Необратимый процесс строительства

Номер 7. Национальная идея

Мост — один из наиболее ярких образов, связанных с городом на Неве. Мостов, больших и малых, в Санкт-Петербурге более 400. Возраст многих из них исчисляется уже столетиями, и их «здоровье» требует постоянного контроля. Сферой деятельности треста «Ленмостострой», в частности, и является строительство, капитальный ремонт и реконструкция мостов и набережных. Генеральный директор ЗАО «Трест “Ленмостострой”» Евгений Иванович Иванов в интервью нашему изданию вспоминает о наиболее значительных вехах истории треста, рассказывает о сегодняшних его проблемах и делится планами на будущее.

Евгений Иванов
Необратимый процесс строительства
"Экономические стратегии", №07-2006, стр. 74-77

Мост – один из наиболее ярких образов, связанных с городом на Неве. Мостов, больших и малых, в Санкт-Петербурге более 400. Возраст многих из них исчисляется уже столетиями, и их "здоровье" требует постоянного контроля. Сферой деятельности треста "Ленмостострой", в частности, и является строительство, капитальный ремонт и реконструкция мостов и набережных. Генеральный директор ЗАО "Трест "Ленмостострой"" Евгений Иванович Иванов в интервью нашему изданию вспоминает о наиболее значительных вехах истории треста, рассказывает о сегодняшних его проблемах и делится планами на будущее.

Какое место в мире занимает сегодня Россия по уровню развития мостостроения?

В последнее время появилась возможность сравнить уровень развития мостостроения нашей страны с мировыми достижениями в этой области, проследить тенденции развития теории и практики мостостроения у нас и за рубежом. Сразу необходимо отметить, что огромная Россия простирается в разных климатических зонах и условиях, и брать для сравнения опыт мостостроения, скажем, Италии было бы некорректно. Но некоторые мировые тенденции можно выявить. Во-первых, уже довольно давно в мировой практике наметилась тенденция резкого увеличения количества мостов и путепроводов криволинейных очертаний. Причем если, например, в Нидерландах широко используется сборный железобетон, то, скажем, во Франции и Италии активно строятся путепроводы монолитной конструкции.

В России идеи сооружения мостов криволинейных очертаний активно внедряются только в последние годы, однако на строительстве КАД в северной столице, в котором, кстати, трест "Ленмостострой" принимает активное участие, таких сооружений уже десятки. Вторая мировая тенденция – повышение высотности путепроводов и мостов, позволяющее улучшить условия движения транспорта. Примером сооружения такого рода может служить путепровод в Мийо (Франция).

В отечественном мостостроении также постепенно растет высотность путепроводов и мостов, активно начинают проектироваться и строиться вантовые мосты. Если в Советском Союзе в мостостроении преобладал сборный железобетон, то сегодня в нашем отечестве наступило время большего разнообразия материалов – наряду со сборным железобетоном используется металл и монолитный железобетон. Таким образом, можно сказать, что Россия хотя и не создает уникальных по мировым меркам сооружений, вовсе не растеряла накопленный потенциал, а все трудности дальнейшего развития отрасли связаны в первую очередь с нехваткой современной техники при большом количестве старых, исчерпавших свой ресурс строительных механизмов эпохи Советского Союза.

Какова общая расстановка сил на российском рынке мостостроения?

В России исторически сложилось так, что "все начинается из столицы". Так что, конечно, московские компании наиболее сильно выглядят и в мостостроении. Однако в последнее время и региональные мостостроительные компании осуществляют интересные проекты и в целом вполне соответствуют столичному уровню.

Как Вы оцениваете уровень международного сотрудничества в области мостостроения?

Уровень международного сотрудничества в области мостостроения нарастает. Уже довольно обширна практика привлечения иностранных проектировщиков и иностранных компаний для выполнения работ по пока еще не освоенным нами технологиям. Так, на сооружении вантового моста на КАД в Санкт-Петербурге использовалась французская компания, специалисты которой занимались натяжением нитей в пучках на вантах.

В то же время многие зарубежные строительные компании рассматривают сотрудничество только как возможность собственного выхода на строительные рынки России. Сейчас сложно прогнозировать этот процесс в перспективе вступления России в ВТО, но, возможно, конкуренция в строительной области окажется очень высокой и тяжелой для отечественных строителей.

Как Вы позиционируете трест "Ленмостострой" на российском рынке мостостроения? Насколько Вам удается реализовать свой стратегический потенциал?

Позиционировать трест "Ленмостострой" на общероссийском рынке мостостроения довольно сложно, потому что с момента создания и до настоящего времени трест – региональная компания, специализирующаяся на работах в специфических условиях Санкт-Петербурга. Для этих условий у треста подобраны соответствующие технологии и техника. Что касается стратегического потенциала компании, то, как говорится, "плох тот директор, который не скажет, что мы можем и должны строить больше, больше и еще больше".

2006 г. для треста "Ленмостострой" – год юбилейный. А как все начиналось, какова его история?

История треста "Ленмостострой" началась в далеком 1936 г. с приказа о создании специализированного предприятия для строительства Володарского моста через Неву. Собственно строительную деятельность трест начал уже в 1937 г. с возведения Володарской набережной. Позже трест "Ленмостострой" строил почти все малые и реконструировал практически все большие мосты города, а также 80% набережных. Перечислить все построенные объекты невозможно, даже неполный их перечень составляет более пяти машинописных страниц. Легче назвать гидротехнические сооружения Санкт-Петербурга, к которым трест "Ленмостострой" не имеет отношения.

Начало 1990-х гг. было не самым лучшим временем для российских компаний. На что делали ставку Вы?

Да, 1990-е гг. были очень тяжелыми и для треста "Ленмостострой". В тех условиях была сделана ставка на сохранение наработанного потенциала, опыта и кадров. И такая политика оправдала себя. Сегодня трест "Ленмостострой" располагает, пожалуй, одним из самых высококвалифицированных коллективов в Санкт-Петербурге. Это позволяет с уверенностью решать любые, даже самые сложные задания в предельно сжатые сроки.

Расскажите о наиболее интересных проектах, выполненных Вашей компанией в последние годы. Какие проблемы возникают в работе на исторических объектах?

В последние годы наша компания выполнила немало интересных проектов: это реставрация и реконструкция Певческого моста в историческом центре Санкт-Петербурга (рядом с Дворцовой площадью и Зимним дворцом), постройка двух путепроводов (Российского и Дунайского) для улучшения транспортной связи между районами Санкт-Петербурга, сооружение более чем двухкилометрового участка Малоохтинской набережной Большой Невы. Но, пожалуй, одной из самых интересных была работа на восстановлении ансамбля Константиновского дворца – Дворца Конгрессов в поселке Стрельна. За один год нами было сооружено более 8 км набережных, 2 км каналов, был построен 21 мост. Причем три моста – разводные. Для оптимальной работы каналов и обеспечения судоходства по ним мы создали два гидротехнических сооружения, поддерживающих уровень воды. Требования по срокам строительства и качеству работ были беспрецедентно жесткими. Тем не менее работа треста "Ленмостострой" на этом объекте была высоко оценена Правительством РФ.
Что касается проблем с реконструкцией исторических объектов, то они практически сводятся к одному. До начала работ почти невозможно точно определить, что нужно сделать, чтобы восстановить исторический облик архитектурного памятника. Часто уже в процессе работ возникает необходимость пересматривать некоторые проектные решения, так как вскрываются ранее неизвестные архитектурные детали, отсутствующие на чертежах. А это, в свою очередь, отражается на сроках проекта. Сейчас трест занимается реконструкцией сооружений в парке города Царское Село, и там в полной мере ощущаются эти проблемы.

Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность строительной отрасли в России? Какова ее динамика? Какие шаги необходимо предпринять для ее повышения? Каковы наиболее важные инвестиционные программы треста "Ленмостострой"?

В данный конкретный момент времени наиболее привлекательно строительство жилья, да и то в крупных городах, где его стоимость быстро догоняет уровень развитых европейских стран. Тем не менее перспектива строительства платных автодорог в России, пожалуй, может вызвать интерес инвесторов к вложению денег в транспортную инфраструктуру. Что касается инвестиционных программ треста "Ленмостострой", то они направлены в основном на то, чтобы трест как предприятие строительной индустрии мог полностью соответствовать международным стандартам. А для этого необходимо вести строительство по самым современным технологиям, нужна самая современная строительная техника, причем не "фрагментарно", а в целом – от крупных механизмов (краны, бетононасосы) до средств малой механизации и просто рабочего инструмента.

Как Вы отслеживаете качество мостов, возводимых Вашей компанией? Что такое профессионализм применительно к строительной компании?

Отслеживание качества сооружений, возводимых трестом "Ленмостострой", – одна из главных составляющих деятельности компании. Мы имеем собственную лабораторию, оснащенную по последнему слову техники. Она контролирует все виды работ.

В этом году "ТТЛ/КОБШ" сертифицировало трест по системе качества менеджмента ИСО 9001. Что такое профессионализм строительной компании? Это умение решать задачи любой сложности в предельные сроки, но не в ущерб качеству работ.

Что Вы можете сказать о стратегических планах ЗАО "Трест "Ленмостострой""?

В условиях нынешней жесткой конкуренции ни одна крупная компания не разглашает свои стратегические планы, однако понятно, что трест "Ленмостострой" будет принимать самое активное участие в строительстве транспортных узлов и гидротехнических сооружений Санкт-Петербурга.

Как можно увязать стратегию развития треста "Ленмостострой" с общим развитием ситуации на российском строительном рынке?

Общее развитие ситуации на строительном рынке Санкт-Петербурга можно охарактеризовать как строительный бум. Власти города наконец поняли, что если сегодня не заняться транспортными проблемами, то завтра в Санкт-Петербурге будет не проехать. Поэтому сейчас многое делается для улучшения транспортной инфраструктуры города. К сожалению, о том, достаточны ли сегодняшние усилия, мы узнаем только завтра.

Вы прошли путь от простого мастера до генерального директора крупнейшей компании. Какими качествами должен обладать человек, стремящийся к такой карьере?

Глядя на генеральных директоров крупных строительных компаний, сложно сказать, что все они обладают каким-либо общим набором качеств. Это часто совершенно разные люди. Общее, наверное, только одно: все они – люди, глубоко увлеченные своим делом.

Каков процесс принятия решений в тресте "Ленмостострой"? В Вашей компании существует жесткая иерархия или предпочтение отдается демократичному стилю руководства?

Как известно, существует три стиля принятия решений. Первый – руководитель принимает их сам. Второй – он выслушивает мнения подчиненных, но решает все-таки сам. Третий – принимает решения на основе мнения подчиненных. На Западе считается, что третий путь, как наиболее демократичный, самый эффективный. Возможно, в их специфических условиях это и так.
К сожалению, у нас демократия такого уровня еще не достигла.

Какие критерии использовались при формировании команды возглавляемой Вами компании? Принимались ли во внимание родственные связи или личные отношения?

В силу специфики российского бизнеса пока еще почти невозможно собрать эффективную и устойчивую к внешним воздействиям команду, особенно в области мостостроения. В дальнейшем, с развитием настоящей рыночной экономики, может быть, и в нашей области будут формироваться эффективные команды, не основанные на личных связях. Пока это, особенно в отношении так называемых "топ-менеджеров", трудновыполнимо.

Корпоративная культура не возникает сама по себе. Какова система ценностей в тресте "Ленмостострой"? Что делается для поддержания необходимого климата в коллективе?

Конечно, корпоративная культура сама по себе не возникает. Но не надо забывать, что у треста "Ленмостострой" за спиной 70 лет истории. Многие работники отработали в тресте по 20 и более лет. Поэтому отношения в коллективе можно назвать сложившимися. При этом и руководство всегда старается делать все для поддержки коллектива. Так, мы сохранили базу отдыха, где каждый работник может отдохнуть за символическую плату. Предприятие доставляет на строящиеся объекты оплаченные им обеды, питьевую воду и молоко для рабочих. Руководство старается не забывать ветеранов треста, вручая им памятные подарки. Как правило, мы оплачиваем лечение работников, особенно в тяжелых случаях. По коллективному договору предоставляем три дополнительных дня к отпуску.

Расскажите, пожалуйста, анекдот или притчу, наиболее ярко характеризующую Ваш подход к жизни и работе.

Есть шутка о том, что ремонт нельзя закончить, его можно только остановить. Так вот, я верю, что строительство нельзя даже остановить.

Следить за новостями ИНЭС: