Стратегия как фактор снижения риска

Номер 2. Тайна странника

Работать с компанией, нацеленной на перспективу, лучше, чем с фирмой, живущей одним днем.

Михаил ПЫЛОВ
Стратегия как фактор снижения риска
"Экономические стратегии", №2-2005, стр. 68

Пылов Михаил Васильевич — генеральный директор ООО «Оценочная Компания “Баланс”».

Как стратегичность той или иной компании влияет на размер ее стоимости при оценке?

Не секрет, что большая часть российских компаний работает без долгосрочных бизнес-планов.

В лучшем случае компании разрабатывают краткосрочные бизнес-планы на год. Однако, по материалам Всемирного банка, наличие долгосрочной стратегии, формализованной в виде бизнес-плана, в два раза снижает вероятность банкротства.
Наличие долгосрочной стратегии развития укрепляет позиции компании на рынке, повышает ее деловую репутацию, усиливает ее позиции в переговорах с поставщиками и подрядчиками, покупателями и кредиторами. Согласитесь, работать с компанией, нацеленной на перспективу, лучше, чем с фирмой, живущей одним днем.

С точки зрения оценщика, рост уровня стратегичности компании ведет к существенному снижению рисков и, соответственно, к снижению ставки дисконтирования (наиболее отчетливо это проявляется при оценке компании с использованием доходного подхода), а следовательно, к росту ее рыночной стоимости. Стратегичная компания обладает гудвиллом, выражающимся в превышении ее рыночной стоимости над стоимостью накопленных материальных активов.

Хотелось бы привести реальный пример влияния стратегичности на стоимость бизнеса. Весной 2003 г. крупная финансовая группа консолидировала пакеты акций предприятий одного из машиностроительных холдингов. В настоящее время ведутся переговоры о его продаже. ООО "ОК "Баланс"" вместе со своим западным партнером, международной аудиторско-оценочной компанией Moore Stephens International, проводит оценку рыночной стоимости реализуемого бизнеса. Работа еще не завершена, но уже сейчас очевидно, что итоговая сумма будет значительно больше, чем стоимость покупки. Дело не в том, что в оценке 2003 г. была допущена ошибка, и не в том, что изменилась конъюнктура. Во многом это результат эффективного управления холдингом, в основе которого лежат краткосрочная и долгосрочная стратегии развития как холдинга в целом, так и его структурных единиц.

В оценочной деятельности, как и в любой другой отрасли, стратегия также играет немаловажную роль, особенно сейчас, когда и на этом рынке появилась реальная конкуренция. Наша компания в 2002 г. в рамках Системы менеджмента качества разработала и успешно реализует краткосрочную и долгосрочную стратегии. Это усилило наши позиции на переговорах, повысило конкурентоспособность компании, позволило значительно увеличить число заказчиков. Кроме того, наличие стратегии способствовало повышению эффективности работы сотрудников. За прошедший год выручка компании повысилась на 78% по сравнению с 2003 г., значительно увеличилось число постоянных (обратившихся два и более раз) заказчиков. Очевидно, что стратегия развития компании является важным управленческим инструментом.

Следить за новостями ИНЭС: