Стабилизирующие возможности маркетинга в экономике

Номер 7. Детектор ошибок

Автор делает вывод, что государство как активный участник экономических отношений в современном мире реализует политику маркетинга на макроуровне через соответствующие инструменты, что имеет целью достижение стабильности в экономике в целом не зависимо от конъюнктурных колебаний, порождаемых как внешними, так и внутренними событиями.

Алексей Зайцев
Стабилизирующие возможности маркетинга в экономике

"Экономические стратегии", №07-2009, стр. 152-154

Зайцев Алексей Геннадьевич – заведующий заочным отделением Орловского государственного университета, заместитель декана факультета экономики и управления по вечернему и заочному обучению, к.э.н., доцент.

Введение

Государство является одним из участников рыночных отношений в современной экономике. Известно, что все субъекты экономической жизни используют методы и инструменты для достижения своих целей. Предпринимательский сектор и домохозяйства достигают этих целей посредством взаимодействия на различных рынках (рынок товаров и услуг, рынок труда, финансовый рынок и др.). В связи с тем что государство занимает особое место в рыночной системе и имеет особый набор целей, оно может не только использовать вышеназванный тип взаимодействия, т.е. рыночные связи, но и опираться в проведении в жизнь своей политики на ряд нерыночных инструментов (например, принятие и изменение системы законодательства). Оно осуществляет многоаспектное воздействие на процесс воспроизводства на микро- и макроуровне, а также влияет на процесс функционирования всей бюджетной системы. Таким образом, в виду комплексного характера экономических последствий применение нерыночных инструментов регулирования должно быть четко обусловлено потребностями всей экономики и должно осуществляться последовательно и согласованно. В случае нормального поступательного развития конкретной хозяйственной системы чисто экономические методы воздействия на рыночную среду со стороны государства представляются все же более эффективными.

Итак, многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике, определяет выполняемые государством экономические функции. Для решения этих задач в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика, промышленная и структурная политика, инновационная политика. Эти инструменты государственной политики, по сути, являются инструментами маркетинга государства в рыночной среде.

Маркетинговый подход к государственному управлению

Государство как субъект маркетинга наряду с продавцами и потребителями выполняет на рынке, как уже отмечалось, специфическую роль. В отличие от отдельных участников рыночных отношений, которые стремятся получить максимальную индивидуальную выгоду, целью государства является предоставление всем субъектам рынка нормальных условий для функционирования и развития. Не удовлетворяя непосредственно потребностей потребителей, оно должно регулировать этот процесс и оказывать содействие эффективному достижению компромисса интересов участников рынка с минимальными затратами общества. Это обусловлено необходимостью рассматривать экономические и социальные процессы в единстве и взаимодействии. Причем государство в отличие от отдельного предприятия заинтересовано в эффективном функционировании экономики в целом. С другой стороны, государство можно рассматривать с точки зрения предоставления гражданам важных социальных услуг (безопасность, охрана окружающей среды и т.п.). Т.е. его можно рассматривать как специфическое предприятие, которое предоставляет населению широкий набор услуг.

Примером могут служить действия так называемых государственных корпораций, т.е. таких предприятий, в управлении деятельностью которых доминирует государство ("Газпром", "Роснефть", Сбербанк, "Российские железные дороги" и т.д.). Выступая в известном смысле от имени государства, они стараются не только эффективно работать с финансовой точки зрения, но и осуществлять цели государственной политики. Например, способствуя реализации социальных функций государства, государственные корпорации предоставляют льготы определенным группам населения.

Перечисленные обстоятельства указывают на необходимость обеспечения маркетингового подхода к государственному управлению как в целом, так и при проведении отдельных мероприятий независимо от их масштаба. В связи с этим необходимо определить основные цели и задачи государственного маркетинга. Целью государственного маркетинга должно быть в первую очередь максимальное удовлетворение потребностей граждан (материальных и духовных) в рамках выделенных общественных затрат. Государственный маркетинг должен изучать потребности и интересы, т.е. их суть, структуру, приоритетность, факторы и тенденции развития. Достижение поставленной общественной цели предусматривает поэтапное выполнение определенных задач и удовлетворение потребностей членов общества в зависимости от их приоритетности и важности. Данные цели фактически подчинены достижению стабильности макроэкономической системы в целом, независимо от колебаний конъюнктуры, периода деловой активности и т.д.

Примером реализации данных целей на практике может служить воздействие государства на так называемые встроенные стабилизаторы, которые позволяют сгладить действие негативных шоков (будь то внешние или внутренние) на экономическую ситуацию в целом. В этой связи речь может идти, например, о бюджетном и налоговом стабилизаторах.

Инструменты государственного маркетинга

В роли бюджетного стабилизатора как инструмента государственного маркетинга выступают различные выделяемые государством трансферты из средств бюджета. Трансферты представляют собой такой доход, который не сопряжен с какими-либо обратными возмездными потоками факторов производства. В контексте данного вопроса под трансфертами понимают различные виды выплат населению из государственного бюджета (пособия по безработице, пенсии, стипендии и т.д.). А поскольку объем перераспределяемых таким образом средств имеет достаточный вес ввиду наличия социальных обязательств государства, то и влияние этих трансфертов на экономику также весьма значительно.

Рассмотрим механизм действия данного вида автоматических стабилизаторов. Известно, что для стадии подъема макроэкономической конъюнктуры характерен рост объемов производства, а следовательно, и занятости. Это означает, что уровень выплат государства по трансфертам сокращается, т.к. требуется меньше пособий по безработице. Подобная ситуация вполне отчетливо прослеживалась в период резкого экономического роста российской экономики в 2003-2005 гг. (табл. 1).

Данный факт положительно сказывается на состоянии экономической стабильности, ведь государство, таким образом, осуществляет меньше денежных вливаний в экономику, предостерегая ее от заблаговременного перегрева.

В ходе рецессии политика трансфертных выплат также сглаживает циклические колебания. В ситуации экономического спада наблюдается спад производства, рост безработицы, снижение деловой активности и покупательной способности. Количество выплат по безработице нарастает, что, с одной стороны, позволяет государству проводить социальную политику, а с другой – увеличивать покупательную активность населения, что способствует росту совокупного спроса в условиях кризиса, позволяя снижать темпы падения производства.

Аналогично действие другого встроенного стабилизатора – налогового. В период роста деловой активности в экономике наблюдается рост производства, что вызывает увеличение объемов продаж и в конечном итоге прибыли предпринимательского сектора. А значит, растут и соответствующие налоговые выплаты (обратная ситуация будет наблюдаться в случае спада экономики). Похожим образом меняются объемы поступлений в бюджет по налогу на доходы физических лиц. Функция налогового стабилизатора здесь состоит в изъятии избыточных доходов в периоды бурного роста экономики для предупреждения преждевременного ее перегрева и "недоизъятия" доходов в кризисные периоды для поддержания необходимого для развития экономики уровня доходов и совокупного спроса.

Говоря о встроенных стабилизаторах в российской практике, необходимо отметить, что они выполняли возложенную на них функцию лишь отчасти. Так, в 1990-х гг. вследствие масштабного экономического кризиса (не носящего циклического характера) проследить статистически их действие не представлялось возможным. Фактически подобный анализ можно использовать только в период экономического роста 2000-х гг. В этой связи можно рассмотреть некоторые показатели стабилизации в 2000-2005 гг. (табл. 2).

Заключение

Таким образом, государство как активный участник экономических отношений в современном мире реализует политику маркетинга на макроуровне через соответствующие инструменты, что имеет целью достижение стабильности в экономике в целом не зависимо от конъюнктурных колебаний, порождаемых как внешними, так и внутренними событиями.

ПЭС 8096/17.04.2008

Следить за новостями ИНЭС: