С. Луценко прокомментировал

Институт, Мнения

Сергей Луценко. Контуры Концепции повышения качества жизни населения

Луценко С.И., аналитик ИНЭС, член экспертного совета Комитета Госдумы по обороне

Автор предпринял попытку обозначить основные постулаты Концепции повышения качества жизни населения. Выделены показатели, оценивающие качество жизни. С целью успешной реализации Концепции предлагается использовать систему индикативного управления.

Предпосылки внедрения Концепции повышения качества жизни населения

Ключевым направлением деятельности ООН является международное экономическое и социальное сотрудничество, установленное в главе IX Устава ООН (Раздел I. Понятие международного права, его сущность и роль в международных отношениях, политике и дипломатии. 1. Устав Организации Объединенных Наций. Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945). В статье 55 перечислены конкретные задачи в указанной сфере, в том числе, содействие повышению качества жизни.

Государствами – членами ООН в 2015 году был принят программный документ «Цели устойчивого развития», состоящий из 17 целей.

Устойчивое развитие относится к объединению целей высокого качества жизни, здоровья и благополучия с социальной справедливостью и поддержанием способности Земли поддерживать жизнь во всем ее разнообразии. Эти социальные, экономические и экологические цели являются взаимозависимыми и взаимоподдерживающимися.

В Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 25.09.2015 «Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года» отмечается, что устойчивое развитие и управление имеют огромное значение для качества жизни людей.

Одним из определяющих факторов качества жизни является поддержание экономического роста на душу населения в соответствии с национальными условиями и, в частности, рост валового внутреннего продукта на уровне не менее 7 процентов в год.

Политика национальных властей должна способствовать производительной деятельности, созданию достойных рабочих мест, предпринимательству, творчеству и инновационной деятельности, и поощрять официальное признание и развитие микро-, малых и средних предприятий, в том числе посредством предоставления им доступа к финансовым услугам (примечание к дешевым кредитным средствам).

На встрече с Советом законодателей РФ при Федеральном Собрании, которая состоялась 28 апреля 2023 года, Президент РФ Путин В.В. отметил, что эффективное социально-экономическое развитие России связано, в том числе, с повышением повышения качества жизни людей.

В свою очередь, первоочередной заботой парламента всегда должно быть повышение качества жизни и доходов людей.

Другими словами, Путин В.В. поставил задачу перед исполнительной и законодательной властью повысить благосостояние народа или качество жизни.

Слова Президента России о повышении качества жизни корреспондируют с Целями устойчивого развития ООН.

К сожалению, в России отсутствует программный документ, определяющий особенности качества жизни населения, целевые установки, субъектов ответственности.

Попробуем обозначить контуры Концепции повышения качества жизни населения (далее – Концепция), в том числе с использование лучших региональных практик.

 В Концепции необходимо определить основные цели, задачи, приоритеты и механизмы решения проблемы. Другими словами, речь идет о документе, особенностью которого является комплексный подход к решению задачи повышения качества жизни.

Реализация Концепции направлена на формирование устойчивого среднего класса и создание комфортной среды для проживания населения, с привлечением гражданского общества к решению данной проблемы.

В основе Концепции лежат многообразие факторов, которые оказывают влияние на процессы сохранения и развития человеческого потенциала – главного богатства страны.

Целью ее является определение условий для поступательного развития человеческого потенциала, повышения уровня жизни населения.

Методология Концепции и риски

Показатели качества жизни и уровня жизни населения являются важнейшими индикаторами оценки реальных социально-экономических последствий проводимых преобразований и степени социальной напряженности в обществе. Достижение высокого качества жизни населения в стране и ее регионах является приоритетной задачей социально ориентированной рыночной экономики.

В настоящее время не существует общепринятой определения понятия «качество жизни».  

Уровень жизни населения – это сложная комплексная категория, которая выражает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей и степень их удовлетворения, а также условия в обществе для развития и удовлетворения этих потребностей. В качестве средств удовлетворения потребностей рассматриваются блага, имеющие вещную форму и услуги.

По рекомендации Организации Объединенных Наций уровень жизни в свою очередь измеряется системой показателей, характеризующих здоровье, уровень потребления, занятость, образование, жилище, социальное обеспечение.

Составляющими показателя качества жизни являются такие компоненты, как, например, «качество человека», «качество здравоохранения», «качество образования», «качество культуры», «качество труда», «качество среды», «качество жизни».

Качество населения (человека, человеческого капитала) – это категория, характеризующая население как субъект жизнедеятельности, общественного производства и общественных отношений, а именно его способность реагировать на природные, технические, экономические, социокультурные условия и приспосабливать их к своим изменяющимся потребностям. Свойства населения принимают форму наблюдаемых и количественно измеряемых характеристик, например, рождаемость и смертность, брачность и разводимость, образовательный и квалификационный уровень.

Качество образования – это комплекс характеристик образовательного процесса, определяющих последовательное и практически эффективное формирование компетентности и профессионального сознания.

Качество трудовой жизни (труда) – это условия производственной жизни, позволяющие учесть степень реализации интересов работника и использования его интеллектуальных, творческих, моральных, организационных и других способностей. Качество трудовой жизни выражается в повышении чувства удовлетворенности трудом, стремлении повышать квалификацию.

Качество среды – это совокупность элементов, предпосылок и фактов, необходимых для формирования самой среды и одновременно выступающих в качестве предпосылки для здоровой и гармоничной социально насыщенной жизни индивида.

Качество жизни – это интегральная категория, отражающая степень развития и полноту удовлетворения материальных, культурных и духовных потребностей человека.

Новое качество жизни – это интегральная категория, основанная на учете человека не только как производителя и потребителя различных товаров и услуг, но и как целостной личности, созидающей свою жизнь и жизнь своей семьи, всего общества и страны в целом. В этой связи в понятии «новое качество жизни» необходимо дополнительно учитывать степень удовлетворения потребностей в творчестве, развитии и реализации человеком своих способностей.

Комплексный подход к определению качества жизни предусматривает систему различных методов для измерения качества жизни, обеспечивает возможность сопоставления объективных и субъективных оценок, позволяет формировать информационную базу для анализа достигнутого качества жизни и адекватности восприятия его населением.

Проблема повышения качества жизни населения носит комплексный характер и, поэтому целесообразно использовать программно-целевой метод решения поставленных задач.

Программно-целевой подход к повышению качества жизни населения предполагает учет полноты и качества услуг, предоставляемых гражданам региональными и муниципальными службами, выбор индикаторов качества жизни, зависящих от непосредственной деятельности органов государственной власти, направленной на удовлетворение жизненных потребностей населения, оценку эффективности «обратной связи» общества и государства (Указ Губернатора Свердловской области от 29.01.2014 № 45-УГ «О Концепции повышения качества жизни населения Свердловской области на период до 2030 года – “Новое качество жизни уральцев»).

В основе повышения качества жизни населения лежат следующие принципы: рост эффективности производства и труда, повышение доходов населения, обеспечение членам общества равных возможностей во всех сферах жизни, рациональное использование бюджетных ресурсов.

Субъектом (носителем) качества жизни является население (страны, региона, муниципального образования), различное по половозрастному составу и состоящее из отдельных людей, личностей, разных социальных и профессиональных групп.

Наиболее распространенным интегральным показателем развития человеческих ресурсов и качества жизни является индекс развития человеческого потенциала, который отражает возможность людей обеспечить себе долгую и здоровую жизнь, приобрести хорошие знания, а при помощи их получить доступ к общественным ресурсам, и, наконец, показать уровень благосостояния, степень его приближения к мировым стандартам жизнеобеспеченности.

Отдельно необходимо определиться с категорией бедности.

Под бедностью понимается экономическое положение семьи или отдельного индивида, при котором имеющиеся в распоряжении средства недостаточны для удовлетворения их минимальных потребностей в питании, одежде, жилье, медицине, образовании и др. Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе: экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, ограниченная возможность получения доходов за счет предпринимательской деятельности, безработица), социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность), демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда), политических (военные конфликты, вынужденная миграция), регионально-географических (разрыв сложившихся межрегиональных связей) и пр.

Существует три основных подхода к определению бедности:

  1. Абсолютная бедность – это недостаточная обеспеченность семьи (индивида) предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами по сравнению с установленным прожиточным минимумом.
  2. Относительная бедность – это недостаточная обеспеченность семьи (индивида) предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами по сравнению со сложившимися в обществе стандартами потребления.
  3. Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения.

В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций бедности: абсолютной, относительной и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.

Определение бедности в Российской Федерации основывается на концепции абсолютной бедности. Для характеристики бедности официально используется термин «малоимущие». Малоимущими признаются те граждане, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Качество жизни определятся как комплексная характеристика степени развития и удовлетворения материальных и культурных потребностей и интересов людей, сложившихся условий жизнедеятельности и свободного развития отдельного человека, социальных общностей и общества в целом. Оценка качества жизни – это выявление отношения характеристик качества жизни человека или общества и соответствующих параметров, принятых за базу сравнения, эталон (Постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 12.05.2005 № 35 «Об утверждении Концепции качества жизни населения Кемеровской области на 2005 – 2008 годы»).

Одни из важнейших составляющих элементов Концепции является повышение благосостояния населения.

Речь идет о создании устойчивого среднего класса с одновременным снижением доли категории населения с доходами ниже прожиточного минимума до уровня, не превышающего 5 процентов, снижение социального неравенства, предоставление гражданам возможности для более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов.

Целями повышения благосостояния населения являются: превращение заработной платы в надежный источник средств, обеспечивающий достойное существование работнику и его семье; обеспечение государственных гарантий трудовых прав и создание условий для реализации гражданами права на труд, а также защита от безработицы; обеспечение стабильной ситуации на рынке труда, в том числе за счет реализации программ массового обучения и предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства; адекватная потребностям экономики профессиональная ориентация, развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность;  развитие социального партнерства.

Для успешной реализации Концепции  необходимо внедрить механизм прогнозирования возможных рисков, связанных с достижением основной цели, решением задач Концепции.

Прежде всего, речь идет о макроэкономических (связанных с возможностями ухудшения общей экономической ситуации в стране и мире), экологических (предполагающих возможность потерь, связанных с природными катастрофами, ухудшением экологической ситуации) и рисков финансового регулирования (включающих изменения инвестиционной привлекательности России, ее регионов).

Для снижения уровня рисков необходимо  совершенствование методов прогнозирования социально-экономического развития, повышение надежности и оперативности предоставления статистических данных для формирования краткосрочных и среднесрочных прогнозов социально-экономического развития, стимулирование диверсификации российской экономики, модернизация традиционных и развитие новых секторов экономики, совершенствование механизмов осуществления инвестиций, уменьшение социального неравенства и восстановление социального мира в обществе.

В качестве инструментов снижения рисков можно выделить следующие: регулярный мониторинг внешней среды; опережающее размещение информации о планируемых мероприятиях, в том числе в средствах массовой информации, сети Интернет, и работа с обращениями граждан и организаций;  увязка реализации Концепции со стратегиями развития России и отдельных отраслей.

Концепция и индикативное управление

Улучшение качества жизни состоит в увеличении возможностей человека в осуществлении его жизненных планов. В конечном счете, это означает расширение степени свободы самореализации личности и представляет ему своду выбора положения в обществе.

Для отслеживания изменений в различных сферах жизнедеятельности человека и оценки качества жизни населения необходимо определить и внедрить систему показателей.

Система показателей должна охватывать все сферы жизнедеятельности, быть достоверной, доступной и оперативной.

Выделяются четыре базовых индикатора, определяющих качество жизни:

  1. Качество населения: рождаемость и смертность, число браков и разводов, ожидаемая продолжительность жизни, уровень образования, квалификация и т.п.
  2. Благосостояние населения: показатели уровня жизни человека, отражающие степень удовлетворения его материальных и духовных потребностей (заработная плата, реальные доходы, их дифференциация, уровень потребления благ и услуг, уровень здравоохранения, культуры и т.п.).

III. Качество социальной сферы: уровень условий труда, социальной защиты, физической и имущественной безопасности члена общества, криминогенности и социально-политического здоровья самого общества и т.п.

  1. Качество окружающей среды: данные о загрязнении воздушного пространства, почв и воды.

Каждый из четырех базовых индикаторов отражает условия, в рамках которых проистекают процессы удовлетворения как биологических, так и социальных потребностей членов общества. Индикаторы состоят из показателей, которые согласовываются со статистическими данными.

Система насчитывает более 100 показателей. Среди них: ожидаемая продолжительность жизни при рождении, естественный прирост населения, доля специалистов с высшим образованием в экономике, обеспеченность культурно-досуговыми учреждениями, валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения, индекс потребительских цен, размер среднемесячной заработной платы, индекс концентрации доходов (коэффициент Джини), доля расходов на питание в потребительских расходах населения, обеспеченность благоустроенным жильем и другие.

При реализации Концепции предлагается использовать систему индикативного управления.

Введение системы управления направлено на обеспечение согласованных действий органов государственной власти, органов местного самоуправления и хозяйствующих субъектов с целью формирования устойчивого экономического роста и повышения качества жизни населения области. Система повысит эффективность принятия управленческих решений для решения поставленных в программе задач.

Система управления включает в себя: систему индикаторов социально-экономического развития России, отраслей экономики и социальной сферы, муниципальных образований области и хозяйствующих субъектов; систему индикативного планирования; систему управления.

Система индикаторов социально-экономического развития позволяет проводить количественно-качественную характеристику явлений и процессов, происходящих в области, качественная сторона которых отражает сущность явлений или процессов социально-экономического развития в определенный момент времени, а количественная – их размер, абсолютную или относительную величину.

Количественная составляющая системы индикаторов социально-экономического развития области включает в себя обобщенные макроэкономические показатели и показатели уровня жизни населения. Пороговые значения индикаторов как достижение целей на определенный период рассчитываются на основании показателей прогноза социально-экономического развития области.

Внедрение системы управления позволит, с одной стороны, разработать эффективный инструментарий, обеспечивающий прозрачность и предсказуемость принятия решений со стороны органов государственного управления и хозяйствующих субъектов. С другой стороны – регулировать экономические процессы с помощью определения целей развития производства и создания государством стимулов для хозяйствующих субъектов, которые соглашаются действовать в соответствии с государственными рекомендациями.

Система позволит не только органам власти контролировать и отслеживать процессы, происходящие в области, но и обществу контролировать и оценивать эффективность работы органов власти. Общество будет формировать социальный заказ, а органы власти в этой системе будут исполнителями этого заказа.

Одной из проблем, связанных с качеством жизни является предоставление населению ненадлежащего качества жилищно-коммунальных услуг, с завышенным уровнем тарифов.

В Концепции необходимо предусмотреть проведение экспертизы на систематической основе влияния тарифов на топливно-энергетические ресурсы (ТЭР) и услуги жилищно-коммунального хозяйства на баланс доходов и расходов населения, с целью сохранения доли платежей населения в объеме собственных доходов.

Проведение комплексного аудита региональной составляющей тарифов на газ и электроэнергию с анализом фактического финансового состояния энергоснабжающих предприятий.

Интересным представляется в рамках Концепции внедрение новых социальных технологий: создание индивидуальных счетов развития.

Речь идет о проектах  с участием государства, которые позволят помочь малоимущим накопить средства с тем, чтобы впоследствии осуществить покупку жилья, получить дополнительное образование, воспользоваться качественными медицинскими услугами.

Собственные средства малоимущих граждан, находящиеся на индивидуальном счете развития, позволят обеспечить доход, гарантированный государством, на уровне выше среднего процента по банковскому депозиту и воспользоваться беспроцентным кредитом.

С целью развития жилищного строительства с последующей продажей построенного жилья в кредит некоторые регионы предоставляют бюджетные кредиты застройщикам, в роли которых будут выступать специализированные организации – региональные ипотечные операторы (Постановление Правительства Калужской области № 42 от 06.02.2004 «О Концепции повышения качества жизни населения Калужской области»).

В целях обеспечения эффективной координации действий сторон, участвующих в реализации Концепции необходимо создать совещательный и консультативный орган (Координационный совет) при Президенте РФ.

В сфере компетенции Координационного центра можно выделить:  рассмотрение основных положений, целей и задач Концепции, а также определение мер, направленных на ее реализацию; рассмотрение вопросов, касающихся определения целевых значений показателей оценки эффективности реализации Концепции, а также способов и этапов их достижения; подготовка предложений по совершенствованию государственной экономической, социальной и демографической политики в целях обеспечения достижения показателей оценки эффективности реализации Концепции; анализ практики реализации Концепции и оценка эффективности мер, направленных на решение задач в области повышения качества жизни населения, а также подготовка предложений по их совершенствованию; а также  участие в обсуждении и подготовке проектов нормативных правовых актов, наиболее значимых для повышения качества жизни населения.

Заключение

Для повышения качества жизни населения необходимо формирование благоприятных условий для самореализации личности, духовного благополучия, улучшения здоровья населения; формирование эффективной системы управления процессом обеспечения качества жизни населения.

В основе реализации Концепции должны лежать следующие основные постулаты: консолидация действий исполнительных органов государственной власти всех уровней, организаций и граждан по формированию и реализации мероприятий, направленных на повышение качества жизни населения; многоуровневый подход к организации мероприятий с учетом как общих потребностей населения; государственная ответственность, эффективность, преемственность и стабильность политики, проводимой органами государственной власти и управления, совершенствование законодательной базы на всех уровнях государственной власти; равенство всех граждан независимо от социального положения, национальности, места жительства, политических и религиозных убеждений; профилактическая направленность мер повышения качества жизни населения; постоянно действующая информационно-пропагандистская система, направленная на формирование социально-адаптированной личности; наличие прямой и обратной связи между населением и органами власти; наконец, использование результатов научных исследований (лучших практик), опыта международного сотрудничества с целью выработки оптимальных подходов к решению проблем повышения качества жизни.

Следить за новостями ИНЭС:

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: