Основания для оптимизма есть

Номер 4. Устремление к идеалу

Весной этого года, во время реорганизации правительства, Министерство связи и информации РФ претерпело принципиальные изменения. Сохранив министерский статус, оно изменило название, а значит – и сам круг своей деятельности. Новое название звучит так: «Министерство информационных технологий и связи», – то есть приоритеты распределились в иной последовательности – на первый план вышло развитие IT-сектора. Информационные технологии, способствуя развитию российского бизнеса, и сами являются стремительно развивающейся, а следовательно – инвестиционно привлекательной отраслью.
Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Дододжонович Рейман, отвечая на вопросы журнала «Экономические стратегии», дает свою оценку ситуации, складывающейся в отрасли сегодня, и перспективам ее развития.

Леонид Рейман
Основания для оптимизма есть

"Экономические стратегии", №4-2005, стр. 52-55

Весной этого года, во время реорганизации правительства, Министерство связи и информации РФ претерпело принципиальные изменения. Сохранив министерский статус, оно изменило название, а значит – и сам круг своей деятельности. Новое название звучит так: "Министерство информационных технологий и связи", – то есть приоритеты распределились в иной последовательности – на первый план вышло развитие IT-сектора. Информационные технологии, способствуя развитию российского бизнеса, и сами являются стремительно развивающейся, а следовательно – инвестиционно привлекательной отраслью.

Министр информационных технологий и связи РФ Леонид Дододжонович Рейман, отвечая на вопросы журнала "Экономические стратегии", дает свою оценку ситуации, складывающейся в отрасли сегодня, и перспективам ее развития.

Каков уровень развития российского телекоммуникационного рынка в сравнении с рынками других стран? Как Вы оцениваете темпы развития отрасли?

2004 г. был для нас весьма успешным, по его итогам рост отрасли информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) составил 30,9%; темпы роста рынка ИКТ более чем в 4 раза превысили общие темпы роста российской экономики. Доля рынка ИКТ в ВВП России составила 4,7% и приблизилась к показателям экономически развитых стран (в США – более 5%). Конечно, абсолютные объемы рынка инфокоммуникаций – 795,6 млрд руб. – остаются достаточно скромными. Доминирующая часть аппаратно-технологического обеспечения приходится на импорт. На экспорт идет 14% объема рынка, тогда как в других странах, динамично развивающихся в этой области, экспорт составляет в среднем от 70% (в Израиле) до 80% (в Индии). Поэтому, хотя основания для оптимизма есть, для того чтобы достичь рубежей, намеченных нами в Концепции развития рынка информационных технологий в РФ, предстоит проделать большую работу.

Как Вы оцениваете предварительные итоги реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия (2002-2010 гг.)"? В чем заключаются приоритетные направления реализации данной программы?

Отрасль ИКТ – весьма динамично развивающаяся сфера экономики, поэтому, хотя общие цели программы "Электронная Россия" остаются неизменными, конкретные средства их достижения постоянно модифицируются. Для нас важно прежде всего вовремя отслеживать наиболее существенные на данный момент области приложения усилий государства, приоритетов. Несмотря на то что программа была профинансирована лишь на 15,2% от запланированных объемов, удалось достичь вполне реальных результатов. Начата работа по созданию государственной системы изготовления, оформления и контроля паспортно-визовых документов с использованием биометрической информации; значительно продвинулись работы по созданию государственного регистра населения и его интеграции с ведомственными автоматизированными системами, содержащими персональные данные о гражданах; большой прогресс достигнут в деле подключения средних школ к сети Интернет.

Расскажите, пожалуйста, о социальных аспектах деятельности Министерства информационных технологий и связи РФ.

Чтобы ответить на этот вопрос, мне пришлось бы рассказывать о работе нашего министерства в целом: она вся имеет социальное измерение, вся направлена на решение задач общественной значимости. Например, развитие различных видов связи – это дело, непосредственно касающееся всех граждан нашей страны, точно так же, как развитие и распространение информационных технологий. Ведь, приходя в нашу жизнь, эти технологии делают ее проще и лучше. Даже там, где, казалось бы, речь идет о бизнесе, мы в конечном итоге выходим на решение социальных задач.

Судите сами: еще совсем недавно мобильная телефонная связь воспринималась в нашей стране как техническая новинка, доступная только состоятельным людям, а сегодня уровень проникновения сотовой связи в России превышает 59% и, по нашим оценкам, уже к концу года достигнет 70% – на 100 россиян будет приходиться 70 мобильных телефонов. Мобильная связь прочно вошла в нашу повседневную жизнь, и это, безусловно, социально значимое достижение.

Можно возразить, что эти процессы не касаются социально незащищенных слоев населения, однако это неверно. Предлагаемый нами механизм универсальной услуги предусматривает, что операторы связи должны направлять часть своей выручки на предоставление минимального набора телекоммуникационных услуг для населения. Этот набор предполагает наличие как минимум одного универсального таксофона с выходом на междугородную и международную связь в каждом населенном пункте нашей страны и пункта коллективного доступа в Интернет в населенных пунктах с населением не менее 500 человек. Таким образом, в ближайшие 3-4 года будут телефонизированы все населенные пункты России, связь придет туда, где ее никогда не было. И это еще один социально значимый эффект развития отрасли связи.

Раз уж речь зашла о проектах, непосредственно направленных на решение социальных проблем, не могу не упомянуть о том, что в рамках реализации Федеральной целевой программы "Электронная Россия" предусмотрено приобщение широких слоев населения к информационным технологиям и Интернету. Подпрограммы "Народный телефон" и "Народный компьютер" дадут людям возможность в кредит подключить домашний телефон или приобрести персональный компьютер. Мы надеемся, что к 2010 г. у 40% российских семей дома будет свой компьютер и 35% семей будут пользоваться домашним Интернетом.

Как Вы оцениваете состояние законодательной базы в области связи и информационных технологий? Как Закон "О связи" соотносится с другими нормативными актами РФ?

Закон "О связи" отвечает самым современным требованиям, но нуждается в обеспечении подзаконными актами. В связи с реформированием министерства реализация нашего плана по выпуску постановлений Правительства на 2004 г. задержалась примерно на пять месяцев. В развитие Закона "О связи" мы выпустили более 30 нормативно-правовых актов. Кроме того, на повестке дня стоит принятие новых законов: "О праве на информацию" – он должен обеспечить доступ граждан к информации о деятельности органов власти, – "Об электронном документообороте", "Об электронной торговле" и целого ряда других.

Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность отрасли? Какова динамика ее развития? Какие шаги необходимо предпринять для ее повышения?

С моей точки зрения, инфокоммуникационная отрасль – наиболее перспективная сфера российской экономики. Она только начинает раскрывать свой потенциал, и поэтому все вложения в нее перспективны. Чтобы не быть голословным, хочу обратить Ваше внимание на разработанную нашим министерством Концепцию развития рынка информационных технологий. Согласно содержащимся там научно обоснованным оценкам, в случае реализации намеченного к 2010 г. общий объем отрасли информационных технологий возрастет до 40 млрд долл. – более чем в 5 раз по сравнению с 2003 г., а занятость в отрасли составит не менее 5% работающего населения.

Уже сегодня мы можем говорить о позитивных сдвигах. В 2004 г. в основной капитал предприятий инфокоммуникационной отрасли было направлено более 4 млрд долл. отечественных инвестиций, что на 25% больше, чем в 2003 г., а иностранные инвестиции за то же время выросли почти в 2 раза и составили около 1,4 млрд долл.

Естественно, приток инвестиций необходимо стимулировать, и для этого, в частности, в Концепции предусматривается снижение некоторых налогов и импортных пошлин, изменение сроков амортизации компьютерного оборудования и программного обеспечения, а также другие меры. Кроме того, начинается реализация программы по созданию технопарков для развития информационных технологий, и здесь также определяются конкретные финансовые механизмы поддержки IT-компаний. Речь, в частности, идет об облегчении для них налогового бремени.

Оправданно ли существование государственного регулирующего органа и возможна ли передача части министерских регулирующих функций неправительственным организациям?

Замещение отраслевых министерств независимыми регуляторами – это правильный путь, и я буду приветствовать создание такого регулятора в России. Однако российский телекоммуникационный рынок переживает переходный период, и на сегодняшний день для поступательного развития отрасли государственный регулятор, безусловно, необходим. Об этом свидетельствуют успехи последних лет. Надо дать отрасли время прочно стать на ноги, закрепиться на международном рынке и тем самым создать условия для передачи регулирующих функций неправительственным организациям.

Как Вы оцениваете уровень развития сотовой связи третьего поколения?

Я неоднократно говорил о том, что считаю инвестиции в развитие мобильной связи третьего поколения в России преждевременными. Если мы сейчас начнем процесс развития соответствующих услуг, то затормозим развитие в стране связи второго поколения, проникновение ее в регионы замедлится. Должен сказать, что у министерства и трех крупнейших операторов сотовой связи в этом вопросе полное взаимопонимание: лицензирование услуг 3G надо начинать тогда, когда остановится приток абонентов и подключений на рынке связи второго поколения.

Какими Вам представляются цели и методы регулирования Интернета?

Убежден, что государство не должно напрямую участвовать в регулировании Интернета, о чем сейчас так много говорят. Необходимо обеспечить соблюдение сетевыми средствами массовой информации "Закона о СМИ" – но эта задача вне прямой компетенции Мининформсвязи. Кроме того, нужно создать условия для развития электронной коммерции в России, но и в этой области наше главное дело – обеспечить техническую поддержку государственных мер. Сейчас нас гораздо больше волнует расширение возможностей доступа в Интернет для всех жителей России. Ведь у 87% наших граждан нет домашнего Интернета. Год назад этот показатель был на отметке 91,7%. Рост быстрый, но все-таки недостаточный. Разработку в частном порядке контент-фильтров и программ, ограничивающих поступление несанкционированных рассылок, государство может только приветствовать и, возможно, даже так или иначе способствовать этому делу, но только в том случае, если конечный продукт потребителю будет предлагаться, а не навязываться.

Расскажите о факторах конкурентоспособности российской отрасли космической связи. Нашу продукцию покупают из-за низких цен, высокого качества, поддержки на высшем государственном уровне, по результатам маркетинговых исследований – или же есть какие-то иные причины?

Российская космическая связь в высшей степени конкурентоспособна. В марте мы ввели в эксплуатацию новый спутник связи и вещания "Экспресс-АМ2". Таким образом, ФГУП "Космическая связь" вошло в десятку ведущих международных операторов спутниковой связи, его доля на мировом рынке возросла до 3,4%. В данном случае имеет значение совокупность факторов: и качество, и цены, и, конечно же, государственная поддержка, без которой было бы невозможно такое радикальное обновление спутниковой группировки. В 2000-2002 гг. на орбиту было запущено пять спутников связи и вещания, среди которых три современных космических аппарата серии "Экспресс-А". Затем на геостационарную орбиту были выведены еще четыре новейших спутника серии "Экспресс-АМ", созданных в тесной международной кооперации с ведущими производителями телекоммуникационного оборудования, а пятый спутник из этой серии планируется запустить в текущем году. Так что налицо все условия для достижения успеха.

В подведомственной Вам отрасли есть еще один фактический монополист – "Почта России". Как Вы оцениваете деятельность этой организации и возможна ли ее скорая приватизация?

В 2004 г. практически завершилось формирование региональной сети ФГУП "Почта России". На сегодняшний день в филиалах предприятия оказывается полный комплекс почтовых услуг, кроме того, введен ряд новых услуг для населения, в том числе различные сетевые сервисы, прием платежей, реализация страховых полисов и т.д. Успешно реализуются проекты "КиберПочт@", "КиберДеньги", "КиберПресс@". Объединение организаций почтовой связи в единое предприятие позволило значительно повысить финансово-экономические показатели деятельности, и сегодня можно сказать, что сеть федеральной почтовой связи развивается вполне динамично. Однако ни о какой ее приватизации речь не идет и не будет идти по крайней мере в ближайшие 10 лет. Сначала нужно перестроить всю работу "Почты России", сделать ее эффективным, ориентированным на клиента, полноценным рыночным субъектом.

Что необходимо для успешного формирования на территории нашей страны единого информационного пространства?

У нас есть все условия для этого, более того, формирование такого пространства уже идет, и весьма успешно. Мы сегодня уже говорили об основных составляющих данного процесса: и о развитии фиксированной телефонной связи, которая приходит в самые отдаленные регионы, и о космической и сотовой связи, и о развитии "Почты России", и об Интернете. Завершение формирования соответствующей инфраструктуры – дело ближайших лет. А вот что касается наполнения этой инфраструктуры соответствующим содержанием, развития общефедеральных СМИ – этот вопрос выходит далеко за рамки компетенции Мининформсвязи.

Лидером быть нелегко, а Вы известны своей невероятной трудоспособностью. Где Вы берете выдержку и энергию для неуклонного движения вперед?

Когда работа приносит моральное удовлетворение, когда видишь ее реальные результаты, никаких иных стимулов не надо. Энергия рождается из хорошего настроения.

Следить за новостями ИНЭС: