Искусство принятия решений в китайской традиции управленческих игр. Размышление о сути ценностей

Номер 1 - ЦА. Архитектор глобализма

Решение – это действие, направленное на достижение состояния свободы

Бронислав ВИНОГРОДСКИЙ
Искусство принятия решений в китайской традиции управленческих игр. Размышление о сути ценностей

"Экономические стратегии – Центральная Азия", №01-2007, стр. 88-94

Виногродский Бронислав Брониславович — президент фонда «Экология социальной культуры», руководитель российско китайской лаборатории «Идеология управленческих стратегий».

Продолжая тему, заданную в предыдущей статье, хочу подробней рассмотреть практическое применение наследия китайской традиции в управленческой игре.
Я говорю об управленческой игре, подразумевая, что понятие "игра" включает в себя весь спектр возможных управленческих ситуаций, а необходимость обсудить принципы и правила принятия решений вытекает из того, что решение – это основное действие, которое управленец совершает в управленческой игре.

В этом контексте управленческое действие подразумевает шесть этапов оценки происходящего в поле внимания управленца начиная с (1) первого ощущения, которое (2) локализуется как чувство, (3) требующее правильной оценки. Из этой оценки (4) вытекает диагноз проблемы, вызывающей данное ощущение, и дальше (5) принимается решение, которое передается для (6) правильного исполнения во внешнюю ситуацию.

Другими словами, управленец должен уметь правильно совершать в уме шесть ментальных действий:
1. Ощущать.
2. Чувствовать.
3. Соображать (оценивать).
4. Предвидеть.
5. Принимать решение.
6. Давать указания разной степени категоричности.

В этой иерархии решение располагается на пятом уровне (из шести) и определяет превращение одной ситуации в другую в бесконечном ряду изменений. Потому управленец должен обладать набором из шести качеств, позволяющих ему правильно переходить с уровня на уровень и осознавать, т.е. замечать вехи переходов, чтобы в эти моменты быть готовым наиболее правильно реагировать на происходящее как внутри (ощущения, чувства, оценки), так и вовне (диагностика, решения, мониторинг ситуации воплощения решения).

Почему игры?

Игра – технология управления.

Игра – это всегда элемент подмены смыслов, т.е. внесение искусственного элемента в естественный процесс смыслообразования. Следовательно, игра является основным действием по созданию явлений искусства.

Работа любого художника – это работа по созданию способов превращения смыслов через организацию образных рядов и построение связей между ними. Искусство преобразует связи смыслов непосредственно в сознании личности, воспринимающей искусство, потому язык искусства представляет собой одну из высших форм человеческой коммуникации. Т.е. искусство – это метаязык человеческих отношений, который предлагает личности новые возможности в преобразовании смыслов.

Когда игра производится на уровне межличностного общения, предполагается, что одна из личностей, обращаясь к другой через языковые или неязыковые формы внутри себя, обращается не к тем смыслам и ценностям, которые выражает вовне для другого. Это и игра артиста, и простая шутка, и розыгрыш, и часто, если не всегда, таким действием становится управленческое действие.
Управленческое действие направлено на преобразование смыслов в сообществе, с тем чтобы действия сообщества приобрели более осмысленный, с точки зрения правителя, характер. Т.е. обращение с действием правителя в сообществах осуществляется как результат переосмысления происходящего.

Таким образом, я рассматриваю игру как способ организации и преобразования связей между смыслами как во внешнем, так и внутреннем зеркале мира.
Пять (+1) основных аспектов игры связаны с концепцией пяти (+1) чувств в структуре сознания. Мы говорим об игре как о (1) способе исследования, (2) способе обучения, (3) способе развлечения, (4) способе общения, (5) способе сохранения сообщества.

Остановимся подробней на некоторых аспектах игры.

Игра – это техника исследования поля сообщения.

Способ исследования:

Наиболее интересно в этом аспекте рассмотреть внутренние действия артиста, художника, который сообщает новые смыслы другим членам сообщества, но при этом в первую очередь занимается самопознанием, работая со смыслами, изучая их природу в контексте шести вышеописанных сторон устройства системы познания мира.

Игра – это основной способ обучения и передачи знаний.

Способ обучения:

Детские игры – это некие правила, определяющие порядок действий, которые имеют прогнозируемые последствия. В самых простых играх очень простые правила, приводящие к простым результатам, сложные игры позволяют научаться правилам по­строения пространства игр. Выс­шим уровнем игры являются обрядовые действия, являющиеся одновременно и обучающими, и управленческими.

Игра – это способ поддержания интереса в процессе сообщения смыслов.

Способ развлечения:

В сообществе должен постоянно существовать общий уровень интереса, который позволяет ощущать и переживать жизнь как увлекательный процесс познания тайны существования, правила сообщения должны всегда иметь в виду эту сторону бытия. В противном случае организованное сообщество перестает преобразовывать и передавать во времени смыслы, что эквивалентно прекращению протекания энергии через жилы этого сообщества.

Игра – это способ передачи сообщений внутри сообщества.

Способ сообщения:

Правила сообщения внутри сообщества являются обрядовыми форматами, позволяющими правильно кодировать и декодировать сообщения на невербальном уровне. Потому обряды и предания, сказания и устные рассказы о происходящем в данном сообществе играют огромную роль в поддержании жизнеспособности данного сообщества во времени.

Игра – это способ преобразования смыслов в общем поле.

Способ сохранения сообщества:

Когда нарушается течение смыслов в поле общения, т.е. разрушается механизм сообщения смыслов в иерархии, предлагаются игры по переосмыслению ценностей, игры по созданию новых каналов сообщения и т.д. С этой точки зрения деньги являются одним из таких механизмов, который призван поддерживать сообщение смыслов внутри человеческого сообщества, обозначая возможные изменения отношений между предметами сознания в полях общения личностей.

Смыслы располагаются на одном из уровней организации сознания как процесса движения во времени ситуаций и циклов. Первые два уровня – это внешний и внутренний потоки ощущений, которые описываются как зрение-осязание и слух-дыхание. Напоминаю, что посередине находятся вкус и обоняние. Т.е. они заполняют пространство перехода от внутреннего потока к внешнему.

Ряд можно обозначить шестью простыми и понятными словами:
1. Ощущения. 2. Чувства. 3. Образы. 4. Понятия. 5. Смыслы. 6. Ценности.

Таким является основополагающий игровой ряд, который присутствует в любой игре. Преобразования происходят в подобном ряду, и уклад общественных отношений определяет способы возможных преобразований, диктуя обрядовые правила взаимоотношений членов данного сообщества.

Взаимодействие внутреннего и внешнего потока восприятия создает пространство образов. Связи между образами создают понятия на четвертом уровне, а связи между понятиями составляют смыслы на пятом уровне, который соответствует уровню управления процессом. Шестой уровень – это уровень созерцания связей между связями, это уровень мифов, уровень высшей мудрости, уровень небесного постижения мира, т.е. это истинный образ мира, или система его описания.

Связи выстраиваются постоянно между понятийными единицами и между уровнями, это процесс прохождения времени через организм, через сознание. С точки зрения управления шесть уровней устройства сознания личности в традиции "Книги Перемен" разделяются на:

  • Первый уровень, уровень простолюдина, который соответствует, следовательно, физической переработке предметного мира.
  • Второй уровень, где находится мелкий чиновник, слуга, организатор и модератор процессов. Это уровень администрирования.
  • Третий уровень – это уровень чиновника-полководца, уровень собирания и обобщения информации, уровень синтеза.
  • Четвертый уровень – это уровень управленца, топ-менеджера. Это уровень модератора процессов смыслообразования.
  • Пятый уровень, где находится поддержание оборота смыслов, – это уровень правителя, именно здесь смыслы образуются, сюда они приходят снизу и превращаются в ценности.
  • Шестой уровень, где размещается источник появления смыслов или система описания мира, как было сказано выше. Этот уровень соответствует уровню родовой силы предков, системе алтарей, небесному началу.

В качестве примера можно взять любую рабочую социальную систему. К примеру, в управленческой иерархии – это:
1. Просто работники, низовые бойцы.
2. Руководство низшего звена (в армии – сержантский состав).
3. Руководители подразделений.
4. Заместители высшего руководителя, курирующие направления.
5. Высший руководитель.
6. Уровень соподчинения с более высокой иерархией.

Таким образом, можно рассмотреть любую административную или деловую организационную единицу, чтобы найти в ней параллели с вышеприведенной схемой. Пусть это будет департамент правительства Москвы или министерство. Так же строится и система управления производством. Невозможно отрицать исходные принципы понятийной организации.

Человек организует пространство своих отношений таким же способом, как организовано его восприятие, как построено его сознание. С этой точки зрения "Книга Перемен" – это обучающая игра для управленца, который, постоянно обращаясь к тексту, учится правильно кодировать и декодировать смыслы в процессе поддержания достаточного уровня циркуляции смыслов в сообществе.
Хочу еще раз подчеркнуть, что управление подразделяется на шесть уровней в зависимости от уровня системы отношений, которой приходится управлять агенту отношений. Т.е. в традиции "Книги Перемен" во всех случаях описывается управление, которое подразумевает координацию отношений во времени и в иерархии согласования смыслов между верхом и низом этой иерархии.
Таким образом, изначально существует игра смыслов, в которой смыслы суть отношения, и отношения подразумевают превращения ценностей.

Почему все игры управленческие?

Игра подразумевает преобразование ситуации из одной в другую по определенным правилам. Тут же возникает необходимость определить понятие ситуации. Ситуация – это определенные стечения обстоятельств, связанные с отношениями с миром в данное время. В ситуации всегда присутствует оценка возможного перераспределения ценностей. Т.е. происходит постоянная циркуляция ценностей. Данное время тоже представляет определенный циклический круг, и в большинстве случаев этот круг соотносится с ценностями того или иного порядка.

Следует признать, что существуют также порядки ценностей, которые, в свою очередь, группируются в ряды обстоятельств. Обстоятельства определяются отношениями, возникающими в полях спорного обладания. Эти поля также можно назвать полями общей принадлежности. Такие поля возникают в первую очередь на пересечении смысловых связей.

Понятие "игра" в этом контексте

Игра – это способ преобразования смыслов. В основу человеческой коммуникации ставится смысл в качестве основной ценности, т.е. смысл – это некая минимальная единица связей, способная мотивировать личность на определенные, так называемые осмысленные действия в связи с внедрением оного в поле сознания личности. Т.е. смысл сообщается, и это мотивирует личность на создание ценностей.

Игра как способ преобразования смыслов подразумевает умение управлять смыслами.

Смысл я определяю как установление связей между понятиями. Общая ситуация такова, что связи между понятиями периодически исчезают, в результате чего возникает необходимость восстанавливать эти связи или проводить новые. Такие вновь появившиеся связи сообщаются участникам ситуации, обсуждаются, определяются и переопределяются, что составляет суть человеческого общения.

Управленческие ДЕЙСТВИЯ в поле отношений

Что такое поле

Поле – это пространство восприятия, в котором возможно выделение структуры восприятия, и внутри этого пространства протекают все осознаваемые процессы, строящиеся из ощущений и разных уровней сложности связей между ощущениями.

Из каких частей состоит общее поле

Наиболее ограничен человек, который предполагает, что его картина происходящего и есть происходящее, наиболее развитый человек обязательно допускает ошибку в своих действиях по осмыслению реальности.

Где принимаются решения

Решения принимаются в пространстве поля восприятия в связи с необходимостью произвести переосмысление происходящего, так как в пространстве поля появляются новые элементы, меняющие картину происходящего.

Картина происходящего всегда ограничена видением или объемом видения, который определяется способностью личности видеть одновременно связи между некоторым количеством объектов. Связь между предметами сознания – это всегда происходящее, это всегда процесс, а связи между процессами тоже являются процессами, только когда ты способен менять фокус своего видения таким образом, чтобы воспринимать процессы процессов, происходящее происходящего. Тогда у тебя появляется возможность точно улавливать картину или образ мира как постоянного движения, другими словами – самоорганизующейся системы.

Какие тексты составляют основу искусства мыслить

В китайской традиции в основе искусства мыслить лежит текст "Книги Перемен", и этот текст не просто рассказывает о том, как нужно производить мыслительные действия, он дает схемы, осмысление которых требует неизбежного усилия по совершению правильных действий.

Типология личностей

Есть определенное количество функций, которые человек осуществляет в процессе общения с другими объектами этого мира, как внутренними, находящимися в его сознании, так и внешними, находящимися за пределами внутреннего восприятия. Управленческие действия не только учитывают особенности функционального устройства личностей, но и прямо направлены на согласование и взаимодополнение функций разных личностей в процессе построения узора коллективного действия.

Отношения и ценности

Все ценности неизбежно связаны с отношениями. Ценности появляются только тогда, когда есть отношения. Отношения – это взаимодействия в общих полях. Общие поля – это связи, которые поддерживаются в пространстве сознания более чем одного индивида. Смею предположить, что все, что можно подумать, обязательно существует в сознании более чем одного индивида.

Ценность любого предмета или явления в человеческом сообществе относительна не только потому, что не меняет свои параметры, переходя из одного поля сознания в другое, но и потому, что любой объект сознания обязательно соотносится и сопоставляется с эталонными, существующими в сознании личности образцами, и соотнесение – это одно из основополагающих действий сознания.

Структура принятия решения

Обязательно приходит внешний посыл, который меняет конфигурацию поля, организованного твоим отношением к происходящему. Происходящее – это обязательно твои ожидания того, как будут меняться отношения между предметами твоего восприятия, расположенными в твоем сознании.

Ты всегда в отношениях, ты есть результат отношений, плод отношений, сумма отношений, проводник отношений, и отношения проводятся тобой не в пространстве, а во времени. Постоянно происходит взаимодействие циклических единиц времени в полях восприятия личностей. В связи с этим происходит изменение ценностей.

Где принимается решение, и что, в сущности, оно делает

Решение обязательно связано с ценностями. Решение требует переоценки. Для этого необходимо оценить ситуацию. Ситуация есть узор ценностей в полях восприятия личностей. Ценности всегда пересекаются. Нет ни одной ценности, которая целиком принадлежит одному личному полю. Еще раз подчеркиваю, что нет личного поля.

Как ты оказываешься в точке принятия решения

Чем отличается управленческое решение от просто решения – встать или не встать утром. Т.е. необходимо ввести классификацию уровней принятия решения.

Для принятия правильного решения необходимо поменять взгляд на ситуацию, а для этого нужно изменить видение. Когда же меняется видение ситуации, то появляется новая схема действия, которая описывается как решение, позволяя построить модель иного развития событий, отличного от естественного, вытекающего из обыденного понимания обстоятельств.

Как это связано с волей и судьбой

Воля предстает перед нами по крайней мере в трех ипостасях. Это внешняя воля, которая навязывается тебе извне и которая, по сути, неволит тебя, заставляя совершать действия, не подчиняющиеся внутренним усилиям воли.

Существует внутренняя воля, обязательно связанная с усилием, которое производится в структуре импульсов взаимодействия сознания – его принято определять как намерение или желание. Есть также воля как состояние, которое возникает при правильном соотнесении воли личности с волей сообщества или волей мира.

Если есть решение, значит, есть и сомнение

Правильнее сказать, что в процессе принятия решений обязательно существует выбор.
Решение – это необходимость (всегда) справиться с собственной слабостью.
Решение – это веха на пути самосовершенствования.
Решение – это действие воли.
Решение – это ответственность за происходящее.
Решение – это действие, направленное на достижение состояния свободы.

Ограничения на пути принятия решений

Решение – это действие или усилие по переходу с одного поля на другое. Каждый раз ищутся врата. Найти нужные врата не так просто, если руководствоваться обыденной логикой. Эти врата находятся на стыках циклов. Правильное решение всегда лежит в той плоскости, где нужно удержаться от действия, тогда обязательно откроется пространство, и ситуация преобразуется.
Решение – это внутреннее действие, связанное с преобразованием ситуации. Возможно, следует взять некоторое количество ситуаций, в которых герои принимают решения. Есть, следовательно, системы ценностей, диктующие классы решений.
Классы решений
Классы решений связаны с общей жизненной позицией, стратегические решения связаны с жизнью в целом. К примеру, Лю Бэй решает бороться за восстановление справедливости. Я решаю, что оздоровление российского сознания есть моя жизненная задача. Остальные действия соподчинены стратегическому жизненному решению. Такое жизненное решение принять не просто, однако оно облегчает выбор во всех последующих ситуациях.
Существует шесть уровней личности, которые определяют шесть классов в иерархии принятия решений. Это уровень отдельной личности, уровень семьи, уровень рода, уровень народа, уровень страны и уровень человечества.
Решение связано с выбором. Во многих обстоятельствах одно предпочитается другому, вероятно, приходится чем-то жертвовать, чтобы обрести более весомый выигрыш.
Я сопоставляю решение с игрой, потому что в результате принятия решения в определенных обстоятельствах ты или выигрываешь, или проигрываешь.

 

Следить за новостями ИНЭС: