Искусство принятия решений в китайской традиции управленческих игр. Размышление о сути ценностей

Номер 1. Зов истории

В продолжение темы предыдущей статьи, автор подробно рассматривает практическое применение наследия китайской традиции в управленческой игре, включающей в себя весь спектр возможных управленческих ситуаций. Необходимость обсудить принципы и правила принятия решений вытекает из того, что решение — это основное действие, которое управленец совершает в управленческой игре.

Бронислав ВИНОГРОДСКИЙ
Искусство принятия решений в китайской традиции управленческих игр. Размышление о сути ценностей

"Экономические стратегии", №01-2007, стр. 124-130

Виногродский Бронислав Брониславович — президент фонда «Экология социальной культуры», руководитель российско китайской лаборатории «Идеология управленческих стратегий».

Продолжая тему, заданную в предыдущей статье, хочу подробней рассмотреть практическое применение наследия китайской традиции в управленческой игре.
Я говорю об управленческой игре, подразумевая, что понятие "игра" включает в себя весь спектр возможных управленческих ситуаций, а необходимость обсудить принципы и правила принятия решений вытекает из того, что решение – это основное действие, которое управленец совершает в управленческой игре.

В этом контексте управленческое действие подразумевает шесть этапов оценки происходящего в поле внимания управленца начиная с (1) первого ощущения, которое (2) локализуется как чувство, (3) требующее правильной оценки. Из этой оценки (4) вытекает диагноз проблемы, вызывающей данное ощущение, и дальше (5) принимается решение, которое передается для (6) правильного исполнения во внешнюю ситуацию.

Другими словами, управленец должен уметь правильно совершать в уме шесть ментальных действий:
1. Ощущать.
2. Чувствовать.
3. Соображать (оценивать).
4. Предвидеть.
5. Принимать решение.
6. Давать указания разной степени категоричности.

В этой иерархии решение располагается на пятом уровне (из шести) и определяет превращение одной ситуации в другую в бесконечном ряду изменений. Потому управленец должен обладать набором из шести качеств, позволяющих ему правильно переходить с уровня на уровень и осознавать, т.е. замечать вехи переходов, чтобы в эти моменты быть готовым наиболее правильно реагировать на происходящее как внутри (ощущения, чувства, оценки), так и вовне (диагностика, решения, мониторинг ситуации воплощения решения).

Почему игры?

Игра – технология управления.

Игра – это всегда элемент подмены смыслов, т.е. внесение искусственного элемента в естественный процесс смыслообразования. Следовательно, игра является основным действием по созданию явлений искусства.

Работа любого художника – это работа по созданию способов превращения смыслов через организацию образных рядов и построение связей между ними. Искусство преобразует связи смыслов непосредственно в сознании личности, воспринимающей искусство, потому язык искусства представляет собой одну из высших форм человеческой коммуникации. Т.е. искусство – это метаязык человеческих отношений, который предлагает личности новые возможности в преобразовании смыслов.

Когда игра производится на уровне межличностного общения, предполагается, что одна из личностей, обращаясь к другой через языковые или неязыковые формы внутри себя, обращается не к тем смыслам и ценностям, которые выражает вовне для другого. Это и игра артиста, и простая шутка, и розыгрыш, и часто, если не всегда, таким действием становится управленческое действие.
Управленческое действие направлено на преобразование смыслов в сообществе, с тем чтобы действия сообщества приобрели более осмысленный, с точки зрения правителя, характер. Т.е. обращение с действием правителя в сообществах осуществляется как результат переосмысления происходящего.

Таким образом, я рассматриваю игру как способ организации и преобразования связей между смыслами как во внешнем, так и внутреннем зеркале мира.
Пять (+1) основных аспектов игры связаны с концепцией пяти (+1) чувств в структуре сознания. Мы говорим об игре как о (1) способе исследования, (2) способе обучения, (3) способе развлечения, (4) способе общения, (5) способе сохранения сообщества.

Остановимся подробней на некоторых аспектах игры.

Игра – это техника исследования поля сообщения.

Способ исследования:

Наиболее интересно в этом аспекте рассмотреть внутренние действия артиста, художника, который сообщает новые смыслы другим членам сообщества, но при этом в первую очередь занимается самопознанием, работая со смыслами, изучая их природу в контексте шести вышеописанных сторон устройства системы познания мира.

Игра – это основной способ обучения и передачи знаний.

Способ обучения:

Детские игры – это некие правила, определяющие порядок действий, которые имеют прогнозируемые последствия. В самых простых играх очень простые правила, приводящие к простым результатам, сложные игры позволяют научаться правилам по­строения пространства игр. Выс­шим уровнем игры являются обрядовые действия, являющиеся одновременно и обучающими, и управленческими.

Игра – это способ поддержания интереса в процессе сообщения смыслов.

Способ развлечения:

В сообществе должен постоянно существовать общий уровень интереса, который позволяет ощущать и переживать жизнь как увлекательный процесс познания тайны существования, правила сообщения должны всегда иметь в виду эту сторону бытия. В противном случае организованное сообщество перестает преобразовывать и передавать во времени смыслы, что эквивалентно прекращению протекания энергии через жилы этого сообщества.

Игра – это способ передачи сообщений внутри сообщества.

Способ сообщения:

Правила сообщения внутри сообщества являются обрядовыми форматами, позволяющими правильно кодировать и декодировать сообщения на невербальном уровне. Потому обряды и предания, сказания и устные рассказы о происходящем в данном сообществе играют огромную роль в поддержании жизнеспособности данного сообщества во времени.

Игра – это способ преобразования смыслов в общем поле.

Способ сохранения сообщества:

Когда нарушается течение смыслов в поле общения, т.е. разрушается механизм сообщения смыслов в иерархии, предлагаются игры по переосмыслению ценностей, игры по созданию новых каналов сообщения и т.д. С этой точки зрения деньги являются одним из таких механизмов, который призван поддерживать сообщение смыслов внутри человеческого сообщества, обозначая возможные изменения отношений между предметами сознания в полях общения личностей.

Смыслы располагаются на одном из уровней организации сознания как процесса движения во времени ситуаций и циклов. Первые два уровня – это внешний и внутренний потоки ощущений, которые описываются как зрение-осязание и слух-дыхание. Напоминаю, что посередине находятся вкус и обоняние. Т.е. они заполняют пространство перехода от внутреннего потока к внешнему.

Ряд можно обозначить шестью простыми и понятными словами:
1. Ощущения. 2. Чувства. 3. Образы. 4. Понятия. 5. Смыслы. 6. Ценности.

Таким является основополагающий игровой ряд, который присутствует в любой игре. Преобразования происходят в подобном ряду, и уклад общественных отношений определяет способы возможных преобразований, диктуя обрядовые правила взаимоотношений членов данного сообщества.

Взаимодействие внутреннего и внешнего потока восприятия создает пространство образов. Связи между образами создают понятия на четвертом уровне, а связи между понятиями составляют смыслы на пятом уровне, который соответствует уровню управления процессом. Шестой уровень – это уровень созерцания связей между связями, это уровень мифов, уровень высшей мудрости, уровень небесного постижения мира, т.е. это истинный образ мира, или система его описания.

Связи выстраиваются постоянно между понятийными единицами и между уровнями, это процесс прохождения времени через организм, через сознание. С точки зрения управления шесть уровней устройства сознани

Следить за новостями ИНЭС: