Глобализация: взгляд из распахнутой России

Номер 2. Испепеляющий сон разума

Основная цель глобализации – построение максимально широкой системы «центр – периферия», где центр паразитирует на периферии. Такое мироустройство будет иметь фатальные последствия для всех без исключения народов периферии, поэтому ему необходимо противопоставить контрпроект. Он должен отражать современный мир как сложную и хрупкую систему.

Сергей БАТЧИКОВ, Сергей КАРА-МУРЗА
Глобализация: взгляд из распахнутой России

"Экономические стратегии", 2002, №2, стр. 10-15.

Появившийся недавно термин "глобализация" – чисто идеологическая конструкция, прикрывающая то мироустройство, которое торопятся установить США и их партнеры на волне краха СССР. Глобализация как обмен людьми и продуктами культуры началась на ранних стадиях существования цивилизаций. Сейчас речь идет не об этом и вообще не о глобальных процессах в развитии человечества, а о специфическом проекте – попытке утверждения Нового мирового порядка.

Основная цель этой глобализации – создание возможно более широкой капиталистической (или "посткапиталистической") системы, построенной по принципу "центр-периферия", где центр паразитирует на периферии, используя внеэкономическое принуждение или прямой грабеж. Насилие сегодня не столь очевидно, как в эпоху колониализма. Оно опирается на политические, культурные и финансовые рычаги, но и авианосцы с морской пехотой всегда наготове.

В этом смысле достаточно показательно высказывание Т. Фридмана, советника Мадлен Олбрайт. То, в чем нуждается мир, заявил он, будет функционировать только в случае, если США задействуют всю свою мощь сверхдержавы. Невидимая рука рынка никогда не сработает в отсутствие невидимого кулака. МакДональд не может быть прибыльным без МакДоннел Дугласа, производящего F-15. Скрытый кулак, который обеспечивает надежность мировой системы, благодаря технологии Силиконовой долины, называется Вооруженными силами – наземными, морскими и воздушными, а также Корпусом морской пехоты США.

Любая цивилизация, являющаяся объектом подобной экспансии, сталкивается с необходимостью ответить на исторический вызов и сохранить собственный культурный генотип. Нынешняя волна глобализации – не первая. Первой можно считать колонизацию обширных пространств Азии, Африки, Америки и Австралии в XVII-XIX веках. Это было время, когда Запад стремился получить прямой доступ к мировым ресурсам.

С конца XIX века началось вторжение западного капитала во многие формально независимые страны, названное "империализмом". После Второй мировой войны была создана система неоколониальной зависимости. "Третий мир" стал специфической глобальной социальной и политической системой. Нынешняя перестройка означает упрощение мироустройства до бинарной схемы. Уже в начале ХХ века Ленин и Каутский в дискуссии об империализме предвидели эту новую стадию глобализации, которую они называли "ультраимпериализмом".

До сих пор каждая волна капиталистической глобализации вызывала череду войн и революций. В это состояние мир втягивается и сегодня. Из истории мы знаем, что многие государства и народы или погибли, или были превращены в зону периферийного капитализма. Уничтожены сложные цивилизации Америки и Австралии, в тяжелом положении находятся культуры Черной Африки. В одних случаях национальная элита просто отказывалась от сопротивления, предпочитая прислуживать. В других – имели место попытки оградиться от экспансии разного рода барьерами, что задерживало развитие, тормозило модернизацию и делало страну беззащитной перед внешней агрессией. Россия и Китай в начале ХХ века ответили на подобное вторжение мощными революциями, по сути, породившими мировую революцию, прокатившуюся по всем незападным цивилизациям и имевшую целью предотвратить губительный для них виток глобализации.

Успешный или неудачный опыт этих противостояний и столкновений преподнес нам один важный исторический урок: для выработки гибкого и эффективного ответа необходимо достаточно глубокое знание природы и собственной цивилизации, а также системы, осуществляющей экспансию (условно, "Запада"). Надо хладнокровно, без иллюзий ответить себе на вопросы: "Кто мы? Откуда мы? Куда мы идем?" Следует сравнить свою культурную матрицу с той матрицей, на которой построена западная цивилизация, чтобы уяснить, чем мы не можем пожертвовать, осваивая институты и технологии Запада.

Открытость глобальному рынку как ликвидация народного хозяйства

Новый мировой порядок взял за основу экономического мироустройства модель глобального гомеостаза. Равновесие поддерживается именно и только в "ядре" мировой системы (то есть в "первом мире"). Уже на ранних стадиях капитализма оно обеспечивалось перемещением ресурсов и отходов, для чего использовались "буферные" емкости сначала колоний, затем "третьего мира", а теперь и экс-СССР. На данном этапе мы наблюдаем исчерпание подобных "буферных" емкостей. Это как раз и означает достижение пределов роста капиталистической цивилизации, что зафиксировала Конференция ООН "Рио-де Жанейро 92".

Создание глобальной гомеостатической структуры взамен сосуществования стремящихся к внутреннему равновесию национальных хозяйственных систем предполагает раскрытие последних и возникновение общемирового экономического пространства. Утопия отражает идущее от ньютоновской модели мироздания техноморфное мышление человека западного индустриального общества: устроить мир как машину, управляемую просвещенной элитой. Сегодня философские представления о глобальном гомеостазе воплощаются в политических формулах, экономических программах и даже первых войнах нового типа.

В основе идеи о полной открытости национальных экономик лежит индивидуализм, присущий западной культуре, представление о человечестве как конгломерате атомизированных индивидов, "человеческой пыли". Такая открытость глобальному рынку в перспективе ведет к исчезновению народов и возникновению всемирного классового общества внетерриториальной, мобильной элиты и пролетариев-"локалов". Хозяйство стран в ходе этого процесса перестает быть национальным, а само понятие "страна" стирается. Она превращается в пространство, на котором действуют "экономические операторы", производящие товары и услуги для удовлетворения платежеспособного спроса глобального рынка. Никакой связи с потребностями людей, населяющих данное пространство, это производство не имеет. Устраняются последние следы естественного, натурального хозяйства – хозяйства ради удовлетворения потребностей. В рамках программы МВФ происходит полный разрыв связи между производством и потреблением. В некоторых странах уже сейчас потребление в среднем падает даже при росте производства. Отсюда следует отрицание суверенитета народов над их территорией и ресурсами. Те, кто обладает экономической и военной силой, формулируют принципы Нового мирового порядка и объявляют о своем праве владеть миром.

"Открытость" стран и изъятие природных ресурсов

Первая практическая задача глобализации рынка – передача минеральных ресурсов под контроль "первого мира". Для этого необходимо устранение национальных экономических границ и такое обеднение периферии, при котором цены "свободного" рынка недоступны для остатков местного хозяйства. Доктрина глобализации написана на языке неолиберализма, означающем "возврат к истокам" либеральной политэкономии и антропологии, а также социальной философии Гоббса и Локка. Иными словами, человечество вновь делится на тех, кто живет "в состоянии цивилизации", и тех, кто пребывает "в состоянии природы". Представители "цивилизации" станут покупать ресурсы, извлеченные в местах обитания "дикарей". По какой же цене? Будет ли это реальная цена рынка? Скорее всего, речь фактически пойдет не о покупке, а о практически бесплатной "добыче". Потребуются лишь расходы на подкуп местной элиты, манипулирующей массовым сознанием, и оплату репрессивного аппарата.

Для идеологии Запада сегодня характерна экологическая риторика. На практике как "глобальный рынок" в целом, так и МВФ и Всемирный банк продолжают использовать экологически разрушительную модель. Поведение хозяйственных агентов диктуется определенной экономической логикой, требующей "открытости" стран, землю, воздух, воду, которых можно локально отравлять. Такая логика несовместима с экологическими критериями.

Согласно докладам Давосского форума, глобализация означает передислокацию всего мирового хозяйства. Производственная деятельность переместится в те регионы, где для нее будут созданы "наиболее конкурентоспособные" условия (прежде всего, наличие дешевой рабочей силы). Предполагается, что "промышленными рабочими" для всего мира станут, в первую очередь, народы Восточной Азии. Научные же исследования и разработки, дизайн, развитие методов менеджмента сконцентрируются в США и Западной Европе. Многие страны даже с высоким уровнем промышленного развития превратятся в объекты деиндустриализации. Подобный процесс быстрыми темпами идет, например, в России. Если в этих странах в силу природных или культурных условий нерентабельны другие виды производства, они рассматриваются как "общности, которые не имеет смысла эксплуатировать". Их гражданам не оставят даже лесов и степей, чтобы они могли вернуться к первобытно-общинному строю.

Закрытость ядра системы

Известно, что концепция классического либерализма ("свободный рынок") сводится к триединой формуле: свободный рынок товаров, финансов и рабочей силы. Неолиберализм означает принципиально новый этап. Под знаменем глобализации рынка происходит закрытие "первого мира", превращение его в крепость. Только так, за крепостными стенами, и может быть обеспечен гомеостаз "общества потребления". Протекционизм на рынке труда индустриально развитых стран, исключающий свободное передвижение рабочей силы, в конце 1980-х годов обходился "третьему миру", по данным ООН, в 500 млрд долл. в год. Сегодня этот рынок Запада закрыт для "бедных" стран железным занавесом, что позволяет получать рабочую силу периферии по очень низкой цене – "упакованной" в произведенный на месте продукт, а не в человека. Из "третьего мира" и России буквально добываются как бесплатные "природные агенты" не только сырье, но и готовые металлы, компоненты машин и целые машины, а также рабочая сила. По данным Всемирного экономического форума в Давосе, развитые страны капитализма располагают 350 млн промышленных рабочих со средней зарплатой 18 долл. в час. Китай, Индия, Мексика и республики бывшего СССР вместе имеют 1200 млн рабочих такой же квалификации со средней зарплатой 1-2 долл. в час. Открытие рынка труда в соответствии с провозглашенными принципами либерализма означало бы экономию почти 6 млрд долл. в час! Иными словами, экономика "первого мира" при действительно свободном рынке была бы абсолютно неконкурентоспособной. Итак, если отодвинуть идеологическую мишуру вроде "глобальной деревни" и "нашего общего космического корабля Земля" и трезво разобраться в сути явления, то можно сказать так: глобализация – это доведенный до крайности паразитизм капиталистической метрополии, которая распоясалась, так как ее некому приструнить.

Об экономической сути доктрины глобализации или, как говорят в России, "золотого миллиарда" хорошо сказал еще в 1990 году советский экономист А. Цикунов. Он заметил, что за этим термином стоит определенная, целостная геополитическая, экономическая и культурная концепция: pазвитые стpаны, сохpаняя для своего населения высокий уровень потребления, будут военными и экономическими меpами деpжать остальной миp в пpомышленно неpазвитом состоянии в качестве сыpьевого пpидатка и зоны сбpоса вpедных отходов. Население этих "замороженных" стран в условиях бедности деградирует и не будет представлять никакой функциональной ценности для "первого мира", создавая, в то же время, немалые социальные проблемы. Это население должно быть сокращено с помощью целой системы новых технологий. Понятно, что доктрина глобализации означает принципиальный отказ от демократии и обоснование диктатуры ради поддержания "равновесия", то есть порядка в загоне для пролетариата и "общностей, которые не имеет смысла эксплуатировать".

Ликвидация национального государства и изменение общественной ткани

Идеологи глобализации достаточно безответственно подходят к концепции государства и перестройке всей системы международного права. Поразительным образцом такой безответственности стала доктрина "гуманитарной интервенции", которая фактически узаконивает военное вмешательство НАТО в дела любой слабой страны, даже в центре Европы, под прикрытием защиты прав человека. Сегодня к этому добавилось право преследовать террористов, завтра можно изобрести еще десяток идеологических фантомов. На деле это легитимизация "права сильного и бессилия права".

Государство – огромная ценность, которую человечество создало за пять тысячелетий. Его разрушение требуется метрополии якобы для "освобождения от оков пространства", тем более что информационные технологии освободили ее от "оков времени". Глобальная интеграция рынков неминуемо вызовет распад, диссоциацию, разрушение стран и обществ. Место обитания народа потеряет свойства публичного пространства. При этом глобальные финансовые и информационные потоки станут обтекать те регионы, в которых не обеспечена пороговая норма прибыли. "Конкурентоспособные" части национальных экономик получат мощный стимул и поддержку мировой метрополии для того, чтобы вырваться из рамок национальной хозяйственной и правовой системы и включиться в глобальный рынок, не неся никакой ответственности перед своей страной. Сепаратизм, ранее инициируемый колонизаторами (например, выделение Кувейта из Ирака), теперь станет узаконенным и почти автоматическим.

В любой стране анклав "золотого миллиарда", изымающий ресурсы из окружающей природной и социальной среды, разделит общество на представителей "первого" и "третьего" мира. Это будет означать разрушение гражданского общества, маргинализацию большинства населения, архаизацию его хозяйственного уклада и образа жизни. Мы явно движемся к полному разрыву между элитой и народом, к утрате заданного Просвещением универсалистского импульса. Это происходит даже в ядре системы, где складывается новый тип рынка труда – "гибкий", постмодернистский, с краткосрочными контрактами и "забыванием" профессии. В "загон" вытеснят и часть трудящихся Запада – не всех немцев или испанцев примут в "золотой миллиард".

С социальной точки зрения, глобализация означает переход к гораздо более жестокой эксплуатации и гораздо менее эгалитарным отношениям, нежели в буржуазном обществе – даже в период дикого, "манчестерского" капитализма. В этом смысле особенно красноречиво положение РФ. Для нее принятие правил "глобализации" означает потерю национальной и культурной идентичности, а скорее всего, и физическую гибель большинства населения. Климат не позволит нам выжить при деиндустриализации. Уже сегодня прогноз ЦРУ на 2015 год предсказывает сокращение населения России еще на 15 млн человек. Вот простой факт, объясняющий переживаемую нами катастрофу: в России быстро сокращается добыча энергоносителей и увеличивается их экспорт. Они, наряду с минеральными удобрениями и металлами, являются главными статьями экспорта, необходимого для выплаты внешнего долга. Таким образом, на нужды внутреннего потребления остается небольшое и постоянно сокращающееся количество нефти и газа. Его уже недостаточно не только для восстановления производства, но и для отопления жилищ.

Утопическая идея о создании наднационального "мирового правительства" – глобальной системы, управляемой благотворительной диктатурой "технократической элиты", – маскирует процесс сотрудничества и даже сращивания этой "технократической элиты" с преступным миром. Последний сегодня так же хорошо организован и столь же силен экономически и интеллектуально, как легальный капитал. Однако менее связанный правовыми и моральными нормами, он сможет гораздо быстрее и шире воспользоваться разрушением национального государства, чем легальный капитал. В нашей стране "технократическая элита" ради уничтожения СССР вступила в сговор одновременно с идеологами глобализации на Западе и представителями отечественного криминалитета. Именно они приняли самое энергичное участие в присвоении государственной собственности и влились в международную финансовую систему, обескровив национальную экономику СССР и его республик.

Но разве не то же самое мы наблюдаем сегодня и в западном мире, где возникают "серые зоны", непрозрачные и в экономическом, и в политическом отношении. Не только в развитых, но и в развивающихся странах, они соединяются, образуя общемировую "серую зону", в которой теневой и криминальный капитал сращивается с легальным. Иногда здесь формируются квазигосударственные системы со своими армиями и квазиправом. Возникают необычные постмодернистские социумы – бандобщества или "структуры вызывающего индивидуализма". Значительная часть населения, проживающего в таких "серых зонах", оказывается совершенно беззащитной. Атака этих квазигосударственных образований на национальное государство получает открытую поддержку со стороны идеологов глобализации, как, например, в Чечне, в Косово, в Анголе или в Афганистане, где агент ЦРУ Усама бен-Ладен организовал движение "Талибан". Глобализация неизбежно и закономерно ведет к возникновению войн нового типа – поистине всемирных, "молекулярных". Их будут вести новые социальные группы ("коллективные хищники") против остатков государства и гражданского общества. По масштабам жертв среди населения они обещают намного превзойти прошлые мировые войны.

Концепция "золотого миллиарда" – путь к глобальному фашизму

Таким образом, глобализация означает подчинение ресурсов Земли "первому миру" и разделение человечества на два подвида, между которыми развернется борьба не на жизнь, а на смерть. Победители составят "золотой миллиард". Он будет особым наднациональным образованием с иной моралью и иными правами, нежели у "побежденных". Эта идея – не что иное, как новая версия фашизма, только теперь глобального.

Члены "золотого миллиарда" радикально порывают с идеалами Просвещения – с гуманизмом, свободой, равенством, отдавая предпочтение утопии "новой античности". Ропщущее большинство, загнанное в гетто, будет удерживаться господами в повиновении с помощью дубинок и наркотиков разного рода, от LSD до телевидения и компьютерных игр. Духовный лидер неолиберализма фон Хайек декларировал необходимость изъятия природных человеческих инстинктов – солидаpности и состpадания. Однако не только в тех странах, которые могут пасть жертвами глобализации, но и в богатых западных государствах, зреет отрицание планов утверждения Нового мирового порядка. Человечество как исключительно гибкий биологический вид, создавший культуру, справится с приступом "бестиальности" у разбогатевшего меньшинства.

Глобализация как культурный вызов. Проблема языка

Поскольку условием устойчивости Нового мирового порядка является его легитимизация, Запад прилагает огромные усилия для завоевания культурной гегемонии. Объектом этих усилий является, прежде всего, элита и средний класс самой метрополии, а затем образованный слой тех стран, которым предназначено стать периферией системы. Предполагается, что в дальнейшем местная интеллигенция уже сама, через молекулярные воздействия, навяжет населению гегемонию Запада. Эта цель достигается в ходе беспрецедентной по масштабам и затратам глобальной кампании манипуляции сознанием. В результате общество утрачивает коллективную историческую память и этические координаты. Снижается способность к рефлексии и диалогу, а значит, исчезает общественное мнение. Запад организовал целую индустрию, которая производит "новояз", ставший мощным средством господства. Искусственно созданные слова, искажающие суть обозначаемых ими явлений, лишают людей возможности не только объяснить и понять реальность и выработать альтернативный проект, но даже выразить собственные интересы.

Необходимо "расколдовать" построенный метрополией виртуальный мир, демистифицировать весь понятийный аппарат глобализации. Язык, унаследованный от Просвещения, уже не годится для этого. Лежащая в его основе рациональность не отвечает фундаментальной нестабильности нынешнего мироустройства. Культурная программа антиглобализма не может строиться на фундаментализме модерна, на стремлении спрятаться от исторического вызова в привычных формах. Язык борьбы должен быть свободен от грез утопического прогрессизма. Нужно, чтобы он соответствовал реалиям современного мира как сложной и хрупкой эволюционирующей системы. История человечества, написанная на таком языке, не будет сентиментальной; она покажет, что жизнь общества полна неравновесных состояний, кризисов и конфликтов, ошибок и фатальных, необратимых выборов, и напомнит каждому о его личной ответственности за судьбу близких, его народа и всего человечества.

Превращение исторического опыта в уроки на будущее

Условием появления альтернативного проекта является восстановление способности к рефлексии, осознание логики решений, которые мы принимали в последние десятилетия. Если этого не произойдет, нам останется лишь утешительный "спектакль антиглобализма": там десяток сожженных машин, тут попорченные гнилыми помидорами костюмы министров-глобалистов. Довольно скоро это представление будет интегрировано культурой глобализма и превратится в часть ее ритуала. Более того, его режиссером станет сама правящая мировая верхушка. Инструмент рефлексии – это анализ событий недавней истории и, прежде всего, тех, которые воспринимаются как поражение народов в их противостоянии глобализации.
Уже более 10 лет в России происходят изменения, которые многими наблюдателями квалифицируются как "социальный Чернобыль". Это катастрофический слом не только хозяйства, но и всего жизнеустройства народа, самый длительный в истории индустриального общества кризис с глубоким спадом производства и массовым обеднением населения; омертвлены, разъединены все имеющиеся в наличии ресурсы: труд, капитал, сырье, энергия и информация.

Советский проект был именно альтернативой, возникшей как ответ на вызов империалистической глобализации. Модернизация без вестернизации, без превращения в зону периферийного капитализма – вот в чем заключался смысл русской революции. Известно, что в развале СССР огромную роль сыграл переход западных левых на антисоветские позиции в 1960-70-е годы. Под их влиянием такой же переход совершила влиятельная часть интеллектуальной элиты Советского Союза, и прежде всего, верхушка партийной интеллигенции. Именно она провела основную работу по разрушению страны. Это было крупнейшее в истории предательство национальных интересов. Сегодня очень важно понять, почему западные левые, включая видных коммунистов, отказали советскому проекту в праве на существование. Почему они с такой страстью подхватывали и творчески развивали самые фантастические антисоветские мифы, публично выражали радость в момент разрушения социалистической системы, даже когда уже стал очевиден оскал криминального режима Ельцина? Советский проект был делом сотен миллионов людей, в том числе вне СССР.

Как мы видим будущее

Идея глобализации относится к разряду технократических утопий, уже в недалеком будущем ее ждет крах. Из теории систем известно, что система устойчива только в том случае, если она характеризуется достаточно большим разнообразием составляющих. Мир – не машина, люди – не атомы идеального газа. Человечество живо, пока существует хозяйственное и культурное разнообразие.

Принять ли идею "золотого миллиарда" – дело морального и даже религиозного выбора каждого. Человечество объективно обладает сегодня всеми необходимыми ресурсами, чтобы гарантировать сосуществование народов на Земле на основе признания права на жизнь и сохранение их культурной идентичности.

Следить за новостями ИНЭС: