Правовой нигилизм

Номер 7. Детектор ошибок

«Правовое государство — это зона отрицания чрезмерного внешнего принуждения и бесконтрольной свободы человека, ибо первое воспитывает раба, а второе — разбойника», — убежден начальник Правового департамента МВД России, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-лейтенант милиции Валерий Васильевич Черников. Отвечая на вопросы журнала «Экономические стратегии», он рассказывает о правоведах системы МВД России, о работе правового подразделения и нововведениях в российском законодательстве.

Валерий Черников
Правовой нигилизм

"Экономические стратегии", №07-2009, стр. 62-70

"Правовое государство – это зона отрицания чрезмерного внешнего принуждения и бесконтрольной свободы человека, ибо первое воспитывает раба, а второе – разбойника", – убежден начальник Правового департамента МВД России, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-лейтенант милиции Валерий Васильевич Черников. В интервью ответственному за общественные проекты "ЭС" Игорю Смыкову он рассказывает о правоведах системы МВД России, о работе правового подразделения и нововведениях в российском законодательстве.

Валерий Васильевич, 3 декабря наша страна отмечает День юриста, и если учесть, что сотрудники милиции в большинстве своем – юристы, то кто такой юрист Вашего подразделения, сотрудник юридической службы системы МВД России?

День юриста – это праздник всех юристов страны, ведь на сегодняшний день в правовом поле задействовано множество государственных органов и должностных лиц, общественных объединений, специалистов разных отраслей знаний. Все они работают на основе закона и в соответствии с ним.

Не являются исключением и сотрудники органов внутренних дел, где каждый третий имеет юридическое образование, а для юристов правовых подразделений системы МВД России такое образование является обязательным.

К настоящему моменту юридическая служба системы МВД России представляет собой развитую, масштабную сеть, действующий по всей стране правовой механизм. Задачи, поставленные перед сотрудниками Правового департамента МВД России и его территориальными подразделениями, остаются неизменными. Прежде всего это разработка проектов нормативных правовых актов и оказание помощи другим подразделениям в нормотворческой деятельности. И с этой задачей наши сотрудники успешно справляются, участвуя в федеральном и региональном нормотворчестве.

Второй задачей является осуществление контроля над законностью издаваемых органами внутренних дел нормативных правовых актов, а также локальных актов – приказов о привлечении к дисциплинарной ответственности, наставлений, положений, гражданско-правовых договоров и т.п. Сотрудниками правовых подразделений проводится их правовая экспертиза, анализ проектов на предмет соответствия Конституции Российской Федерации и действующему законодательству.

Третья важнейшая задача юридических подразделений, особенно на региональном и местном уровнях – защита имущественных и иных интересов органов внутренних дел и внутренних войск в судах. И это направление нашей работы по мере укрепления роли суда как главного арбитра в решении споров приобретает все большую актуальность. Масштабы такой работы значительны.

И четвертая задача – правовое информирование, доведение до личного состава подразделений системы МВД всех изданных нормативно-правовых актов, касающихся деятельности органов внутренних дел и внутренних войск. На сегодняшний день система правового информирования работает по принципу прямой и обратной связи, что является несомненным прогрессом в применении информационных технологий в системе органов внутренних дел и внутренних войск.

Не секрет, что по мере развития России как правового государства профессия юриста становится все более востребованной – нельзя построить правовое государство, игнорируя или отвергая закон, право. Великий Гиппий отмечал: "Устанавливается закон, я думаю, ради пользы; иногда же он приносит и вред, когда его плохо установили".

Сегодня потребность в знатоках, умеющих профессионально устанавливать закон, велика как никогда.

Ваша деятельность связана с правотворчеством. А что такое норма права? Как Вы считаете, осознает ли себя сегодня россиянин как члена правового общества?

Норма права – это общеобязательное правило поведения субъектов права, которое устанавливается государством; его исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Данное правило может уполномочивать людей совершать определенные деяния или, напротив, запрещать. Таким образом обеспечивается регулирование взаимоотношений граждан, отдельных органов и организаций. "Право – это возведенная в нормативные положения государственная воля", – писал Гегель. И надо заметить, что она проявляется только там, где общественные отношения не могут быть упорядочены при помощи нравственных норм или других социальных регуляторов.

К сожалению, на протяжении последних 15 лет в российском обществе сложилась тенденция недоверия к предписаниям закона. Люди уверены, что ссылаться на Конституцию сегодня бесполезно, ориентироваться на положения договоров, если дело дойдет до суда, глупо, верить в практическую силу закона не имеет смысла. Зачем идти в суд, если разбирательство будет долгим и нудным, можно "договориться" или просто промолчать? Спорить с чиновниками, которые тоже не всегда свято верят в силу правовых норм, – самоубийство.

Правовой нигилизм – современная форма правосознания россиян. Пренебрежительное отношение к правовым предписаниям на практике и сознательное игнорирование их – это одна из основных причин противоправного поведения и преступности в стране. Необходимо срочно реанимировать представление о том, что норма права – это наиболее совершенный способ регулирования общественных отношений.

И начинать надо с контроля над выполнением чиновниками своих обязанностей, над тем, насколько четко и честно ими соблюдается регламент деятельности. Особенно если речь идет о силовых ведомствах.

Как юридической службе системы МВД России удается учитывать потребности органов внутренних дел и внутренних войск в режиме практически непрерывной модификации российского законодательства?

Вы правы, жизнь не стоит на месте, федеральное законодательство постоянно меняется – соответственно, в корректировке нуждаются и те нормативные акты, которые регулируют его действие.

Не стоит забывать, что мы живем в XXI в., когда использование новейшей информационно-вычислительной техники – давно не роскошь, она доступна каждому. Поэтому с целью упрощения нормотворческой работы МВД России был разработан принципиально новый, информационный способ доведения нормативного материала до регионов, при этом учтен принцип обратной связи и автоматизирована система сбора, накопления, хранения, поиска, обработки и анализа информации.

Сегодня в рамках реализации Программы МВД России "Создание единой информационно-телекомуникационной системы органов внутренних дел" разрабатывается и поэтапно внедряется в работу всех территориальных подразделений система правового информирования, которая состоит из трех основных подсистем.

Первая – специализированная территориально распределенная автоматизированная система "Юрист" (СТРАС "Юрист"), которая, в свою очередь, состоит из четырех подсистем: "Нормативные правовые акты МВД России", "Судебная практика", "Международные договоры и соглашения МВД России" и "Юридические консультации". Она действует по принципу "сверху вниз", т.е. банк правовой информации формируется непосредственно в министерстве и распространяется на региональный и территориальный уровни. Данная программа является важным ресурсом в борьбе с правовым нигилизмом.

Вторая – СТРАС "Юрист-Регион", принцип работы которой "снизу вверх". Данная подсистема предназначена для создания в каждом МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ региональной автоматизированной информационно-поисковой системы правовых актов, издаваемых этими органами. Правовая информация региональных АИПС объединяется в единый информационный банк данных на федеральном уровне, что позволяет центральному аппарату осуществлять необходимый контроль над нормотворческой деятельностью региональных подразделений.

В этом году внедрена третья многоуровневая, также территориально распределенная, но уже поисково-аналитическая информационная система "Мониторинг". Уникальность данного продукта заключается в том, что в результате сбора, анализа и оценки правовой информации с помощью АИС "Мониторинг" вычисляются и фиксируются проблемы применения законодательства, регулирующего деятельность системы МВД России, а также выявляются правотворческие ошибки, допущенные на стадии разработки того или иного нормативного акта. В режиме обратной связи каждый сотрудник правового подразделения, вне зависимости от места его работы, может внести предложения по совершенствованию конкретных нормативных актов.

Очень интересна вторая составляющая данной системы, которая представляет собой банк данных аналитических материалов и сведения об их авторах. Здесь из всего массива правовой информации можно выбрать коллизии, пробелы, морально устаревшие нормы и иные недостатки нормативно-правового регулирования, зафиксировать их, а затем устранить.

Как это работает на практике?

На сегодняшний день АИС "Мониторинг" пользуются практически все подразделения центрального аппарата и подведомственные министерству органы внутренних дел. География использования – это территория всей страны. Причем поиск нормативных недостатков может производиться одним специально обученным сотрудником подразделения.

Когда возникает необходимость обсудить тот или иной правовой вопрос на межрегиональном уровне, в работу включается четвертый блок информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел "Конференция", позволяющий сотрудникам из разных регионов обмениваться опытом в процессе непосредственного общения.

Учитывая темпы совершенствования технического правового обеспечения деятельности системы МВД России, рассчитываете ли Вы на скорую модернизацию ведомственного законодательства?

Да, безусловно. Работа органов внутренних дел зачастую затрагивает права граждан, коллективов, законные интересы организаций. Поэтому каждый шаг сотрудника милиции должен осуществляться на прочной правовой основе и в жестких нормативных рамках; он обязан руководствоваться теми предписаниями, которые невозможно трактовать субъективно.

С целью упрощения применения внутренней правовой базы и постепенного поглощения ее федеральной департаментом инициирована консолидация и систематизация имеющегося массива нормативных правовых актов, содержащего на сегодняшний день более 11 тыс. документов. Современная социально-политическая, экономическая и криминальная обстановка в стране, нормы международного права требуют применения более совершенных нормотворческих механизмов, поэтому в течение четырех лет планируется сократить правовую базу системы МВД России на четверть, полностью исключить из оборота отдельные нормы или целые подзаконные акты, которые являются разрозненными, отсылочными, противоречивыми, морально устаревшими или дублируют друг друга.

В идеале необходимо ориентироваться на законодательные правовые документы, а не на подзаконные нормативные акты.

В разработке каких социально ориентированных законодательных актов федерального значения за последний год были задействованы специалисты министерства?

Определяя границы участия МВД России в правотворческом процессе, министерство исходит из того, что в сфере правовых интересов должны быть учтены все области, каким-либо образом связанные с функционированием органов внутренних дел. И здесь мы работаем в тесной связи с другими департаментами МВД России. Серьезным шагом в борьбе с преступлениями против личности, жизни и здоровья человека стало внесение изменений в ст. 127.1 (торговля людьми) УК РФ. Новая редакция закона расширила сферу действия настоящей нормы и дала такую формулировку понятия "торговля людьми", которая позволяет привлекать к ответственности за совершение акта купли-продажи человека и иных сделок с ним вне зависимости от наличия цели эксплуатации, а также ужесточает уголовную ответственность.

Впервые в России принят Федеральный закон "О государственной геномной регистрации в Российской Федерации", позволяющий правоохранительным органам с помощью современных средств своевременно раскрывать и качественно расследовать преступления.

Кое-что пересмотрено в сфере дорожно-транспортных происшествий. Так, до февраля 2009 г. ст. 264 УК РФ предусматривала более чем либеральные санкции в отношении водителей, совершивших преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Безнаказанность позволяла безответственным лицам пренебрегать правилами дорожного движения. Тем самым они подвергали опасности и себя самих, и других участников дорожного движения.

С целью предупреждения ДТП, случившихся по вине нетрезвых водителей, и сокращения их числа в начале этого года в ст. 264 УК РФ внесены изменения, в основу которых был положен дифференцированный подход к применению уголовной ответственности. Ужесточены низший и высший пределы наказания.

Ввиду того что темпы развития рынка услуг по оказанию частной охранной и детективной помощи достигают 10% в год, большая работа была проведена по подготовке Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в сфере частной охранной и детективной деятельности". С принятием этого закона были существенно изменены Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Законы "О милиции", "Об оружии" и "О противодействии терроризму", УК РФ, КоАп РФ, Налоговый кодекс РФ.

В настоящее время в России де-юре предусмотрен контроль за некоторыми категориями лиц, имеющими судимость. В качестве примера можно привести ст. 50 ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", ст. 19.24 КоАП РФ и положения Уголовно-исправительного кодекса РФ. Но большинство действующих правовых норм, регулирующих правоотношения в сфере административного надзора, являются бланкетными, при этом применяемая в России нормативная база не содержит четкого механизма реализации данного института. В связи с этим сложилась ситуация, когда, с одной стороны, сохраняется значительный контингент ранее судимых лиц, а с другой – отсутствует правовая основа предупредительной деятельности в отношении наиболее рецидивоопасной группы криминальной среды.

Возникший дисбаланс привел к необходимости систематизировать нормы права, регулирующие данную сферу правоотношений. И при активном участии МВД России был разработан проект Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", целью которого является предотвращение повторных преступлений ранее судимыми лицами.

На сегодняшний день законопроект прошел в Государственной думе Российской Федерации первое чтение и представлен ко второму чтению. Учитывая положения данного проекта нормативного акта, административный надзор не следует расценивать как продолжение наказания лицу, освобожденному из мест лишения свободы. Наоборот, поднадзорные лица законодательно наделяются как обязанностями, так и правами, а полномочия по систематическому наблюдению за ними возлагаются не на органы исполнения наказания, а на органы внутренних дел. Законопроектом также устанавливается четко регламентированный порядок осуществления административного надзора.

Следует отдельно подчеркнуть, что задача законопроекта – не ущемить чьи-либо права, а оградить законопослушных граждан от преступных посягательств на их жизнь, здоровье и имущество. Мы также надеемся, что в рамках исполнительного надзора можно будет более успешно адаптировать лиц, освобожденных из мест лишения свободы, к нормальной, социально ориентированной жизни, помочь им встать на путь исправления и, по сути, не допустить их окончательного ухода в мир криминала. Известно, что во многих регионах возобновилось привлечение гражданских лиц к охране общественного порядка. Такая практика положительно зарекомендовала себя в деле противодействия уличной преступности, но на нормотворческом уровне она все еще не закреплена. Поэтому юристы министерства приняли участие в разработке проекта Федерального закона "Об участии граждан в охране общественного порядка".

Расскажите, пожалуйста, поподробнее об участии граждан в охране общественного порядка. Подобный опыт в истории нашего государства уже имеется. Было время, когда правоохранительные органы отказались от услуг общественников, а сегодня они опять обращаются к этой практике. Почему?

Ответ на этот вопрос лежит на поверхности. Общество подошло к тому рубежу, когда использование только уголовных, административно-правовых механизмов воздействия на правонарушителей не дает положительного результата. Сегодня официально руководством и работниками правоохранительной сферы признается дефицит возможностей и ресурсов у органов правопорядка. Почему так получилось? Дело в том, что за последние годы мы можем наблюдать рост преступности, в частности экстремизма и национализма. Нередко мигранты совершают грабежи, кражи, сопряженные с насилием, нередки разбойные нападения либо случаи насилия как цель совершения преступления. Не слабеет культ бандитизма среди беспризорной молодежи, в молодежной среде не снижается процент противоправных деяний, совершаемых под воздействием алкоголя или наркотиков.

При этом общественная безопасность напрямую зависит от качества профилактических мероприятий, в том числе непосредственного участия граждан в охране правопорядка. Подобная практика положительно зарекомендовала себя за рубежом. В Германии – это индивидуальное участие граждан, в Японии – коллективное участие в форме пунктов по обеспечению правопорядка и предупреждению преступности, в США – формирование полицейского резерва, в Перу – сотрудничество с частными охранными организациями.
Более чем в 50 субъектах Российской Федерации уже действуют нормативные акты, регулирующие вопросы участия граждан в охране общественного порядка. Но пока нет рамочного закона, мы мало что можем.

А не получится так, что народные дружины станут средством борьбы с недовольными и несогласными? Не появится ли у милиционеров возможность использовать дружины в своих интересах?

Любая жизненная ситуации имеет свои плюсы и минусы, но всякая интересна с точки зрения анализа. Создавая данный законопроект, конечно, нужно ориентироваться на положительный аспект использования народной и казачьей дружин, безусловно, не забывая и о возможной погрешности при реализации данного закона. Согласитесь, что эффективное функционирование любого нормативного акта зависит от общественного понимания необходимости соблюдения его норм.

Думаю, что одно только появление на улицах общественных контролеров заставит злоумышленников задуматься – совершать преступление или нет. Тем самым вероятность открытого посягательства снизится процентов на 50. В этом и заключается профилактика.

И потом, не стоит заблуждаться. Народная дружина – это не немое орудие власти, а мобильный общественный контроль, нацеленный на борьбу с теми людьми, в том числе и недобросовестными сотрудниками органов внутренних дел, которые не хотят считаться с законом, с неприкосновенностью человеческой жизни, здоровья и имущества.
Валерий Васильевич, а Вы верите в то, что сегодня молодые люди готовы бесплатно нести тяжелое и опасное уличное дежурство?

Как любил говорить П.А. Столыпин: "Убедить людей очень трудно, а переубедить невозможно", но я все же верю! Дело в том, что плата эффективна не только тогда, когда выражена в финансовом эквиваленте. В нашем случае наградой за сознательность и усердие законопослушных граждан будет самое ценное, что есть у каждого из нас – спокойствие, защищенность наших детей, неприкосновенность имущества, избавление от нелепых смертей. Здесь пересекаются интересы всех граждан страны!

И потом, законопроектом предусмотрены определенные виды поощрений. Граждане, активно участвующие в охране правопорядка, могут рассчитывать на такие поощрительные меры как объявление благодарности, награждение грамотой, ценным подарком или денежной премией. За особые заслуги дружинники могут быть представлены к государственным наградам.

Поправки в Закон "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", внесенные в ноябре текущего года Правительством РФ в Государственную думу РФ, – фантом или они содержат положения ориентированные на реальную помощь людям, попавшим в беду?
Более чем реальную! По официальным данным, в России ежегодно около 10 млн человек выступают в качестве потерпевших и свидетелей по особо тяжким преступлениям в рамках уголовного судопроизводства. Из них каждый пятый получает от заинтересованных лиц угрозы личного характера и требования изменить показания в пользу обвиняемых. И это при том, что Закон о защите свидетелей был принят еще в 2004 г., а в ФСБ и МВД давно созданы соответствующие отделы.

Практика показывает, что из-за плохой координации деятельности между различными ведомствами программа по защите свидетелей не работает должным образом и многие из потерпевших просто не верят в эффективность государственной защиты и не обращаются в уполномоченные органы, боясь мести преступников.

Законопроект разработан в рамках госпрограммы "Обеспечение безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства на 2009-2013 гг.". Им предусматривается порядок предоставления пострадавшим и потерпевшим нового дома или квартиры, конфиденциальность сведений, а также выделение средств на покупку или аренду жилья, на личную охрану, охрану жилья и имущества, на приобретение спецсредств индивидуальной защиты, связи и оповещения об опасности, на временное помещение защищаемых лиц в безопасное место и даже на изменение внешности. Контролировать распределение выделенных денег будут Минфин и Минэкономразвития России.

А как обстоят дела в борьбе с преступностью международного масштаба? Что нового в правовом поле на межгосударственном уровне?

За последнее время список международных документов, которые составляют правовую основу борьбы с преступностью, основательно пополнился. 9 ноября 2009 г. Президентом Российской Федерации был подписан Федеральный закон "О ратификации Соглашения о подготовке кадров для правоохранительных, противопожарных, аварийно-спасательных органов и специальных служб государств – членов Организации Договора о коллективной безопасности".

В данном соглашении устанавливаются основные принципы формирования и развития единой системы подготовки кадров, перечисленные в названии служб государств-членов ОДКБ по согласованным специальностям на особых факультетах (курсах в группах) в российских образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального, в том числе послевузовского образования, в которых осуществляется соответствующая подготовка кадров.

С октября 2008 г. по июнь 2009 г. был подписан ряд соглашений о сотрудничестве между МВД России и Республики Казахстан, Республики Армении, Черногории, Туркменистана, Королевства Бахрейн, Украины. Ратифицирована Конвенция о взаимном признании и исполнении решений по делам об административных нарушениях правил дорожного движения, направленная на обеспечение неотвратимости наказания за их несоблюдение и Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, которым закреплены правовые основы международного сотрудничества в этой области. В июне 2009 г. в Ялте заключено международное Соглашение о сотрудничестве министерств внутренних дел (полиции) государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере правового обеспечения.

Насколько четко очерчены в законе правовые пределы допустимого вмешательства сотрудников органов внутренних дел в экономическую сферу жизни страны?

Они очерчены довольно внятно, согласно принципу правового государства: зоны отрицания чрезмерного принуждения и бесконтрольной свободы человека, ибо первое воспитывает раба, а второе – разбойника.

Сегодня основные векторы социально-экономического развития России направлены на реализацию мер по ослаблению чрезмерного государственного контроля за хозяйственной деятельностью организаций. Вводятся упрощенные правила учета и отчетности, льготные налоговые условия, различные виды государственной поддержки.

На фоне либерализации нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность хозяйствующих субъектов, существенные изменения претерпели ст. 11 Закона "О милиции", некоторые положения КоАП и ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", включающие в себя полномочия органов внутренних дел по контролю финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности организаций.

Согласно изменениям, внесенным в Закон "О милиции", сотрудники органов внутренних дел теперь не могут проводить проверки, связанные с нарушением налогового законодательства, по своему усмотрению даже при наличии достаточных оснований для этого, а только вместе с налоговым органом и по его запросу. Исключение данной внепроцессуальной нормы вполне обоснованно, т.к. ведущую роль в проведении проверки расчетов с бюджетом по налогам лучше доверить отраслевому ведомству, необходимо также исключить коррупционные возможности чиновников, имевших дублирующие полномочия.

При проведении оперативно-розыскных мероприятий и в рамках административного производства должностные лица вправе изымать документы у предпринимателей, но только при условии того, что с бумаг будут изготовлены заверенные уполномоченным сотрудником копии и отданы лицу, у которого изымаются оригиналы. Все действия по изъятию в обязательном порядке должны быть зафиксированы в протоколе проведения проверочных мероприятий.

Главным условием совершенствования правового обеспечения какой-либо сферы деятельности всегда была и есть его системность и взаимосвязь с принципиально новой стратегией социальной политики государства. Поэтому справедливо будет отметить, что оперативно-розыскные мероприятия и административное производство отходят от привычного формата, в рамках которого предприниматель всегда был виноват перед властью. Сегодня налаживается диалог организации с правоохранительными органами для, так сказать, выяснения истины в споре, что исключает карательный характер данных процедур.

Организации, располагающие заверенными копиями своих документов, а также соответствующими записями в протоколе об изъятии, теперь смогут руководствоваться ими при отстаивании своих прав и интересов как в досудебном порядке, так и в судебном урегулировании споров.

Данный порядок проведения контрольных мероприятий научит сотрудников милиции уважать права проверяемых организаций и соблюдать свои должностные обязанности, а представителей предпринимательской среды – доверять закону и власти. Это при грамотном соблюдении и исполнении законов может не только избавить граждан, занимающихся бизнесом, от возможных проблем, но и существенно сократить поле для коррупции в нашей стране.

Ежегодно к подразделениям системы МВД России предъявляется немало исков, что также влияет на стабильность экономики в стране. Каковы задачи юридической службы на этом направлении деятельности?

Это один из наиболее трудных участков нашей работы. Но чем сложнее задача, тем интереснее ее решать! Здесь важен комплексный, системный подход, т.к. данная деятельность направлена на сбережение государственных средств. Ежегодно сохраняются миллиарды рублей бюджетных денег. Но какими усилиями достигаются такие результаты? Не буду скрывать, проблем много. Истоки их – в элементарном юридическом невежестве и бытующем в России правовом нигилизме.

Не все руководители должным образом соблюдают права и законные интересы сотрудников, а последние, в свою очередь, слабо осведомлены о своих обязанностях и правовых возможностях. Отсюда возникают недоверие, заблуждения, несправедливые претензии. Это замкнутый круг, движение по которому можно остановить только за счет комплекса соответствующих мер.

Именно о системном решении проблемы пренебрежительного отношения к праву часто говорит Президент Российской Федерации. Он считает, что формирование качественно новой правовой модели государства необходимо начать с укрепления авторитета права.

Сегодня руководство министерства уделяет много внимания выработке мер по предупреждению имущественных претензий к органам и войскам, профилактике подачи исков сотрудниками к МВД России. Единая информационно-телекоммуникационная система, ныне функционирующая в органах внутренних дел, как раз предназначена для повышения уровня правового просвещения, информирования и пропаганды.

Одним из основных видов деятельности сотрудников юридической службы системы МВД России является правовая экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов. Усложнились ли задачи юристов с введением антикоррупционной экспертизы документов?

Думаю, да, т.к. это новый вид экспертизы, к тому же носящий дополнительно-обязательный характер. Правовые и организационные основы проведения экспертизы документов на коррупциогенность установлены Федеральным законом от 17 июля 2009 г. "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" № 172-ФЗ.

Вообще, блок федеральных законов, направленных на противодействие коррупции, принимался в целях обеспечения соблюдения исполнительными органами государственной власти и должностными лицами своих обязанностей перед гражданами РФ, как это предусмотрено ст. 2 Конституции РФ, а также защиты прав потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, как это предусмотрено ст. 52 Конституции РФ.

В МВД России обязанность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативно-правовых актов предусмотрена Правилами подготовки нормативно-правовых документов в центральном аппарате.

В процессе такой экспертизы юристам правовых подразделений придется учитывать и выявлять те положения правовых актов, которые устанавливают для сотрудников системы МВД России и государственных служащих необоснованно широкие пределы усмотрения и предоставляют им возможность исключения из общих правил либо создают неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям. Для этого лицо, проводящее антикоррупционную экспертизу, должно владеть знаниями о коррупционных факторах, которые подразделяются на три большие группы: факторы, связанные с реализацией полномочий органов внутренних дел; факторы, связанные с наличием правовых пробелов; факторы системного характера.

Но основное в процессе проведения антикоррупционной экспертизы – то, что проекты нормативных актов, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или устанавливающие правовой статус организации, в обязательном порядке, еще до направления их в Правовой департамент МВД России, размещаются на официальном сайте разработчика для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Она, в свою очередь, производится в инициативном порядке юридическими и физическими лицами, аккредитованными Минюстом России, и рассматривается в течение трех недель.

Интернет – это актуальное средство обратной связи населения с исполнительными органами государственной власти или его применяют только для того, чтобы создать видимость выполнения поручений Президента РФ, который требует активно использовать Сеть?

Во всех отношениях положительной признается практика функционирования официальных сайтов федеральных органов исполнительной власти. Она позволяет оперативно отслеживать информацию о коррупционных проявлениях не только в положениях проектов НПА, но и в деятельности властных структур, принимать своевременно меры по их предотвращению и пресечению, в том числе в отношении коррупционных практик, основанных на несовершенстве ведомственных нормативных актов.

Целесообразно было бы присовокупить к данному методу общественного контроля информирование о фактах коррупции с помощью телефонов доверия, т.к. это позволит активизироваться гражданам, не имеющим возможности подключения к сети Интернет и не умеющим пользоваться компьютером.

Валерий Васильевич, Вы рассказали о юристах – специалистах министерства, но современная юридическая служба органов внутренних дел – это не только они, а хорошо развитая сеть юристов численностью более 5 тыс. человек. Каковы шансы быть замеченными у юрисконсультов, работающих на местах?

Такие шансы есть у всех, особенно у активных пользователей АИС "Мониторинг", куда вносятся данные об авторах диссертационных исследований, научных статей, монографий и публикаций. Эти специалисты в обязательном порядке будут включаться в рабочие группы по разработке того или иного нормативного акта. Сюда же, вне зависимости от того, в каком подразделении работает сотрудник, можно вносить инициативы по совершенствованию правовых документов.

Каждые два-три года под эгидой центрального аппарата проводится Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Лучший по профессии" среди юрисконсультов региональных и территориальных подразделений.

В этом году конкурсный отбор проходил в мае – июле в три этапа: региональный, окружной, всероссийский (в Москве) – и по четырем направлениям: по специальной, медицинской, огневой и физической подготовке.

Каждый сотрудник такой масштабной и жестко структурированной системы, как правовая служба в органах внутренних дел, должен помнить, что и в процессе осуществления полномочий и в рамках профессиональной подготовки в обязательном порядке необходимо повышать уровень профессионального мастерства и степень технико-правового профессионализма. Для этого кадровыми службами для сотрудников организовываются первоначальное обучение, стажировки, переобучение, курсы повышения квалификации и другие образовательные мероприятия. Главное – не лениться.

Что Вы хотели бы пожелать своим коллегам в день профессионального праздника?

И своим коллегам, и всем представителям этой важной и сложной профессии я хочу напомнить, что преобразование всех сфер жизнедеятельности общества всегда строилось на определенных правилах и законах. Иначе никак! Иначе воцарится хаос!

Хочу также пожелать уважаемым коллегам, чтобы почтение к своей профессии всегда помогало им стремиться к новым успехам, а нелепые случайности никогда не вынуждали бы перечить закону и противостоять своей совести. Желаю, чтобы любовь была центром отношений в Вашей семье, взаимопонимание с родными стало традицией, терпение к близким – правилом, а порядочность отношений с коллегами и друзьями – нормой жизни. Именно в этом сокрыт залог внутренней гармонии и успешности каждого из нас!

ПЭС 8313/12.07.2009

Следить за новостями ИНЭС: