Журнал «Экономические стратегии», ключевое слово: «институциональная среда»


Институциональные барьеры внедрения инноваций при реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

DOI: 10.33917/es-8.174.2020.36-43

Исследование институциональной среды позволяет в эпоху высокой неопределенности выявить закономерности, препятствующие изменениям, проведение которых в настоящий момент определяет не только показатели эффективности, но и является залогом выживания. На основе анализа текущего состояния развития цифровой экономики в РФ с учетом событий первой половины 2020 г., а также подходов к организации и показателей выполнения национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» выдвинуты предположения относительно основных составляющих институциональной среды цифровой трансформации. Были сопоставлены институциональные барьеры, препятствующие экономическому росту в результате повышения информатизации процессов. Основной причиной образования институциональных барьеров считается низкая скорость реагирования, запаздывание преобразования институциональной среды относительно уклада, обеспечивающего достижения максимального положительного эффекта использования цифровых технологий

Источники:

1. Число перешедших на «удаленку» россиян выросло почти в пять раз [Электроннный ресурс] // РКБ. 2020. 14 апреля. URL: https://www.rbc.ru/society/14/04/2020/5e94bb939a7947d83b0436cd.

2. Цифровая Россия: новая реальность [Электронный ресурс] // McKinsey & Company. 2017. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/locations/europe%20and%20middle%20east/russia/our%20insights/digital%20russia/digitalrussia-report.ashx.

3. Цифровая активность предприятий обрабатывающей промышленности в 2019 г. [Электронный ресурс] // Высшая школа экономики. 2020. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/333003484.

4. Абдрахманова Г.И., Вишневский К.О., Гохберг Л.М. и др. Цифровая экономика: 2020: Краткий статистич. сб., Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2020.

Инновационное развитие России: проблемный подход

DOI: 10.33917/es-5.163.2019.90-99

Инновационное развитие — стратегия созидания нового технологического и общественного уклада. Реализация данной повестки требует решения комплекса проблем, рождаемых феноменом инноваций. В статье выявлено семь проблемных зон, затрудняющих формирование устойчивой инновационной системы в современной России. Проблема определений связана с отсутствием понимания глубинной сущности инновационной культуры, что рождает поверхностное понимание инновации исключительно как коммерциализированного новшества, а не как образа жизни. Проблема операционализации и оценки инноваций связана с доминированием технократических и статистических подходов, что приводит к линейным выводам и формирует необъективную картину потенциала развития России. Проблема спонтанности инноваций и акцента исключительно на инвестиционных аспектах инновационной политики способна обернуться значительными финансовыми потерями и снижением творческого потенциала людей, задействованных в отдельных отраслях науки и экономики. Проблема субъекта формирует неверное представление об инновациях как об исключительном продукте индивидуального творчества, в то время как они суть результат сложного социального взаимодействия. Проблема институциональной среды связана не столько с инкубаторами, венчурными фондами, технопарками и научно-исследовательскими лабораториями, сколько с непреложной ролью школы и фундаментальной науки. Последними по перечислению, но не по значению являются проблемы социокультурной среды инноваций и их непредсказуемых последствий. Эффективность и устойчивость инновационной системы находится в прямой зависимости от преобладающего в обществе отношения к неудачным попыткам внедрения новшеств. Отрицательное восприятие способно породить в лучшем случае апатию по отношению к нововведениям, в худшем — агрессию. Спокойная оценка неудач может стать залогом успеха. Решение выявленных проблем — сдерживающих факторов инноваций — возможно при равнонаправленной энергии политических, экономических и научно-исследовательских субъектов