Такие люди относятся к категории, которая определяется как "плоть государства".

Невероятно редко встречаются люди, в которых в равной степени соединяются безупречность поведения, ясное понимание государственного устройства и совершенный стратегический ум, способный создавать тонкие замыслы и хитроумные уловки, направленные на достижение победы над противниками. Такие люди потому и определяются странным термином "плоть страны", что они составляют самую лучшую основу для управления государством.

К этому направлению принадлежат И Инь и Люй Ван.

И Инь был чиновником и государственным деятелем в начальный период династии Шан, он помогал правителю Тану разрушать государственную династию Ся, которая управлялась тираном Цзе.

Люй Ван – великий политический и государственный деятель начала династии Чжоу. Помогал Вэнь Вану, первому правителю династии Чжоу разрушать династию Шан, которая управлялась безнравственным и жестоким правителем по фамилии Чжоу.

Эти два деятеля являются примерами разумности, прозорливости вкупе с безупречностью поведения и изощренной стратегичностью ума.

5. Если в одной личности объединены безупречность поведения, способность к успешному законотворчеству и стратегичность ума, однако эти качества развиты не в самой высшей степени, то такой человек может служить образцом нравственности и безупречности для целой страны. А вот в области законотворчества он имеет видение, с помощью которого может управлять лишь областью или волостью. При этом его стратегический ум умеет строить замыслы, вполне подходящие для выполнения конкретных задач.

Такие люди могут быть отнесены к категории "функционально умелых".

Есть люди, обладающие качествами первых трех категорий, но эти качества не в равной степени воплощены в их характерах. Такие люди способны быть примером нравственности для всей страны, однако они не обязательно способны заниматься законотворчеством в масштабах государства. Не всегда они могут оценить положение дел с точки зрения масштабов всей страны, чтобы выстроить соответствующую линию поведения. Область применения подобных людей ограничена, однако они чрезвычайно эффективны в определенных масштабах.

В качестве примера можно привести таких деятелей, как Цзы Чань, Си-Мэнь Бао.

Цзы Чань (умер в 552 г. до н.э.) – это прозвище государственного деятеля по имени Гун-Сунь Цяо, жившего в эпоху Весен и Осеней. Он олицетворял политическую власть в царстве Чжэн и провел очень эффективные экономические и политические реформы, благодаря которым страна усилилась, стабилизировалась внутренняя и внешняя обстановка.

Си-Мэнь Бао во времена Борющихся царств был правителем области в царстве Вэй. Его деятельность способствовала развитию земледелия и производства, он проводил грамотные реформы в местном масштабе, эффективно руководил ирригационными работами.

6. Есть люди, которые воплощают в своей личности отдельные черты трех основных свойств управленца. К примеру, человек может быть образцом высоко-
нравственного поведения. Но он не обладает широтой видения, не умеет прощать и принимать чужую точку зрения. Склонен к критике и придирчивости, осуждает других за их недостатки. Он все время занимается разборками, определяя, кто прав, а кто не прав.

Такие люди относятся к категории "сокрытия и отрицания".

К этой категории относятся люди, отличающиеся безупречным поведением, государственным мышлением и умеющие принимать тонкие решения. Однако они слишком ценят безупречность своего поведения, а потому все время выискивают в этом отношении недостатки в других, стараются разобраться, кто прав, а кто виноват.

К этой категории людей можно отнести Цзы Ся.

Цзы Ся (родился в 507 г. до н.э.) жил в конце эпохи Весен и Осеней и происходил из царства Вэй. Был учеником и последователем Конфуция, после чего вернулся на родину, чтобы распространять там нравственное учение о государственном устройстве, которое воспринял от своего учителя.

7. Бывают люди, которые сведущи в государственном устройстве, однако они не умеют строить обширных и далеко идущих планов в масштабах страны. Они способны занять определенную должность и эффективно на ней работать, проявляют ум и смекалку.

Такие люди относятся к категории "сноровок и приемов".

Представители этой категории вполне разбираются в применении законов и правил, умело действуют в политической среде, однако их не возбуждает перспектива применения своих способностей в масштабах всей страны. Они так устроены, что видят только свою область работы и на этом поле вполне эффективно действуют, умело строят свою линию поведения, проявляют сноровку, смекалку, прозорливость и определенную стратегичность. Эти люди никогда не станут большими государственными деятелями федерального уровня, но вполне успешно действуют на уровне областей или в муниципальном управлении.

К такой категории людей можно отнести Чжан Би и Чжао Гуан-ханя.

Чжан Би был высокопоставленным чиновником, жил во времена династии Западная Хань. При императоре Сюань Ди занимал высокие должности при дворе, затем управлял разными областями. Известен своей прямотой – смело высказывал нелицеприятную правду. Умело пользовался системой наград и наказаний.

Чжао Гуан-хань (умер в 65 г. до н.э.) был крупным сановником, занимал важные административные посты во времена императора Сюань Ди. Прославился своей принципиальностью в применении законов, вступал в конфликты с представителями сильной аристократии и чиновничьих кланов, когда дело касалось применения того или иного установления. Для Чжао Гуан-ханя все были равны перед законом.

8. Бывают люди, которые обладают стратегическим мышлением, достаточно умны и предприимчивы. Однако они не умеют построить систему правил и законов в сфере своего управления. Сталкиваясь с конкретными делами, они проявляют гибкость и изобретательность, управленческую мудрость и опыт. Однако они недостаточно справедливы, не умеют учитывать все многообразие факторов.

Такие люди относятся к категории "разумного понимания".

Есть люди, которые проявляют недюжинный управленческий разум, умеют быстро и адекватно реагировать на все внешние изменения, придумывают схемы решения тех или иных сложных вопросов, но при этом они не способны разобраться в том, кто прав, а кто нет. Их по большому счету это вообще не интересует.
В данную категорию людей можно поместить Чэнь Пина и Хань Ань-го.

Чэнь Пин (умер в 178 г. до н.э.) служил сначала Сян Юю, разрушившему империю Цинь-Ши Хуана, а потом перешел на службу к Лю Бану, первому императору Ханьской империи. Много раз создавал хитроумные планы, которые помогали разрешить сложнейшие ситуации. Был премьер-министром при императрице Люй, после ее смерти сумел вернуть власть наследникам Лю Бана, при новых правителях опять став премьер-министром.

Хань Ань-го (умер в 127 г. до н.э.) принимал участие в конфликте между царствами У и Чу, помог добиться победы над царством У, потому и снискал известность в Поднебесной. При ханьском императоре У Ди занимал высокие должности, успешно справляясь со своими обязанностями.

Все вышеописанные 8 категорий строятся на трех основных качествах. И хотя представители этих категорий по-разному справляются с разными классами дел и ситуаций, их сближает то, что они могут заниматься одним и тем же делом, только подходят к нему с разных сторон и делают его с разной степенью эффективности.

Люди, которые соотносятся с этими категориями, могут принимать участие в государственном управлении на разных уровнях. Они по-разному справляются с разными аспектами этого дела, применяя разные способности, однако в целом они пригодны для решения одной и той же задачи.

9. Есть те, кто с помощью текстов способен описывать происходящее. Таких людей можно отнести к категории "литературных талантов".

Подобные люди могут рассказывать, но не умеют действовать. Это историки, литераторы, писатели. Не следует ждать от них эффективности в государственном управлении.

К этой категории людей можно причислить Сы-Ма Цяня и Бань Гу.

Сы-Ма Цянь – историк, литератор, мыслитель, живший во времена династии Западная Хань. Он был назначен императорским историографом. По несправедливому обвинению попал в тюрьму, был жестоко наказан, изувечен. Написал первый систематизированный исторический труд "Исторические записки", в котором излагаются события китайской истории.

Бань Гу – историк, живший во времена династии Восточная Хань. Прожил трудную жизнь, подвергался гонениям, был несправедливо обвинен, в разное время занимал разные должности. Он, продолжая дело своего отца, в течение более чем 20 лет писал историю династии Хань.

10. Есть люди, способные передавать мудрость из древности в настоящее время. При этом они не умеют делать дела и осуществлять действительное управление.

Эти люди относятся к категории "социальной учености".

Люди этой категории способны передавать знания из поколения в поколения, формулировать мудрость прошедших эпох, создавать теории управления страной, но сами не слишком умеют воплощать свои слова в конкретные действия.

Примерами людей этого типа могут служить Мао Гун и Гуань Гун.

Мао Гун воспринял учение о древней поэтике и передал его потомкам, сохранив тем самым традицию поэтического описания реальности.

Гуань Гун, ученый времен династии Западная Хань, от Цзя И воспринял традицию передачи комментариев древних исторических текстов, за что и получил широкую известность.

11. Есть люди, которые способны красиво рассуждать, однако не всегда их рассуждения имеют отношение к реальной действительности. Они умеют дать красноречивый и внешне убедительный ответ на любой вопрос, слова извергаются из них непрерывным потоком, и они остаются очень довольны собой. Представители этой категории именуются "талантами красноречия".

Есть люди, упивающиеся своей способностью красиво формулировать мысли и описывать происходящее, при этом их не очень интересует, соответствуют ли их описания действительному течению событий. Им нравится давать неожиданные и тонкие ответы на сложные вопросы, и не важно, правильные ли это ответы.

К данной категории относятся такие деятели, как Лэ И и Цао Цю-шэн.

Лэ И – известный полководец из царства Янь эпохи Борющихся царств. Он захватил несколько десятков городов царства Ци, но затем попал в ловушку и был вынужден скрываться в царстве Чжао.

Цао Цю-шэн жил во времена Западной Хань в области Чу. Прославился талантом красноречия. Был гостем известного полководца Цзи Бу.

12. Бывают люди, которые своей храбростью превосходят всех остальных и при этом обладают стратегическим умом, способны планировать военные операции. Они относятся к категории "доблестных героев".

Подобные люди созданы для войны. Таков был, к примеру, Денис Давыдов, который томился, будучи лишенным возможности проявить воинскую доблесть. Как в восточной, так и западной истории есть много подобных примеров.

К этой категории людей можно отнести Бай Ци и Хань Синя.

Бай Ци (умер в 257 г. до н.э.) – известный полководец царства Цинь эпохи Борющихся царств. Совершил множество военных подвигов, вынужден был покончить с собой в результате дворцовых интриг.

Хань Синь (умер в 196 г. до н.э.) был известным деятелем в начале царствования ханьской династии. Сначала являлся соратником Сян Юя, позднее перешел к Лю Бану. Был выдающимся полководцем, совершил множество военных подвигов. По обвинению в государственной измене был казнен императрицей Люй Хоу.

Все эти двенадцать категорий человеческих характеров могут быть управленцами в государственной и административной сфере. Однако в эти категории не включены люди, которые обладают качествами и свойствами, позволяющими им стать правителями страны.

Все эти люди имеют определенные достоинства и недостатки, но ни один них не может стать высшим руководителем. Они способны лишь помогать высшему правителю осуществлять функции управления сообществом.

Высший руководитель должен обладать следующими качествами духа: быть восприимчивым, умным, спокойным и бесстрастным. Он должен разбираться во всех типах характеров и понимать их особенности и недостатки. Он также должен уметь правильно распределить их функции, чтобы самому не заниматься никакими конкретными делами в сфере управления.

Именно в этом и состоит основная задача и цель высшего руководителя. Он должен разбираться в людях, уметь разглядеть характер человека, чтобы бесстрастно рассудить, где его лучше применить. Ему нет необходимости самому делать дела, и даже более того: он ни в коем случае не должен вовлекаться в решение конкретных задач, ибо тем самым он растрачивает свою власть, теряя ее.

И если только путь правителя правильно установлен, двенадцать функциональных типов находят надлежащее применение в соответствующей структуре, получая соответствующие обязанности.

Выше были названы условия, определяющие качества правителя. Верный путь осуществления власти устанавливается именно таким образом: правитель удерживает власть, правильно оценивая качества людей из своего окружения. В результате происходит распределение должностей среди людей из близкого окружения правителя.

Люди, которые по своему характеру относятся к категории "образцового поведения и чистой нравственности" (1), лучше всего подходят для работы в аппарате, отвечающем за идеологию и нравственность.

Это люди из первой функциональной категории 12 характеров. Они способны служить примером поведения и нравственности для других. Им следует работать в аппарате, отвечающем за идеологию, идеологическое образование, нравственность и мораль.

В государстве должны быть органы и структуры, которые непосредственно занимаются идеологией и нравственностью. Нравственность вытекает из идеологии, так как идеология позволяет создать адекватную систему ценностей, определяя жизненные цели для отдельных личностей и устанавливая шкалу приоритетов в данном сообществе.

Люди, которые относятся к категории "правил и законов", должны занимать должности в органах административного управления и надзора, осуществляющих контроль и устанавливающих ограничения в сообществе.

Им следует ограничивать алчных, усмирять разнузданных, создавать и правильно использовать систему наказаний, чтобы люди избегали совершать проступки и стремились подражать не разнузданным и порочным, а нравственным и безупречным в поведении.

Люди, которые относятся к категории "управленческого искусства", должны занимать должности, находящиеся в ведении трех Одиноких (Сань-гу).

Те, кто занимал эти три должности при дворе древних правителей, отвечали за соблюдение обрядности в храмах предков, они также помогали трем вершителям справедливости Гунам исполнять их обязанности.

В первую очередь они устанавливали критерии справедливости в стране и создавали формы обрядности, что во все времена имело исключительную важность, так как обрядность определяла основные способы общения людей и, следовательно, создавала систему представлений о должном в сознании народа.

Люди, в которых находили целостное и полное воплощение качества трех основных уровней проявления личности, могли занимать должности трех Справедливых (Сань гунн).

Те, кто в древности занимал эти три высших должности в управленческой иерархии страны, отвечали за создание эталона социальной справедливости. В те времена огромное значение придавалось фундаментальному осмыслению власти и ее осуществлению в сообществе. Считалось, что необходимо в первую очередь правильно понимать функции власти и пути ее осуществления. Нельзя нарушать образцы социальной справедливости по отношению к членам сообщества. Потому на первом месте было нравственное воспитание членов сообщества и выработка подлинных мерил ценности. За это и отвечали трое вершителей Справедливости.

Люди, в характере которых проявляются все три основных качества, но в меньшей степени, чем у представителей предыдущей категории, могут занимать должность премьер-министра, осуществляющего непосредственное управление административным аппаратом.

Люди, обладающие всеми тремя качествами, но не в равной степени выраженными в их характерах, тоже имеют высокую ценность в управленческой иерархии. Их таланты применяются не для разработки социальных мерил ценности, но для осуществления административных функций высшей власти.

Люди, обладающие талантами категории сокрытия и отрицания, могут занимать должность помощника руководителя аппарата, отвечающего за воспитание и нравственность.

Люди этой категории умеют отличать правду от лжи и подходят для того, чтобы помогать руководителю органа власти, отвечающему за идеологию и воспитание образцов нравственности.

Из категории разумного понимания выходят таланты, подходящие для помощи премьер-министру в осуществлении административных функций.

Из категории умений и сноровок выходят таланты, подходящие для помощи министру строительных работ и сооружений.

Из категории социальной учености берутся таланты, подходящие для должностей, связанных с успокоением народа.

Из категории литературной одаренности выходят люди, подходящие для написания исторических хроник государства.

Из категории речевого общения выходят люди, подходящие для выполнения обязанностей, связанных с внешними связями, связями с общественностью и т.д.

Из категории доблестных героев выходят люди, подходящие для выполнения военной службы.

Если все назначены на должности в соответствии со своими талантами, то такое состояние определяется, как постижение Пути высшего закона высшим руководителем, в результате чего устанавливается порядок и в исполнении обязанностей его слугами. В этом случае чины не меняют мест службы и в сообществе повсюду воцаряется мир и покой.

Если же, осуществляя свои функции, правитель не является уравновешенным и бесстрастным и отдает предпочтение представителям какой-то категории, то однажды оказывается, что представители одной категории сосредоточили в своих руках все властные функции, а для остальных талантов не осталось места в должностной иерархии.

На основании вышеприведенного текста можно сделать вывод, что назначение на должности следует осуществлять с учетом природных склонностей характера определенных личностей. Более того, сама система властной иерархии должна вытекать из природных вселенских законов, а не из пристрастий того или иного представителя власти.

Потому и говорится, что высший руководитель обязан воспитывать в себе беспристрастность и уравновешенность, ибо только обладая этими качествами, он не будет склоняться в ту или иную сторону. И если создается такая среда управления, то возможно притяжение необходимых талантов на соответствующие должности.

ПЭС 8022/18.02.2008

Продолжение следует.

Следить за новостями ИНЭС: