БАМ: ошибка или стратегия освоения восточных районов России

Номер 1.
БАМ: ошибка или стратегия освоения восточных районов России

В советское время строительство Байкало-Амурской железнодорожной магистрали было составной частью системы мер по комплексному социально-экономическому освоению природных богатств малообжитых районов Восточной Сибири и Дальнего Востока, укреплению форпостов на восточных рубежах страны. БАМ – это пример организованности и умения государства сконцентрировать экономику, финансы и людей на важнейших направлениях экономической целесообразности. К сожалению, огромный задел, созданный советской страной, был почти полностью утрачен. Однако для России было бы по меньшей мере беспечностью оставить без должного внимания этот регион, поскольку Дальний Восток притягивал и будет притягивать внимание территориально озабоченных государств. Минерально-сырьевые и другие ресурсы зоны БАМа, подготовленность объектов к эксплуатации при достаточном энергетическом обеспечении позволяют организовать ускоренное развитие производительных сил с образованием крупных территориально-производственных комплексов. Вовлечение в народнохозяйственный оборот богатейших природных ресурсов, их промышленное использование способствовало бы созданию прочной платформы для экономического сотрудничества, консолидации людей и предприятий, помогло бы соседним странам найти нишу для вложения капитала, что, в свою очередь, снизило бы политическую напряженность в регионе.

Е. Козловский, Л. Грабчак, С. Алексеев
БАМ – ошибка или стратегия освоения восточных районов России?
“Экономические стратегии”, 2000, №1, стр. 57-68

В системе мер по комплексному освоению природных богатств регионов Восточной Сибири и Дальнего Востока в советское время особое место отводилось зоне Байкало-Амурской магистрали. Трасса БАМ вместе с ранее построенными железными дорогами Тайшет – Усть-Кут и Комсомольск-на-Амуре – Советская Гавань образует грандиозную железнодорожную магистраль протяженностью около 4000 километров. Ее транспортно-экономическое влияние охватывает огромную территорию площадью 1,5 миллиона квадратных километров, протянувшуюся от Северного Прибайкалья до Нижнего Приамурья и Тихоокеанского побережья.

В последнее время в средствах массовой информации стали часто появляться негативные оценки строительства БАМа, более того, само строительство предлагается воспринимать как политическую и экономическую ошибку.1 Мы считаем необходимым высказать свою точку зрения по этому вопросу. Мы рассматриваем замысел строительства не как проложение железнодорожной магистрали, а как метод, даже стратегию советского государства по освоению восточных районов страны в соединении с эффективной системой организации геологоразведочных работ, приведших к открытию крупнейших месторождений полезных ископаемых. Именно благодаря им было подведено прочное основание под необходимость строительства БАМа. Этот опыт освоения малообжитых регионов востока страны, безусловно, будет востребован реформирующейся Россией. Наконец, и мы убеждены в этом, это продолжение русских традиций по укреплению российских форпостов на востоке страны.

Немного истории

История территории, которую мы теперь называем зоной БАМа, неразрывно связана с изучением и освоением Сибири и Дальнего Востока. А.В. Ефимов отмечает: “Если в конце XV-начале XVI века были сделаны великие географические открытия на Западе, то в XVII веке и первой половине XVIII века были сделаны великие открытия на Востоке, которые по своему значению и влиянию на судьбы мировой истории, на ход ее отнюдь не уступают географическим открытиям на Западе”2 . К этим “великим открытиям на Востоке” принадлежат и открытия земель, относимых теперь к зоне БАМа.

Великие географические открытия на востоке начались походами Ермака в конце XVI века (1581-1585 годы). После разгрома Сибирского ханства Западная Сибирь была окончательно присоединена к Российскому государству. Это открыло пути для быстрого продвижения россиян на восток. В исключительно короткий срок – немногим более полстолетия – к Российскому государству была присоединена почти вся Сибирь, русские вышли к берегам Охотского моря и Тихого океана, а несколько позднее достигли Северной Америки со стороны Тихого океана.
Характерной особенностью освоения восточных территорий страны было широкое, в значительной мере стихийное движение народных масс наряду с организацией государственных походов и экспедиций. По справедливому замечанию А.М. Горького, “русский народ в лице Дежнева, Крашенинникова, Хабарова и массы других землепроходцев открывал новые места, проливы – на свой счет и за свой страх”3.

Большую помощь первопроходцам оказывало местное население. Эвенки, якуты, гольды, нивхи, люди других народностей часто бывали проводниками в длительных походах.
Открытие бассейна реки Лены привело к стремительному продвижению русских в Якутию, а из нее – к Тихому океану, на северо-восток и в Приамурье. Большое значение для изучения и освоения территорий, лежащих южнее Якутии, имели походы В.Д. Пояркова (1643-1646 годы) и Е.П. Хабарова (1651-1653 годы). В походах на великую реку Амур они пересекали территорию теперешней зоны БАМа и собирали сведения о ней физико-географического и этнографического характера.

Особое место в освоении Приамурья занимает деятельность Ерофея Павловича Хабарова – человека неукротимой энергии и сложной судьбы, фигура которого является в известной степени характерной для русских землепроходцев.

В 60-70-е годы XVII столетия русские люди начали быстро осваивать Приамурье, особенно бассейн реки Зеи. Русское влияние распространялось не только в Приамурье, но стало проникать и в Приморье. Однако научные экспедиции в районы Восточной Сибири стали направляться только со второй половины XVIII века. Первыми исследователями были естествоиспытатели (натуралисты), которых интересовали различные сведения о природе этих территорий. Наиболее значительными были путешествия И.Г. Гмелина от Иркутска до верховьев Лены и по ней до Якутска (1733-1743 годы), исследования академиков Э.Г. Лаксмана в Забайкалье (1764-1774 годы), П.И. Палласа (1770-1773 годы) и И.Г. Грегори (1770-1774 годы) в районе Байкала. В отчетах этих ученых приводятся краткие сведения о геологическом строении изученных территорий, наличии полезных ископаемых и состоянии горных промыслов.

В это время проводились довольно тщательные геологические и географические исследования Забайкалья, Якутии и Дальнего Востока. Они организовывались Горным департаментом, Географическим и Минералогическим обществами, Академией наук, Геологическим комитетом и другими центральными ведомствами и научными учреждениями. В 1851 году в Иркутске было организовано Сибирское (позднее Восточно-Сибирское) отделение Русского географического общества.

В забайкальской части БАМа в 60-70-х годах прошлого века проводили исследования знаменитые географы и геологи И.А. Лопатин, П.А. Кропоткин, А.Л. Чекановский, И.Д. Черский, а с конца 80-х -В.А. Обручев. В 1889 году в Иркутском горном управлении появляется первый сибирский штатный геолог, В.А. Обручев. В 1889-1892 годах он изучает Прибайкалье, верхнее течение Лены и Олекмо-Витимскую горную страну, особое внимание уделяя орографии и золотоносным россыпям Ленского района. На крайнем востоке региона во второй половине XIX и начале ХХ века преобладали исследования по общей географии и были проведены широкие гидрографические и топографические работы в пределах пограничных территорий.

Геологические исследования и рудные районы

В советский период основным методом изучения регионов стало систематическое геологическое картирование. К концу 60-х-началу 70-х годов вся территория региона была охвачена геологическими съемками в масштабах 1:1 000 000 и 1:500 000, значительная ее часть – съемками в масштабе 1:200 000, а в наиболее важных рудных районах и узлах была проведена съемка и в более крупных масштабах.

Сейчас нам всем хорошо известно, что путь к геологическим открытиям требует многолетней научной и технической подготовки. Так, от первых маршрутов по берегам Амура горного инженера Н.П. Аносова до открытия в 1955 году, например, первого в Комсомольском районе Солнечного оловорудного месторождения прошло 100 лет. Задумайтесь – целый век! Были находки и разочарования, были трудности и радости, но исследователи кропотливо и последовательно приближались к главному – открытию и разведке крупного минерально-сырьевого комплекса. А ведь исследования начались еще в далеком 1856 году. В 1859-1862 годах было проведено геологическое описание горных пород по берегам Амура. В 1916 году П.А. Казанский прошел геологическим маршрутом от села Пермского (город Комсомольск-на-Амуре) до реки Горин. Он обнаружил кварц и серный колчедан на площади будущего Комсомольского рудного района.
Е.В. Павловский и И.А. Ефремов в 1931 году повторили этот маршрут. Однако новых обнадеживающих сведений о рудоносности им получить не удалось. Да и 1932-1938 годы не расширили представлений о перспективах района. И только в 1940-1942 годах А.З. Давыдовым вблизи Комсомольска-на-Амуре, в долине реки Силинки, было обнаружено около сотни мелких зерен касситерита. Это было много и мало! С одной стороны – это прямые признаки оловоносности, с другой – эти признаки не давали ответа на вопросы, будут ли обнаружены промышленные концентрации олова и где именно. И все же в трудные послевоенные годы на основе глубокого изучения новых материалов, полученных в результате поисков, геологических и геофизических съемок, был сделан обнадеживающий прогноз. Его детальная проверка привела в 1954 году к выявлению олова в аллювии будущего рудного района, а в 1955 году – к открытию в борту долины реки Силинки выхода на дневную поверхность кварцевой жилы с касситеритом.

Таким образом, путь к открытиям долгий, сложный и нелегкий, но целеустремленный; многие слагаемые успеха обеспечиваются именно системой геологических исследований, методикой разведки и организации геологоразведочных работ. Район исследований трассы БАМ является ярким примером целеустремленности и результативности научных исследований.
Наиболее важными результатами работ в районе БАМа, проведенных к середине 1950-х годов, являлись открытие и разведка в Хабаровском крае ряда крупных оловорудных месторождений Комсомольского района и углей Буреинского бассейна; в Амурской области – Гаринского железорудного месторождения и россыпных месторождений золота; в Якутской АССР – месторождений золота и слюды-флогопита Алданского района, железных руд Южно-Алданского района, угля Южно-Якутского бассейна; в Читинской области – Удоканского месторождения меди; в Бурятской АССР – месторождений Орекитканского (молибдена) и Молодежного (хризотил-асбеста); в Иркутской области – Марковского, Ярактинского и других месторождений нефти и газа; расширение масштабов Мамско-Чуйского слюдоносного района4.

Наличие указанных (а также перспектив открытия новых) месторождений, несомненно, сыграло определенную роль при принятии решения о строительстве Байкало-Амурской магистрали.
Как благоприятный фактор развития в зоне БАМа горнодобывающих отраслей промышленности следует отметить высокую концентрацию минерально-сырьевых ресурсов в определенных рудных узлах, а также размещение на соседних площадях рудных месторождений и топливно-энергетического сырья. Так, например, в Южной Якутии территориально близки крупные месторождения железных руд Южно-Алданского и Чаро-Токкинского районов, месторождения урана на Алдане и коксующихся углей Южно-Якутского бассейна; на севере Читинской области – месторождения меди (Удоканское и Чинейское), железных руд (Чарское) и угля (Апсатское); в Хабаровском крае – оловорудные месторождения Комсомольского и Баджальского районов и угли Буреинского угольного бассейна и Лианского месторождения. Для развития экономики зоны БАМа, несомненно, будет иметь значение наличие месторождений нефти и газа в пределах Непского свода на севере Иркутской области, где, кроме того, выявлены крупные запасы калийных солей.

Минерально-сырьевые ресурсы и территориальное районирование

Центральными и местными плановыми органами, организациями Сибирского отделения и Дальневосточного научного центра Академии наук СССР была проделана большая работа по территориально-производственному районированию и разработке оптимальных схем организации хозяйственного освоения зоны БАМа. Научный совет по проблеме БАМа Академии наук СССР и Центральный экономический научно-исследовательский институт при Госплане РСФСР (ЦЭНИИ) предложили несколько схем территориальной организации хозяйства в зоне БАМа. В этих схемах было предусмотрено создание в регионе системы территориально-производственных комплексов (ТПК) и промышленных узлов (ПУ). Однако при этом не было определено, что следует понимать под территориально-производственными комплексами и что выделять в качестве промышленных узлов. Поэтому термин “промышленный узел” в предложенных схемах имеет два значения. С одной стороны, он применяется для обозначения крупных самостоятельных территориально-производственных единиц (например Удоканский ПУ), выделенных наряду с ТПК (Южно-Якутским, Верхне-Ленским и другими), с другой стороны, употребляется для обозначения более мелких территориально-производственных единиц, входящих в состав ТПК. Неудивительно поэтому, что номенклатура, названия и объемы некоторых намечаемых территориально-производственных единиц (например на территории Амурской области) в течение последних лет неоднократно менялись: они относились то к ТПК, то к ПУ.

В схеме территориальной организации хозяйства зоны БАМа территориально-производственные комплексы должны были рассматриваться как единицы первой категории, то есть должны быть примерно равновеликими по масштабу территорий и объему намечаемого производства. В условиях зоны БАМа площадь деятельности ТПК, как правило, располагается на территории одной единицы административного деления – автономной республики, края или области. Это определяет оптимальные условия организации территориально-производственного комплекса и управления деятельностью как ТПК в целом, так и входящих в него производств. Термин “промышленный узел” следовало употреблять для обозначения более мелких территориально-производственных единиц, входящих в ТПК. В соответствии с этим геологи предложили внести уточнения в схему территориально-производственного районирования зоны БАМа и дали практические предложения, которые и были учтены.

В качестве образца для выявления территориально-производственных комплексов мы рекомендовали принять Южно-Якутский ТПК, который намечался как многоцелевой, с развитием предприятий угольной промышленности, черной и цветной металлургии, производства минеральных удобрений и других отраслей. В составе этого ТПК должны были бы формироваться промышленные узлы – Нерюнгринский, Алданский, Чаро-Токкинский и, возможно, другие. Подобные промышленные узлы должны были создаваться и в пределах других территориально-производственных комплексов.

Мы считали, что в зоне БАМа целесообразно формирование семи примерно равнозначных по мощности территориально-производственных комплексов – Верхне-Ленского, Мамско-Чуйского, Северо-Байкальского, Удоканского, Южно-Якутского, Зейско-Селемджинского и Ургало-Комсомольского4.

Одной из первоочередных задач при сооружении БАМа еще в предвоенные годы было строительство меридиональной железнодорожной ветки от Транссиба до Тынды и далее в Якутию. Великая Отечественная война помешала ее осуществлению: железную дорогу успели довести только до Тынды, а затем рельсы пришлось снять и отправить под Сталинград. Новый этап строительства БАМа в середине 70-х годов также начался с форсированного сооружения железной дороги от Транссиба в Южную Якутию. Уже 29 октября 1977 года на станцию Беркакит прибыл первый поезд, открывший рабочее движение по линии Малого БАМа. Почти одновременно с этим, раньше других ТПК зоны БАМа, начал формироваться Южно-Якутский территориально-производственный комплекс. Было завершено строительство Нерюнгринского угольного разреза, обогатительной фабрики и первой очереди Нерюнгринской ГРЭС.
Южно-Якутский ТПК являлся в определенной мере эталонным для территориально-производственных комплексов зоны БАМа. Он должен был формироваться как многоплановый на базе развития прежде всего горнодобывающих отраслей промышленности – угольной, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов и производства минеральных удобрений. Основой его формирования, несомненно, были бы предприятия угольной промышленности и черной металлургии – более масштабные по сравнению с предприятиями других отраслей.

У нас в стране, да и, пожалуй, нигде в мире нет больше районов, где бы отмечалось столь благоприятное расположение крупных месторождений железных руд и коксующихся углей. Иногда в качестве примера такого выгодного размещения приводят близость Рурского угольного бассейна и Лотарингского железорудного района. Но, во-первых, месторождения эти расположены на территориях разных государств: уголь – в ФРГ, а железные руды – во Франции, а во-вторых, легкообогатимые руды Чаро-Токкинского района значительно лучше по качеству лотарингских руд, образующих к тому же незначительные по мощности залежи (1-13 метров). Уникальное сочетание на близко расположенных площадях больших запасов подготовленных для промышленного освоения высококачественных коксующихся углей Алдано-Чульманского района и месторождений нерудного сырья исключительно благоприятно для развития в зоне БАМа черной металлургии. Предварительные расчеты показывали, что указанные месторождения могут стать сырьевой базой крупного металлургического завода.

В те годы рост населения Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе зоны БАМа, в связи с их промышленным развитием ставил большие задачи по обеспечению этих регионов продовольствием. Эти задачи должны были решаться, в первую очередь, за счет повышения продуктивности сельского хозяйства на освоенных землях, а также использования новых земель, в частности и в зоне БАМа. И те, и другие земли нуждаются в значительных количествах минеральных удобрений. В связи с этим первостепенное значение имела организация добычи апатитов на Селигдарском месторождении, на базе которых возможно крупномасштабное производство апатитовых концентратов с высоким содержанием (36,5-37,5%) оксида фосфора (Р2О5), пригодных для получения концентрированных и сложных фосфорсодержащих удобрений.

В комплексе с развитием добычи угля, железных руд, апатитов, организацией металлургического производства и получением минеральных удобрений должны были рассматриваться вопросы развития цветной металлургии и строительной индустрии.

Геологическая изученность как основа стратегии экономического развития района

Минувший период ускоренного развития геологоразведочных работ в зоне БАМа – важный этап в изучении ее геологического строения и выявлении минерально-сырьевых ресурсов. Регион изучен, установлены основные черты его геологического строения и истории геологического развития. Подготовлены для промышленного освоения крупные месторождения различных полезных ископаемых. Строительным организациям были переданы месторождения минеральных строительных материалов, необходимых для сооружения железнодорожной магистрали, и подземных вод для водоснабжения станций. Получены геолого-геофизические материалы, имеющие важное значение для сейсмического районирования западной части территории и оценки сейсмической активности отдельных ее участков.

Опыт и результаты одновременного проведения больших объемов геологоразведочных работ на огромной территории зоны БАМа, безусловно, заслуживают изучения и распространения.
Однако к началу строительства железнодорожной магистрали геологическая изученность зоны БАМа была недостаточной и неравномерной. Имевшиеся к тому времени геологические карты, в основном масштаба 1:200 000, составлялись территориальными геологическими управлениями без необходимой связи с картами, сделанными в соседних управлениях. Отсутствовали сводные специализированные карты геологического содержания, на основе которых можно было бы рассматривать и решать геологические проблемы зоны БАМа в целом. Разрозненно, без должной координации головными и региональными институтами проводились и научно-исследовательские работы. Большинство известных к тому времени месторождений полезных ископаемых не было подготовлено к промышленному освоению, запасы их не были утверждены в ГКЗ СССР. Недостаточно ясны были и общие перспективы зоны БАМа, касающиеся выявления минерально-сырьевых ресурсов.

Необходимо было разработать стратегию развития геологоразведочных работ, развернуть широкие исследования геологического строения, определить, какие минерально-сырьевые ресурсы имеются в этом регионе и какие из них должны быть разведаны и вовлечены в народнохозяйственный оборот в первую очередь.

Проблеме координации усилий различных ведомств, прежде всего системе геологических исследований, был посвящен ряд конференций в городах Чите (1975 год), Благовещенске (1977, 1986 годы), Улан-Удэ (1981 год) и других.

С целью улучшения координации и определения главных направлений геологоразведочных и научно-исследовательских работ были созданы Секция геологоразведочных работ в районе БАМа (председатель В.А. Евстрахин) в составе научно-технического совета Министерства геологии СССР и Совет по координации научно-исследовательских и тематических работ в районе Байкало-Амурской магистрали (председатель Л.И. Красный).

Перед Советами были поставлены задачи: выбор главных направлений концентрации научных сил для решения наиболее крупных и первоочередных задач комплексного геолого-геофизического, геохимического, гидрогеологического, инженерно-геологического, минералогического и геолого-экономического изучения зоны БАМа; координация и кооперация научно-исследовательских работ, выполняемых институтами, и тематических работ, проводимых производственными организациями. Для этого были разработаны и утверждены основные положения по составлению более детальных карт региона БАМа и сопредельных районов, а также “Комплексная программа тематических и научно-исследовательских геологических, геофизических и геохимических работ на одиннадцатую пятилетку и основных их направлений до 1990 года и на перспективу до 2000 года”. В ходе осуществления указанной программы и составления сводных карт была выработана единая концепция, которая позволила связать весьма разнородные геологические материалы многолетних исследований различных производственных и научно-исследовательских организаций. Это дало возможность решить или наметить пути решения целого ряда фундаментальных проблем региональной геологии и тектоники зоны БАМа.
Производительные силы зоны БАМа должны были и будут развиваться главным образом на основе освоения минеральных и лесных богатств. При этом более долговременным и крупномасштабным фактором экономического развития районов БАМа, несомненно, послужат минеральные ресурсы. Несмотря на все еще недостаточную геологическую изученность, здесь открыты и разведаны крупные месторождения топливно-энергетического сырья, черных и цветных металлов, сырья для строительной индустрии и производства минеральных удобрений. Разведанные запасы многих полезных ископаемых составляли значительную часть общесоюзных. Особенности геологического строения и история геологического развития многих слабоизученных районов позволяют прогнозировать выявление новых крупных месторождений.

На месторождениях зоны БАМа добыча многих полезных ископаемых (угля, олова, золота, мусковита) уже сейчас имеет важное промышленное значение. Благоприятными факторами для дальнейшего развития горнодобывающих отраслей промышленности в зоне БАМа являются высокая концентрация минерально-сырьевых ресурсов в определенных рудных узлах, близость размещения на соседних площадях крупных рудных месторождений и топливно-энергетического сырья, а также наличие гидроэлектростанций на реках Зее и Витиме. В перспективе большое значение для экономики региона будет иметь ГЭС, построенная на реке Бурее. Институтом Ленгидропроект велись проработки технико-экономических обоснований энергетических сооружений начала будущего века: Гилюйской и Селемджинской ГЭС в Амурской области, Нижнениманской в Хабаровском крае. Считалось, что ввод их в эксплуатацию значительно расширит базу энергообеспечения ускоренного развития восточных районов зоны БАМа.

И еще. По имеющимся расчетам, население зоны БАМа в связи с намечавшимся промышленным развитием, транспортным строительством и освоением природных богатств в недалеком будущем должно было возрасти до 1 миллиона человек.

Соответственно должна была увеличиваться и потребность региона в продовольствии. Поэтому еще более остро встала проблема расширения и повышения продуктивности сельскохозяйственного производства как в зоне БАМа, так и в прилегающих к ней районах Восточной Сибири и Дальнего Востока. Между тем, темпы продуктивности сельскохозяйственных угодий в этих районах невысокие, в том числе из-за недостатка вносимых в почву минеральных удобрений: на полях совхозов и колхозов Сибири в 3 раза меньше удобрений, чем в среднем по России. Негативные последствия недостатка фосфора и калия в почвах (снижение урожайности, затягивание сроков вегетации растений, ослабление их устойчивости к полеганию и засухе, ухудшение качества сельскохозяйственной продукции) особенно неблагоприятно проявляются в условиях короткого вегетативного периода в Сибири. В то же время эффективность применения минеральных удобрений в Сибири высокая: каждый килограмм питательного вещества, внесенный в почву, окупается 5-8 килограммами зерна.

Перспективы

Итак, в соответствии с существовавшими планами в двенадцатой пятилетке Байкало-Амурская магистраль должна была быть введена в постоянную эксплуатацию на всем своем протяжении. Несколько позднее БАМ должен был дойти до Якутска, что имело бы большое значение для экономического развития Якутии, в частности для освоения месторождений железных руд Южно-Алданского района, апатитов Селигдарского месторождения, и стало бы важным рубежом в экономическом освоении восточных районов, в развитии их производительных сил.
В опережающем развитии производственной инфраструктуры важное значение имела подготовка транспортных путей к объектам намечаемых горнодобывающих предприятий. По нашему мнению, уже тогда, не дожидаясь полной сдачи в постоянную эксплуатацию всей магистрали, следовало бы приступить к проектированию и, по мере высвобождения строительных коллективов на основной трассе, строительству железнодорожных веток к разведанным в зоне БАМа месторождениям – Холоднинскому, Молодежному, Удоканскому, железорудным месторождениям Чаро-Токкинского района и другим. Эти месторождения неизбежно должны были бы вовлекаться в промышленное освоение.

По нашему мнению, тогда уже стратегической необходимостью стало решение проблемы второго выхода БАМа к океану. Выход железнодорожной магистрали к Татарскому проливу в районе портов Советская Гавань и Ванино имеет существенный недостаток: северная часть пролива мелководна и поэтому трудна для судоходства, а из южной его части в Охотское море можно попасть только по проливу Лаперуза5. Кстати, в прошлом немалый интерес к участию в строительстве железных дорог в восточных районах нашей страны неоднократно проявляли иностранцы: в 1857 году – американский посланник Коллинз, в 1904-1906 годах – француз Лойк де Лебель, действовавший по полномочию то американских, то французских синдикатов и предложивший осуществить грандиозный проект строительства Сибирско-Аляскинской железной дороги от Иркутска до мыса Дежнева1. Синдикаты оговаривали себе право разработки минерально-сырьевых ресурсов вдоль трассы участками 12×14 километров. Проект обсуждался специальной правительственной комиссией и был отклонен.

Представляется, что железная дорога Беркакит-Якутск должна быть продолжена в горнопромышленные районы Северо-Восточной Якутии и Магаданской области и выйти к Охотскому морю у города Магадана. При осуществлении строительства железной дороги по этому варианту указанные горнопромышленные районы получат надежную транспортную связь с промышленными центрами страны.

Другой вариант может быть реализован строительством железной дороги в широтном направлении к востоку от города Нерюнгри. В этом случае она пройдет вблизи Сутамского железорудного района, через Токкинскую угленосную впадину, недалеко от крупных титано-апатитовых месторождений Джугджурского района, пересечет Сетте-Дабанский рудный район, перспективный на выявление медно-полиметаллических месторождений, и выйдет в море в районе города Охотска или немного южнее его. Напомним, что в Токкинском угленосном районе сосредоточена половина прогнозных запасов угля Южно-Якутского бассейна (около 20 миллиардов тонн), а в Сутамском районе запасы легкообогатимых железистых кварцитов оцениваются примерно в 2 миллиарда тонн. Строительство железной дороги по этому варианту будет способствовать вовлечению в промышленное освоение новых крупных минерально-сырьевых ресурсов.
Третий вариант может быть связан с выходом железной дороги к устью реки Уды через Удско-Селемджинский рудный район, в котором известны слабоизученные месторождения железных и марганцевых руд, а также фосфоритов. Железная дорога, построенная по этому варианту, пересечет также крупные лесные массивы. Отечественная черная металлургия вряд ли в ближайшей перспективе проявит интерес к рудам черных металлов Удско-Селемджинского района. Однако за счет месторождений этого района можно развивать экспорт железных и марганцевых руд, фосфоритов и леса в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Недостатком варианта является небольшая глубина моря близ устья реки Уды и отсутствие в этом районе хорошо защищенных бухт. Указанные варианты требовали, естественно, дополнительной проработки, разведчики недр готовы были дать геологическое обоснование по каждому из них и в случае необходимости провести дополнительные исследования.

Завершение строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали явилось бы лишь начальным этапом освоения зоны ее транспортно-экономического влияния. Главным является активное вовлечение в народнохозяйственный оборот богатейших природных, в том числе минеральных, ресурсов зоны БАМа. По мере завершения строительства железнодорожной трассы центр тяжести осуществляемых здесь работ должен был бы переноситься на промышленное освоение указанных ресурсов.

Мы видим в будущем зону БАМа процветающим краем с высокоразвитой промышленностью и продуктивным сельским хозяйством. Пройдет немного времени – и на базе разведанных месторождений могут возникнуть города и рабочие поселки, крупнейшие горнодобывающие предприятия. Большинство из них должны строиться вблизи трассы Байкало-Амурской магистрали. Недалеко от Байкала может подняться горнопромышленный комплекс на базе Холоднинского свинцово-цинкового месторождения. Освоение Молодежного месторождения позволило бы удовлетворить потребность промышленности в наиболее дефицитных текстильных сортах хризотил-асбеста. Несколько дальше на восток намечается построить комплекс на базе Удоканского месторождения меди, а в его районе – предприятия по добыче каменного угля Апсатского месторождения, железных руд Чарского месторождения и другие. На базе железных руд Чаро-Токкинского и Южно-Алданского районов и коксующихся углей Южно-Якутского бассейна возможно формирование крупного угольно-металлургического комплекса, Южно-Якутский бассейн может стать крупнейшим поставщиком коксующихся углей на востоке страны. Должна получить дальнейшее развитие угольная промышленность в Буреинском бассейне. Солнечный горнообогатительный комбинат сможет разрабатывать оловорудные месторождения не только Комсомольского, но и Баджальского района.

Наличие месторождений нефти на севере Иркутской области, в частности Верхне-Чонского, позволяет уже в ближайшее время начать организацию ее добычи. За счет месторождений газа Ботуобинского района в Якутии будет организовано газоснабжение промышленных предприятий и городов центральной, в том числе якутской, части зоны БАМа.

Поставщиками сырья для производства минеральных удобрений могут стать Селигдарское месторождение апатитов в районе города Алдана, Непское месторождение калийных солей на севере Иркутской области, Сыннырское либо Сакунское месторождение сынныритов в Забайкалье. В результате широкого использования минеральных удобрений, производимых из местного сырья, значительно должна возрасти продуктивность сельскохозяйственного производства.

Сооружение второго выхода железнодорожной магистрали к океану повысило бы народнохозяйственное значение БАМа, способствовало бы вовлечению в экономическое освоение новых районов, богатых природными и минеральными ресурсами.

К сожалению, огромный задел, созданный советской страной, был утрачен, а между тем имеющиеся минерально-сырьевые и другие ресурсы при достаточном энергетическом обеспечении дают возможность России организовать ускоренное развитие производительных сил с образованием вышеуказанных или других территориально-производственных комплексов. Надо отдать должное тому, что сама идея, достаточно проработанная ранее, не угасла. В последнее время Ассоциацией международного сотрудничества и Вычислительным центром РАН проведен глубокий анализ принципиальной возможности освоения южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока (“Восточный российский ход” (ВРХ)6 ), при этом учеными промоделировано сходство ВРХ и Канады, большая часть территории которой лежит между 50-й и 60-й параллелями. Площадь ВРХ меньше площади Канады (9,8 миллиона квадратных километров) в 2,5 раза, а население – в 3,3 раза, плотность населения в ВРХ составляет 2 человека на квадратный километр, а в Канаде – 2,7. Исследователи проекта шире взглянули на проблему, включив в нее вопросы использования новых технологий. Исследователи проанализировали 12 вариантов освоения территории южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока, каждый из вариантов описывается пятью характеристиками: численность населения в миллионах человек (этап освоения); уровень развития (какой стране соответствует); общий объем электроэнергии, потребляемой в год в камерально-бытовой сфере и сфере услуг (миллиарды киловатт-часов); общий объем потребления первичной энергии в год (миллионы тонн условного топлива); общий объем внутривалового продукта в год (миллиарды долларов США). Естественно, что реализация проекта ВРХ требует принципиально новых основ освоения восточных регионов. Они по своей сути должны быть притягательными как для государственных капиталовложений, так и для инвестиций из других стран мира с высокой рентабельностью вложений. Этому должно способствовать новое понимание политической ситуации, сложившейся на востоке России, внимание к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, желание дать мощный толчок развитию стран форума “Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество” (АТЭС). Такой подход должен не только благоприятствовать политико-экономическим интересам России в этом регионе, но и помочь странам региона сообща выйти из финансово-экономического кризиса. Естественно, проект потребует выработки определенных условий сотрудничества, при этом особую роль должна сыграть Россия: необходимо выработать такие законы, которые делали бы экономически выгодными вложения в ускоренное развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока.

В силу эффективности проекта, как нам кажется, можно ожидать притока капитала как с ближнего, так и с дальнего зарубежья. Это способствовало бы консолидации стран, предприятий и людей на постсоветском пространстве, дало бы возможность странам СНГ найти нишу для эффективного вложения капиталов. Что же касается основы этого проекта, то минерально-сырьевая подготовленность объектов обеспечивает не только устойчивость и положительные перспективы проекта в целом, но и благоприятную политическую ориентацию в будущем. Ведь проблема национальной безопасности России незримо присутствует и в этом регионе. Создав платформу для экономического сотрудничества, мы снизили бы политическую напряженность в этом регионе, что, безусловно, позитивно сказалось бы на общем политическом климате вокруг России5.

Заключение

В последние годы в печати появляются время от времени негативные оценки идеи строительства БАМа, при этом авторы не вдумываются в огромное политическое и экономическое значение этого замысла. Надо иметь в виду, что строительство БАМа имело главной целью решение крупных социально-экономических задач по освоению новых территорий нашей страны, имеющих колоссальную ценность для будущего России. Но БАМ – это еще и очевидный пример организованности и умения государства сконцентрировать экономику, финансы и людские ресурсы на важнейших направлениях экономической целесообразности.
Что же касается появляющихся сегодня негативных оценок, то следует учесть, что и время другое, и задачи эти в условиях разрушенного хозяйства видятся иначе: они не под силу “хилому” государству.
Но не следует забывать, что районы Дальнего Востока притягивают и будут привлекать внимание территориально озабоченных государств, и в этих условиях следует продумать все возможные последствия этого и, пока не поздно, пересмотреть политическую и экономическую деятельность нашего государства в этих регионах, чрезвычайно важных для развития России5.

Примечания
1. Козловский Е.А. “БАМ глазами геолога”. Недра, 1986, с. 203.
2. Ефимов А.В. “Из истории великих географических открытий”. М., 1971, с. 22.
3. Горький А.М. “История русской литературы”. М., 1939, с. 188.
4. Козловский Е.А. “Минерально-сырьевые проблемы России накануне XXI века”. Русский биографический институт и издательство Московского государственного горного университета (МГГУ), 1999, с. 406.
5. Грабчак Л.Г., Козловский Е.А. “Минерально-сырьевая обеспеченность и безопасность России”. Политико-правовой журнал “Президент, парламент, правительство”, №5, 1998, с. 46-51.
6. Лобов В., Хачатуров В. “Восточный российский ход в XXI век”. “Независимая газета”, 10 сентября 1999г.

 

 

Следить за новостями ИНЭС: